+79139857900

Надежная сцепка. Выбираем фаркоп

27 января 2012 в 14:54

Недавно мы разбирались с типами автомобильных прицепов и особенностями их эксплуатации. Теперь очередь дошла до фаркопов. Выбрать его немного легче, чем прицеп. А вот ошибка может стоить намного дороже.

Верхнюю ценовую нишу занимают так называемые «оригинальные» тягово-сцепные устройства. Их вам могут предложить в некоторых автосалонах или автомагазинах. Естественно, ни Toyota, ни Ford, ни Nissan самостоятельно не производят тягово-сцепные устройства для своих автомобилей. Они заказывают их ведущим предприятиям этой отрасли. Таким образом, от «неоригинальных» эти фаркопы отличаются только фирменной этикеткой и ценой. «Оригинальный» фаркоп стоит в среднем на 30-50% дороже, чем аналогичное ТСУ независимого производителя.

Другая крайность — это фаркопы-самоделки. Довольно часто обладателями таких фаркопов становятся владельцы праворульных автомобилей. Дело в том, что найти качественный фаркоп для этих машин на нашем рынке – серьезная проблема. И даже если речь идет о машине, которая выпускается и с правым, и левым расположением руля, далеко не всегда тягово-сцепное устройство, разработанное, к примеру, для Toyota RAV4 с левым рулем, подойдет к аналогичному праворульному автомобилю. В некоторых случаях проблему можно решить с помощью дополнительных отверстий, но нередко случается и такое, что подобрать ТСУ для автомобиля с правым рулем невозможно. Именно поэтому владельцы «японцев» охотно клюют на предложения «мастеров на все руки» сварить фаркоп под заказ. К подобным предложениям следует относиться с огромной осторожностью и скептицизмом. ТСУ — это ответственный узел, который должен отличаться прочностью и коррозиостойкостью. Прочность этого устройства в заводских условиях оценивают следующим образом. Для всей конструкции фаркопа важным моментом является крепление его к таким элементам кузова или рамы тягача, которые могут выдержать необходимое число циклов нагружений периодическими нагрузками и предельную постоянную нагрузку. Следовательно, достаточная несущая способность ТСУ определяется правильным выбором его размеров: то есть, соответствием прочности фаркопа нагрузкам, воздействующим на него в процессе эксплуатации. Одним из критериев заводских испытаний является установка нагрузки на фаркоп, которая точно соответствует полной массе прицепа (с грузом). Это позволяет точно оценить правильность конструкции, выявить её недостатки, правильно подобрать профиль металла и его размеры и исключить концентрацию сильных нагрузок во всех узлах и элементах устройства, а также в точках его крепелния. «Хлипкий» фаркоп, «сляпанный» из тонкостенных труб, без каких-либо испытаний, с тонким кронштейном, естественно, таким условиям соответствовать не будет и может развалиться уже при первой же поездке. Если это случится на дороге, то последствия для окружающих могут быть самыми печальными. А виноватыми окажетесь вы.

Если говорить о независимых производителях, то сегодня на новосибирском рынке представлено три марки фаркопов: Bosal, Балт-Экспресс (Санкт-Петербург) и Юникар (Омск). Также в ограниченных количествах можно встретить продукцию бельгийской компании Brink. Омские производители специализируются на фаркопах для отечественных автомобилей. Их ассортимент на иномарки не очень широк. Питерское предприятие, наоборот, специализируются на автомобилях иностранного производства. Bosal универсален. В его ассортименте есть как фаркопы произведённые заводами Bosal в Венгрии, Франции, Нидерландах и Африке на большинство автомобилей Европы и Америки, а также модели, разработанные для российских машин, которые производятся на новоорском предприятии Бозал-Автофлекс (Оренбургская область). Фаркопы Bosal российского производства продаются под торговой маркой VFM.


Как выбирать?

Выбирать фаркоп не сложно. Каждый тип фаркопа рассчитан на определенную нагрузку. Эта нагрузка указывается во всех каталогах. Обычно там указано два числа через дробь: максимальная масса прицепа/максимальная нагрузка на шар. По большому счету, самое главное – это выбрать фаркоп, который будет выдерживать нагрузку прицепа. Следует отметить, что ассортимент фаркопов на тяжелые внедорожники очень разнообразен. Некоторые автовладельцы из желания сэкономить устанавливают на свои «Лэнд Крузеры» самые легкие версии фаркопов, которые рассчитаны на вес допустим, в 1,5 тонны, и на такой фаркоп вешают потом катер, которые весит в полтора раза больше. Не удивительно, что на первом же крутом склоне этот катер «догоняет» машину, попутно выломав тягово-сцепное устройство. Таков результат экономии. Последствия могут быть намного тяжелее, если прицеп оторвется при подъеме на гору – можно повредить чужие машины, которые идут за вами следом. Так что самая главная задача – правильно оценивать нагрузки. Все остальное – это уже нюансы. При выборе фаркопа надо конечно принимать во внимание, как долго вы собираетесь ездить на своей машине. Если через год-другой вы планируете её заменить, то может быть и не стоит покупать очень дорогую модель. Ведь универсальных фаркопов не бывает, и снимать его с машины перед продажей не имеет смысла - придется продавать машину вместе с тягово-сцепным устройством. Все остальное – это уже мелочи: дизайн, наличие декоративных пластин из нержавеющей стали. Можете выбирать любую модель, которая вам больше нравится и подходит по деньгам.


Почему фаркоп должен быть съемным?

Во всем мире вообще-то запрещено ездить с торчащим из под заднего бампера крюком, если вы едете без прицепа. Таковы правила безопасности. У нас пока такого запрета не приняли, но тем не менее, лучше покупать фаркопы с легкосъемными крюками. Сегодня в ассортименте ведущих производителей фаркопов есть такие модели, которые снимаются простым поворотом. Есть и более демократичные «условно-съемные модели», снять которые тоже не так уж сложно – нужно лишь открутить два болта, которыми он крепится к основному корпусу фаркопа. Привычку снимать фаркоп, если вы едете без прицепа, лучше выработать до автоматизма. Если, не дай бог, случится столкновение и удар придется по тягово-сцепному устройству, то повреждения кузова будут намного сильнее, чем если бы вас ударили в бампер. Дело в том, что фаркоп крепится к силовым элементам кузова, и даже при небольшом ударе по нему может произойти смещение геометрии кузова, а это уже намного серьезнее, чем помятый бампер.


Возможные трудности

Основная масса фаркопов разработана специально для транспортных средств, предназначенных для европейского рынка. Если вы владелец японского автомобиля с правым рулем, то изготовитель не может вам гарантировать отсутствие определённых трудностей, даже если транспортное средство очень похоже или является аналогом европейской модели. У них нередко не совпадают точки крепления. Также возникают трудности с креплением тягово-сцепных устройств на автомобили, имеющие нестандартную комплектацию. Они рассчитаны на стандартный бампер, заводскую подвеску, выхлопную трубу, колёса и шины. Обвес и прочие элементы тюнинга могут стать серьезным препятствием для монтажа фаркопа. Поэтому прежде чем покупать фаркоп (а стоит качественное изделие не так уж и дешево), обязательно проверьте, подойдет ли он к вашему автомобилю по точкам крепления.

Многие новые транспортные средства имеют установленные датчики парковки. Эти датчики улавливают присутствие препятствия непосредственно позади транспортного средства и издают соответствующие сигналы. Некоторые датчики парктроников идентифицируют шар фаркопа как такое препятствие и будут постоянно указывать вам на наличие препятствия позади машины. Поэтому при установленном фаркопе рекомендуется отключать парковочные радары.


Установка фаркопа

Установку фаркопа следует производить согласно правилам, описанным в паспорте (руководстве по установке и эксплуатации), который прилагается к каждому фаркопу. Различные модели ТСУ могут крепиться к кузову автомобиля через кронштейны бампера и(или) непосредственно к силовым элементам кузова и полу багажника. Среди отечественных автомобилей предусмотренные места крепления ТСУ имеют только семейство ВАЗ-2108 - 2115. При установке фаркопов на прочие автомобили предполагается самостоятельная разметка и сверление крепежных отверстий. На многих автомобилях перед установкой ТСУ, как правило, приходится снимать задний бампер.

Общие рекомендации по установке и обслуживанию фаркопа

• Обработать отверстия под его крепеж антикоррозийным составом,• Смазать сцепной шар пластичной смазкой (это нужно делать регулярно, чтобы продлить срок его службы),

• Закрывать сцепной шар колпачком, чтобы оградить его от грязи, да и самому не замараться, загружая или разгружая багажник автомобиля.

• Всегда очищать шар перед тем, как надеть на него прицеп. Песок и мелкие камни, попадая между шаром и сцепным устройством прицепа, действуют как очень качественная наждачная бумага. Очень быстро шар потеряет свои начальные размеры, и в сцепке образуется люфт, который очень сильно влияет на плавность хода вашего автопоезда.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >