+79139857900

Курсом на локализацию

14 апреля 2015 в 09:33

Российский автомобильный рынок лихорадит. Причина кроется в макроэкономической ситуации. Валютный курс стимулировал резкий рост цен на автомобили в салонах официальных дилеров, что в результате вызвало обвал продаж. Автопроизводители видят различные выходы из сложившейся ситуации. Локализация производства на территории РФ – один из способов влиять на ценовое предложение. 

 

Сегодня автомобильный рынок функционирует в совершенно новой реальности, отличающейся от полугодовой давности. За это время рубль упал относительно мировых валют в полтора-два раза. Среди важных для авторынка валют серьезно поднялись не только доллар США, но и японская иена, китайский юань, корейская вона, британский фунт и даже узбекский сум. Соответственно, подорожали автомобили в салонах официальных дилеров. Повышение цен стало главным трендом на автомобильном рынке в течение трех последних месяцев. Автопроизводители понимают, что быстрый рост цен вслед за валютными курсами приведет к потере рынка. Поэтому у большинства компаний они растут плавно.      

 

Причем подорожание коснулось всех типов автомобилей, не только импортируемых. Причина состоит в том, что не только в иномарках российской сборки, но и даже в исконно российских моделях имеется валютная составляющая. Например, UAZ Patriot наполовину состоит из импортных узлов и деталей, многие из которых поступают из Китая. Падающий к юаню рубль вызвал подорожание вдвое импортных компонентов. 

 

Таким образом, локализация производства лишь частично помогает снижать вал подорожания. В связи с девальвацией национальной валюты не удержалась в заданных ценовых рамках Renault Logan, одна из самых локализованных иномарок на отечественном рынке (76,5%), серийный выпуск которой развернут на АвтоВАЗе. Часть комплектующих для нее поступает с румынского завода, а национальная валюта этой страны выросла более чем на 60% по отношению к рублю. 

 

Будут ли производители в сложившейся ситуации наращивать степень реальной локализации выпускаемых ими моделей? Ведь делая ставку на локализацию, автопроизводитель может попасть в замкнутый круг. Рынок сильно сократился, а для создания и безубыточного производства нужны большие объемы продаж автомобилей. 

 

Сегодня валютный курс несколько стабилизировался. Как прогнозируют монетарные власти РФ, курс рубля стабилизировался, и это становится одним из факторов замедления инфляции в стране. 

 

фото конференции РАФ

 

Проигравшие локализацию

 

Сенсационное заявление прозвучало в середине марта. General Motors, крупнейший мировой автопроизводитель, сворачивает свою деятельность на территории Российской Федерации. До конца года будут остановлены продажи автомобилей Opel - ключевой марки концерна. На российский рынок будут прекращены поставки массовых моделей марки Chevrolet, за исключением премиальных моделей Camaro, Corvette и Tahoe. Завод GM в Санкт-Петерубрге, который обошелся в $300 млн, имеющий производственную мощность 98 тыс. автомобилей в год, к середине года будет закрыт и законсервирован. Согласно ранее озвученным планам, его производственные мощности должны были увеличиться до 230 тыс. автомобилей в год, а объем инвестиций — около $1 млрд. Совместное предприятие GM-АвтоВАЗ продолжит работу. Впрочем, выпуск нынешнего поколения модели Chevrolet Niva продолжится до 2016 года, далее у нее заканчивается одобрение типа ТС и никаких работ по его продлению не ведется. Как сообщали ранее СМИ, на территории ОЭЗ «Тольятти» приостановлено строительство предприятия, где предполагалось сваривать кузова для обновленной модели Chevrolet Niva и производить сборку двигателей по лицензии Peugeot-Citroen. Напомним, что концепт нового автомобиля Chevrilet Niva был представлен на прошлогоднем Московском автосалоне. 

 

В связи с принятым решением о фактическом сворачивании деятельности в РФ, «пострадает» совместное предприятие GM-Uzbekistan (оттуда импортируется модель Chevrolet Cobalt) и калининградский завод «Автотор», где по контрактной сборке производились модели Opel – Zafira, Meriva, Insignia, а также модели Cadillac. В результате около половины производственных мощностей калининградского «Автотора» будет заморожено, а 450 работников предприятия получат уведомление об увольнении. Последний автомобиль GM сошел с конвейера этого предприятия в начале марта. Сотрудничество «Автотора» и GM продолжалось более 10  лет. В их совместных планах предусматривались более глубокая локализация и инвестиции в развитие полнопрофильного производства автомобилей концерна. Под вопросом и контрактная сборка модели Chevrolet Aveo на нижегородском заводе «ГАЗ». 

 

За решением крупнейшего мирового автоконцерна проглядывает политическая составляющая. Руководители концерна посчитали, что в России может наступить длительный период экономических проблем. 

 

«Изменение нашей бизнес-модели в РФ является частью глобальной стратегии по обеспечению долгосрочного успеха на рынках, где мы присутствуем. Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой», – заявил президент GM Дэн Амманн.

 

В прошлом году Opel и Chevrolet совместно смогли продать в России 188 тысяч легковых автомобилей. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в январе-феврале 2015 года объемы рынка новых автомобилей Opel в России составили 1 953 шт. (-83,7% по сравнению с январем-февралем 2014 года). Если в феврале прошлого года Opel занимал 11 место на российском рынке, то сейчас – 21 место. Объемы продаж автомобилей марки Chevrolet с начала года составили 5 661 шт. (-76,0% по сравнению с АППГ). Главный фактор падения спроса – нежелание удерживать цены, растущие на фоне девальвации рубля, и работать в убыток. Одна из ключевых моделей концерна Chevrolet Cruze, розничная цена на версии с простой комплектацией еще недавно была в районе 500-600 тыс. рублей, сегодня она поднялась до уровня 800 тыс. руб - 1 млн руб. Итог закономерен – в прошлом году в январе-феврале объем продаж Chevy Cruze составлял 7 тыс. автомобилей, в 2015 году - чуть более 600. 

 

Впрочем, у американского автопроизводителя имеется уникальный и большой опыт удержания доли рынка в России. В кризисный период, когда отечественный рынок в 2009 году сжался вдвое (до объема 1,37 млн новых автомобилей), марка Chevrolet смогла сохранить вторую строчку национального автомобильного рейтинга. Бестселлер марки Chevrolet Lacetti находился на втором месте среди иномарок, уступая лишь Ford Focus.    

 

Именно катастрофическим падением продаж руководство GM объясняет предпринятые  шаги. Дальнейшая локализация выпускаемых моделей на российской территории потребует серьезных инвестиций, которые американский автопроизводитель считает неоправданными в условиях неопределенности и падающего рынка.    

 

На решение уйти из России повлиял и тот факт, что европейский бизнес компании серьезно убыточный. Opel, так и не смог преодолеть трудности, которые преследуют компанию с прошлого кризиса. GM предпринимает усилия по восстановлению прибыльности своего европейского подразделения, в частности, принято решение об уходе марки Chevrolet с рынков Старого света. Таким образом, исключается дублирование представленного на рынке модельного ряда.   

Демарш GM на российском авторынке вызвал целую серию комментариев со стороны официальных лиц в РФ. 

 

«На рынке вакуума не бывает, - заявил пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. – Компания, к сожалению, уже заранее ставит себя в невыгодное положение на тот период, когда рынок перейдет в фазу активации…И компания окажется среди проигравших». 

 

Представители профильного министерства промышленности и торговли РФ считают, что отказ GM от сборки автомобилей и фактический уход концерна из России обусловлен низкой локализацией производства автомобилей американского автопроизводителя. 

 

Перспективные планы GM на отечественном рынке были сформированы исходя из условий соглашения о промсборке, которые предусматривают создание производственных мощностей по выпуску 350 тыс. автомобилей в год к 2018 году, при достижении уровня локализации 60% выпускаемого модельного ряда, и создание на территории РФ технологического центра компетенций по проектированию автомобилей.   

 

Уровень локализации выпускаемых по контрактной сборке автомобилей GM на калининградском «Автоторе» на данный момент составлял лишь 15%, а уровень локализации производимой на предприятии GM в Санкт-Петербурге модели Chevrolet Cruze достигал 26% (по данным аналитического агентства «Автостат»). Если отказ от сборки машин в России, учитывая низкую локализацию, еще можно оправдать экономическими причинами, то вот отказ от продажи массовых моделей в пользу премиальных выглядит необычным. Другие автоконцерны, наоборот, сейчас пытаются избавляться от нишевых, пользующихся наименьшим спросом моделей, сосредоточиваясь на массовых автомобилях. 

 

Поверившие в перспективу

 

Однако не все автоконцерны намерены последовать за GM. На прошедшей в Москве конференции «Российский Автомобильный Форум» генеральный директор «ПСМА-Рус» Жан-Кристоф Маршаль заявил, что, несмотря на катастрофическое снижение продаж французских марок Peugeot и Citroen, приоритетом в работе предприятия он считает локализацию производства. Французский автопроизводитель выполнил условия, предусмотренные в Постановлении №166 Правительства РФ. На сегодняшний день уровень локализации автомобилей французской марки, серийно выпускаемых в Калуге, превысил 35% (модели Peugeot 408 и Citroen C4 sedan). 

 

«Сегодня ведется работа над тем, чтобы еще увеличить данный показатель. Несмотря на трудности, низкий объем продаж, у нас есть определенные успехи, - доложил Маршаль. – Наша цель состоит в том, чтобы повысить уровень локализации до 50% в 2016 году. Это непростая задача, и мы намерены добиться успеха».

 

Сегодня Peugeot-Citroen активно работает над поиском поставщиков. У компании имеется список из 185 деталей и узлов, которые руководство компании хотело бы закупать в России у местных производителей. На отечественном рынке автокомпонентов очень мало компаний, с которыми можно было бы работать. Есть проблемы с качеством и есть проблемы с неконкурентоспособными ценами.           

 

Второе направление – снижение издержек производства. Помимо активного поиска поставщиков компания намерена в 2015 году активно заняться снижением затрат по многим направлениям деятельности – транспортная логистика, эффективность, производительность труда, сокращение закупочных цен на детали, компоненты, услуги. Здесь продолжат оптимизировать структуру и инвестировать в подготовку и обучение российских кадров. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >