+79139857900

Рынок подержанных автомобилей

7 октября 2013 в 13:59

Исторически автомобильный парк Сибири и ее главного города – Новосибирска формирует рынок подержанных автомобилей. Даже сейчас, когда государство попыталось приостановить ввоз бэушных машин, его обороты практически не снизились. Каково сегодня положение в этом сегменте автомобильного рынка, что его ждет, и какие грядут перемен – в этих и других вопросах разбирался наш корреспондент.

 

Интерес автомобилистов к подержанным автомобилям никогда не упадет. Ведь все очень просто. Если желание обладать автомобилем велико, в средств недостаточно – прямая дорога на вторичный рынок. Автолюбителю на рынке подержанных машин предложат аналогичный товар за меньшую цену, чем в автосалоне, но уже побывавший ранее в чьих-то руках.

Ничего особенного в таком поведении потребителя на автомобильном рынке нет. Если обратиться к статистике, то на развитых автомобильных рынках стран Европы на каждый проданный из автосалона дилера новый автомобиль приходится в среднем три автомобиля, побывавших в чьих-то руках. В некоторых странах Старого света этот показатель выше, в некоторых - ниже. Так, в Великобритании продается в год порядка 6,5 млн автомобилей с пробегом и только 2 млн новых. Порядка 6 млн подержанных автомобилей находят своих новых владельцев в Германии, но одновременно с этим 3 млн бюргеров выезжают из салонов на новых авто. То есть даже обеспеченные и избалованные предложением европейцы при покупке своего транспортного средства придерживаются принципа экономии.

Но вот дальше начинаются различия. Способы, к которым прибегает при покупке наш автолюбитель, и европеец сильно разнятся.

Еще совсем недавно «окном» в автомобильный мир подержанной техники в РФ было печатное СМИ – автолюбители просматривали объявления на страницах известных газет. Об этом помнит не одно поколение новосибирских автомобилистов. Сегодня же все чаще главным инструментом поиска пробегового автомобиля выступает интернет. Алгоритм таков: подбор подходящего варианта, затем звонок продавцу, договоренность о встрече и осмотр автомобиля. Другой вариант – авторынок «Столица».

Средний европейский автолюбитель в поисках подержанного автомобиля чаще выбирает другой путь. Он идет…в автосалон. Нет, конечно, и за западными рубежами нашей Родины часть автолюбителей предпочитают идти самостоятельным путем и через интернет ведутся поиски пробегового автомобиля. Но доля тех, кто обращается к автодилерам, работающим по программам trade-in, намного выше и достигает 50-60%. Сегодня, по мнению экспертов, отечественный рынок подержанных автомобилей по уровню цивилизованности находится где-то в середине 50-х годов прошлого века: тогда в странах Европы продажи подержанных автомобилей через дилеров и предложения trade-in находились в самом начале процесса становления. Со временем покупка подержанного автомобиля превратилась для клиентов из «головной боли» в условиях хаотичного, не очень цивилизованного рынка в достаточно комфортный, безопасный, быстрый, удобный и понятный процесс у дилера. Потребители при продаже или покупке автомобилей с пробегом все чаще стали обращаться к дилерам, поскольку стали осознавать, что получают целый набор преимуществ: помимо безопасности и прозрачности сделки, важное для клиента преимущество – «служба одного окна»: клиент, посетивший дилерский центр, может закрыть все свои потребности, начиная от продажи автомобиля с пробегом, заканчивая приобретением и последующим обслуживанием нового автомобиля. Потребитель оценил преимущества такого способа покупки. О чем собственно и засвидетельствовала статистика. Стоит отметить и такой факт, что на развитых рынках существуют и другие инструменты приобретения подержанных автомобилей, такие как лизинг, прокат, обратный выкуп и другие формы взаимодействия с автолюбителем, а не только trade-in в классическом понимании.

На отечественном автомобильном рынке ситуация несколько иная. По данным аналитического агентства «Автостат», на долю дилеров приходится не более 5% сделок с подержанными автомобилями.

Что еще отличает наш рынок подержанных автомобилей от европейского? Возраст выставляемых автомобилей. В России больше перепродается более старых по возрасту и изношенных автомобилей. На это влияет сложившаяся структура автопарка.

 

Сибирские перемены

Ни для кого не секрет, что рынок подержанных автомобилей в нашей стране в восточной и западной частях существенно различаются. Водораздел между ними проходит по Уральскому хребту. Путешествующему по России автолюбителю этот факт хорошо известен – невооруженным глазом видна разница марочного состава автомобилей на улицах городов двух частей одной страны.

Если же посмотреть на статистику, то в западной (европейской) части РФ на японские подержанные автомобили приходится 30%-я доля рынка б/у техники. Список автомобильных брендов японского происхождения там сильно разбавлен европейскими, американскими и корейскими иномарками.

Напротив, в восточной (азиатской) части страны доля рынка подержанных автомобилей японских марок достигает в ряде регионов 70% и выше. В Новосибирской области – 63%, в СФО – 60% 

 

Эта особенность марочного состава автопарков сибирских регионов сформировалась исторически, когда на автомобильный рынок страны с середины 90-х годов прошлого столетия хлынул поток праворульных подержанных автомобилей. До экономического кризиса 2008/2009 гг. ввоз подержанных автомобилей в страну достигал объемов порядка 450-500 тыс. ежегодно. Однако затем он резко обвалился – после введения таможенных пошлин, которые Правительство РФ не намерено изменять вплоть до периода 2015-2016 гг. Впрочем, испытав шоковый удар, ввоз праворульных аукционных автомобилей из Японии все же отчасти восстановился, правда, уже в меньших объемах, чем ранее. Теперь после небольшого перерыва автолюбители вновь могут обратиться к испытанным временем и дорогами Сибири моделям автомобилей. Определились новые фавориты – прежде всего из модельного ряда бренда Toyota. Этот поток аукционных автомобилей подпитывает вторичный сегмент сибирского авторынка, сохраняя более-менее стабильную марочную структуру парка.

Еще одна особенность рынка подержанных автомобилей Сибирского федерального округа – появление в списке фаворитов неяпонских марок – Hyundai,ChevroletFord. Пока они располагаются в нижней части списка самых популярных пробеговых машин, вслед за популярными японскими брендами. Ни завтра, ни послезавтра они не поднимутся на вершину списка, и разрыв между японскими и неяпонскими брендами не будет преодолен в ближайшей перспективе. Это, скорее, дело не одного года, а нескольких лет. Но именно этот сегмент неяпонских машин постоянно пополняется автомобилями, купленными ранее в автосалонах.

 

Японская константа

В верхней части новосибирского топ-списка рынка подержанных автомобилей сплошь засилье «большой японской восьмерки» (см. табл.). Пока в первую десятку рынка подержанных легковых автомобилей не пробилась ни одна неяпонская марка. Хотя еще пару лет назад, когда рухнул импорт праворульных автомобилей, казалось, что перемены пойдут незамедлительно. Это тем более странно, ведь Новосибирск один из крупнейших рынков новых автомобилей. Тем не менее, марочный состав рынка подержанных автомобилей здесь оказался стабильным. На лидирующий бренд Toyota приходится почти 32% сделок. С отставанием в три с половиной раза от бренда №1 – другой японский бренд Nissan, расположившийся на третьей ступени рынка и пропустивший вперед отечественные подержанные автомобили Lada. На четвертом месте – Honda, а далее с большим отрывом остальные японские марки – MazdaMitsubishiSubaruSuzukiLexus. Лишь шестая часть рынка подержанных автомобилей приходится на оставшиеся неяпонские марки.

Табл.1. Рынок подержанных легковых автомобилей по Новосибирской области


Марка

7 мес. 2013

Toyota

22 950

Lada

13 580

Nissan

6 750

Honda

5 630

Mazda

3 090

Mitsubishi

2 110

Subaru

1 840

Suzuki

1 740

Lexus

1 420

GAZ

1 400

прочие марки

12 110

Всего

72 620

По данным аналитического агентства «Автостат»

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

На покупку каких марок и моделей авто россияне не жалеют денег?

На какие модели премиум-сегмента потрачено больше всего денег 

17 апр 2021 в 14:24

Подробнее >
Photo

Нужен ли российскому автомобилисту полный привод?

Так ли часто российскому автомобилисту нужна машина с большим дорожным просветом и...

1 май 2020 в 12:37

Подробнее >
Photo

Авторынок подъемного периода

Ситуация на автомобильном рынке страны оказывает влияние на все стороны деятельности...

26 мар 2019 в 03:29

Подробнее >