Авторизация

Трудный год

20 января 2017 в 22:24 admin

Новейшая история автомобильного рынка России характеризуется глубокими спадами и последующими подъемами. В этой череде год 2016-й, возможно, станет самой низкой точкой очередного кризиса. По всей видимости, будет побит «антирекорд» 2009 года, когда был достигнут самый низкий объем продаж автомобилей на отечественном автомобильном рынке за последние более чем полтора десятка лет. Впрочем, кризисное состояние сегодня запускает начало процесса серьезной трансформации рынка и формирования его новой модели. Наш материал о новых трендах и характеристиках, чертах будущего на отечественном автомобильном рынке. 

В начале года аналитики и специалисты прогнозировали: кризис в 2016 году продолжится, год будет очень тяжелым. Их предсказания основывались на анализе системных факторов, которые наиболее весомо влияют на состояние и «здоровье» рынка. Именно такой подход позволил сформулировать негативный вариант развития событий в текущем году. Пока не подведены окончательные итоги уходящего года. Но с большой долей вероятности можно спрогнозировать: в 2016 году на отечественном автомобильном рынке будет установлен новый «антирекорд». Объем продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей будет ниже уровня (1,46 млн), который был зафиксирован в кризисном 2009 году. При самом оптимистичном раскладе, в 2016 году рынок сократится на 11-12% в сравнении с прошлым годом (при наихудшем варианте – на 13-15%). Сегодня озвучивается ожидаемый прогноз в коридоре 1,35-1,45 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Это, в свою очередь, серьезное испытание не только для отдельного отраслевого рынка, но и экономики РФ в целом.

Зато мировой автомобильный рынок чувствует себя довольно сносно: глобальный авторынок демонстрирует постоянный рост с начала года. В годовом исчислении прирост объема продаж легковых автомобилей в мире составил более 4%. У наших западных соседей в Евросоюзе также наблюдается небывалая за последние несколько лет положительная динамика. Так, за 10 месяцев 2016 года, по данным «Автостат-инфо», объем авторынка в ЕС увеличился на 7,2% к аналогичному периоду прошлого года, составив цифру 12 млн 348 тыс. новых автомобилей.

Сегодня в мировом списке ТОП-15 автомобильного рынка, спад продаж наблюдается в Российской Федерации и в Бразилии. Остальные рынки, входящие в число крупнейших в мире, показывают положительную динамику (небольшой спад отмечен лишь в Японии). Таким образом, кризиса в мировом автопроме нет.

В свою очередь, кризис в РФ локален и никак не связан с состоянием мирового автомобильного рынка. Он изначально вызван в большей степени политическими причинами, нежели экономическими. В принципе, подобная локальность кризиса позволяет надеяться на то, что трудности со временем могут быть преодолены. Комплекс системных мер по настройке рынка, включающий стимулирование продаж, а также применение ряда других инструментов, может стабилизировать ситуацию и постепенно вывести в рост сильно просевший российский авторынок.   

Существенный спад продаж стал индикатором не только нестабильности отечественного автомобильного рынка, но и его определенной «незрелости». В прошлый мировой экономический кризис (2008-2009 гг.) на более зрелых европейских рынках не наблюдалось такого значительного падения объемов продаж, как это произошло на российском рынке в текущий период. В то время как меры государственной поддержки, принятые в странах ЕС, позволили в короткий срок не только стабилизировать ситуацию, но и очень быстро вывести кривую продаж в рост, в нашем случае меры господдержки лишь не дают просесть продажам еще ниже. О выходе в устойчивый положительный тренд пока нет речи. Впрочем, как неустанно повторяют, кризис – это время возможностей. Это стартовая точка перемен и перехода к новой структуре рынка и другим изменениям.

 

Новая расстановка сил 

Сегодня на пути формирования будущего образа автомобильного рынка знаковый этап. Сложившаяся конфигурация авторынка является результатом проводимой в последние полтора десятка лет государственной политики. Поэтому полезно было бы проанализировать текущее положение, а также заглянуть в ближайшую перспективу. В более далекую перспективу заглянуть сложно, поскольку идет формулирование принципов дальнейшего развития автомобильной отрасли (см. статью «Третья промсборная»).

Сложилась следующая структура отечественного автомобильного рынка. По данным аналитического агентства «Автостат», наибольшая доля продаж новых легковых автомобилей приходится на иномарки, произведенные на территории РФ. По итогам 10 месяцев 2016 года их доля на российском рынке достигла 58%, что соответствует примерно 615 тыс. единиц. При этом еще в 2010 году данный показатель составлял 33%. Если доля иномарок российской сборки последние несколько лет постоянно росла, то у импортированных иномарок наблюдался обратный процесс. Так, в 2010 году они занимали наибольшую долю рынка (35%), теперь же им принадлежит только 20,5% (порядка 220 тыс. шт.).

Чуть больший показатель зафиксирован у отечественных брендов Lada и UAZ, на которые приходится 21,5% от общих продаж (почти 230 тыс. шт.). Впрочем, шесть лет назад российские марки занимали 32% рынка. За последние несколько лет зарубежные автопроизводители открыли сборочные площадки на территории страны, а импорт автомобилей в Россию сократился. В связи с этим иномарки российской сборки за это время только наращивали свою долю рынка.

Современный «пик» развития отечественного авторынка наблюдался в 2012-2013 гг. К тому времени на территории РФ уже работали сборочные производства ведущих мировых автомобильных концернов, которые были привлечены открывающимся огромным потенциалом РФ. Напомним, что согласно прогнозам ведущих консалтинговых компаний, к 2020 году отечественный авторынок должен стать первым в Европе, а его емкость - превысить уровень 3-3,5 млн новых легковых автомобилей. Считай, российский автомобильный рынок был последним из крупнейших в череде «неосвоенных» ими. Этому способствовали и достаточно низкий «входной билет», и высокий курс национальной валюты, позволявший продавать импортируемые автомобили по достаточно конкурентным ценам.  

В начале 2014 года, до начала экономического кризиса, на отечественном автомобильном рынке присутствовало более 55 автопроизводителей с более чем 450 моделями автомобилей. Число новинок, которые они представляли каждый год, превышало 150 дебютных моделей. Однако уже тогда появлялись сигналы о том, что авторынок РФ «не резиновый», и всем места на нем не хватит. О чем свидетельствовали неудачные старты продаж, например, такого бренда из семейства Volkswagen как испанский Seat. Конечно, эти единичные неудачи можно списать на неправильно выбранную стратегию и линию поведения автоконцернов при вхождении на отечественный рынок. Но сегодня серьезное испытание для зарубежных автопроизводителей приготовил кризис. Число автопроизводителей на рынке сокращается, некоторые просто номинально на нем присутствуют. Например, японский автопроизводитель Honda. В той же Сибири, где один из самых высоких по численности парков этой японской марки (правда, в праворульном варианте), продажи новых автомобилей Honda свернуты, за исключением пары регионов. В целом, продажи автомобилей данной марки на отечественном авторынке составляют около 150 в месяц, а всего с начала года продано 1250 автомобилей. Это фактически номинальное присутствие марки на рынке. Даже у такой «нишевой» марки как Subaru показатели в три раза выше.

Сегодня у 30 зарубежных автопроизводителей месячный объем продаж в РФ ниже 500 единиц. О какой конкурентной борьбе может в таком случае идти речь? В свою очередь, порядка 20 автопроизводителей показывают объем продаж свыше 1000 штук легковых автомобилей в месяц. При этом на первую десятку приходится 75% отечественного авторынка, а на вторую – 15,8%. Если в первую десятку входят автопроизводители, которые сделали серьезные инвестиции в автосборочные мощности на территории Российской Федерации, то во второй десятке обосновались импортеры люксовых и премиальных брендов, такие как Mercedes-Benz, BMW, Lexus, Audi, LandRover, часть из них работают на мощностях в Калининграде. Также во второй десятке прописались автопроизводители не самых популярных марок с ограниченным модельным рядом (Mazda, Chevrolet, Mitsubishi, Datsun, Lifan). Для остальных более чем трех десятков марок характерно номинальное присутствие с небольшим объемом реализации автомобилей. Продолжит ли «сжиматься» предложение на рынке? Пока есть все основания полагать, что доля на рынке локально выпускаемых на территории страны автомобилей будет расти. Как недавно отметил заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов в своем выступлении на дилерской конференции РОАД, одной из черт отечественного рынка стало пресыщение количеством его участников (автопроизводителей). Морозов ясно дал понять: на всех льгот и преференций не хватит. «При объеме рынка примерно в 1 млн проданных автомобилей в год для производства этого количества автомобилей и обеспечения нормальной конкуренции нам нужно три, максимум четыре игрока», – заявил чиновник.

Сильные и слабые

Еще одной особенностью отечественного автомобильного рынка является его пространственная неоднородность. Емкость рынка в федеральных округах сильно различается (табл. 1). Также сильно разнится динамика региональных автомобильных рынков. При средней величине динамики спада по РФ (- 7,5% к АППГ, по итогам 10 месяцев 2016 года), более депрессивными оказались авторынки Уральского округа, а также расположенные восточнее Урала. Также несколько хуже показатели в Центральном округе. Такая динамика характеризует неравномерность влияния кризисных явлений на территории страны. Например, Северо-Запад, где доминирует рынок Санкт-Петербурга, уже подошел к точке роста. Помимо рынка «культурной столицы», авторынки еще четырех субъектов вышли «в плюс»: Республики Башкортостан, Удмуртии, Пермского края и Ленинградской области.

Хуже всего «здоровье» на автомобильном рынке Сибирского федерального округа. Здесь расположены самые депрессивные регионы, в которых до сих пор продолжается падение авторынка самыми высокими темпами в стране: Алтайский край (-25,7%), Омская область (-21,5%). В других регионах СФО ситуация немного лучше, но до стабилизации еще далеко.

При этом следует отметить такую особенность этого регионального авторынка: в ТОП-10 марок СФО отсутствует такая марка легковых автомобилей как чешская Skoda, которая входит в российскую десятку. Причина - в неразвитости дилерской сети данной марки на территории округа, что характеризует незрелось дилерской сети территории.

 

Прогноз на завтра

Что ожидает автомобильный рынок в ближайшей перспективе?

Многие аналитики и специалисты автомобильного рынка уверены, что нынешний год может стать последним в четырехлетнем цикле падения производства и продаж легковых автомобилей в России. Впрочем, очевидно, что «взрывного» роста и быстрого восстановления продаж до объемов рекордного 2012 года не произойдет. Для этого нет фундаментальных факторов. Впрочем, на медленное восстановление указывает ряд причин.

Во-первых, государственная поддержка рынка сохранится и даже увеличится, несмотря на трудности бюджета 2017 года. Это фундаментальный фактор, поскольку позволяет поддерживать спрос на авторынке. В текущем году поддержка отрасли составила 50 млрд руб., в следующем прогнозируется на уровне 60 млрд руб. Сейчас при поддержке государства продается каждый третий автомобиль. Но у стимулирования рынка имеется обратная сторона медали: накачка рынка деньгами приводит к опережающему удовлетворению отложенного спроса на автомобили и не стимулирует производителей сокращать издержки и повышать качество выпускаемой продукции.

Во-вторых, продолжится снижение банковских ставок. Сейчас это происходит в отношении кредитов с высокой степенью защиты (как ипотека), но в дальнейшем снижение ставок распространится и на автокредиты. Это еще один «предвестник» улучшения ситуации на отечественном авторынке. Согласно исследованию, которое провели аналитическое агентство «Автостат» и национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам третьего квартала 2016 года доля продаж автомобилей в кредит достигла 46,4%, показав рост с начала года. В первом квартале она была равна 37,3%, во втором квартале – 43,6%. Всего же в третьем  квартале 2016 года количество купленных в кредит автомобилей составило 146,7 тыс. единиц, увеличившись за квартал на 10,8%. Значит, население почувствовало некоторую потребительскую уверенность. Готовность взять автомобиль в кредит - это серьезный риск и испытание в период нелегкой экономической ситуации.

В-третьих, также «в плюс» сыграет низкая база текущего года, поскольку за годы падения рынок сильно сжался - в два, а то и в три раза в различных регионах.

В-четвертых, как отмечают аналитики из «Автостата» подходит временной цикл смены автомобилей. Сегодня в тренде по смене те автомобили, которые были приобретены в период посткризисного восстановления и сумасшедшей положительной динамики периода 2009-2012 гг.

Помимо чиновников профильного министерства, которые рассчитывают на стабилизацию и рост авторынка в следующем году, прогнозы по оживлению отечественного автомобильного рынка стали давать ведущие консалтинговые компании. Например, в обнародованном докладе PricewaterhouseCooper (PwC) отмечается, что со следующего года начнется рост, который продлится как минимум до 2020 года. Причинами такого роста называются стабилизация и даже небольшое повышение цен на нефть с $48 за баррель в этом году до $56 в 2017 году. А вот долгосрочный прогноз отечественного авторынка специалистами PwC ухудшен: ранее они прогнозировали, что в 2020 году объем рынка будет на уровне 2,2-2,3 млн легковых автомобилей, в данном докладе он оценивается в 2 млн новых легковых автомобилей.  

 

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.