+79139857900

Новые планы автопроизводителей и производителей автокомпонентов

28 мая 2015 в 11:44

Резкое обесценение курса национальной валюты спровоцировало коррекцию планов автопроизводителей и производителей автокомпонентов. Какие меры будут приняты для того, чтобы зарубежные автоконцерны смогли выполнить планы по локализации производства, и как данные мероприятия смогут отразиться на развитии отрасли автокомпонентов, изучил наш корреспондент. 

 

Российское правительство готово пересмотреть условия соглашений по промсборке в стране, изменив расчет формулы по определению уровня локализации в производстве иномарок. Это позволит снизить негативное влияние кризисных явлений в экономике на предприятия автомобильной и автокомпонентной промышленности. По заявлениям чиновников Минпромторга, данные поправки будут приняты в конце второго - начале третьего кварталов и коснутся как автосборочных производств, так и предприятий, выпускающих автокомпоненты. 

 

По обязательствам, закрепленным в соглашениях о промсборке, автопроизводители обязаны были достигать каждый год определенного уровня локализации, а к 2020 году выйти на уровень 60%. Аналогичные условия закреплены и для около 70 компаний-производителей автокомпонентов, которые ввозят детали с пошлиной 0-5% по Постановлению Правительства РФ №566. 

 

Сегодня расчет уровня локализации напрямую зависит от таможенной стоимости импортных автокомпонентов в стоимости произведенных транспортных средств без учета налогов. Формула для расчета выглядит следующим образом:

L = (1- V/P) x 100%, где L-уровень локализации, V-общая таможенная стоимость всех импортных компонентов, P- общая стоимость продаваемых автомобилей (за вычетом НДС, акцизов, дилерских бонусов и проч.). 

 

Очевидно, что при сохранении поставок значительной части автокомпнентов из-за рубежа в качестве импорта, для предприятий, работающих на условиях промсборки, становится труднодостижимым необходимый уровень локализации, закрепленный в соглашениях с Правительством. Разница в курсе рубля и иностранной валюты автоматически снижает показатель локализации при неизменных условиях работы. Т.е., если физически импорт « в железе» остается на прежнем уровне, то при падении среднегодового курса национальной валюты, к примеру, в два раза, соответственно, в рублевом выражении стоимость импортных компонентов возрастает вдвое. И тогда расчетный показатель локализации у автопроизводителя существенно снижается. Это не только отдаляет достижение 60%-го уровня, зафиксированного в соглашениях о промсборке с Правительством РФ, но и автоматически лишает автопроизводителя таможенных льгот.   

 

Таким образом, оказалось, что автоконцерны из-за резких колебаний курса рубля не в состоянии поддерживать уровень локализации и согласно соглашениям по промсборке должны потерять режим таможенных льгот. Следовательно, деятельность концернов на территории может быть сильно затруднена. Эти события происходят на негативном фоне  резко снизившихся объемов продаж автомобилей на отечественном рынке. Уход американского концерна GM из страны стал вполне логичным в данной ситуации. 

 

Правительственным чиновникам, ответственным за отрасль приходится откликаться на сложившуюся ситуацию, чтобы  не спровоцировать закрытие автосборочных производств и сокращения кадрового состава.   

 

Если не ввести поправки в расчетную формулу, то автоконцерны даже при благоприятном развитии ситуации на валютном рынке, вряд ли смогут уложиться в принятые обязательства по локализации и, соответственно, на законных основаниях могут лишиться беспошлинного импорта компонентов. Сегодня ввоз автокомпонентов облагается таможенной пошлиной 15% для участников рынка, не подписавших соглашений о промсборке. 

 

По данным аналитического агентства «Автостат», уровень локализации на начало года у Ford-Sollers достигает 40%, Volkswagen Group – 42%, Renault Россия -75%. Таким образом, зависимость от импорта автокомпонентов у зарубежных автопроизводителей, ведущих сборку на территории РФ, в целом, высока. Импортная составляющая значительно влияет и на ценообразование выпускаемых ими автомобилей. Собственно поэтому Правительство и решило прийти на помощь зарубежным автопроизводителям, сохранив для них таможенные преференции, несмотря на формальное невыполнение ими условий, закрепленных в соглашениях. Тем самым косвенно признается, что отраслевая стратегия по привлечению автоконцернов для строительства сборочных автозаводов с высоким уровнем локализации с помощью таможенных льгот буксует и требует коррекции. 

 

Снижающийся российский авторынок также вносит коррективы в локализацию производства компонентов. Низкий и недостаточный объем производства автомобилей влияет на планы по запуску и объемам производства автокомпонентов.

 

Впрочем, низкий курс национальной валюты нивелирует условия. Слабый рубль автоматически делает выгодным производство на территории РФ. Если монетарные органы не допустят значительного укрепления курса национальной валюты, то это станет дополнительным импульсом развития автокомпонентной отрасли. Сейчас наступил самый подходящий момент для перевода производств в нашу страну. На руку предпринимателям не только сложившийся курсовой тренд, но и относительная дешевизна рабочей силы в России. Производителям выгодно размещать заводы еще и потому, что это способ избежать высоких таможенных пошлин на комплектующие импортные изделия. 

 

Автомобильный конвеер

 

Процесс продолжается

 

В странах, где уделялось большое внимание развитию национального автомобилестроения, сочетание различных таможенных льгот наряду с низким курсом национальных валют приводило к положительному результату. 

 

По данным  KMPG, в Мексике, проводящей курс на создание мощной автосборочной площадки в Северной Америке, где были созданы благоприятные условия для производителей, экономия производственных затрат в производстве автокомпонентов достигает 13%, в сравнении со стоимостью производства в США. А экономия затрат в производстве пластиковых деталей оценивается в 19,4%, металлических узлов — в 19,8%. 

 

Девальвация рубля также подстегивает автопроизводителей увеличивать степень локализации и использования компонентов, произведенных на территории РФ. Так, совместное предприятие  ПСМА, расположенное в Калуге, намерено довести уровень локализации с нынешних 35% до 50%. Об этом заявлял глава французского автопроизводителя в России Жан Клод Маршаль. Аналогичные заявления прозвучали от представителей Ford-Sollers. Согласно подписанному соглашению о промсборке к концу 2015 года необходимо достичь 45% локализации (сейчас 40%), а к концу 2018 года – 60%. Но топ-менеджеры этого автопроизводителя уже сегодня заявляют о стремлении достичь более высокого уровня (80-85%), чтобы избежать дополнительных затрат на транспортную логистику, а также избежать в дальнейшем зависимости от изменений валютных курсов. Руководством СП Ford-Sollers поставлена амбициозная задача - перенести из-за границы практически всю цепочку поставок на территорию РФ. Поэтому ведется работа по поиску поставщиков не только второго, третьего и четвертого уровней, но также и первого (производители элементов шасси, интерьера и т.п.). Идет поиск партнеров по поставкам штамповки и литья, металлических и пластмассовых изделий; в планах поиск партнеров-производителей крепежа, метизов, болтов, хромированных изделий. 

 

Директор по закупкам Ford-Sollers Оливер Маевский считает, что потребность в российских поставщиках настолько сильна, что на первое время здесь «готовы закрыть глаза» на отсутствие у потенциальных партнеров известного мирового стандарта Q1. Достаточно желания производителя автокомпонентов начать движения к этому мировому стандарту качества, а «мы поможем до него дотянуться»,  заявил топ-менеджер.  

 

Крупнейшие мировые производители автокомпонентов, а также в данный момент считают развитие производства в России перспективным. Руководство компании Valeo сегодня интересуют отечественные производители алюминиевого литья и штамповок, также поставщики самого разнообразного сырья. Представители Valeo в России отмечают, что в РФ много возможностей для ведения бизнеса, и выражают готовность развивать работу по поставщикам аналогично той, которую компания проводила в Индии. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >