+79139857900

Что бы нам прицепить?

27 января 2012 в 13:57

Сегодня наступили такие времена, что прицеп намного легче купить, чем выбрать. Прицепов становится все больше и больше, самых разных, порой очень необычных и специализированных. В связи с этим мы решили выяснить, какие модели прицепов заслуживают вашего внимания, и на что обращать внимание при выборе.

На российском рынке наиболее прочные позиции занимают три крупных производителя автомобильных прицепов: ТД «Курганские прицепы» (Курган), МЗСА (Москва) и Пермский завод «Машиностроитель», выпускающий прицепы «СКИФ». Кроме того, в г. Кургане есть ещё один производитель, чья продукция пользуется спросом на рынке, — это «Курганмашзавод». Однако этот производитель, несмотря на невысокую стоимость своих прицепов, не может составить приличную конкуренцию перечисленной выше «троице». Дело в том, что для этого предприятия производство легковых прицепов не является профильным. Завод выпускает лишь одну модель, которая уже морально устарела.

ТД «Курганские прицепы» сделал ставку на универсальность конструкции. Центральное место в модельном ряду этого производителя занимает прицеп «Крепыш». Имея одинаковую платформу, он может комплектоваться колесами для автомобилей «Лада» (13-14 дюймов), «Нива» (15 дюймов), «УАЗ» (16 дюймов). Все прицепы комплектуются штатными дисками, которые устанавливаются на буксировочные автомобили, то есть вы сможете без особых проблем использовать «запаску» своего автомобиля, если в дороге проколете колесо прицепа Это очень важно, поскольку начиная с этого года в правила прохождения техосмотра введены изменения. Отныне размерность колес у буксирующего автомобиля и прицеп должна быть одинаковой. Грубо говоря, нельзя прицепить к «УАЗу» прицеп с колесами на 13 дюймов. Требование, возможно, неразумное, поскольку оно фактически привязывает прицеп к одной модели автомобиля, что очень сильно ограничивает возможности сдачи прицепов в аренду.

Простейшие прицепы ТД «Курганские прицепы» оснащены одинарным телескопическим дышлом, регулируемым по длине и бортами из ламинированной фанеры. Стандартная конструкция имеет V-образное дышло, которое минимизирует боковые колебания. Более того, любой «Крепыш» на зиму очень легко трансформировать для перевозки снегохода. Вместо бортов на платформу устанавливаются дополнительные расширители и удлинители, а также лебедка, для подъема снегохода на борт. Для перевозки гидроцикла можно использовать специальные салазки, которые по своим размерам встают точно внутрь кузова прицепа. В общем, за функциональность «Крепышам» можно поставить твердую пятерку.



Прицепы МЗСА не отличаются такой высокой степенью унификации. Более того, все прицепы, грузоподъемностью до 750 кг, этой марки выпускаются на колесах диаметром 13 дюймов, что не очень — то удобно для владельцев больших внедорожников. Зато они целиком изготовлены из немецких комплектующих концерна AL-KO Kober, который является одним из лидеров на европейском рынке прицепной техники. Это служит залогом высокой надежности и ресурса московских прицепов.

Пермский завод «Машиностроитель» уступает двум предыдущим по разнообразию ассортимента. Компания выпускает всего четыре прицепа: два рамных и два бортовых. Конструктивно прицепы из Перми очень похожи на московские. Они имеют стандартную высоту борта, резино-жгутовую подвеску, комплектуются колесами R13, но изготавливаются из российских комплектующих.

Как выбирать?

Существенные различия прицепов заключаются только в особенностях подвески. Подвеска бывает нескольких видов: рессорная, рессорно-амортизаторная, пружинная, пружинно-амортизаторная, резино-жгутовая. Чаще всего на нашем рынке встречаются прицепы с резино-жгутовой (торсионной) и рессорно-амортизаторной подвеской. Прицепы на рессорной подвеске с гидравлическими амортизаторами в нашей стране производит только ТД «Курганские прицепы». Московский завод МЗСА также выпускает несколько бортовых моделей с рессорами, однако в их конструкции амортизаторы отсутствуют. У каждой концепции есть свои сторонники и противники, свои плюсы и минусы. К примеру, прицепы с торсионной подвеской считаются более технологичными, не требующими никакого ухода. Вообще, торсионная подвеска хорошо зарекомендовала себя в условиях хороших дорог. В Европе преобладают прицепы именно с такой подвеской. В России условия кардинально отличаются. Дороги разбиты, и даже при движении по асфальтовой дороге прицеп с торсионной подвеской без амортизаторов подпрыгивает, как мяч. Ход подвески небольшой, колебания не гасятся, и это довольно ощутимо ухудшает управляемость автомобиля, особенно при движении с пустым прицепом. Ещё один минус торсионной подвески заключается в невысокой ремонтопригодности. Если вдали от крупного населенного пункта у вас сломается торсион, то отремонтировать прицеп практически невозможно. К тому же при поломке торсиона автомобиль с прицепом встает колом, платформа просто-напросто падает на колесо и делает дальнейшее движение невозможным.

Рессорная подвеска имеет большой ход и эффективно гасит колебания, которые неизбежно возникают при езде по российской «гребенке». Кроме того, курганские прицепы с рессорной подвеской имеют прогрессивную жесткость подвески. При движении с пустым прицепом работают только два верхних рессорных листа, после погрузки начинают работать подрессорники. Таким образом, прицеп сохраняет мягкость хода при любой загрузке. Амортизаторы, дополняющие рессоры, очень эффективно гасят колебания, как вертикальные, так и боковые. И, наконец, при поломке рессоры автомобиль может продолжать движение до ближайшего населенного пункта, где сломанную рессору можно заменить. Проблем с заменяемостью рессор на курганских прицепах нет, поскольку на них установлены листы, позаимствованные у отечественных автомобилей («Москвич», «УАЗ»). То же самое касается и ступиц, которыми комплектуются эти прицепы. Высокая ремонтопригодность – это очень важное преимущество, если вы планируете использовать прицеп для дальних поездок.

При выборе следует также обращать внимание на конструкцию дышла. Одинарное дышло – более легкое, но при сильной нагрузке такой прицеп будет испытывать большие боковые колебания. Более жесткое V-образное дышло не позволяет прицепу сильно раскачиваться из стороны в сторону.

Чем больше вариантов трансформации кузова прицепа, тем полезнее он в хозяйстве. К примеру, для того, чтобы перевозить длинномерные грузы, у прицепа должен откидываться передний и задний борт, иметься удлинитель дышла. Чтобы погрузить много груза и не растерять его по дороге, необходимо нарастить борта. Высота стандартных бортов составляет 250 мм и 250 мм дополнительных. Вообще, чем универсальнее прицеп, и чем больше он предлагает возможностей для трансформации, тем выше его функциональность, и тем полезнее он будет для вас.

Большое внимание при выборе уделяется антикоррозионному покрытию прицепа. Это действительно очень важно. Прицепу ведь достается намного сильнее, чем даже самому автомобилю. Несмотря на брызговики, из-под заднего колеса автомобиля на него постоянно летят водно-соляные брызги с большим количеством песка и мелкого гравия. Долгое время выдерживать такую «пескоструйную обработку» не может ни одно покрытие. Тем не менее, чем стойче оно будет, тем дольше прослужит ваш прицеп. Наиболее совершенная антикоррозионная защита у московских прицепов, производства МЗСА. На этом предприятии применяется метод горячего цинкования с полным погружением прицепа в ванну с цинком. Хорошо защищены от коррозии и «Курганские прицепы» Рама прицепа имеет прочное полимерное покрытие, а борта изготовлены из оцинкованного металла. Эффективность антикоррозийной защиты пермских прицепов «Скиф» вызывает некоторые вопросы. Эти прицепы, как и продукция МЗСА подвергаются оцинкованию, но другим методом. Они просто покрываются оцинкованной эмалью. Покрытие получается примерно таким же по внешнему виду, но менее прочным.

Комплектация прицепа

Базовая комплектация большинства прицепов включает в себя дуги и тент. Они могут иметь стандартную либо увеличенную высоту. Тенты из заменителя кожи очень часто не отличаются хорошей морозоустойчивостью. Лучше выбирать тенты из специального эластичного материала, стойкого к перепадам температур. Также при выборе прицепа обязательно проверьте, насколько удобны для вас застежки тента. Они также отличаются у разных производителей, и вряд ли кому-то из вас понравится возиться со сложной системой петелек и крючёчков на 30-тиградусном морозе.

Есть и более интересные варианты комплектации. Например, вместо стандартного мягкого тента можно выбрать модель с герметичным коробом из стеклопластика, закрывающимся на замок. Короб может быть изготовлен либо в виде цельной капсулы, либо в виде твердого пластикового фургона. Такие прицепы очень популярны у продавцов на рынке, поскольку не только защищают прицеп от взлома, но и не пропускают внутрь ни капли влаги. Естественно, такой прицеп стоит немного дороже обычного. Любителям рыбалки наверняка понравится прицеп, тент которого выполнен в виде небольшой лодки. Это настоящее плавсредство с уключинами и местом для установки небольшого лодочного мотора.

Спецприцепы

У всех крупных производителей помимо обычных хозяйственных прицепов в ассортименте присутствуют специальные прицепы-платформы для перевозки моторных лодок, гидроциклов, снегоходов и т.п. При покупке такого прицепа необходимо уделять внимание комплектации и весу прицепа. Выбор прицепа по весу особенно важен для владельцев небольших автомобилей. Довольно легкие и эргономичные прицепы для транспортировки производит завод МЗСА. Безусловным преимуществом этих прицепов является передвижной колесный ход на стремянках, что позволяет правильно распределить центр тяжести лодки или гидроцикла на прицепе. Если вы владелец тяжелого внедорожника, то можно выбрать одну из моделей «Крепыш-Водник» (Курганские прицепы). Внешне эти прицепы выглядят более сложными и массивными, но также имеют ряд достоинств. У «Крепышей» не регулируется положение оси колес относительно рамы, зато можно передвигать ложемент, на который устанавливается груз, чтобы правильно распределить центр тяжести. Регулируется также и длина дышла, что позволяет устанавливать на некоторые «Водники» даже по два гидроцикла. Кроме того, блок задних приборов световой сигнализации снимается за считанные секунды, чтобы вы могли загнать прицеп в воду без особого вреда для электроприборов. Все прицепы класса «Водник» имеют дополнительное подкатное колесо, чтобы вам было легче его перекатывать руками.



Ряд вопросов возникает и при выборе прицепа для транспортировки снегохода. Если в качестве буксировщика выступает не очень широкий автомобиль, к примеру, компактный внедорожник, класса RAV4, Suzuki Escudo и т.п, то необходимо выбирать такой прицеп, который бы не выдавался за габариты автомобиля. В противном случае, вы рискуете остаться без возможности заднего обзора – салонное зеркало вам будет закрывать довольно высокий тент, а боковые зеркала – борта прицепа. Избавиться от этих неудобств помогут специальные расширители зеркал, но пока эта продукция очень слабо представлена на российском рынке. К тому же непопадание колес прицепа в колею автомобиля будет доставлять вам серьезные неудобства при движении по плохому покрытию. Для перевозки снегохода используются прицепы шириной 125 и 135 мм.

Управление с прицепом

Управление автомобилем с прицепом имеет ряд особенностей. Машина с прицепом почти вдвое длиннее, значит, для обгона ей нужен вдвое больший запас. При этом надо учитывать, что разгонная динамика автопоезда намного хуже, чем у одиночного автомобиля, поэтому, прежде чем принять решение об обгоне, надо реально оценивать свои возможности. Обгонять следует только на ровных, хорошо просматриваемых участках дороги. На машине с прицепом сложнее «нырнуть» в правый ряд. Когда вас обгоняет большегрузный автомобиль, потоком воздуха прицеп вашей машины сначала отбрасывает в сторону от грузовика, а затем, наоборот, прижимает к нему. В этом случае следует либо принять вправо, либо плавно снизить скорость, чтобы контролировать ситуацию. Если же вы сами решили обогнать большой грузовик или автобус, то должны учитывать, что ваш прицеп потоком воздуха будет отжиматься влево. Остерегайтесь резких маневров. У автомобиля с прицепом маневренность значительно хуже и при перестроении автомобиль может сильно раскачать. Такая же опасность ожидает вас на неровной дороге, особенно на спусках.

Очень важно учитывать тот факт, что у машины с прицепом возрастает ширина габаритного коридора. Чем больше длина прицепа с дышлом, тем больше будет диаметр поворота. Соответственно, выезжая на перекресток, надо оставлять приличный запас между бортом машины и бордюром, чтобы прицеп не заезжал на тротуар. Этим же правилом следует пользоваться и при объезде препятствий. Перестраиваться на соседнюю полосу можно только в том случае, если дистанция между машинами в этом ряду в 4-6 раз больше длины вашего автопоезда.

Много сложностей возникает при езде по дорогам с глубокой колеей. К примеру, если на одиночной машине вы с легкостью можете проехать между колеями, то на машине с прицепом его ось постоянно норовит сползти в колею. При этом автомобиль неизбежно перетянет в противоположную. Так что, если колея не глубокая, то двигаться лучше по ней. Двигаясь по грязи, всегда реально оценивайте свои возможности. Лучше заранее перейти на пониженную передачу, чем делать это в луже, – рискуете забуксовать.

Самый сложный элемент в управлении машиной с прицепом — езда задним ходом. Трудность заключается в том, что руль нужно поворачивать в сторону, противоположную направлению поворота прицепа. Если вы хотите, чтобы прицеп ехал направо, руль надо крутить влево, и наоборот. Для того чтобы этому научиться, нужно выбрать свободную площадку и потренироваться. Чем длиннее прицеп, тем легче им управлять при езде задним ходом. Нужно только не торопиться и не крутить руль резко. Во время движения задним ходом прицеп может «сложиться» — встать перпендикулярно автомобилю. В этом случае надо проехать немного вперед, «растянуть» состав и попробовать сдать назад заново. Вообще, если вы чувствуете, что проехать задним ходом не получается, то лучше отцепите прицеп и перекатите его руками – сэкономите и время и нервы.

Нюансы эксплуатации

Безопасность движения автомобиля с прицепом во многом определяется правильной загрузкой. Груз следует размещать равномерно таким образом, чтобы его центр тяжести находился над осью (или между осями) прицепа. Смещение центра тяжести вперед вызовет излишнюю нагрузку на сцепное устройство и всю заднюю часть автомобиля, снижая сцепление управляемых колес с дорогой. Смещение назад приведет к подъему задней части автомобиля, что снизит сцепление с дорогой задних колес. Чем выше будет центр тяжести груза, тем больше он будет склонен к раскачке.

Предельно допустимая нагрузка на шар фаркопа указывается в его паспорте.Измерить эту нагрузку несложно, если у вас имеются напольные весы. Для этого достаточно установить прочную доску длиной 35-45 см одним торцом под узел сцепки, а другим — на весы.

Большинство водителей не придают значения вопросам обслуживания прицепа. А между тем, достаточно лишь своевременно смазывать узел сцепки, чтобы надолго продлить срок его эксплуатации. Кроме того, перед каждым выездом следует проверять давление в шинах и работу световой сигнализации прицепа. Вот и все.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >