Авторизация

Воздушные фильтры двигателя. Исследование розничного рынка

10 июля 2015 в 12:27 admin

Значение воздушного фильтра в конструкции современного двигателя сложно переоценить. Именно от фильтра во многом зависит бесперебойная работа тонкого и чуткого к любым загрязнениям механизма двигателя. С каждым годом двигатель эволюционирует – мощность увеличивается, объем сокращается, и очистка поступающего внутрь воздуха приобретает все большее значение. Производители воздушных фильтров постоянно совершенствуют технологию производства, и это послужило для нас поводом сделать главным «героем» очередного аналитического исследования розничного рынка именно воздушные фильтры.

 

Современные инжекторные двигатели весьма требовательны не только к составу бензина, но и к воздуху, поступающему внутрь двигателя. Главная задача воздушного фильтра – очищать поступающий в двигатель воздух. Ее решение сегодня осложняется множеством факторов. Во-первых, благодаря уменьшению объемов двигателей и всего подкапотного пространства в целом, фильтр должен быть компактным. Во-вторых, возрастающие мощности двигателя требуют, чтобы воздух поступал в достаточном объеме, а значит, фильтр должен обладать невысоким сопротивлением и большой пропускной способностью. В-третьих, справляться со своей основной задачей – очисткой воздуха от грязи и примесей он должен на все сто, в противном случае двигатель может достаточно быстро выйти из строя.


Немного интересных цифр


В зависимости от условий эксплуатации автомобиля, от времени года, влажности воздуха и дорог, по которым автомобиль двигается, внутрь двигателя вместе с воздухом может попадать от 0,0003 до 1,5 граммов пыли на каждый кубический метр. Большая часть пылевых частиц – приблизительно три четверти – имеет размеры до 30 мкм. Разумеется, пыль бывает разной, и на двигатель она также воздействует по-разному. Главная опасность, которую таит в себе дорожная пыль, – ее абразивные свойства, которые зависят от содержания в пыли твердых частиц, таких как кварц и корунд. Кварц является одним из самых распространенных в природе минералов. В регионах, где преобладает песчаная пыль, содержание кварца может достигать 98%. Супесчаная пыль содержит в себе до 90% кварца, лёссовая пыль степей – 65-75%. Автомобиль с объемом двигателя 1.6 л  за год может «проглотить» около 150 граммов пыли.


«Пыльные» проблемы


О том, чем грозит автолюбителю не замененный вовремя воздушный фильтр, знают многие. Пропускная способность грязного фильтра снижается в разы, в результате в камеры сгорания поступает недостаточно воздуха, и мощность двигателя снижается, а попытки «поддать газку» приводят к перерасходу топлива. Впрочем, своевременная замена фильтра тоже не гарантирует стабильной работы двигателя. Недобросовестные производители для снижения стоимости своей продукции могут использовать в производстве фильтровальные материалы с увеличенным размером пор, которые пропускают пыль сквозь себя. Случается, что фильтр неплотно прилегает, пропуская внутрь двигателя неочищенный воздух. Кроме того, некачественная фильтровальная бумага может попросту порваться, открывая пыли свободный доступ. 


Попадая внутрь двигателя, твердые пылевые частички наносят ему непоправимый вред, царапая зеркало цилиндра и поверхность поршня, истирая хонинговальные риски и разрушая уплотнение камеры сгорания, приводя к активному износу деталей двигателя. Кроме того, микрочастицы пыли способны вывести из строя измерительный элемент расходомера воздуха, шлифуя его, будто наждачная бумага. В результате двигатель со временем теряет мощность, так как расходомер начинает неправильно выполнять свои функции.  Именно поэтому своевременная замена воздушного фильтра на новый фильтр приемлемого качества жизненно необходима для долгой и бесперебойной работы двигателя.


Как проводилось исследование


Чтобы оценить размеры и насыщенность рынка воздушных фильтров двигателя в России, мы исследовали ассортимент розничных магазинов, а также он-лайн витрины. В качестве объектов исследования традиционно были выбраны представители трех наиболее популярных в нашей стране автомобильных марок  – отечественная Lada Priora, «народный» Ford Focus II, а также один из представителей азиатского рынка – автомобиль Hyundai Solaris IV. Все эти автомобили имеют инжекторную систему впрыска и оснащаются малогабаритными прямоугольными воздушными фильтрами панельного типа. Именно такие фильтры и стали объектами нашего исследования, несмотря на то, что на рынке можно встретить и классические фильтры-цилиндры с круглым основанием.


Представленность брендов воздушных фильтров оказалась достаточно широкой – в каждом из выбранных нами сегментов удалось насчитать около двух десятков марок. Самая высокая конкуренция между производителями фильтров для Ford Focus – в наш отчет вошли 25 брендов, как отечественных, так и зарубежных. При этом реальная представленность на самом деле намного больше, и мы учитывали в своем исследовании только наиболее распространенные и востребованные марки. Итак, давайте рассмотрим результаты нашего исследования подробнее.

an1

 

Lada Priora


В данном исследовании мы оценивали представленность и среднюю стоимость воздушных фильтров двигателя для отечественной Lada Priora 2010 года выпуска с объемом двигателя 1.6. Ассортимент фильтров для «Приоры» оказался достаточно велик – в нашем обзоре представлены и российские производители, и зарубежные бренды. О том, что конкуренция между производителями в этом сегменте достаточно высока, свидетельствует тот факт, что выделить конкретного лидера среди них нам не удалось – почти  все попавшие в наш рейтинг бренды представлены в российских розничных магазинах практически одинаково. Чаще всего магазины предлагают для «Приоры» воздушные фильтры, выпущенные под брендами Filtron, Fortech, Fram, Goodwill, Mann, Knecht/Mahle. Впрочем, отрыв этих марок от других минимален – разница составляет всего один процент. Достаточно часто встречается продукция отечественных заводов – фильтры SibТЭК, TSN Цитрон.


Лидером по стоимости среди воздушных фильтров для «Приоры» оказались фильтры Valeo – средняя розничная цена на продукцию этого бренда составила 655 рублей.  На втором месте – фильтры Vemo/Vaico, которые можно приобрести в среднем за 505 рублей. Самые недорогие воздушные фильтры для «Приоры» предлагает TSN Цитрон – продукция этого бренда продается в розничной сети по средней цене в 140 рублей. Фильтры, выпущенные под «материнским» брендом Lada, оказались в средней ценовой категории – 306 рублей за единицу.

 

an2

 

Ford Focus II


Несмотря на то, что фильтры для Ford Focus II 2010 года выпуска представлены в российских розничных магазинах огромным количеством брендов, выделить явного лидера по представленности среди производителей воздушных фильтров двигателя нам не удалось. Как и в случае с «Приорой», разница между большинством участников нашего опроса минимальна, и они идут друг за другом с «шагом» всего в один процент. Одинаково легко можно найти в розничных магазинах оригинальные воздушные фильтры от Ford, продукцию именитых европейских производителей – Febi Bilstein, Knecht/Mahle, Mann, Filtron, японские фильтры LYNXAuto, продукцию китайского бренда Patron и отечественные фильтры TSN Цитрон. Реже всего во время исследования нам попадались фильтры американского бренда Champion, что, в целом, вызывает удивление – российскому потребителю продукция этой марки известна уже достаточно давно.


Лидерами по стоимости в этом сегменте также оказались воздушные фильтры Valeo – средняя розничная цена на них составила 1048 рублей. Это единственный бренд, «перешагнувший» психологическую отметку в 1000 рублей. Почти вплотную к нему подошла итальянская марка Fiaam – продукция этого бренда предлагается в розничных магазинах в среднем по 968 рублей. Также среди фильтров верхней ценовой категории оказались такие бренды как Wix, Blue Print, Mann, Knecht/Mahle, Bosh, а также оригинальные воздушные фильтры, выпущенные под брендом Ford. Самой недорогой снова оказалась продукция отечественного бренда TSN Цитрон – средняя стоимость этих фильтров в рознице составила 156 рублей. Лавры лидера в этом случае отечественная марка разделила с турецким брендом Basbug – средняя стоимость воздушных фильтров для Ford Focus этой торговой марки также составила 156 рублей.

 

an3

 

Hyundai Solaris IV


Азиатский сегмент рынка в нашем обзоре представлен автомобилем Hyndai Solaris IV 2010 года выпуска. Конкуренция между брендами в этом сегменте не так высока, как в случае с «Приорой» или «Фокусом», однако и здесь потребителю будет из чего выбирать. Лидерами по представленности здесь оказались фильтры, выпущенные под брендами Mann, Knecht/Mahle, а также оригинальная продукция Hyundai. Реже других представленных в обзоре фильтров в магазинах встречается продукция брендов Sintec и Невский фильтр. Впрочем, разницу между всеми участниками нашего обзора нельзя называть существенной – как и в случае с предыдущими двумя автомобилями, фильтры для «Соляриса» по представленности идут буквально друг за другом, с разницей всего в один процент.


Что касается стоимости, то здесь все не так однозначно. Лидерами с этой точки зрения оказались воздушные фильтры для Hyundai Solaris, выпущенные под брендом Knecht/Mahle – их средняя стоимость в рознице составила 1052 рубля. Совсем немного отстал итальянский бренд Fiaam – эта продукция предлагается российскими розничными магазинами в среднем по 1044 рубля. Оригинальные воздушные фильтры Hyundai оказались в средней ценовой категории – их розничная стоимость составляет 467 рублей. Интересно отметить, что в этой же ценовой категории расположился и отечественный бренд Невский фильтр со средней стоимостью в рознице в 400 рублей. Среди самых недорогих – отечественные фильтры SibТЭК (228 рублей) и корейский бренд Fortech (243 рубля). В целом же разброс цен, как и в случае с другими двумя участниками нашего обзора, оказался достаточно велик.

 

Blue Print Filters

 

Александр Левин, технический консультант компании Blue-Print Russia/Belarus:

 

- Расскажите, пожалуйста, об основных конкурентных преимуществах вашей продукции.

- Компания Blue-Print основана в Великобритании. Современные автовладельцы очень щепетильно относятся к обслуживанию своих автомобилей и приобретают запчасти только хорошего качества, соответствующие технологическим параметрам оригинальных запасных частей. Компания Blue-Print своевременно отслеживает потребности рынка и дополняет свой ассортимент новыми позициями воздушных фильтров, выбирая надежных и проверенных поставщиков. Многие фильтры Blue-Print по технологическим параметрам соответствуют параметрам оригинальных фильтров.

 

- Какие технологии и материалы используются для производства современных воздушных фильтров?

- Современные тенденции автопрома заключаются в том, чтобы вложить большую мощность в меньший объем, повысить пылеёмкость воздушных фильтров за счет фильтровального материала (бумаги) с целью увеличения длительности интервалов между необходимым техобслуживанием. Все чаще фильтровальные материалы нового поколения содержат синтетические волокна, например, волокна нитрона и лавсана. Нитроновое волокно характеризуется прочностью, эластичностью, малой гигроскопичностью. Есть у фильтрующих элементов еще один важный показатель – предельное сопротивление всасываемому воздуху, но он характеризует скорее не качество работы фильтра, а эксплуатационные показатели двигателя в условиях недостатка воздуха. По мере засорения «начинки» сопротивление на входе растет, и следовательно, уменьшается количество поступающего воздуха, что ведет к падению мощности и увеличению расхода топлива. Одним из путей решения данной проблемы являются фильтры нулевого сопротивления, но массовая установка таких фильтров – дело будущего.

 

Mahle_LX17803

 

Максим Легушев, руководитель отдела продаж ООО «МАЛЕ РУС»:

 

- Расскажите, пожалуйста,  об основных конкурентных преимуществах вашей продукции.

- Самым главным преимуществом продукции MAHLE является её оригинальное качество. Дело в том, что технологии производства воздушных фильтров принадлежат концерну MAHLE, наша продукция входит в комплектацию автомобилей почти всех известных европейских марок. Постоянно развиваясь и предлагая самые разнообразные модели воздушных фильтров, мы поднимаем планку стандартов качества данного типа деталей.

 

- Какие технологии и материалы используются для производства современных воздушных фильтров?

- Сейчас воздушные фильтры производятся из искусственных материалов. Интегрированные в бумагу синтетические волокна не просто отфильтровывают инородные частицы, они притягивают их за счет статического электричества. То есть современная фильтрация воздуха – это фильтрация «улавливания», раньше важную роль играла только пропускная способность фильтра.

MAHLE по праву гордится своими лабораториями, где вся продукция проходит тестирование. В климатических тоннелях воссоздаются самые разные погодные условия. Воздушные фильтры проходят испытания экстремальной жарой и холодом. Даже прямое попадание воды не испортит фильтр MAHLE. Мы выполняем все требования автопроизводителей. Случается даже так, что для одной модели автомобиля выпускаются несколько типов воздушных фильтров, рассчитанных на различные климатические зоны.

 

- Конструкция современного воздушного фильтра за последние годы осталась практически неизменной, производители концентрируются больше на совершенствовании фильтровальных материалов. Как вы считаете, изменится ли это в будущем? В каком направлении будет идти дальнейшая эволюция воздушного фильтра двигателя?


- Я не согласен с тем, что конструкция воздушного фильтра не изменилась. В последних моделях легковых автомобилей известных европейских марок фильтрующий элемент стал частью фильтровальной системы. То есть воздушный фильтр встраивается в фильтрационный корпус систем воздухоподготовки и воздухообеспечения. Благодаря такой конструкции фильтровальный блок легко изымается и заменяется новым. Об эволюции фильтровальных материалов я уже упоминал. Теперь бумага обладает силой статического электричества, за счет чего эффективность воздушного фильтра увеличивается. Это, конечно же, не последнее достижение MAHLE в области разработки воздушных фильтров и других комплектующих деталей. Концерн постоянно растет и развивается, что положительным образом сказывается и на ассортименте продукции, и на её качестве. 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.