+79139857900

Народные грузовики

5 марта 2015 в 09:28

Какие изменения произошли в грузовом сегменте, какие тренды проявят себя в 2015 году, изучил наш корреспондент.    


Реальность оказалась несколько лучше пессимистичных прогнозов. В течение прошлого года многие зарубежные автопроизводители, работающие в России, давали собственное видение итогов 2014 года. Так, согласно пессимистическому варианту прогноза немецкой компании MAN, отечественный рынок грузовиков с полной массой выше 6 тонн в ушедшем году должен был составить 85 тыс. и показать падение на 23%. Однако, согласно данным аналитического агентства «Автостат»,  реальное положение дел оказалось немногим лучше. Емкость отечественного рынка HCV составила 88 тыс. грузовиков.  Впрочем, сравнение с самым благоприятным периодом (в 2012 году рынок HCV составил 128 тыс. грузовиков) показывает «сжатие» грузового рынка фактически в полтора раза. В прошлом году продажи снизились на  20,5%.

На данную ситуацию оказали влияние три фактора. Свою роль сыграли скачки валютного курса, общая неопределенность, ожидание кризиса и т. п. Также одним из значимых моментов, затормозивших развитие рынка, стало окончание строительства крупных инфраструктурных проектов –  таких как олимпийские объекты в Сочи.

Снижение продаж грузовой техники, по данным аналитического агентства «Автостат»,  только в декабре прошлого года составило 24,4%.  И это не предел. Прогнозы на 2015 год тоже не отличаются оптимизмом – продажи грузовиков продолжат снижение.

Народный тягач

Тем не менее, несмотря на отрицательную динамику рынка грузовой техники, его можно охарактеризовать вполне сформировавшимся. Впрочем, это не отменяет как различные изменения в позициях тех или иных марок, так и появление «прорывных» моделей грузовиков, способных изменить расклад в различных классах грузовой техники.

Одним из знаковых моментов стала потеря китайскими автопроизводителями достигнутых позиций на российском рынке. Так, впервые за несколько последних лет среди самых популярных марок в классе грузовой техники свыше 16 тонн не оказалось китайских брендов. В прошлом году девятую  строчку отечественного рейтинга занимал бренд Shaanxi/Shacman. А если заглянуть в период так называемых «тучных лет», то в пятерку отечественного рынка грузовой техники неизменно входил бренд Howo.

Сегодня в классе HCV (грузовой техники полной массой свыше 6 тонн) лидирует отечественный КАМАЗ. В 2014 году его доля возросла и достигла 30%, а в сегменте 14-40 тонн его доля составила 45%. Данный факт можно рассматривать как успешность принятых мер по защите отечественного автомобильного рынка. Впрочем, без кардинального улучшения качества выпускаемых грузовиков и существенного расширения модельного ряда данные результаты могут вскоре оказаться «пирровой» победой. Сегодня в ТОП-10 моделей отечественного рынка находятся три модели камского автопроизводителя. Самой распространенной отечественной моделью  грузовиков являются самосвалы и автомобильные шасси КАМАЗ-6511. Четвертую строчку заняло семейство КАМАЗ-6520, а седьмую - КАМАЗ-4311.

Долгое отсутствие в модельной гамме отечественного автопроизводителя современного седельного тягача (старт продаж КАМАЗ-5490 сильно запоздал) заставил грузоперевозчиков обратить внимание на современные европейские тягачи. В результате в ТОП-10 отечественного рынка вошли сразу четыре европейские модели тягачей. Третью строчку прочно занимает современное семейство немецких грузовиков MAN TGS. Другая европейская модель, Scania P, вошла в пятерку отечественного рынка. На восьмой позиции находится выпускаемая на заводе Volvo в Калуге модель FH. Голландский грузовик DAF XF занял девятую строчку отечественного рейтинга.

Данные цифры характеризуют тот факт, что стремительно развивающийся рынок междугородных и международних грузоперевозок в прошлые годы сделал ставку на технику большой европейской семерки. Примечательно в этом плане стремительное восхождение популярности голландской марки DAF, которая среди других европейских брендов несколько лет назад лишь замыкала список - грузоперевозчики покупали в основном б/у грузовики из Европы. Так, в 2007 году, по данным Таможенного комитета, было ввезено 200 новых автомобилей DAF, а число б/у превысило 3000. Сегодня картина обратная. Стоит учесть и такой факт, что грузовики этой голландской марки импортируются, и у DAF пока нет намерения по организации производства на территории РФ. Впрочем, скромные результаты показал также такой локализованный бренд, как французский Renault, грузовики которого производятся на заводе Volvo  тоже в Калуге.

Третье место на отечественном рынке грузовиков прочно занимает белорусский автопроизводитель МАЗ. Примечательно, что хитом его продаж стал бортовой автомобиль МАЗ-6312. Казалось бы, что главными драйверами белорусского автопроизводителя должны быть привычные модели самосвалов и седельных тягачей. Впрочем, это сигнал, посланный рынком Минскому автозаводу.

Нельзя не отметить и такой факт, что стабильно в десятку отечественного рынка грузовиков входит отечественный автопроизводитель УРАЛ (г. Миасс, Челябинская обл.). Автомобили повышенной проходимости «Урал» задействованы в трудных условиях бездорожья в северных сырьевых регионах страны. Они пользуются стабильным спросом у геологов, буровиков, нефте- и газодобытчиков. А проходящая в рамках Группы ГАЗ омологация модельного ряда лишь повышает конкурентоспособность отечественных грузовых вездеходов.


Городской трудяга

В среднетоннажном классе автомобилей доминирует отечественный ГАЗ. Предприятие доминирует в сегменте среднетоннажников, занимая 55% рынка коммерческих автомобилей полной массой от 5 до 12 тонн. С двукратным отставанием идет корейский бренд Hyundai. В десятку отечественного рынка также вошел японский бренд Hino, львиную долю продаж которого составляют среднетоннажные грузовики серии 300.

В ТОП-10 пока не вошел другой японский бренд – Isuzu, занявший 11 строчку грузового рейтинга, но в отличие от других брендов-лидеров, показавший положительную динамику. Также не вошел в десятку другой японский бренд - Mitsubishi Fuso. Впрочем, модель Mitsubishi Canter, выпускаемая на совместном предприятии КАМАЗ-Фузо в Набережных Челнах, вышла на восьмое место в декабре. Это хороший знак для предприятия, которое запустило линейку обновленных среднетоннажников.

Сегодня Группой ГАЗ также сделана серьезная заявка на упрочение лидерства. По данным маркетологов, новая модель «ГАЗон Next» призвана увеличить долю предприятия в этом сегменте до 70%. В Группе ГАЗ понимают, что их устаревающая продукция не сможет долго сдерживать натиск сильных конкурентов, которыми являются и корейский Hyundai, и японские бренды Hino, Mitsubishi-Fuso и Isuzu.


 Вслед за своей новой моделью в секторе легких коммерческих автомобилей (LCV) - «ГАЗель Next» - ГАЗ выводит на рынок радикально обновленную модель «ГАЗон-Next». Дебют нового нижегородского среднетоннажника в качестве серийного автомобиля пришелся на сложный в экономическом плане период для экономики страны. Впрочем,  сложившаяся ситуация может даже помочь отечественному автопроизводителю. В качестве основного круга потребителей своего нового грузовика нижегородцы рассматривали те транспортные предприятия, которые уже «переросли» обычный классический «газон» (ГАЗ-3310) и начинают присматриваться к корейским и японским иномаркам (Hyundai, Isuzu, Mitsubishi, Hino). Для таких предприятий перспектива получить грузовик с «иномарочными» потребительскими качествами и улучшенными эксплуатационными характеристиками за заметно меньшие деньги должна показаться очень заманчивой. А в кризис, когда перед любым предпринимателем встает необходимость снижения издержек, ГАЗ получил уникальный шанс перехватить еще и тех клиентов, которые уже давно пользуются техникой иностранных брендов и вряд ли при обновлении парка в иных условиях решатся менять ее на что-то иное. Нижегородцам осталось лишь убедить приверженцев иномарок в преимуществах своей новой машины «ГАЗон-Next». Таким образом, в 2015 году в сегменте намечается нешуточная борьба за клиента.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >