+79139857900

Контуры новой стратегии

29 марта 2017 в 09:16

Смена приоритетов, развитие отечественного инжиниринга, углубление локализации автокомпонентного производства, загрузка производственных мощностей, поиск новых рынков - все эти проблемы находят решения в разрабатываемой новой Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации. Наш корреспондент побывал на 25-й Конференции «Автопром-2016», организаторами которой стали ОАО «Автосельхозмаш-холдинг» и Объединение автопроизводителей России. Участники услышали о новых принципиальных решениях по развитию отечественного автопрома и автомобильного рынка. 

Эксперты статьи:
Фото Алексей Володин, Александр Ковригин, Ашот Арутюнян, Олег Мосеев

 

Государственный интерес

Автомобильная промышленность Российской Федерации является одной из важнейших отраслей экономики, которая постоянно находится в поле зрения федеральных чиновников. Только за шесть лет объем государственной поддержки отрасли составил 294 млрд руб. По словам директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Алексея Володина, доля автопрома в валовом продукте страны в 2015 году составила 0,45%. Сегодня на предприятиях отрасли трудится 0,47 млн человек, а число самих предприятий более 400. Отечественный автопром располагает производственными мощностями, позволяющими выпускать до 3,2 млн автомобилей в год. Несмотря на кризис на автомобильном рынке, отрасль остается инвестиционно-привлекательной - совокупные  капиталовложения в основой капитал предприятий автопрома за период 2010-2015 гг. достигли 529,3 млрд руб.

Отечественный автопром имеет огромный потенциал для роста и способен стать локомотивом российской экономики. К сильным сторонам отечественного автостроения А. Володин отнес созданные современные производственные мощности, базовые компетенции в области разработки и инжиниринга, экономические предпосылки создания конкурентоспособного уровня себестоимости производства автомобилей в РФ и потенциала для экспансии на внешние рынки. Слабыми сторонами отрасли является высокая зависимость от внутреннего спроса, избыток существующих производственных мощностей, высокая степень фрагментации платформ и моделей в легковом сегменте, отсутствие ряда компетенций и мощностей по производству компонентов, ограниченность финансовых возможностей для масштабных инвестиций в исследования, разработки и новые технологии, дефицит квалифицированных инженерных кадров, низкая конкурентоспособность отечественной научно-исследовательской, опытно-конструкторской и испытательной базы.

По мнению Алексея Володина, важным направлением развития автокомпонентной отрасли могло бы стать формирование перечня ключевых проектов по развитию компонентов 1-2 уровня в каждом сегменте и проекты по повышению локализации производства на последующих переделах с развитием поставщиков 3-4 уровня, иными словами, вертикальная интеграция автокомпонентного производства от сырья до готового продукта.

По оценкам экспертов Минпромторга РФ, стратегия развития автомобильной отрасли страны хронологически должна быть разбита на три последовательных этапа, с установкой для каждого из них конкретных целей и задач.

На первом этапе (2016—2018 годы) необходимо сохранение потенциала отрасли и снижение негативного влияния неблагоприятных макроэкономических факторов, широкое использование инструментов и мер госрегулирования, определение параметров инвестиционных режимов: создание основы для обеспечения технологической независимости отрасли и развития российской единой научно-технологической базы перспективных исследований и разработок, формирование условий для осуществления «экспортного прорыва».

На втором этапе (2018—2020 годы) необходимо продолжить поддержку и стимулировать развитие производства автокомпонентов и материалов, предусмотреть меры по укреплению экспортного потенциала, провести выбор перспективных технологических направлений и приоритетных проектов в области НИОКР, а также резко нарастить объемы экспорта как на традиционные, так и на новые экспортные рынки.

Задачей третьего этапа (2020—2025 годы) является формирование новой конкурентной среды в автостроении, основанной на производстве продукции с высокой добавленной стоимостью, увеличение к 2025 году доли экспорта в структуре сбыта у ведущих российских автокомпаний до уровня 30-50%. Предполагается реализация проектов, основанных на воплощении идей опережающего развития технологий в контексте глобальных вызовов мирового автопрома.

Российский автопром – потенциал для роста

Своими соображениями по важным аспектам состояния и развития российского автопрома поделился заместитель генерального
директора ОАО «АСМ-холдинг»
Александр Ковригин
. Он акцентировал внимание присутствующих на таком факте: в настоящее время парк легковых автомобилей в РФ составляет 40,6 млн транспортных средств, из них 46% составляют машины российских марок и 54% - зарубежные модели. 90% всего парка принадлежит физическим, а 10% - юридическим лицам. Средний возраст автомобилей составляет 12,5 лет, из них доля машин старше 15 лет - 33%. Автомобили с двигателями экологического уровня ниже Евро-4 составляют 39%.

Сегодня мощности по производству автомобилей в России позволяют выпускать ежегодно до 3,6 млн машин. Наиболее крупными площадками по сборке являются АВТОВАЗ, ГАЗ, Автотор, ИжАвто, Volkswagen, Hyundai, Рено Россия, PCMA Rus, Форд Соллерс (Всеволожск), GM-АВТОВАЗ, Форд Соллерс (Елабуга), Соллерс, УАЗ, Nissan, КАМАЗ, Toyota.

Как отметил докладчик, в РФ при функционировании режима «промышленной сборки» автомобилей ежегодно из страны уходит свыше $100 млрд, при этом автомобильная промышленность Германии каждый год получает около $100 млрд.

Александр Ковригин акцентировал внимание на вопросе компетенций и принципах создания совместных предприятий по производству автокомпонентов. Мировой опыт свидетельствует о трех вариантах передачи компетенций по производству компонентов.

«Вариант 1». Отечественная и зарубежная компании поровну делят свои расходы при создании и работе СП. Это наилучший способ, который позволит головному заводу РФ освоить технологии и тиражировать конструкцию с последующими улучшениями аналогичных комплектующих в продуктовой линейке предприятия. Несколько меньшей эффективностью отличается «Вариант 2», при котором наряду с отечественным предприятием половину расходов несет не головная зарубежная компания, а ее дочернее предприятие.

Наихудшие результаты дает
«Вариант 3», который предусматривает создание в России дочернего предприятия,  полностью принадлежащего иностранной компании. Такой подход является неприемлемым, т.к. он не обеспечивает передачу технологий российскому предприятию, но в настоящий момент он является основным при организации производства иностранного партнера на территории РФ. По мнению А.Ковригина, такая организация производства является стратегической ошибкой.

Информационный ресурс в действии

Кризис нанес существенный удар по авторитейлу. В прошлом 2016 году число дилерских центров в России, по сравнению с 2015 г., уменьшилось с 3800 до 3500. Такую неутешительную статистику привел на конференции президент ассоциации «Российские  автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев.

Он сделал также свой прогноз развития автомобильного рынка РФ на текущий год, согласно которому в 2017 году при условии господдержки будет продано от 1,45 до 1,6 млн новых автомобилей. При ее отсутствии эта цифра не превысит 1,2 млн автомобилей. В 2015 году отложенный спрос на покупку новых автомобилей составил 624 тыс. единиц, а потерянный отложенный спрос – 268 тыс. ед. В 2016 году аналогичные цифры будут соответственно на уровне 622 тыс. и 166 тыс. ед. Ситуация на авторынке сложилась бы еще хуже, если бы не меры господдержки. В 2015-2016 гг. приобретение каждого третьего автомобиля в той или иной степени софинансировало государство. Однако в 2017 г. программы продлены только на первый квартал.

Для авторитейла большой потенциал видится на вторичном рынке легковых автомобилей. По данным «Автостата», за 11 месяцев 2016 года продажи машин с пробегом составили 4,75 млн. ед., количество регистраций б/у автомобилей превышает регистрацию новых машин более чем в 3,7 раза. Неиспользованный потенциал рынка автомобилей с пробегом достигает более 1 млн ед. При этом доля официальных дилеров на вторичном рынке в 2016 году составила только 11%, соответственно, 89% продаж пришлось на частных лиц и сторонние организации. В 2017 году аналогичные показатели составят 87 и 13%, а в 2022 году – 30 и 70%, соответственно.

По мнению Олега Мосеева, актуально создание национальной базы автомобилей. Сегодня в стране нет единого достоверного источника данных об автомобилях с пробегом, содержащего информацию по блокам: комплектация автомобиля, технические характеристики и история владения автомобилем; история и статус оказанных финансовых услуг по автомобилям, включая информацию о залоге; судебные истории и текущий статус машины; информация о проведенных ремонтах, сервисном обслуживании и ТО автомобиля, включая информацию о зарегистрированных ДТП; оценка рыночной стоимости модели в зависимости от возраста, пробега, состояния, технических характеристик.

Для прозрачного ведения бизнеса, реализации дополнительных услуг, принятия выгодных коммерческих решений физическими и юридическими лицами на автомобильном рынке необходим информационный ресурс, предоставляющий полную достоверную информацию об истории автомобилей с пробегом.

Грузовой рынок разогревается

Для рынка грузовых автомобилей ключевым и определяющим параметром является динамика валового внутреннего продукта. Поэтому следует рассматривать несколько прогнозных сценариев в этом сегменте, отметил
директор по маркетингу и рекламе
ПАО КАМАЗ Ашот Арутюнян.

Оптимистичный сценарий прогнозирует рост спроса на грузовые автомобили до максимального исторического уровня: при росте ВВП 4% в год коэффициент обновления парка достигнет 11%. Динамичный сценарий характеризуется быстрым ростом спроса на грузовики, при росте ВВП около 2,5%.

Впрочем, «основной» сценарий предполагает постепенный рост спроса до средне-исторического уровня - при росте ВВП на 2,3% и коэффициенте обновления парка 6%.

Консервативный сценарий свидетельствует о медленном восстановлении спроса на грузовики - при росте ВВП 1,6%.

Стагнационный сценарий отражает застывший спрос на грузовики при росте ВВП 0,8% и коэффициенте обновления парка 2,5%.

По мнению А. Арутюняна, стагнационный сценарий маловероятен, т.к. при самой затяжной рецессии сохраняется потребность в обновлении парка, ведь если коэффициент обновления парка будет 2,5% в год, средний возраст грузовых автомобилей достигнет 40 лет. Основным сценарием для проекта был принят сценарий постепенного роста спроса до средне-исторического уровня.

В ближайшей перспективе ожидается восстановление положительной динамики инвестиций в основной капитал и роста доходов населения, что будет способствовать росту инвестиционного и потребительского спроса при сохранении положительной динамики внешнеэкономического спроса.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >