Недавно наш портал «Про Автобизнес» опубликовал на своих страницах сравнительный анализ масляных фильтров. В Новосибирске до сегодняшнего дня нет технической возможности провести полноценное тестирование такой продукции, поэтому мы тогда ограничились тем, что разобрали каждый из фильтров «до основанья, а затем» попытались сравнить качество комплектующих каждого из образцов визуально. В своих оценках мы ориентировались на те представления о качестве масляного фильтра, которыми с нами поделились представители компаний-производителей фильтров очистки масла. Естественно, многие выводы, сделанные в той статье, были умозрительными, и при желании их можно было оспорить. Вот мы и решили довести начатую работу до конца и сегодня предлагаем вам снова оценить масляные фильтры, но уже с помощью сухого языка цифр.
Преодолевая барьеры
Это испытание проводилось Испытательной лабораторией НАМИ (г. Москва). Перед экспертами лаборатории была поставлена задача – оценить представленные фильтры на соответствие российскому стандарту ОСТ 37.001.417-90, который позволяет проверить их по 10-ти важнейшим параметрам. Именно эту методику испытаний используют сегодня все ведущие отечественные производители двигателей внутреннего сгорания, а также производители самих фильтров при разработке новых опытных образцов. Профессиональные представители рынка автомобильных компонентов, конечно, имеют полное право спросить: «Зачем нам знать, какой масляный фильтр лучше? Наше дело - продавать ту продукцию, которая имеется на складе». Что ж, при таком подходе вам рано или поздно придется столкнуться с серьезным дефицитом постоянных клиентов. Кто же захочет покупать запчасти в автомагазине, который торгует некачественной продукцией? Не менее важна такая информация и для менеджеров автосервисов, имеющих собственные склады запасных частей, поскольку клиент СТО, в принципе, не задается вопросом, какой фильтр поставить. Он полностью доверяется в этом вопросе профессионалам. Соответственно, от вашего выбора во многом зависит, каким будет ресурс двигателей автомобилей ваших клиентов.
Методика
Прежде чем представить вам результаты измерений, хотелось бы в нескольких словах рассказать о методике проверки фильтров. Дело в том, что некоторые даже очень авторитетные автоиздания позволяют себе весьма вольно подходить к этому вопросу и «изобретают» самостоятельную методику тестирования. К результатам подобных тестов следует относиться с осторожностью. Единственно верные данные о качестве фильтрации и ресурсе фильтра может дать только сертифицированная методика испытаний, при разработке которой учитывались реальные условия эксплуатации фильтра.
К примеру, согласно ОСТ 37.001.417-90, при проведении испытаний загрязнять масло следует кварцевой пылью с определенным гранулометрическим составом. Именно такой загрязнитель, по мнению экспертов, наиболее точно соответствует тем частицам, которые образуются в моторном масле. Частицы должны находиться в масле во взвешенном состоянии, иначе оценить качество фильтрации не получится.
Качество бумаги в ходе испытания оценивалось по двум параметрам: тонкость и полнота отсева. А ресурс фильтров – по площади фильтрующего элемента. Кроме того, эксперты НАМИ проверили фильтры по двум таким важнейшим параметрам как давление начала открытия перепускного клапана и герметичность противодренажного клапана. По поводу давления открытия клапана хотелось бы добавить ещё несколько слов. В последние годы производители масляных фильтров стараются настраивать перепускные клапаны на довольно высокое давление. Это связано с целым рядом причин. Во-первых, сами масла становятся всё более и более совершенными. Зависимость вязкости современного масла от температуры сегодня не столь высока, как было лет 10 назад. К тому же сопротивление фильтровальной бумаги постоянно снижается, то есть бумага сегодня в состоянии пропускать через себя более вязкие масла, сохраняя высокое качество фильтрации. Все это позволяет поднять давление перепускного клапана и не пропускать неочищенное масло в двигатель даже при холодном пуске. Клапан в современном качественном масляном фильтре должен открываться только в экстремальных ситуациях. К сожалению, не все фильтры, которые были представлены в данном тесте, смогли похвастать подобными показателями.
Участники
В нашем тесте представлены фильтры всех ценовых категорий. Верхний ценовой сегмент олицетворяли собой оригинальные масляные фильтры Toyota. Японские фильтры Union, европейские MANN и Champion можно отнести к верхней границе среднего ценового сегмента, на другом конце этой границы располагаются такие марки фильтров как Lynx, а также J-Sakura. Lynx – это относительно новый бренд на российском рынке. J-Sakura и вовсе сегодня является тёмной лошадкой. Дело в том, что до последнего времени на нашем рынке был известен только один бренд – Sakura. Как уверяют сегодняшние продавцы продукции J-Sakura, в 2004 году компания выделилась из основного производства Sakura и сегодня производит собственную продукцию на тех же самых производственных мощностях. В то же время дилеры Sakura, как могут, открещиваются от родства с брендом, имеющим приставку J-. В любом случае будет интересно узнать, каково качество этого «нового старого» бренда. Ну, и наконец, в нижнем ценовом сегменте у нас один представитель – NAC. Стоимость этого фильтра почти в два раза ниже, чем цена фильтров верхнего ценового уровня. Вот и узнаем, как цена коррелирует с качеством фильтра. Остается добавить, что конструктивно все фильтры являются дубликатами оригинального фильтра 90915-YZZE1 для Toyota, то есть в идеале они должны быть идентичны. На деле же разница оказалась довольно существенной.