+79139857900

Эволюция знаковых решений

20 января 2017 в 21:24

Текущий 2016 год на автомобильном рынке страны пройдет под знаком отрицательных трендов. Хотя еще в начале года у специалистов и профильных чиновников была надежда на нулевой спад и стабилизацию ситуации. Однако эти надежды не оправдались. И уже сегодня министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров признал, что правительство ожидает 10% падения отечественного авторынка в 2016 году и его стабилизацию на этом же уровне в следующем 2017 году. Объем  продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей не достигнет знакового уровня в 1,5 млн единиц. Правительство рассчитывает на постепенный рост продаж автомобилей, начиная с 2018 года.

Фактически текущий год станет самым «провальным», начиная с середины 00-ых годов. Объемы продаж не только «скатятся», но и пробьют уровень кризисного 2009 года, который считался до последнего времени самым неудачным в новейшей истории авторынка России. (см. диаграмму)

Структура отечественного рынка легковых автомобилей


Отечественный автомобильный рынок сжимается уже четвертый год подряд по причине снижения нефтяных цен, обвала рубля, режима санкций и экономической нестабильности, выражающейся в падении покупательного спроса населения.

В прошлом году продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились до 1,6 млн штук, падение объемов продаж в текущем году хотя и значительно замедлилось, но не остановилось. Несмотря на достаточно устойчивые цены, большие скидки, сохранение поддержки со стороны правительства, основной проблемой отечественного рынка новых автомобилей является тот факт, что на данный момент существует ограниченное количество клиентов, которые имеют желание и возможности потратить деньги на приобретение новой машины. Решения о покупках откладываются.

Впрочем, специалисты и аналитики прогнозируют, что со временем накопленный спрос все же будет «выплеснут» на авторынок. Как отметил президент АвтоВАЗа Николя Мор: «Мы понимаем, что рынок штормит, но шторм закончится, и мы должны быть к этому готовы». Руководитель крупнейшего отечественного автопроизводителя ожидает роста российского авторынка до 2 млн автомобилей в год в течение четырех-пяти лет. По его оценкам, в 2017 году будет продано столько же автомобилей, как в текущем. Николя Мор верит, что в дальнейшем рынок будет восстанавливаться при условии восстановления экономики, поскольку экономики стран БРИКС подвержены цикличности, хотя на российский рынок больше всего влияют цены на нефть и курс рубля.

Ситуация стагнирующего авторынка, низкие объемы продаж новых автомобилей при невысоком экспорте отечественных и зарубежных автопроизводителей, работающих на территории Российской Федерации, таят существенные риски, в том числе срыв программ по развитию отрасли. Сегодня уже никто не вспоминает о прогнозах для  отечественного авторынка, строившихся аналитиками и чиновниками несколько лет назад, в которых предполагаось, что к 2020 году уровень продаж поднимется до  более чем 3 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Под данный прогноз на территории РФ автопроизводители создали мощности по выпуску 3,44 млн автомобилей в год. 

Прогноз Николя Мора можно оценивать скорее как оптимистический вариант развития событий. Но и для достижения 2-миллионной отметки необходимо приложить титанические усилия, в том числе в области государственной политики по развитию отрасли и поддержке автомобильного рынка.   

Сегментная поддержка

Если бы не было системы мер по стимулированию спроса, то спад на отечественном авторынке мог бы быть еще более глубоким. В текущем году на поддержку продаж локально выпускаемых автомобилей государство выделило около 50 млрд руб. По расчетам чиновников, в итоге данная финансовая помощь простимулирует выпуск и продажи порядка 600 тысяч автомобилей. Аналогичный объем средств предполагается направить на поддержку отечественного авторынка и автопроизводителей в следующем 2017 году. Однако подход к государственной поддержке автомобильного рынка будет изменен. В следующем году могут появиться новые программы, такие как «Первый автомобиль», «Автомобиль для села» и проч. Такой подход позволит не размазывать средства помощи автомобильному рынку по всем сегментам, а сконцентрировать меры и повысить эффективность государственной поддержки отрасли. Например, чиновники считают, что рынок тяжелых грузовиков, который с начала года устойчиво начал расти, не нуждается в мерах поддержки. Чего пока не скажешь о рынке легковых и легких коммерческих автомобилей. Планируется, что окончательно меры по поддержке авторынка на 2017 год будут определены в конце ноября.  

Экспорт автомобилей

Сегодня правительством страны ставится стратегическая задача по увеличению объемов несырьевого экспорта из РФ. Предполагается сфокусировать усилия на четырех ключевых направлениях: автомобили, гражданская авиация, железнодорожное и сельскохозяйственное машиностроение. Экспорт автомобилей считается наиболее перспективным из них. Амбициозные планы по увеличению экспортоориентированности   озвучил недавно министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров: «К 2018 году сможем увеличить вдвое объемы экспорта и выйти на параметры не менее 300 тысяч автомобилей к 2025 году».

Относительно высокий потенциал развития  экспортного направления отмечают отраслевые аналитики. Так, исполнительный директор Аналитического агентства  «Автостат» Сергей Удалов говорит о том, что перспективными рынками могут стать страны Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, отдельные страны Европы. Он также отмечает: «У нас достаточно неплохая цена автомобилей, которые собираются внутри страны, если пересчитывать в евро и долларах. Более того, чем глубже будет локализация, чем больше в них будет отечественных деталей, тем больше шансов на рост экспорта».

Николя Мор утверждает, что одним из способов загрузки производственных мощностей предприятия является восстановление экспорта в страны СНГ: «Слабый рубль – это возможность больше экспортировать, но здесь должна быть долгосрочная стратегия. Мы не можем экспортировать, когда нам захочется».

Руководитель марки Datsun в России Винсент Кобе считает перспективными рынки африканского континента: «Изучаем несколько стран, в том числе с правосторонним движением и схожими требованиями регуляторов. Решение может быть принято в ближайшие месяцы».

Другие автопроизводители, работающие на территории России, наращивают экспорт автомобилей, помимо стран ближнего зарубежья, на такие рынки как Вьетнам, Ливан, Венгрия, Алжир и др.

Автокомпоненты и локализация

Несмотря на сложное положение в отечественной экономике, в данный период происходит корректировка государственной политики в отношении автомобильной отрасли и автомобильного рынка. Сегодня ведется подготовка важнейшего программного документа, который определит магистральный путь развития отечественной автомобильной отрасли на ближайшую перспективу. Этот документ, родившийся в недрах профильного министерства промышленности и торговли по поручению российского правительства, можно условно назвать «промсборка-3». Окончательный вариант, закрепленный затем в правительственном Постановлении, увидит свет до конца года. 

Напомним, что сегодня действующие соглашения с автопроизводителями, известные как «промсборка-1» и «промсборка-2», регулируются Постановлением №166. У большинства автопроизводителей сроки истекают в 2017-2019 гг. Им на смену должны прийти следующие соглашения, получившие в профессиональном сообществе наименование  «промсборка-3».

Сегодня проектами новой редакции стратегии развития отрасли заняты сразу два профильных федеральных министерства – Минэкономразвития и Минпромторг РФ.

В данном документе государственная поддержка ставится в зависимость от выполнения целого «букета» показателей. Но основная доля мер государственной поддержки приходится на выполнение автопроизводителями обязательств по повышению степени локализации. И здесь возникает серьезная проблема.  

Соглашения «промсборка-2», подписанные с автопроизводителями, на основе Постановления №166 предусматривали создание производственных мощностей (300-350 тыс. авто в год) и глубокую локализацию (до 60%). Однако сегодня видно, как отрасль далека от поставленных целей, поскольку в текущем году пришлось даже несколько ослабить требования к автопроизводителям по выполнению текущих условий.

 

Емкость отечественного рынка легковых и легких коммерческих автомобилей

Представители Nissan утверждают: чтобы повысить уровень локализации (сегодня у бренда локализация достигла уровня 64%), нужно увеличивать объемы производства самых ходовых моделей до 100 тыс. единиц в год – тогда это будет просто. Такие популярные модели как Qashqai и X-Trail производятся в России в количестве около 30–35 тыс., но этого недостаточно. Если отечественный авторынок восстановится, то продажи Qashqai и X-Trail вырастут до уровня 70 тыс. единиц в год. И тогда работа над локализацией становится оправданной. Представители Nissan полагают, что действие текущего постановления должно сохраняться, пока рынок не вернет свои позиции и пока условия для локализации не станут более привлекательными и прибыльными для автопроизводителей.

Представители Ford так же надеются на последовательную политику, в первую очередь ориентированную на крупных инвесторов, добросовестно выполнивших все повышенные обязательства по «промсборке-2».

Впрочем, пока контуры новых правил «промсборки-3» только вырисовываются. Дело в том, что во время переговоров о вступлении в ВТО в период до 2012 года РФ получила ряд «послаблений» для нескольких отраслей производства, и автомобильная отрасль в их числе. Но вскоре переходный период закончится, и поддерживать автопром и повышать уровень локализации производства придется иными, не противоречащими правилам ВТО и интересам государства способами.

Интерес государства в такой ситуации понятен: создаются дополнительные рабочие места в производственной сфере, задействуется большее число предприятий, в том числе с иностранными производителями автокомпонентов, увеличиваются налоговые выплаты и др.

Сегодня степень локализации считается по упрощенной формуле, в которой учитывается импортная составляющая. Расчет строится так: стоимость ввезенных импортных автокомпонентов относят к стоимости выпущенной продукции в процентах. Некорректность подхода обнаружилась достаточно быстро: многие предприятия при изменении курса рубля в прошлом году уже не смогли отчитаться перед профильным министерством о выполнении условий по локализации. Формулы расчета процента локализации, приемлемые при прежнем стабильном валютном курсе, сегодня перестали работать. В новом обсуждаемом документе формула подсчета намного сложнее (с учетом ряда новых обстоятельств).

Стоит глобальная задача по созданию механизма по привлечению и развитию автокомпонентной отрасли на территории РФ. А это достаточно трудная задача при либерализации условий развития отрасли и ее функционирования при отсутствии ранее использовавшихся механизмов защиты.

Сегодня предложен один из таких инструментов – СПИКи (Специальный инвестиционный контракт). Проект СПИК основывается на постановлении Правительства РФ № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности». Но станет ли этот инструмент весомой заменой? У автопроизводителей имеются сомнения. 

Экспортные компоненты

В развитии автокомпонентной отрасли заинтересованы, прежде всего, сами автопроизводители, которые создали на территории РФ серьезные производственные мощности. Они, в свою очередь, работают в условиях жесточайшей конкуренции при сжимающемся авторынке. Им необходимы компоненты локального производства, в частности, для снижения себестоимости производства, оптимизации транспортно-логистических затрат  и т.д.

Сегодня вырисовываются две новые тенденции в сфере автокомпонентной отрасли.

Наряду с началом экспорта автокомпонентов из России отрасль все более становится потребителем локальных сырьевых ресурсов.

«Ниссан мануфэкчуринг рус» начал экспортировать передние и задние бамперы на модель Nissan X-Trail. Качество бамперов российского производства соответствует всем стандартам и проверено аудитом. Детали будут поставляться на европейский центральный склад запчастей в Амстердаме, который занимается консолидацией всех запасных частей для автомобилей Nissan на европейском рынке. Отметим, что для отливки бамперов используется импортный материал, который закупается в Нидерландах.

В свою очередь компания Ford Sollers проводит работу по локализации материалов для нужд автостроения. До конца года компания одобрит 11 новых полимерных позиций, которые найдут применение в производстве 17 пластиковых деталей для модельной гаммы Ford, выпускаемой в России. Недавно был одобрен полимерный материал, который будет применяться для элементов экстерьера Ford EcoSport. Со следующего года начнутся поставки на конвейер передних бамперов Ford Transit, также произведенных из локального сырья. Это позволит полностью замкнуть в Республике Татарстан цепочку создания добавленной стоимости от добычи, переработки нефтехимического сырья и производства компаундов до производства комплектующих, сборки, реализации и послепродажного обслуживания автомобилей Ford. Ранее Ford Sollers и предприятия нефтехимического кластера Татарстана совместно разработали 10 полимерных композиций, которые были одобрены и введены в глобальный перечень материалов, одобренных Ford Motor Company. Данные материалы применяются при производстве 45 деталей интерьера и экстерьера российских моделей Ford, таких как бампер, обшивки дверей и элементы панели приборов. 

 

 

Текущий 2016 год на автомобильном рынке страны пройдет под знаком отрицательных трендов. Хотя еще в начале года у специалистов и профильных чиновников была надежда на нулевой спад и стабилизацию ситуации. Однако эти надежды не оправдались. И уже сегодня министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров признал, что правительство ожидает 10% падения отечественного авторынка в 2016 году и его стабилизацию на этом же уровне в следующем 2017 году. Объем  продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей не достигнет знакового уровня в 1,5 млн единиц. Правительство рассчитывает на постепенный рост продаж автомобилей, начиная с 2018 года.
Фактически текущий год станет самым «провальным», начиная с середины 00-ых годов. Объемы продаж не только «скатятся», но и пробьют уровень кризисного 2009 года, который считался до последнего времени самым неудачным в новейшей истории авторынка России. (см. диаграмму)
Отечественный автомобильный рынок сжимается уже четвертый год подряд по причине снижения нефтяных цен, обвала рубля, режима санкций и экономической нестабильности, выражающейся в падении покупательного спроса населения.
В прошлом году продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились до 1,6 млн штук, падение объемов продаж в текущем году хотя и значительно замедлилось, но не остановилось. Несмотря на достаточно устойчивые цены, большие скидки, сохранение поддержки со стороны правительства, основной проблемой отечественного рынка новых автомобилей является тот факт, что на данный момент существует ограниченное количество клиентов, которые имеют желание и возможности потратить деньги на приобретение новой машины. Решения о покупках откладываются.
Впрочем, специалисты и аналитики прогнозируют, что со временем накопленный спрос все же будет «выплеснут» на авторынок. Как отметил президент АвтоВАЗа Николя Мор: «Мы понимаем, что рынок штормит, но шторм закончится, и мы должны быть к этому готовы». Руководитель крупнейшего отечественного автопроизводителя ожидает роста российского авторынка до 2 млн автомобилей в год в течение четырех-пяти лет. По его оценкам, в 2017 году будет продано столько же автомобилей, как в текущем. Николя Мор верит, что в дальнейшем рынок будет восстанавливаться при условии восстановления экономики, поскольку экономики стран БРИКС подвержены цикличности, хотя на российский рынок больше всего влияют цены на нефть и курс рубля.
Ситуация стагнирующего авторынка, низкие объемы продаж новых автомобилей при невысоком экспорте отечественных и зарубежных автопроизводителей, работающих на территории Российской Федерации, таят существенные риски, в том числе срыв программ по развитию отрасли. Сегодня уже никто не вспоминает о прогнозах для  отечественного авторынка, строившихся аналитиками и чиновниками несколько лет назад, в которых предполагаось, что к 2020 году уровень продаж поднимется до  более чем 3 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Под данный прогноз на территории РФ автопроизводители создали мощности по выпуску 3,44 млн автомобилей в год.  
Прогноз Николя Мора можно оценивать скорее как оптимистический вариант развития событий. Но и для достижения 2-миллионной отметки необходимо приложить титанические усилия, в том числе в области государственной политики по развитию отрасли и поддержке автомобильного рынка.  
Сегментная поддержка
Если бы не было системы мер по стимулированию спроса, то спад на отечественном авторынке мог бы быть еще более глубоким. В текущем году на поддержку продаж локально выпускаемых автомобилей государство выделило около 50 млрд руб. По расчетам чиновников, в итоге данная финансовая помощь простимулирует выпуск и продажи порядка 600 тысяч автомобилей. Аналогичный объем средств предполагается направить на поддержку отечественного авторынка и автопроизводителей в следующем 2017 году. Однако подход к государственной поддержке автомобильного рынка будет изменен. В следующем году могут появиться новые программы, такие как «Первый автомобиль», «Автомобиль для села» и проч. Такой подход позволит не размазывать средства помощи автомобильному рынку по всем сегментам, а сконцентрировать меры и повысить эффективность государственной поддержки отрасли. Например, чиновники считают, что рынок тяжелых грузовиков, который с начала года устойчиво начал расти, не нуждается в мерах поддержки. Чего пока не скажешь о рынке легковых и легких коммерческих автомобилей. Планируется, что окончательно меры по поддержке авторынка на 2017 год будут определены в конце ноября.
Экспорт нам поможет
Сегодня правительством страны ставится стратегическая задача по увеличению объемов несырьевого экспорта из РФ. Предполагается сфокусировать усилия на четырех ключевых направлениях: автомобили, гражданская авиация, железнодорожное и сельскохозяйственное машиностроение. Экспорт автомобилей считается наиболее перспективным из них. Амбициозные планы по увеличению экспортоориентированности   озвучил недавно министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров: «К 2018 году сможем увеличить вдвое объемы экспорта и выйти на параметры не менее 300 тысяч автомобилей к 2025 году».
Относительно высокий потенциал развития  экспортного направления отмечают отраслевые аналитики. Так, исполнительный директор Аналитического агентства  «Автостат» Сергей Удалов говорит о том, что перспективными рынками могут стать страны Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, отдельные страны Европы. Он также отмечает: «У нас достаточно неплохая цена автомобилей, которые собираются внутри страны, если пересчитывать в евро и долларах. Более того, чем глубже будет локализация, чем больше в них будет отечественных деталей, тем больше шансов на рост экспорта».
Николя Мор утверждает, что одним из способов загрузки производственных мощностей предприятия является восстановление экспорта в страны СНГ: «Слабый рубль – это возможность больше экспортировать, но здесь должна быть долгосрочная стратегия. Мы не можем экспортировать, когда нам захочется».
Руководитель марки Datsun в России Винсент Кобе считает перспективными рынки африканского континента: «Изучаем несколько стран, в том числе с правосторонним движением и схожими требованиями регуляторов. Решение может быть принято в ближайшие месяцы».
Другие автопроизводители, работающие на территории России, наращивают экспорт автомобилей, помимо стран ближнего зарубежья, на такие рынки как Вьетнам, Ливан, Венгрия, Алжир и др.
Автокомпонентный приоритет
Несмотря на сложное положение в отечественной экономике, в данный период происходит корректировка государственной политики в отношении автомобильной отрасли и автомобильного рынка. Сегодня ведется подготовка важнейшего программного документа, который определит магистральный путь развития отечественной автомобильной отрасли на ближайшую перспективу. Этот документ, родившийся в недрах профильного министерства промышленности и торговли по поручению российского правительства, можно условно назвать «промсборка-3». Окончательный вариант, закрепленный затем в правительственном Постановлении, увидит свет до конца года.  
Напомним, что сегодня действующие соглашения с автопроизводителями, известные как «промсборка-1» и «промсборка-2», регулируются Постановлением №166. У большинства автопроизводителей сроки истекают в 2017-2019 гг. Им на смену должны прийти следующие соглашения, получившие в профессиональном сообществе наименование  «промсборка-3».
Сегодня проектами новой редакции стратегии развития отрасли заняты сразу два профильных федеральных министерства – Минэкономразвития и Минпромторг РФ.
В данном документе государственная поддержка ставится в зависимость от выполнения целого «букета» показателей. Но основная доля мер государственной поддержки приходится на выполнение автопроизводителями обязательств по повышению степени локализации. И здесь возникает серьезная проблема.   
Соглашения «промсборка-2», подписанные с автопроизводителями, на основе Постановления №166 предусматривали создание производственных мощностей (300-350 тыс. авто в год) и глубокую локализацию (до 60%). Однако сегодня видно, как отрасль далека от поставленных целей, поскольку в текущем году пришлось даже несколько ослабить требования к автопроизводителям по выполнению текущих условий.
Представители Nissan утверждают: чтобы повысить уровень локализации (сегодня у бренда локализация достигла уровня 64%), нужно увеличивать объемы производства самых ходовых моделей до 100 тыс. единиц в год – тогда это будет просто. Такие популярные модели как Qashqai и X-Trail производятся в России в количестве около 30–35 тыс., но этого недостаточно. Если отечественный авторынок восстановится, то продажи Qashqai и X-Trail вырастут до уровня 70 тыс. единиц в год. И тогда работа над локализацией становится оправданной. Представители Nissan полагают, что действие текущего постановления должно с
Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >