+79139857900

В процессе локализации

22 сентября 2015 в 12:53

В соглашениях о промсборке, подписанных между автопроизводителями и министерством промышленности и торговли РФ, установлен определенный уровень локализации производства на каждый год в период действия договора. Однако в связи с изменениями макроэкономической ситуации и после проведенных чиновниками проверок выяснилось, что из-за ослабления курса рубля обязательства автопроизводителей по локализации производства в РФ оказались под угрозой. По итогам 2014 года многие автопроизводители формально не выполнили условия соглашений. Поэтому предлагается  использовать в формуле расчета уровня локализации производства автокомпонентов поправочный коэффициент, учитывающий изменение курса валют. Изменения в механизм работы режима промсборки вносятся совместным приказом трех министерств: Минэкономразвития, Минпромторга и Минфина. Поэтому предстоит скоординировать усилия данных ведомств. Уровень локализации автопроизводителей, согласно итогам проведенных проверок, снизился. Чем слабее рубль – тем ниже показатель локализации. Формально это нарушение взятых на себя обязательств автопроизводителем. Впрочем, Национальная ассоциация производителей автомобильных компонентов ранее предлагала использовать поправочный коэффициента. Также важно исключить из расчета оценку складских запасов. Нынешняя формула расчета учитывает все ввезенные за отчетный период компоненты и материалы, а не фактически использованные в производстве.Производители автокомпонентов подвержены валютным рискам из-за большой доли импорта, утверждает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В России дефицит современных местных компонентов второго и третьего уровней, а также материалов. Производство автокомпонентов первого уровня чаще всего представляет собой сборочную площадку.Например, для производства одного седана Volkswagen Polo калужской сборки необходимо 68 кг различного пластика, из которых лишь 13 кг имеют российское происхождение. Интерьерную пластмассу для этой модели выпускают из импортного гранулята на предприятии французской компании Reydel, расположенном в Калуге, неподалеку от сборочной площадки немецкого автопроизводителя. Бамперы отливает предприятие Magna, тоже расположенное в Калуге, в индустриальном парке «Грабцево», но опять из импортной пластмассы. Когда в 2010 году начался выпуск модели Volkswagen Polo, степень локализации производства составила 30%. Среди поставщиков числились 29 предприятий из России. Сегодня таких поставщиков 60. Впрочем, немцы называют лишь общую локализацию по калужскому предприятию, которая по их расчетам составляет 47%. Правда, это с учетом того, что на предприятии ведется отверточная сборка ряда моделей VW и Audi. Тем не менее, специалисты аналитического агентства «Автостат» определили степень локализации седана VW Polo: она, по их расчетам, составляет около 60%.Отметим, что самой большой степени локализации удалось добиться по кузову автомобиля. Импортная сталь полностью заменена на отечественную. Прокат поставляется с отечественных металлургических комбинатов – Магнитогорского, Новолипецкого и Череповецкого (Северсталь). Штамповка практически всех кузовных деталей осуществляется на расположенном неподалеку российско-испанском предприятии СП «Гестамп-Северсталь-Калуга». Недавно локализованы электрооцинкованные детали кузова. Оцинковку поставляет предприятие из Пермского края. Впрочем, впереди самый важный этап локализации - установка моторов, собранных на новом заводе двигателей, расположенном на территории индустриального парка «Грабцево». По словам Любомира Наймана, руководителя марки Skoda в России, в целом уровень локализации возрастет с 47% в конце 2014 года, до 50% к концу 2015 года. На калужском заводе выпускается также автомобиль Skoda Rapid, унифицированный с VW Polo. Чешский топ-менеджер сетует, что в России трудно найти производителей электроники, подушек безопасности и систем управления. Сегодня Bosch строит в Тольятти завод по производству ABS — это первая «ласточка».      

Если немецкий автопроизводитель постепенно повышает степень локализации, то в новых проектах крупнейшего отечественного автопроизводителя сделан упор на поиск отечественных поставщиков. АвтоВАЗ планирует выпустить на рынок новые модели в сентябре (Lada Vesta) и декабре (Lada X-RAY). В целом, по этим программам ведется поиск поставщиков компонентов, которые должны удовлетворять пяти основным требованиям: регулярность и соблюдение сроков поставок, качество, сервис, цена и условия оплаты. Сегодня найдены 200 поставщиков с ассортиментом 1484 детали и узла для проекта Lada Vesta. Для другого проекта – выпуска кроссовера Lada XRAY количество поставщиков около 250, а на конвейер они будут поставлять около 1800 деталей и узлов. Поскольку Lada X-RAY создана на платформе B0 франко-японского альянса Renault-Nissan, она разделит конвейер с такими моделями как  Renault Logan/Sandero, Nissan Almera, Lada Largus, для которых уже наработана серьезная база. Отечественный автопроизводитель сумел локализовать порядка 3 тысяч деталей для этих автомобилей, но по-прежнему около 2000 деталей выгодно покупать в Европе.  

Двигательный патриотизм

Согласно условиям соглашений о промсборке, одним из важнейших факторов повышения локализации производства должна стать установка моторов и трансмиссий на одной трети автомобилей, выпускаемых автопроизводителем. Сегодня в стадии реализации три подобных крупных проекта. На крупнейшем автомобилестроительном предприятии страны реализуется амбициозный проект производства двигателей альянса Renault-Nissan. Эти моторы запланированы к установке на двух перспективных моделях АвтоВАЗа – Lada Vesta и Lada X-RAY. Имеющий заводское обозначение HR16 бензиновый мотор объемом 1,6 л развивает мощность 114 л.с. Согласно заводским планам в 2017 году выпуск моторов поднимется с нынешних 11 тыс. до 123 тыс. в год. Часть двигателей HR16 достанется автомобилям Nissan (15 тыс. агрегатов), 65 тысяч будет выпущено для Renault (установят  на кроссовер Duster), а оставшаяся часть, а это порядка 43 тысяч агрегатов будут изготовлены для новых Lada Vesta и Lada X-RAY. Сегодня при 30% локализации производства себестоимость выпускаемого двигателя составляет 50 тыс. руб. Однако при повышении уровня локализации и использовании компонентов отечественного производства (СП) и достижении целевого показателя 80% локализации, себестоимость должна составить 38,3 тыс. руб. Второй крупный проект – моторное производство VW  в Калуге (индустриальный парк «Грабцево»). Его строительство стартовало в декабре 2012 года. Открытие завода состоится в сентябре, а предсерийное производство моторов началось еще весной. На сборочной линии пропишется новый бензиновый мотор EA211, объемом 1,6 л, мощностью 90 и 110 л.с. Бензиновые двигатели будут поставляться на две сборочные площадки - завод Volkswagen в Калуге и контрактное производство на ГАЗе в Нижний Новгород. Выпускаемый мотор EA211 предназначен для установки на такие модели, собираемые в России, как Volkswagen Polo/Jetta/ Tiguan, Skoda Rapid/Octavia. Объем инвестиций составит около 250 млн евро, а производственная мощность предприятия — 150 тыс. моторов в год. На предприятии будет создано около 300 вакансий. Пока степень локализации выпускаемых моторов будет невысокой.Третий проект, который реализуется на территории РФ, – завод двигателей СП Ford-Sollers в Елабуге (Республика Татарстан). Это самый большой по объемам инвестиций проект Ford на территории РФ. Напомним, что общий объем инвестиционного портфеля американского автопроизводителя в России составляет $1,5 млрд. Оборудование для завода двигателей уже закуплено, идет его монтаж в производственных корпусах. Запуск завода двигателей запланирован на декабрь 2015 года. Здесь будут собирать 4-цилиндровый двигатель Sigma, который будет устанавливаться на модели Ford Fiesta, EcoSport, Focus. Объем двигателя 1,6 л. Заявленные мощностные характеристики -  85, 105, 115 л.с.  Пока уровень локализации на всех двигателестроительных предприятиях невысок. Поэтому увеличение локализации производства двигателей – одна из стратегических задач проектов по промышленной сборке. И первые шаги в этом направлении сделаны. Сегодня уже определен поставщик элементов цилиндро-поршневой группы. Отечественная  компания «Мотордеталь», которая выиграла сложные тендеры, стала поставщиком поршней. Это первая российская компания, которая участвует в локализации деталей бензиновых двигателей для легковых автомобилей. Поршни из Костромы уже поставляются как на серийные, так и на предсерийные образцы — на моторные производства Renault и Nissan в Тольятти, Volkswagen в Калуге и Ford - в Елабуге. В принципе, со временем к процессу локализации будут подключены и другие отечественные и совместные производства.      © Гранд Медиа

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >