+79139857900

Особенности национального выхода из кризиса

5 апреля 2017 в 11:23

Специалисты не достигли консенсуса по вопросу о прогнозе развития отечественного автомобильного рынка. Это со всей очевидностью было продемонстрировано на прошедшей в Москве VII международной конференции, организованной аналитическим агентством «Автостат», «Автомобильный рынок России – 2017. Итоги и прогнозы». Наш корреспондент побывал на пленарной сессии и выслушал доводы специалистов, а также  принял участие в церемонии вручения III ежегодной премии «Сохранность остаточной стоимости Residual Value 2017».

 

Эксперты статьи:

Григорий Микрюков, 
начальник управления отраслей экономики Аналитического центра при Правительстве РФ
Йорг Шрайбер, 
председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ)
Пьер Бутен, 
руководитель марки Volkswagen в России
Олег Мосеев, 
президент РОАД
Сергей Целиков, 
директор аналитического агентства «Автостат»
Михаил Бахтиаров, 
президент ГК Major Auto

Седьмая международная конференция «Автомобильный рынок России – 2017. Итоги и перспективы» была самой первой хронологически и предваряла ряд авторитетных автомобильных мероприятий, которые были проведены в марте текущего года на различных площадках в Москве и Санкт-Петербурге. Фактически конференция задала тон обсуждению важнейших вопросов развития автомобилестроения как ключевой отрасли отечественной экономики и автомобильного рынка. 

На этой площадке для обсуждения и анализа состояния отечественного авторынка собрались более 250 специалистов, среди которых дистрибьюторы, дилеры, представители финансовых и страховых компаний, сервиса, IT-индустрии, маркетологи, аналитики, собственники бизнеса, руководящий состав отделов продаж и другие профессионалы. Красной нитью практически во всех выступлениях звучали позитивные сигналы: в текущем году может быть преодолен затяжной спад и начнется рост авторынка, а отрицательные тренды сменятся на противоположные. Специалисты в большей степени анализировали и давали прогнозы для легкового сегмента. И это отнюдь не праздный интерес, поскольку данный сегмент в наибольшей степени является не только индикатором состояния всей отрасли, но и локомотивом, связывающим производство и конечного потребителя. Впрочем, без внимания не оставался и сегмент коммерческого транспорта. Материал о состоянии рынка грузовиков и автобусов в статье «Вперед на тихом ходу».

Государственный интерес

С начала года по линии государственных программ поддержки автомобильного рынка продано более 100 тысяч машин. Пока без такой поддержки отечественный автомобильный рынок обойтись не может. Без поддержки государства негативная динамика в сегменте новых легковых автомобилей в 2017 году может сохраниться (падение составит порядка 3%), а при поддержке – рост может составить до 11%. Эти цифры в своем докладе привел начальник управления отраслей экономики Аналитического центра при Правительстве РФ Григорий Микрюков. Объем господдержки отрасли достиг рекордного уровня: 129,8 млрд руб. в прошлом 2016 году против 101,6 млрд руб. годом ранее. При этом в 2017 году на поддержку отрасли планируется выделить 62,3 млрд руб. Из них 17,5 млрд руб. составят субсидии российским организациям на компенсацию части затрат. Ожидаемый эффект, по оценке Минпроторга РФ, - обеспечение производства 250 тыс. автомобилей и сохранение рабочих мест.

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в рамках инвестиционных и инновационных проектов для 32 автопроизводителей и производителей компонентов составят 7,4 млрд руб. Субсидии в 7 млрд руб. российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам физлиц 2015 – 2016 гг. позволят реализовать 270 тыс. единиц автотранспортной техники.

Микрюков отметил, что важными факторами роста должны стать новые программы «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Русский тягач», «Российский фермер», «Свое дело». На них, а также на поддержку продаж газомоторной техники, городского общественного электротранспорта, закупки школьных автобусов и «скорой медицинской помощи» выделяется 17,4 млрд руб., что должно позволить реализовать в 2017 году более 90 тыс. транспортных средств. Десятимиллиардные субсидии на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам 2016-2017 гг. обеспечат сбыт в 2017 году 41,5 тыс. штук.

Заметим, что в начале прошлого года федеральные чиновники ставили более амбициозную задачу - путем господдержки отрасли и рынка сохранения его уровня на отметке 1,5 млн легковых и легких коммерческих автомобилей и поддержку высоколокализованных производств. Однако контрольные цифры не удалось достигнуть: как известно, объем российского рынка в прошлом году составил 1,425 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. 

Впрочем, для инициирования подобных мер господдержки нужен сильный лоббист. Председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер отметил, что в 2016 году удавалось вести конструктивный диалог с Правительством РФ. Ассоциация подсказывала болевые точки и напоминала о необходимости продления мер поддержки. «Я думаю, что то, что мы выжили, и не только мы – уже хороший итог не очень хорошего года», - заключил Й. Шрайбер.

В своем выступлении представитель Volkswagen Пьер Бутен сообщил, что хотя условия работы в Российской Федерации стали напряженными, немецкий автопроизводитель смотрит в будущее с оптимизмом, несмотря на то, что 2016 год был самым плохим для автомобильной промышленности за последние 11 лет. «Сегодня мы живем в новой реальности. Рынок уже никогда не будет таким, как прежде. С этим нужно смириться. И ни у кого нет волшебной палочки, чтобы в один миг коренным образом изменить ситуацию к лучшему. Мы держим руку на пульсе различных потребительских запросов. Сейчас важно делать упор не на одно отдельное направление, а на нескольких. Отсюда пристальное внимание сервису, запчастям, банковским услугам и продаже автомобилей с пробегом».

Атомизация на фоне сжатия

Затяжной спад на автомобильном рынке, наблюдающийся в течение четырех лет, оказал сильнейшее влияние не только на текущую ситуацию, но и вызвал ряд фундаментальных изменений на авторынке.

Среди определяющих и ключевых характеристик современного состояния отечественного автомобильного рынка Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат», в своей презентации, вызвавший высокий интерес собравшихся, назвал следующие особенности современного отечественного авторынка.   

В период кризиса вырос рынок автомобилей с пробегом. Если в 2012 году соотношение продаж новых автомобилей и подержанных составляло 1 : 2, то сегодня – примерно 1 : 4. Увеличили свою долю лидеры авторынка, организовавшие локальное производство на территории РФ: на их долю приходится около 80% авторныка. Изменяется соотношение премиальных и массовых брендов, в настоящее время оно составляет 90% к 10%. При этом у премиальных брендов появляются более бюджетные модели и комплектации.  Произошла «атомизация» авторынка - продажи «ушли» преимущественно в два сегмента – В и SUV, которые суммарно занимают около 80% рынка. На рост цен в значительной степени влияет укрепление рубля. По-прежнему сохраняется высокая корреляция цены на нефть и объемов продаж автомобилей. Покупательская способность населения заметно сократилась: примерно 51% россиян не имеют сбережений, 47% - считают, что трудные времена еще впереди, 25% оценивают свое материальное положение как плохое или очень плохое.

Трудный дилерский путь

Одним из самых пострадавших за время кризиса стал дилерский сегмент. Неутешительные цифры сообщил в своем выступлении президент РОАД Олег Мосеев. За последние три года дилерская сеть потеряла порядка одной тысячи дилеров. Многие дилерские центры сегодня держатся только надеждами на восстановление рынка. Можно по-разному относиться к этим потерям, но было бы цинично считать, что «выживают сильнейшие». «Думаю, что настало время для консолидации усилий как производителей, так и дистрибьюторов для поиска тех сегментов, где мы можем вместе поднимать доходность. Именно потому, что ситуация была очень сложная, выскажу надежду, что в этом году легче будет договариваться дилерам и дистрибьюторам», - отметил О. Мосеев.

«Мы уже привыкли к тому, что почти никто не зарабатывает на новых автомобилях, но сейчас будем терять на тех нишах, на которых привыкли зарабатывать, - высказал свои опасения
Вячеслав Зубарев, руководитель холдинга «Транстехсевис». - И первая такая ниша – сервис. Отношение к сервису меняется в сторону экономии: люди не готовы переплачивать только за то, что сервисный центр имеет статус официального». Эксперт также считает, что почти полностью у официальных дилеров исчерпана возможность зарабатывать на финансовых инструментах. Остается возможность прирастать за счет автомобилей с пробегом – за счет чего, собственно, и развивался холдинг в 2016 году. «А вот что касается консолидации усилий дистрибьюторов и дилеров – здесь ситуация по разным брендам отличается. И кто­то из дистрибьюторов помнит о подписанной Конвенции и не навязывает дилерам в кризис грабительские контракты, а кто­то соблюдать ее не считает необходимым, и во многих случаях Конвенция не работает», - отметил В. Зубарев.

Однако дополнительный импульс для развития продаж у ряда автопроизводителей дает приход кэптивных банков. «Российский рынок стремительно меняется, и не только в объемах продаж техники, - считает Александр Колошенко, президент «Тойота Банк». -
В последнее время набирают вес кэптивные банки, чья основная цель – не получение прибыли, а увеличение продаж бренда. В отличие от независимых банков, у которых автобизнес является одним
из направлений работы, у кэптивного
банка это единственная причина существования. И если в обычном банке клиент и прибыль уходят к конкурентам, то в кэптивном банке они остаются в семье автопроизводителя
».

Факторы роста

Впрочем, несмотря на четырехлетний спад, ситуация неуклонного падения и отрицательной динамики на отечественном авторынке подходит к своему завершению. Во время работы конференции было проведено СМС-голосование по вопросу: «Ваш прогноз для рынка на 2017 год?». Результаты оказались весьма позитивными:  большинство участников конференции оказались настроены вполне оптимистично. Лишь 4,9% присутствующих предположили, что авторынок в наступившем году ожидает падение. В то же время подавляющая часть аудитории (66,7%) высказала мнение о начале роста в пределах 5%. 27,7% аудитории высказались еще более оптимистично – рост на отечественном авторынке в 2017 году может составить от 5 до 10%. Таким образом, психологически аудитория специалистов, работающих на автомобильном рынке, готова к изменению тренда с отрицательного на противоположный.

Сегодня тенденции указывают на формирующуюся положительную динамику рынка. Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат», выделил следующие факторы для начала роста: низкая база, накопление отложенного спроса, цикл смены автомобиля (3-5 лет), рост цен на нефть и стабилизация валютного курса. Из факторов, которые могут затормозить развитие отечественного авторынка, докладчик назвал снижение покупательной способности населения, санкции, экономическая и политическая нестабильность, рост цен на новые автомобили и автомобили с пробегом, как альтернатива новым.

Впрочем, несколько иначе оценил состояние авторынка и дал противоположный прогноз Михаил Бахтиаров, президент ГК «Major Auto». В противовес оптимистам он скептически высказался по поводу возможного роста рынка и дал оценку ценообразованию на авторынке, которое, по его мнению, не даст выйти на положительный тренд. «Я хочу попросить позитивный настрой привести ближе к реальности. Хотелось бы внимательно посмотреть на то, что происходило с экономикой автопроизводителей в течение последних двух лет», - отметил М. Бахтиаров. - Автопроизводители на протяжении долгого времени терпели убытки на отечественном авторынке в связи с изменением курса валют. И многие из них до сих пор не вернулись в «ноль», а если даже вернулись, то им хотелось бы заработать, компенсируя те убытки, которые были в последние два года».

Руководитель ГК «Major Auto» отметил, что производители в последние 26 месяцев, начиная с декабря 2014 года, хотят повысить цену. «Последние 2­3 месяца, несмотря на то, что нефть дорожает, производитель хочет поднять цену, - рассуждает
М. Бахтиаров. – И автопроизводители еще будут поднимать – а население еще больше не будет принимать текущие цены на автомобили. Соответственно, какого роста мы ожидаем ­ мне не очень понятно».

Далее выступавший озвучил свой прогноз на 2017 год. Ожидания, которые можно аккуратно озвучить - это минус 5-10%. Все автопроизводители будут повышать цены, потому что они два года работали в «красной зоне». Они вынуждены это делать. Сейчас автопроизводители просто возвращаются к тому, что существует некая себестоимость в валюте, которая при пересечении границ и пересчете на рубль дает текущий ценник и вызывает некоторое непонимание со стороны населения.  

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >