Авторизация

Подвеска «под себя»

20 января 2017 в 21:13 admin

Российское законодательство в отличие от Европейского никак не регламентирует правила оборота запчастей разных категорий, не классифицирует их, не обозначает их статуса.По мнению экспертов, подобное положение вещей не только тормозит развитие рынка автокомпонентов, но и служит причиной целого ряда проблем, встающих перед его участниками.

 

Эксперты статьи:

Сергей Калинин, 
президент, ГК SS20

Петр Корнилов,
сервисный инженер, «ЦФ Руссия»
Николай Степанов,
технический директор, «Автосервис на Лесной»

 

Естественно, автомобиль, сходящий с конвейера, а точнее его системы уже настроены должным образом в соответствии со всеми существующими техническими требованиями и регламентами. Тем не менее, некоторые автовладельцы, руководствуясь определенными целями и задачами, стремятся изменить эти настройки, сделать их более подходящими для себя. Президент ГК SS20, Сергей Калинин:
— Основная причина замены штатных амортизаторов на «тюнинговые» - это недовольство владельца поведением подвески автомобиля. Типичные причины недовольства владельцев: пробои подвески на сжатие; удары на отбой; чрезмерное раскачивание кузова и нестабильность автомобиля при движении на большой скорости; очень жесткое прохождение неровностей дорожного покрытия.
Кто-то хочет более мягкую подвеску и улучшить комфорт, кто-то, наоборот, желает сделать более жесткую и плотную подвеску, приспособив автомобиль для движения на большой скорости. В этом случае простая замена амортизаторов на новые штатные или на неоригинальные заменители не решает проблему, и автовладелец вынужден искать более «жесткие» или более «мягкие» амортизаторы.

Петр Корнилов, сервисный инженер, «ЦФ Руссия»:
— Я бы сказал, что у нас у всех есть своя система координат, связанная с понятием комфорта и жесткости амортизатора. Она находится совершенно на подсознательном уровне. Выпуская автомобиль, автопроизводитель закладывает те характеристики, которые он хочет предложить потребителю и большинство потребителей они вполне устраивают. Но все люди разные, тюнинг недаром процветает во всем мире. Очень многим на этой земле не хочется пользоваться чем-то стандартным, им, наоборот хочется иметь что-то индивидуализированное.

В общем автовладелец принимает решение и отправляется в сервис за соответствующей услугой. Понятное дело в наше непростое время работники СТО рады любому заказу, но прежде чем сразу же с легкостью соглашаться принять автомобиль, специалист авторемонтной организации должен взвесить все «за» и «против». Он должен отдавать себе отчет в том что на современном автомобиле подвеска - это уже не только элемент комфорта.

Петр Корнилов:
— Подвеска - это, прежде всего, очень четко настроенный элемент безопасности. Причем активной безопасности.

Судите сами. Если бы нам удалось получить идеально работающие амортизаторы для спортивной машины, но при этом они вели бы себя мягко, они бы не оправдали наших внутренних ожиданий. Или наоборот: для представительских автомобилей было бы идеально иметь жесткие амортизаторы с точки зрения безопасности, но это никоим образом не вписывается в тот уровень комфорта, который заложен в эту машину.
Любая инженерная конструкция – это всегда компромисс. Мы должны понимать, что существует множество взаимоисключающих требований, которые должны быть увязаны в амортизаторе.
Чем жестче амортизатор, тем выше у него скорость реакции, тем он более безопасен. Именно поэтому спортивные машины жесткие, им нужна мгновенная реакция. Приятно ли ездить на такой машине в обычных условиях? Это уже вопрос вкуса.

Николай Степанов, технический директор, «Автосервис на Лесной»:
— К тому же более жесткая подвеска – это сокращение ресурса смежных деталей и узлов. Это проблемы со штатными опорами, которые будут разбиваться быстрее, с пружинами, сайлентблоками и прочими компонентами определенные нагрузки на которые возрастут. Как следствие – сокращение срока службы. Понимает ли это автовладелец?

Естественно, в поворот автомобиль с более жесткой подвеской будет вписываться лучше, тормозить лучше, но с точки зрения комфорта штатного движения не факт что на такой подвеске будет приятно ездить.
Петр Корнилов:
— В принципе безопасность более жестких амортизаторов определена тем, что колесо быстрее возвращается на дорогу. Чем мощнее пружина, чем больше давление газа в амортизаторе, тем быстрее оно возвращается назад. Это значит, что ситуация, в которой колесо висит над дорогой, фактически сводится к минимуму. Это очень важно, поскольку висящее в воздухе колесо в этот момент не передает ни тормозное усилие, ни тяговое усилие, и маневрировать в этот момент вы тоже не можете. Поэтому чем плотнее машина стоит на дороге, тем она более управляема. Но за это нужно платить именно жесткостью подвески и комфортом. Поэтому я бы призвал не столько менять амортизаторы на более жесткие, сколько предложил бы следить за амортизаторами, и при первой возможности, после того как ухудшились характеристики управляемости, проверять амортизаторы и при необходимости менять. Это, на мой взгляд, более важно.

Поэтому прежде чем однозначно сходу принимать заказ, побеседуйте с автовладельцем. Николай Степанов:
— Рядовой автовладелец – он же не специалист. Он где-то что-то увидел, ему кто-то что-то сказал и тот загорелся: вот, хочу так! Но что окажется в действительности, он и понятия не имеет. Мы в таких случаях стараемся лучше разузнать потребности клиента, выяснить, понимает ли он, что с более жесткими амортизаторами ему будет ездить более жестко, а с более мягкими машина станет более валкой, «плавающей». Штатные амортизаторы это в известной степени компромисс, но компромисс, я бы сказал подходящий для 95% - 98% ситуаций бытовой эксплуатации автомобиля. А оставшиеся 2%-5%, может, и за всю жизнь никогда не произойдут.
Но только не подумайте, что я призываю отказаться от клиента. Я поэтому и говорю – с ним нужно провести подробную беседу. Наш опыт показывает, что при правильной расстановке акцентов, при вдумчивом анализе потребностей человека, профессиональным мастерам не составит труда предложить альтернативное решение и, заручившись доверием автовладельца, сделать из него лояльного постоянного клиента. Хуже нет, если вы пойдете на поводу у клиента, сделаете, как он требует, а ему не понравится. Он во всем этом обвинит вас, и вам уже вовек не отмыться, не доказать ему обратное. В итоге испорченная репутация и потерянный клиент.
А вот что по этому поводу говорит Сергей Калинин:
— Автовладелец должен четко представлять, какие именно особенности поведения автомобиля он желает изменить. Задача продавца или работника СТО задать такие вопросы, которые однозначно выявят предпочтения водителя. Необходимо выяснить, на каких дорогах и с какой загрузкой будет эксплуатироваться автомобиль, учесть стиль вождения и скоростные режимы, обязательно обратить внимание на то, что именно не нравилось владельцу в настройках подвески транспортного средства.
В этом случае задача продавца или сотрудника СТО подобрать и рекомендовать подходящие амортизаторы. К сожалению, большинство производителей амортизаторов не указывают, какие изменения в настройках подвески по сравнению со штатными, даст установка их продукции, поэтому настройка амортизаторов делается по подобию штатных. Клиент и продавец вынуждены угадывать, какой из продуктов в линейке амортизаторов подойдет под требования.
Продукция компании SS20 в этом плане является приятным исключением: кроме того что на выбор предлагается 4 модификации амортизаторов, на каждую модель «Стандарт» «Комфорт» «Шоссе» и «Спорт» есть четкое указание, какие изменения даст конкретная модификация по сравнению со штатными амортизаторами.
Коллег дополняет Петр Корнилов:
— Полтора-два года назад для вторичного рынка мы провели анализ и оптимизацию ассортимента амортизаторов. Было принято решение отказаться от большинства более жестких амортизаторов. Тем не менее, мы понимаем, что есть задачи, которые нужно решать, когда машина подвергается тюнингу и модернизации, и мы конечно готовы предоставить клиентам такие возможности. Поэтому в рамках спортивной серии с этого года мы продаем амортизаторы серии Sachs Performance, предназначенные для тюнинга серийных автомобилей и пришедшие на улицы наших городов из автоспорта. Эти амортизаторы производятся по спортивной технологии, но предназначены именно для массового тюнинга. Предусмотрены специальные комплекты, которые можно свободно заказать. Они не требуют дополнительных омологаций и согласований. Они делятся на два типа – с обычной подвеской (высота машины не меняется) и второй вариант (с более глубокой проработкой) – амортизаторы, которые меняются вместе с пружинами и опорами, они имеют возможность занижения до 50 мм.

Для мастера, взявшегося за тюнинг подвески крайне важно правильно подобрать наиболее подходящие данному конкретному клиенту амортизаторы. Преимущества правильно подобранных «тюнинговых» амортизаторов, как считает Сергей Калинин, в том, что они наилучшим образом подстраивают работу подвески под требования и ожидания владельца. Позволяют любителям скоростной езды сделать движение безопасным, т.к. автомобиль остается управляемым на скорости, потому что настройки таких амортизаторов имеют увеличенное демпфирование и высокую энергоемкость. Но смещение баланса в сторону управляемости практически неизбежно уменьшает плавность хода.
Для любителей комфортного и плавного движения важно чтобы кузов как можно меньше воспринимал толчки от подвески при проезде нервностей. В этом случае, настройки клапанов амортизатора кардинально отличаются от настроек, заточенных под скоростное движение.
При этом всегда нужно учитывать то, что возможность тюнинга того или иного автомобиля, как правило, упирается в наличие тюнинговых запчастей. В том случае, если на рынке нет амортизаторов с требуемыми свойствами для конкретного автомобиля, остается возможность обратиться в специализированный сервис, который предлагает услуги по «переделке» и перенастройке амортизаторов.
К сожалению даже опытные мастера в процессе работы допускают ошибки. Сергей Калинин:
— Наиболее часто встречается ситуация, когда неправильно подобраны амортизаторы под индивидуальные требования владельца автомобиля. Источник ошибки в данном случае может быть и сам автовладелец, недостаточно точно понимающий, что же ему нужно. Бывает производители запчастей тоже не способствуют правильному выбору, не указывая никакой информации о настройках амортизаторов.

Петр Корнилов:
— Я считаю, что одна из главных ошибок - это попытка снизить высоту подвески, чтобы якобы придать машине более спортивные черты. Естественно после этого возникает очень много проблем с прохождением препятствий, неровностей на дороге, и опять-таки, если вы просто добиваетесь какого-то визуального эффекта - это один момент. Но зачастую более короткоходовые амортизаторы на обычных машинах при эксплуатации на обычных дорогах не несут никакого преимущества, кроме того что вы получите проблемы с проездом по неровностям.

Хотя в принципе никаких особенных дополнительных знаний для работы с нестандартными (усовершенствованными) амортизаторами не требуется. Для продавца будет достаточно знать, насколько те либо иные амортизаторы отличаются от штатных. Для специалистов СТО, занимающихся подбором и перенастройкой амортизаторов очень важно знать, как влияют характеристики амортизатора на поведение автомобиля.
И естественно, хотя это не относится к разряду ошибок как таковых, но способно повлечь очень неприятные последствия, – всегда напоминайте клиенту, что как только проводится тюнинг, любые гарантийные обязательства автопроизводителя заканчиваются, в этом надо отдавать себе полный отчет.

Петр Корнилов:
— Это уже полностью риск и ответственность владельца автомобиля. Но долг сотрудника сервисной станции его об этом предупредить, чтобы потом не возникало неприятных недоразумений. Мой главный принцип – прежде чем что-то делать, надо подумать о том к чему это приведет, и если уж ты принимаешь решение, тогда уже четко отдавать себе отчет о той мере ответственности, которая после этого появляется. В контексте тюнинга это особенно важно.
Кстати, это касается и работников СТО. После того как взялись за выполение тюнинга нельзя исключать различные проблемы  с клиентами. От простого -  мне не нравится так ездить, жестко. До более критичных возражений.

Вот собственно и все основные моменты, связанные с тюнингом подвески. В заключение остается лишь дать финальные рекомендации словами Сергей Калинин:
— Рекомендации самые банальные: плотнее общаться с клиентом, ориентированным на тюнинг, выяснять его потребности и предложить адекватное решение.   

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.