+79139857900

От кризиса до кризиса

28 мая 2015 в 15:27
Политика импортозамещения приносит первые плоды. Рыночная доля грузовой техники, произведенной в рамках Таможенного союза, согласно статистике, увеличилась. Однако это не означает, что грузоперевозчики потеряли интерес к зарубежной технике, уже показавшей свою эффективную работу в автопарках компаний.

 


Сегодня ситуация на автомобильном рынке в который раз кардинально изменилась по причине макроэкономических факторов. В условиях экономической нестабильности и политической напряженности потенциальные покупатели грузовых автомобилей занимают выжидательную позицию. Они предпочитают воздержаться от обновления парка. Спад на рынке становится следствием изменившихся условий. 

На сегодня государственная политика поддержки отрасли ведется по нескольким направлениям. Дан старт программам газомоторизациии техники, субсидирования лизинга, продолжаются программы утилизации, а также произошло  законодательное закрепление процесса импортозамещения, путем предоставления преференций отечественной технике (в том числе и произведенной в рамках Таможенного союза России-Белоруссии-Казахстана) при осуществлении госзакупок. Принесли ли данные мероприятия какие-либо результаты?

Это основополагающие  вопросы, которые определяют ситуацию на рынке. Понимание данных аспектов важно при долгосрочной политике формирования  парка грузовой техникия как в крупной компании, так и в малых предприятиях, специализирующихся на рынке грузоперевозок, строительстве и других видах деятельности, в структуре которых весьма важна транспортно-логистическая составляющая.  


Эффективные замещения


Сегодня кризисные явления определяют картину состояния отечественной экономики.  Гигантская волна снижения спроса во второй раз за шесть лет характеризует  конъюнктуру рынка. Как отмечают эксперты, в этих сложных условиях, появляется шанс для укрепления рыночных позиций отечественных производителей. Также это стимулирует продолжать модернизацию и повышение эффективности производства. Эффект девальвации также способствует наращиванию экспорта продукции на зарубежные рынки. 

Как и шесть лет назад, девальвация национальной валюты предоставляет шанс отечественным автопроизводителям увеличить рыночную долю, которая в условиях возросшей конкуренции со стороны зарубежных автопроизводителей и укрепившегося рубля заметно уменьшилась. В результате прошедшего в конце прошлого года обвального обесценивания рубля ценовой паритет между отечественной (в том числе и белорусской) техникой и напрямую конкурирующей с ними китайской техникой оказался нарушен. Заметно вырос ценник также на западную, японскую и корейскую технику. 


Ашот Арутюнян, директор по маркетингу и рекламе ОАО «КАМАЗ», утверждает, что удорожание розничных цен на самосвалы модельного ряда КАМАЗ-6520 составило на начало апреля в сравнении со средними величинами прошлого года — порядка 22%. А ценовой уровень конкурирующих китайских самосвалоа марки Shaanxi, по его данным, увеличился за этот же период на 55%. 
Аналогичное ценовое преимущество грузовиков отечественного производства наблюдается также и в другом сегменте. Он приводит пример новой модели отечественного автопроизводителя - седельный тягач КАМАЗ-5490, степень локализации которого еще не слишком высока. Автомобиль имеет высокую степень компонентов зарубежного производства и был разработан на агрегатах Mercedes-Benz Axor. По данным специалиста, цена седельного тягача, подскочила на 25%, у аналогичных моделей тягачей «большой европейской семерки» рост составил 10-35%. 

Новый отечественный тягач уже сейчас имеет весомую разницу в цене в сравнении с зарубежными аналогами — около 1 млн руб. На эту модель крупнейший отечественный производитель делает высокие ставки. В актив модели засчитывается высокий ресурс и надежность автомобиля, низкий расход топлива и низкие эксплуатационные расходы на ТО и ремонт, высокая производительность и возможность эксплуатации на международных рейсах в Европу. Также на стороне новой модели грузовика фактор наличия широкой дилерской и сервисной сети КАМАЗа.  

Специалист озвучил также отраслевой прогноз в целевом сегменте седельных тягачей. Если в 2014 году было продано 12 917 автомобилей, из которых на КАМАЗ-5409 пришлось 309 единиц, или 3,9% сегмента, то в 2015 году в целом емкость сегмента сократится до 6271 единиц при одновременном росте продаж отечественного тягача до уровня 1686 штук, доля отечественной модели составит 26%. 

Под данную модель на предприятии проводится широкая модернизация производственных мощностей. Впрочем, пока самыми популярными тяжелыми грузовиками отечественного рынка являются две модели самосвалов — КАМАЗ-65111 и КАМАЗ-6520. (см. табл.1). Для усиления позиций в рамках проводимой политики газомоторизации КАМАЗ намерен предложить потребителям варианты этих самосвалов с газовым двигателем китайского производства Weichai. 
Для улучшения технических характеристик автомобилей КАМАЗ создал совместное предприятие с Cummins. Это единственное СП по производству двигателей на территории стран СНГ. Сегодня каждый третий выпускаемый автомобиль КАМАЗ оснащен моторами, выпускаемыми ЗАО «Камминс Кама» серии В (ISBe 4,5 л, ISBe 6,7 л, 160-300 л.с.). 
Впрочем, отечественному предприятию предстоит совершить колоссальный рывок в повышении качества выпускаемой продукции и нынешний трудный период дает определенный шанс для работы в этом направлении.


NEXT против кризиса


Другой отечественный автопроизводитель — «Группа ГАЗ» — занимает 56% сегмента среднетоннажной техники и 31% рынка полноприводной тяжелой грузовой техники. Четыре модели среднего класса Горьковского автозавода попали в ТОП-10 грузовой техники отечественного рынка. 

Подразделение «Группы ГАЗ» – АЗ «Урал» занимает специфическую нишу полноприводных моделей высокой проходимости на отечественном рынке. Тем не менее уральский бренд уверенно входит в пятерку отечественного рынка. 

Именно сейчас, в крайне сложный период экономического кризиса, предприятие выводит новую линейку грузовиков. Модельный ряд «Урал-NEXT» построен на модернизированном шасси «Урал-М». Под капотом новинки появится новый 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-536 мощностью 285 л.с., 9-ступенчатая коробка немецкой компании ZF, усиленная раздаточная коробка собственного производства, немецкий рулевой механизм RBL. Тормозная система останется пневматической, электрооборудование переведено на 12-вольтовую схему.
Отметим, что производство старой модели полноприводных грузовиков Урал-375Д, которые после небольшого обновления и установки дизельного двигателя взамен бензинового стали именоваться Урал-4320, началось еще в 1961 году. Иными словами, конструкция нынешних автомобилей, выпускаемых Уральским автозаводом, имеет солидный возраст - более полувека. И если техническую начинку грузовика-вездехода постоянно модернизировали, то кабина оставалась неизменной. 

Структура рынка грузовиков РФ


Теперь же новые «Уралы» получат современный кабинный модуль от «Газели-NEXT».

Другая новинка нижегородского автопроизводителя - «ГАЗон NEXT». Со страта продаж автомобиля прошло совсем немного времени, однако модель уже сумела стать популярной у перевозчиков и подняться на вторую ступень отечественного рейтинга среднетоннажников, опередив модели конкурентов - Isuzu и Hino. Сегодня предприятие работает над расширением комплектаций и вариантов различных надстроек на эту модель. 
 
Впрочем, спад и экономические трудности не пощадили модельную линейку среднетоннажной техники ГАЗа. Статистика зафиксировала падение спроса на треть. В свою очередь, а набравший популярность новый автомобиль «ГАЗон NEXT» в это время не смог компенсировать общее падение спроса на другие модели ГАЗ. Впрочем, новинка вызывает живой интерес у участников рынка грузоперевозок, что в перспективе сулит ей высокий интерес при восстановлении рынка. 

В пятерку самых популярных моделей рынка традиционно входит также корейский бренд Hyundai. Драйвером его продаж является модель Hyundai HD78, которые вместе с MAN TGS представляют зарубежные модели. Сборка корейского грузовика ведется на калининградском предприятии «Автотор». 


МАЗ-6501В9-8420-000


Агенты экономии


Минский автозавод остается третьим по величине автопроизводителем в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Сегодня его доля, по данным «Автостат», на рынке грузовой техники, составляет около 7,8%. Минчане предлагают потребителям также широкий спектр «антикризисной» техники. «Агентом» импортозамещения выступает трехосный самосвал МАЗ-6501В9-8420-000 грузоподъемностью 20 т и допустимой полной массой 33,5 т. Цена на самосвал на фоне стремительно подорожавших представителей большой европейской семерки и потянувшихся за ними китайскими и южнокорейскими грузовиками дает весомое конкурентное преимущество продукции автопрома Таможенного союза. Сегодня грузовые автомобили МАЗ оснащаются новыми двигателями Ярославского моторного завода – ЯМЗ-536 и ЯМЗ-650 и агрегатируются коробками ZF. Но теперь МАЗ предлагает грузовики, оснащенные силовыми агрегатами других производителей, в частности Mercedes-Benz.  Согласно статистике, самый популярный грузовик Минского автозавода – МАЗ-6312. 

 
Антон Бородулин, коммерческий директор ЗАО «Сибирь-МАЗ-Сервис»:

- Снижение спроса на коммерческую технику в этом году было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, произошло насыщение рынка грузовой техникой отечественного производства. Платежеспособные клиенты поспешили вложить имеющиеся средства в движимые активы. После чего на авторынке наступило затишье, а затем было зафиксировано падение продаж. Во-вторых, у предпринимателей появились тревожные настроения и многие просто побоялись покупать технику, т.к. было не совсем понятно, что ожидает рынки перевозок, строительства и т.п.  Третий фактор, который негативно повлиял на уровень продаж грузовиков - увеличение стоимости автомобильной техники. С начала года рост составил порядка 20%. Основной причиной роста цен является удорожание импортных комплектующих.

Как и в прошлые годы, флагманскими моделями Минского автозавода являются МАЗ-6430 и МАЗ-6501. Хорошей новостью для компаний, занятых в перевозке инертных материалов явилось возвращение на российский рынок самосвалов МАЗ-5516. В свое время они были весьма популярны за счет двигателя с механической топливной аппаратурой и доступностью цены. Эта техника уже доступна для заказов в Новосибирске. Модель МАЗ-6312 также востребована в нашем регионе. Учитывая сложные климатические условия, в которых работает эта грузовая техника, у перевозчиков наибольшей популярностью пользуются грузовики с изотермическими надстройками производства белорусского завода «Купава». Надежное шасси и современные технологии изготовления надстройки в сумме дают отличный вариант за небольшую стоимость. Помимо традиционных двигателей Ярославского моторного завода на автомобили МАЗ  устанавливают двигатели Mercedes-Benz и Cummins. 
Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

Народные грузовики

Несмотря на трудности, рынок грузовиков в...

5 мар 2015 в 09:28

Подробнее >