+79139857900

«Контрафактный» свет

21 февраля 2012 в 13:46

Изделия светотехники для автомобилей составляют значительную долю рынка автокомпонентов. Сегодня этому массовому сегменту рынка автотоваров приходится переживать непростые времена. На экономический кризис накладывается влияние так называемого «серого рынка» автозапчастей. В настоящее время, по различным оценкам, до 30% всех фар и других светотехнических приборов поставляется из Китая и Турции. Нередко из этих регионов идут подделки под российские и зарубежные торговые марки, что наносит большой урон легальным производителям. 


Эксперты статьи:

Наталья Короткова, менеджер по продажам компании «Новосибирск-Автосвет».
Игорь Рогозин, директор ООО «Евро-плюс» (г. Ковров).

Вечная проблема

 

Столкнуться с проблемой «серого» рынка нашим производителям пришлось практически сразу же после отмены государственной монополии на внутреннюю торговлю. Уже тогда, на заре рыночных отношений, многочисленные кооперативы начали заваливать прилавки магазинов низкокачественной, но очень дешевой светотехникой, замаскированной под изделия известных производителей. С тех пор прошло уже почти 20 лет, но положение на рынке мало изменилось, разве что к отечественным «умельцам» добавились многочисленные турецкие и китайские коллеги. Нельзя сказать, что предприятия никак не пытались бороться с контрафактом. В своё время были перепробованы самые разные способы: от рейдов милиции по торговым точкам, до попыток просвещения конечного потребителя, чтобы он отказался от некачественных подделок в пользу сертифицированной продукции. К сожалению, все эти меры не дали ощутимого результата. Причин такой стойкости контрафактной продукции несколько. В основном, такая продукция намного дешевле сертифицированной. Сколько бы ни снижали отпускные цены официальные производители, опуститься ниже определенного минимума они не могут. Этот минимум определяется, прежде всего, издержками производства, и на этом поле контрафакт всегда находится в более выгодном положении. А чем ниже цена – тем охотнее берет продукцию конечный потребитель. В таком же положении находятся и зарубежные производители, экспортирующие свою продукцию в Россию: им приходится нести еще и таможенные расходы, в то время как значительная часть контрафактной светотехники приходит контрабандой. Кроме того, нередко даже вполне добросовестные продавцы становятся невольными соучастниками «серого» рынка: многие владельцы автомобильных магазинов и сервисов приобретают товар через посредников, к которым поддельные запчасти приходят под видом сертифицированной продукции. Бороться с этим очень сложно. Свято место пусто не бывает, а прибыль от таких операций достаточно велика. Поэтому российский рынок автомобильной светотехники характеризуется наличием огромного количества контрафактной продукции. Точные размеры этого «серого» рынка установить достаточно сложно.

По оценке менеджера по продажам компании «Новосибирск-Автосвет» Натальи Коротковой, доля контрафактной продукции на рынке сегодня составляет до 40%. Чуть более оптимистичен директор ООО «Евро-плюс» (г. Ковров) Игорь Рогозин, но и он считает, что на долю контрафакта в целом по России приходится не менее 30% рынка. Таким образом, можно сказать, что за последние годы ситуация не слишком изменилась. Примерно те же цифры два года назад фигурировали в аналитических выкладках завода КАМАЗ и других российских производителей, озабоченных проблемой контрафактной продукции. С другой стороны, не смотря на кризис, она не стала хуже, что все-таки обнадеживает.

Наталья Короткова обратила наше внимание еще и на такой факт: «Хотя, в целом, качество контрафактной продукции невелико, ее отдельные детали, например, стекла, носят явно заводской характер. Получается, что сами же заводы, с которыми работают официальные производители светотехники, часть продукции сбрасывают «налево», поддерживая таким образом «серый рынок».


Жизнь рядом с контрафактом


Насколько же сильно влияние оказывает само наличие «серой» продукции на российских производителей автомобильной светотехники? С одной стороны, как говорит Игорь Рогозин, урон, наносимый рынку контрафактной автосветотехникой очень велик. Падает престиж торговой марки производителя запасных частей, государство не получает налоговые поступления по причине подпольной организации выпуска подделок. Однако, самым страшным последствием массового выпуска фальсифицированных запчастей, являются человеческие жизни. При производстве подделок отсутствует контроль качества продукции, нарушаются технологии изготовления, происходит подмена материалов, не соблюдаются размеры и допуски. Из-за использования контрафактной продукции, которая привлекает потребителя низкой, по сравнению с оригинальными запчастями, ценой, возникает прямая угроза безопасности транспортного средства, а значит, возрастает риск дорожно-транспортных происшествий. С другой стороны, на самих производителях это отражается опосредовано, а прямой убыток не так велик, как можно вообразить. «Прямой убыток я бы оценил в 7-10% продаж, которые мы теряем из-за наличия «серого» компонента рынка», - поделился Игорь Рогозин своими соображениями. Помимо имиджевых и прямых потерь контрафакт несет еще одну неприятность официальным производителям. Снова предоставим слово Игорю Рогозину: «Еще одной неприятностью, которую преподносят нам деятели «серого» рынка автосветотехники, является их демпинговая политика в отношении «цена на продукцию». Поскольку расходы на производство у производителей контрафактной продукции намного ниже, чем у официальных производителей, то дельцы «серого» рынка вовсю пытаются сбивать цены. Продукция, которая у нас идет, предположим, за 35 рублей, ими предлагается за 30. При этом, мы, в отличие от них, не имеем возможности сильно подвинуться по цене». А в результате, как посетовал директор «Евро-плюс», прибыль производителя редко превышает 8-10%.



Впрочем, имиджевые потери тоже следует учитывать. Тем более, что сталкиваться с подделками собственной продукции производителям приходится достаточно часто. «Подделки под наши бренды нам, конечно, встречались. Качество этих подделок не слишком высокое: пластмасса дешевая, сборка небрежная. Герметичность фар нарушена, значит внутрь будет попадать влага. Патроны плохого качества, иногда, даже плавятся при эксплуатации. В целом, качество изделий очень низкое, а страдать приходится нам, которые предлагают сертифицированную продукцию», - рассказывает Наталья Короткова. На низкое качество подделок посетовал и Игорь Рогозин: «Самое главное даже не в том, что делают подделки, а то, что делают их на крайне низком, чуть ли не кустарном уровне. Контакты на наших фарах делаются бронзовыми. Нижний контакт дополнительно покрыт антикоррозийным составом. А у «серых» контакты делаются из обычной оцинковки. Наши изделия все проклепаны для лучшего прилегания, у «серых» все держится буквально на честном слове. Производители контрафакта стараются скопировать не внутреннее содержание и качество, а только внешность. Корпусы их фар делаются из пластика и копируют нашу продукцию, но их внутренняя начинка с нашей не имеет ничего общего. У нас, например, ставится отражатель из специальной стали, а у них – из простой, да еще и герметичность никакая. Срок эксплуатации у наших изделий тоже намного выше».

 

Рынок в состоянии неустойчивого подъема



Само положение рынка автосветотехники за последний год трудно назвать блестящим. Экономический кризис серьезно подорвал позиции производителей, да и продавцам пришлось несладко. По признанию Натальи Коротковой, обороты упали не менее чем на 40%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основными причинами этого падения стали уменьшение покупательной способности населения и сокращение продаж новых автомобилей. Все это негативно отразилось на розничном рынке, а следовательно, – и на производителях. По словам Игоря Рогозина, производство по некоторым позициям за последний год сократилось на 70%. Особенно тяжелым был период с конца июня по конец августа этого года, когда на кризисные явления наложился традиционный сезонный спад продаж. И только с конца августа стали заметны некоторые признаки оживления, и даже появились надежды в сентябре-ноябре наверстать упущенное летом. В то же время, фактор «серых продаж» среди этих трудностей, по общему мнению, отнюдь не является основным. Хотя, как заметила Наталья Короткова, в сегодняшней ситуации, даже эти 7-10% прямого убытка, который несут сертифицированные продавцы и производители, были бы отнюдь не лишними.

Какие-либо прогнозы на будущее сейчас давать рано. Положение на рынке автосветотехники целиком и полностью будет определяться тем, как будет дальше протекать кризис и как скоро он закончится.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >