+79139857900

Как поссорились российские аккумуляторщики с соседями?

17 февраля 2012 в 12:38

 

В октябре союз российских производителей стартерных аккумуляторных батарей, в лице завода «Тубор», Тюменского Аккумуляторного Завода, компании «АкТех», компании «Аком», обратился с открытым письмом к Председателю Комитета Государственной Думы Российской Федерации по экономической политике и предпринимательству Евгению Алексеевичу Федорову с просьбой принять срочные меры, способствующие спасению аккумуляторной отрасли России. Российские аккумуляторщики считают, что сохранение льготных таможенных условий для производителей из стран ближнего зарубежья может привести к банкротству оставшихся производителей аккумуляторных батарей. Мы попытались разобраться в сложившейся ситуации.

 

За полгода до этого письма, в марте 2011 г. агентство DISCOVERY Research Group провело исследование рынка автомобильных аккумуляторов в России и в мире. По данным компании объём рынка АКБ в России, по итогам 2010 года был равен 12,4 млн аккумуляторов, что в 1,5 раза больше, чем годом ранее - 8,2 млн штук. При этом, доля российских производителей на рынке АКБ составила 45,8% по итогам 2010 года, на 7,1% меньше, чем годом ранее. Одна из важнейших тенденций, которую подметили аналитики: зарубежные производители АКБ за год нарастили объёмы импорта и впервые обошли российских производителей в борьбе за рынок. Впрочем, в «личном первенстве» первые места пока все же остаются за отечественными заводами. Тюменский аккумуляторный завод и Алькор, по оценке  DISCOVERY Research Group, заняли  14,9% от общего объёма рынка АКБ в 2010 году. На втором месте – украинская компания «Веста-Днепр» - её доля на российском рынке составляет 10,2%. Третье место принадлежит российскому заводу АКОМ - 9,2% рынка.

 

Украина и Сербия – больше не братья.

 

Сибирские продавцы аккумуляторных батарей в качестве главной причины снижения продаж российских аккумуляторов называют уход с рынка целого ряда отечественных производителей.  Самый заметный из них – уход с рынка группы «Русские аккумуляторы». Саратовский и Подольский аккумуляторные заводы не поставляли свою продукцию на рынок. Курский аккумуляторный завод перешел под управление компании «Веста».

 

Ещё раньше с рынка ушли компания «Евротехнологии», и аккумуляторный завод в Комсомольске-на Амуре. Таким образом, сегодня в России осталось фактически 4 аккумуляторных завода: «Тубор», «Тюменский аккумуляторный завод», «Аком» и «Актех».

 

Свято место пусто не бывает, поэтому нет ничего удивительного в том, что на рынке начали активнее работать зарубежные производители. В нашей стране сегодня не выгодно заниматься производством АКБ, поскольку для производителей из СНГ созданы весьма благоприятные таможенные условия. Фактически сегодня созданы все предпосылки для того, чтобы производители из Украины, Сербии и Казахстана чувствовали себя здесь очень вольготно. Сейчас они демпингуют, чтобы завоевать своего потребителя, а в дальнейшем – могут поднять цены и торговать уже с хорошей прибылью.

 

Основные претензии российских производителей аккумуляторов адресованы к двум производителям: украинскому Westa и сербскому Sombor. WESTA за 1 год нарастила объемы экспорта в Россию на 83% — с 693 298 ед. в 2009 г. до в 1 268 806 ед. в 2010 г. Завод SOMBOR увеличил поставки аккумуляторов на российский рынок в несколько раз (см. диаграмму). По данным ФТС, SOMBOR ввез в 2010 г. на территорию России 831 950 АКБ. Это в 5,8 раза больше, чем в 2009 г.

 

Между Россией и Сербией сегодня существует соглашение о беспошлинной торговле, за счет чего сербские аккумуляторы могут легко выдерживать ценовую конкуренцию с производителями из России. Кроме того, Союз российских производителей стартерных аккумуляторных батарей уверяет, что концерн FARMAKOM, в которых входит завод SOMBOR, сознательно дотирует аккумуляторное направление, за счет чего сербский производитель выходит на российский рынок с демпинговыми ценами.

 

«Концерн имеет финансовую возможность осуществлять внутренние дотации своему аккумуляторному направлению, может позволить себе определенное время продавать товар ниже себестоимости для завоевания рынка. данный производитель может атаковать российский рынок, поставляя продукцию по ценам, которые значительно ниже уровня производственной себестоимости российских заводов» - говорится в письме отечественных аккумуляторщиков. Производители предлагают ввести таможенные пошлины на стартерные батареи для Украины и Сербии, мотивируя свое решение тем, что эти страны сегодня активно поддерживают НАТО. Действительно, режим беспошлинной торговли между Россией и Сербией был введен в 2000 г. для поддержания экономики этой страны в ее послевоенный период (1999—2001 г.). Со времени этого решения прошло уже более 10 лет и ситуация коренным образом изменилась – Сербия успешно развивается и собирается вступать в ЕС.

 

При этом, если рассматривать конкурентоспособность отечественных производителей АКБ на фоне ведущих западных производителей аккумуляторов, то ситуация довольно благоприятная. Курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам позволяет российским производителям успешно конкурировать по цене.  Если же говорить о качестве, то в России уже несколько лет производятся импортозамещающие аккумуляторы, которые по своим техническим и эксплуатационным характеристикам сопоставимы с продукцией зарубежного производства.

 

У владельцев российских автомобилей нет ориентации на импортные аккумуляторные батареи. Наоборот, в последнее время на иномарки стали покупать отечественные аккумуляторы. Качество продукции у российских производителей АКБ сильно выросло в последние годы. На старых предприятиях полностью обновлено оборудование. Новые предприятия, изначально строились с учетом самых современных требований. Последние исследования, проведенные, в том числе и журналом «За рулем» показывают, что отечественные аккумуляторы значительно обходят импортные аналоги по целому ряду показателей.

 

Как растём?

 

Помимо высокого уровня конкуренции, производителей аккумуляторных батарей серьезно беспокоит проблема замедления темпов роста рынка. Мировой аккумуляторный рынок продолжает расти, хотя и не столь быстрыми темпами, как в докризисный период. В 2011 году мировой спрос на свинцовые аккумуляторы может увеличиться на 2,6% на фоне повышения объема продаж автомобилей в Китае, Индии и Южной Азии. Спрос в 2011 году составит 390 млн аккумуляторов по сравнению с 380 млн в 2010 году. При этом в 2012 году прогнозируется мировой спрос на уровне 400 млн аккумуляторов. Российский объём рынка АКБ по итогам 2010 года равен 12,4 млн. аккумуляторов, что в 1,5 раза больше, чем годом ранее – 8,2 млн. штук. Таким образом, в 2010 году аккумуляторный рынок вернул себе практически всё, что потерял в 2009-м году. В текущем году рост замедлился. Это отмечают и аналитики рынка, которые прогнозируют, что в 2011 году объемы продаж стартерных аккумуляторов в нашей стране вырастут не более чем на 11%, так и оптовые поставщики аккумуляторов.

 

Рост продаж есть. В отличие от прежних годов, продажи аккумуляторов уже не имеют такого сильного перепада в зависимости от сезона. Летом нет такого сильного спада продаж, как в прежние годы, но и зимой нет такого сильного всплеска. Видимо меняется алгоритм поведения потребителей. Если батарея плохая, то никто ни ждет зимы, чтобы её заменить – меняют своевременно.

 

При этом наблюдаются серьезные изменения в рамках различных сегментов рынка. К примеру, доля азиатских батарей на рынке постепенно сокращается. Она резко снизилась после того, как упали поставки подержанных автомобилей из Японии. Несмотря на то, что количество японских автомобилей в нашем регионе по-прежнему очень велико, многие владельцы таких машин переходят на батареи европейского стандарта, которые лучше отвечают нашим климатическим условиям.

diagr

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >