+79139857900

Премиальные запчасти в России

20 января 2017 в 21:03

Российское законодательство в отличие от Европейского никак не регламентирует правила оборота запчастей разных категорий, не классифицирует их, не обозначает их статуса.По мнению экспертов, подобное положение вещей не только тормозит развитие рынка автокомпонентов, но и служит причиной целого ряда проблем, встающих перед его участниками.

 

Эксперты статьи:

Александр Гежа, 
генеральный директор, AUTOLIGA

Эдуард Арамян,
руководитель
отдела развития, «Восход-К Авто»

Екатерина Агапабова, руководитель
отдела закупок,
«Авто-Евро»

Роман Сидненко,
маркетолог,
«Ли-Арт Авто»

В прошлом номере журнала мы рассказали о том, что в ЕС уже много лет на рынке автосервисного обслуживания действует докумен BER (BER 1400/2002 до 2010 г. и BER461/2010 –с  2010 г.), регламентирующий взаимоотношения участников данного рынка. В числе прочего этот регламент формализует статус различных групп и автозапчастей и законодательно устанавливает идентичность запчастей премиального уровня с оригинальными запчастями. То есть он, по сути, говорит: нет никакой разницы между этими запчастями, поэтому обе эти группы могут с успехом применяться в процессе ремонта транспортного средства даже в период гарантии. У нас же ничего подобного нет и в помине.
Роман Сидненко, маркетолог, «Ли-Арт Авто»:
— Ситуация относительно использования оригинальных запчастей и запчастей премиального качества в России отличается от стран с развитым автомобильным рынком. В известном смысле мы от них отстаем. Это касается прав на доступ к потребителю, который обеспечивается сложившейся практикой на том или ином рынке. У нас человек покупает машину, получает три года гарантии, и в эти годы он обязан обслуживаться у официальных дилеров и фактически обязан использовать только оригинальные детали. В дальнейшем он уже действует по своему усмотрению. Но большинство, имея первоначальный опыт применения оригинала и под давлением дилера, становятся уверенными, что оригинал лучше и надежнее запчастей премиального качества, хотя между ними нет абсолютно никакой разницы, поскольку они изготовлены одним и тем  же производителем по одной и тойже технологии, из одних и тех же материалов, на одном и том же оборудовании.

В итоге рынок становится однобоким, перекашивается в сторону оригинала, независимые операторы не могут развивать свой бизнес, автовладельцы вынуждены переплачивать за точно такие же детали.
Екатерина Агапабова, руководитель отдела закупок, «Авто-Евро»:
— По моему личному и профессиональному опыту могу сказать: если эти запчасти – запчасти премиального уровня – сертифицированы, удовлетворяют всем техническим и технологическим требованиям, изготовлены производителем, который поставляет свою продукцию на конвейеры автозаводов, то чем же они хуже оригинала? Почему их нельзя использовать?Понятно, что все оригинальные запчасти выпускаются не автозаводами, а непосредственно заводами, которые являются поставщиками конвейера, поэтому не должно быть никаких преград для применения запчастей премиального качества. Такие запчасти имеют полное право на существование. Они ничем не хуже оригинала, но на них не стоит значок оригинала. Почему потребитель должен переплачивать за бренд автопроизводителя?

Производители автокомпонентов премиальных брендов автозапчастей

Примеры оформления продукции премиальных брендов

Естественно,подобный дисбаланс вызывал самую негативную реакцию множества участников рынка. Рынок должен развиваться гармонично, при непременном условии наличия на нем именно свободной конкуренции. Поэтому под давлением представителей независимого сегмента поставщиков автозапчастей и Федеральной антимонопольной службы РФ Комитетом автопроизводителей АЕБ около 3 лет назад был подготовлен некий документ в расплывчатой форме под названием «Кодекс поведения». По замыслу его создателей – главным образом как раз членов данного Комитета – он направлен на либерализацию отношений в этой сфере. В частности, поскольку действующее российское законодательство, как уже было сказано, прямо не регулирует отдельные аспекты взаимоотношений между автопроизводителями/автодистрибьюторами, официальными дилерами и независимыми сервисными станциями Кодексом вводилось весьма туманное определение «Идентичных запасных частей» ­— запчастей, производимых автопроизводителем или для автопроизводителя по его поручению/заказу производителем оригинальных запасных частей, полностью соответствующих оригинальным запасным частям, но не маркируемым товарным знаком автопроизводителя.То есть то, что мы называем запчастями «премиального качества» или «качества оригинала». Подписавшие этот Кодекс автопроизводители обязывались никак не препятствовать свободному использованию запчастей премиального качества при проведении технического обслуживания и ремонта автотехники даже в период гарантийного срока (естественно, с сохранением гарантийных обязательств автобренда). По сути, этот Кодекс и должен был стать тем документом, наподобие европейского BER, который бы снимал все вопросы и окончательно утверждал идентичность оригинала и запчастей премиального качества.
Но не тут- то было. Конечно, независимый рынок авторемонта на первых порах принял этот документ, что называется, «на ура». Эдуард Арамян, руководитель отдела развития, «Восход-К Авто»:
— Я положительно оцениваю Кодекс поведения АЕБ. Безусловно, в наше сложное время надо быть более лояльными к своим покупателям и предлагать им альтернативу хотя бы на уровне пост-гарантийного ремонта.

Тем не менее, к Кодексу практически сразу возник ряд вопросов. Главное, что данный документ носит лишь рекомендательный характер, и соблюдение его положений (равно как и не соблюдение) зависит только от доброй воли каждого конкретного автопроизводителя.
Роман Сидненко:
— Для практической работы Кодекс поведения может иметь какое-либо значение, но для полной и окончательной формализации взаимоотношений между субъектами этого рынка он весьма условен. В Европе поставленную задачу решает законодательный акт, обязательный для всеобщего применения всеми участниками рынка. Он вводит железные правила и ответственность за их исполнение. Он однозначно говорит о том, что запчасти премиального уровня идентичны оригиналу. А Кодекс поведения АЕБ – это рекомендательный свод положений, который каждый может использовать по своему усмотрению и в своей трактовке. Он носит сугубо декларативный характер.
Впрочем, уже хотя бы то, что он появился на свет, что на проблему обратили внимание государственные структуры, и тем самым была обозначена определенная тенденция – это очевидно положительный факт. Со временем Кодекс может стать основой для законодательных решений. В этом смысле само его появление символизирует то, что мы этот вопрос должны переводить в плоскость дальнейшей проработки.

Действительно, поскольку в Россию поставляются абсолютно те же детали, что и в другие страны Европы, изготовленные на тех же заводах и по тем же технологиям, из совершенно таких же материалов, разве можно подвергать сомнению тот неоспоримый факт, что запчасти премиального качества абсолютно идентичны оригиналу? Совершенно нет, уверены эксперты – у здравомыслящих людей не может быть и тени сомнений в том, что эти детали совершенно одинаковы.
Есть и другие вопросы. Об одном из них говорит Екатерина Агапабова:
— Мне кажется, Кодекс больше защищает интересы дилеров. В нем не совсем четко прописаны определения – что такое запчасти премиального качества и запчасти низшего ценового сегмента, так называемого «лоукост»? По тексту Кодекса не совсем понятно, что имеется в виду, чем они отличаются.
Ну и, конечно же, самая главная проблема в том, что данный документ не имеет законодательного статуса, поэтому можно его достаточно  вольно трактовать каждым участником рынка. Если у тебя нет закона, то какие-то общие, отвлеченные, ничем не закрепленные положения вряд ли могут быть весомым аргументом в хозяйственных спорах.

В свою очередь, Александр Гежа, генеральный директор, AUTOLIGA, указывает на целый пласт дополнительных проблем:
— Несомненно, Кодекс требует доработки. Например, если мы говорим о запчастях, это и требование о приобретении дилером запасных частей и материалов для обслуживания автомобилей только у дистрибьютора или рекомендованных им поставщиков данных товаров. То есть подразумевается только одинбезальтернативный канал поставок. Нет возможности приобретать запчасти в других местах. Это и возможность одностороннего изменения дистрибьютором плана поставки запчастей, а также выставление планов по закупке запчастей с привязкой к продаже машин. Сейчас наблюдаю ситуацию, когда автодилеры просто выбрасывают на рынок товар либо с минимальной наценкой, либо вообще в ноль. Связано это, прежде всего, с тем, что планы завышены, их нужно выполнять, чтобы в конечном итоге получить свои бонусы, и никто не идет на пересмотр планов.

Впрочем, несмотря на серьезную критику и неоднозначность, необходимость существенных доработок, нельзя не признавать своевременность и актуальность появления Кодекса поведения. Ни один из опрошенных нами экспертов не сказал о том, что этот документ, в каком бы статусе он ни существовал, должен быть проигнорирован или отменен. Наоборот, именно с таких деклараций начинается планомерная работа по совершенствованию рыночных отношений. Совокупное мнение экспертов можно выразить словами Александра Гежи:
— Изначально внедрение Кодекса было продиктовано отсутствием какого бы то ни было регламента взаимоотношений между производителями и дилерами. По моему мнению, даже несмотря на то, что Кодекс не работает в полную силу, прежде всего, потому что он имеет рекомендательный характер и основан на добровольной инициативе, к тому же ряд критических замечаний при его формировании со стороны российских автодилеров и поставщиков автокомпонентов не были учтены, тем не менее, Кодекс дал  хоть какие-то правила,на основании которых уже происходит регулирование рынка.

Какая бы судьба ни ждала этот документ, какие бы формулировки он ни вводил, операторы рынка должны четко понимать, что в обороте сейчас находится три основных класса запчастей. Это оригинальные  запчасти –  маркированные эмблемами автопроизводителей. Запчасти премиального или оригинального качества – детали, изготавливаемые теми же компаниями, что производят запчасти для конвейерной сборки транспортных средств и товаропроводящей сети автопроизводителей (оригинал). Эти запчасти абсолютно идентичны оригиналу, они ни в чем не отличаются от него по своим техническим, качественным и всем прочим характеристикам. Они упакованы в красочную, надежную и прочную упаковку с символикой/идентификацией уважаемого мирового бренда, такого как, например, VALEO, TRW, FERODO, GKN, AJUSA,MAHLE, KYB, GATES, DENSO, PHILIPSи проч. На них всегда есть бренд – это принципиально важно. Такие детали никогда не идут в разряде «noname». Всегда указано место производства, контактные сведения, номенклатурный номер, могут присутствовать элементы защиты. Бренд не прячет себя, ему незачем скрываться, он предлагает высококачественную продукцию, которую не стыдно представлять на рынке и за которую он в полной мере несет ответственность.
Продукция третьего класса – запчасти низшего ценового сегмента, так называемый «лоу кост», выпускаемые совершенно неизвестными компаниями по непонятным технологиям из непонятных материалов.Они могут быть и «noname», и под брендом (абсолютно никому не известным). Их упаковка не отличается информативностью, на ней редко когда указана страна производства, а уж о каких- то справочных сопроводительных материалах вообще забудьте – тут этого нет в принципе. Это все потому, что таким горе-производителям совершенно не хочется лишний раз светиться перед своими потребителями.Им бы как-нибудь продать свои поделки и чтобы  в случае возникновения  каких-либо вопросов их никто бы не смог найти . Да и упаковкой в полном смысле слова то, во что пакуются подобные изделия, назвать сложно – это ненадежная тара, выполненная из самых дешевых материалов, которые в процессе транспортировки легко разрушаются и рвутся. Она содержит минимум данных как о производителе, так и о содержимом.
Одним словом, качество деталей «лоу-кост» априори не может быть адекватным современным требованиям. Они не отвечают никаким требованиям, никто не знает, кто их разрабатывал, по каким чертежам они изготавливаются, кто следит за их качеством и соответствием характеристик. Можно ли использовать запчасти этой третьей группы в ремонте? Если автосервисное предприятие стремится проводить работы на высочайшем профессиональном уровне, не хочет получать постоянные претензии, рекламации и проблемы с клиентами, возвраты и переделки, если оно дорожит своей репутацией, тогда оно должно однозначно отказаться от подобных компромиссов, выбрав единственно правильный вектор своего развития с опорой на запчасти премиального качества – продукцию проверенных, авторитетных мировых производителей.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >