+79139857900

Автокраны . Рынок изменяется

27 августа 2008 в 11:15

Еще в 2007 году потребители указывали на серьезную нехватку на российском рынке автокранов грузоподъемностью 25 тонн. Строители сетовали на тот факт, что отечественные мобильные краны приходится заказывать за несколько месяцев вперед. Сегодня, в самый разгар строительного сезона, портал  решил узнать у продавцов и производителей спецтехники, что изменилось на рынке за этот период.

А изменилось многое. После нескольких лет бурного роста, строительный рынок несколько замедлился. А ведь именно строители являются главными потребителям автокранов. По данным Росстата, рост темпов ввода жилья в нашей стране несколько снизился. За первое полугодие 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил около 4%. Одной из основных причин этого стало снижение объемов Москвой, Санкт-Петербургом, Московской областью и Краснодарским краем. С другой стороны, в таких крупных центрах Сибири как Новосибирск и Красноярск темпы строительства не только не упали, а наоборот, выросли. Так, по данным мэрии Новосибирска за первое полугодие 2008 года в Новосибирске сдано в эксплуатацию 345,018 тыс. кв. метров жилых площадей. Это составляет 134% от объемов сдачи жилья прошлого года за тот же период. В Красноярске, по плану городского строительства, только в текущем году планируется сдать 102 многоквартирных дома, не считая прочей недвижимости. Однако, в целом по стране, рост был не столь впечатляющем, как в прошлом году. Продажи строительной техники отреагировали на это замедление соответствующим образом. Продавцы автокранов уверяют: ни о каком дефиците спецтехники сегодня и речи быть не может. «Спрос на автокраны упал в несколько раз. Это связано с ситуацией на мировом финансовом рынке и замедлением темпов роста российской экономики, – уверен руководитель отдела продаж компании «Волтар» Николай Козубов, - застройщики не торопятся возводить новые объекты, опасаясь заморозить средства. Жилье не продается, поскольку ипотечный кризис в США, отразившийся и на Европе, сделал недоступными для наших финансовых институтов недорогие кредитные ресурсы».

Финансовый кризис привел не только к усложнению процедуры получения ипотечных кредитов, но и лизинговых сделок. «На снижение спроса повлияло два фактора – выросшие цены на технику и ужесточение условий получения лизинга», - заявляет директор компании «Спецтехнотрейд» Андрей Рогаткин.Лизинговые договоры рассматриваются в течение более длительного времени, а в связи с увеличением ставки рефинансирования Центробанка увеличатся и все процентные ставки по кредитам. Все это вкупе привело к резкому снижению спроса на строительную технику.

 

Участники рынка говорят также и о том, что многие автокрановые предприятия в этом году спланировали своё производство с учетом объемов продаж прошлого года, то есть заложили в планы прошлогодние темпы развития. Они себя не оправдали, и сегодня рынок подъемной техники затоварен. Яркий пример: если весь прошлый год техника активно росла в цене, то начиная с 2008 – го года стоимость автокранов у некоторых производителей, занимающих второстепенные позиции на рынке, была заморожена, несмотря на инфляцию. Дилеры поговаривают даже о некотором снижении стоимости.

Ввиду снижения спроса на спецавтотехнику проблемы с поставками шасси на автокрановые заводы сегодня также уже не стоят столь остро. Если год назад клиент был готов купить кран на каком угодно шасси – КАМАЗ, МАЗ, УРАЛ – без разницы, лишь бы его можно было приобрести из наличия, то сегодня выбор огромный, покупатель может выбирать и по цене, и по производителям как шасси, так и самой крановой установки. Некоторую нехватку КАМАЗовских шасси по-прежнему испытывают украинские краностроители (Дрогобычский автокрановый завод). КАМАЗ по-прежнему не может удовлетворить потребности Дрогобычского завода в шасси, поэтому компания «Спецтехнотрейд» рассматривает сегодня возможность монтажа украинского крана на шасси китайского производства. «От этого проекта мы не отказались, - говорит Андрей Рогаткин, - он сейчас активно рассматривается, и к концу года наша компания запустит мелкосерийное производство подъемной техники на базе Howo. Применение китайского шасси позволит снизить стоимость автокрана и повысит конкурентоспособность кранов «Силач».

Краны «тяжелеют»

Подъемно-транспортная техника продолжает наращивать мускулы. Автокраны номинальной грузоподъемностью 16-20 тонн уже в прошлом году были не в почете у строителей. Минимум – 25. По всей видимости, эта тенденция будет иметь продолжение, и в категорию наиболее популярных моделей войдут краны грузоподъемностью 32 тонны. Ведущие представители отрасли – Ивановская марка, Клинцовский автокрановый завод и другие уже объявили о своем намерении переориентировать производство на выпуск кранов более высокой грузоподъемности. «Не исключено, что в результате этого 16-тонные краны попросту исчезнут из производственной программы, - полагает Николай Козубов, - сегодня по-прежнему наиболее востребованы краны грузоподьемностью 25 тонн, однако намечается тенденция к росту спроса на 32-тонные модели. Мы уже заметили это по заявкам, которые поступают в нашу компанию. Думаю, что это связано с изменившимися требованиями строительного рынка. Строителям все чаще требуется стрела от 30 метров и выше». Его коллега, Андрей Рогаткинуверен: в России уже сегодня был бы спрос и на 32-тонные, и на 40-тонные краны, но их стоимость сегодня слишком велика. «Более 6 миллионов за 32-тонный кран – это довольно дорого, учитывая, что китайский кран с аналогичными характеристиками обойдется немногим более 5 млн. рублей» - говорит директор «Спецтехнотрейда».

Однако не все придерживаются такой точки зрения. «Тенденция к росту спроса на тяжелые модели действительно существует, но есть регионы, где больше востребованы именно малые краны, до 20 тонн. Типичный пример – Хакасия. В этой республике ставка сделана не на высотное, а на малоэтажное строительство. Малоэтажное, в том числе коттеджное строительство, заинтересовано, прежде всего, в кранах грузоподъемностью порядка 16 тонн. Здесь малотоннажные автокраны приходятся как раз к месту, а тяжелым машинам на таких стройплощадках делать нечего. Если же брать крупные города, такие как Красноярск или Новосибирск, то здесь, действительно, популярны более тяжелые модели, 25-32 тонны и выше, ведь здесь доминирует высотное строительство, а малоэтажного практически нет», - пояснил исполнительный директор компании «Кранснаб» Андрей Димов. Так что, думается, «хоронить» малотоннажные краны пока еще преждевременно.

In China

Тема китайских автокранов и впрямь нынче актуальна как никогда. Сегодня на рынке сложно найти компанию, которая бы не делала попыток продавать автокраны китайского производства.

Китайские автокраны в настоящий момент сопоставимы по цене с российской продукцией, и основную проблему для них до последнего времени составляло получение разрешительной документации. В Россию поставляется техника двух производителей — XCMG и Zoomlion. Основу их продукции составляют модели различных европейских производителей, которые сегодня уже сняты с производства в Европе. Но, даже учитывая тот факт, что они были разработаны более 10 лет назад, признать их морально устаревшими для российского рынка язык не повернется. «Продукцию Zoomlion мы считаем наиболее перспективной для российского рынка. Сама компания очень активно развивается и сегодня занимает лидирующие позиции на китайском рынке, - рассказывает начальник отдела развития компании «Сибинтертранс» Олег Ленчуков, - по качеству краны Zoomlion ни в чем не уступают российским машинам. Для производства стрел используются стали европейского производства. По длине стрелы 25-тонные краны Zoomlion имеют огромное преимущество перед российскими конкурентами. Даже 16-титонный кран Zoomlion комплектуется стрелой в целых 38 метров!». О высоких грузовысотных характеристиках рассказал и Андрей Рогаткин из компании «Спецтехнотрейд», которая торгует кранами XCMG. По его словам, высокого спроса на китайские машины пока нет, но имеется устойчивая тенденция роста. «На мой взгляд, краны китайского производства могут составить самую серьезную конкуренцию российским машинам. Просто пока потребители относятся к ней настороженно», - отмечает директор «Спецтехнотрейда».

Что же касается регистрации кранов китайского производства в органах Росгостехнадзора, то в настоящий момент, по словам продавцов, эта проблема решаема. Правда, её решение занимает некоторое количество времени и стоит недешево. «Техника, которую мы предлагаем, идет уже с разрешением на применение крана. В процессе получения разрешительной документации все вопросы снимаются после установки российского прибора безопасности ОНК, - говорит Олег Ленчуков. Правда он тут же отмечает, что сами приборы, в связи с неожиданно возросшим спросом на них, попали в разряд дефицитных. Предприятий, которые производят эти уникальные устройства, не ожидали такого резкого повышения спроса, из-за этого сформировались очереди. В среднем, процесс регистрации китайского крана занимает сегодня около 1 месяца.

 

Самой серьезной проблемой для многих продавцов китайской техники сегодня является поставка запасных частей. Потребитель в первую очередь спрашивает: как часто она будет требовать ремонта, и кто её сможет отремонтировать. «Наша компания к этому вопросу подходит очень серьезно. За максимально быструю взаимосвязь с китайскими партнерами отвечает наш офис в КНР, а за качественное техническое обслуживание — обученные специалисты. Есть планы строительства специализированного центра по обслуживанию техники Zoomlion в Новосибирске, то есть всего спектра их продукции, этот вопрос уже обсуждается с представителями завода», - поделился менеджер компании «Сибинтертранс». Эту же слабость китайских автокранов отмечают и продавцы российской техники. Андрей Димовуверен: «По рабочим характеристикам некоторое превосходство у китайских автокранов есть, например, больший вылет стрелы. Однако у российских автокранов есть такое преимущество, как высокая надежность и ремонтопригодность. Достать запчасти к китайским автокранам пока что достаточно сложно, поэтому российские машины получаются дешевле в обслуживании». Того же мнения придерживается инженер по сбыту компании «Техноресурс» Андрей Иванов: «Преимущество российских кранов заключается в их надежности, а также в широкой сети сервисов, которые могут их обслужить. Китайские производители на данный момент имеют некоторое преимущество по рабочим свойствам своих автокранов, но, на наш взгляд, это временное преимущество. Российские производители активно работают в этом направлении».

На вторичном рынке

Подержанные автокраны в Сибирский регион по-прежнему поставляются преимущественно из Японии. Правда, называть их именно автомобильными кранами не совсем верно, поскольку из Японии поставляются преимущественно самоходные краны на собственном короткобазном шасси. В Стране восходящего солнца получил широкое распространение именно такой вид подъемной техники, в отличие от техники европейских производителей. Япония первой в мире начала выпускать такую технику и к настоящему моменту постаралась создать на таком шасси модели с максимально возможной грузоподъемностью. «Короткобазный кран проще и дешевле в изготовлении, чем полноценный автомобильный кран, - заявляет Дмитрий Ткачук, начальник отдела продаж строительной техники компании «Атрион» (Владивосток), - Он маневреннее на строительной площадке, не имеет мертвой зоны, то есть может работать в круговом режиме, в то время как на большинстве автокранов электроника не позволяет оператору работать в секторе кабины шасси».

На данный момент японские производители выпускают на короткой базе краны с номинальной грузоподъемностью до 70 тонн. Короткая база машины, по словамДмитрия Ткачука, никоим образом не сказывается на её устойчивости в процессе работы, поскольку работает кран только на выдвинутых аутригерах, с колесами, оторванными от земли. Как правило, короткобазное шасси имеет 2 оси и 4 аутриггера, лишь наиболее тяжелые модели выпускаются на трехосном шасси с 6-ю аутригерами.

Представитель компании «Атрион» уверен, что нельзя напрямую сравнивать 40-тонный японский кран и кран с такой же номинальной грузоподъемностью отечественного производства. «Что такое номинальная грузоподъемность? Это вес, который установка может, грубо говоря, поднять из-под себя на минимальном вылете стрелы. Но ведь на практике никто не работает на таких высотах. Сравнивать надо грузоподъемность на рабочих высотах, на высоте 3-5 этажей. Вот по этому показателю японские машины наглядно демонстрируют, почему они стоят именно столько», - поясняет Дмитрий Ткачук. По его словам, наиболее высоким спросом пользуются сегодня краны 1996-2000 годов выпуска. Именно в этом сегменте представлена техника с высоким соотношением «цена-качество», то есть она успела уже основательно потерять от своей первоначальной стоимости, и в то же время сохраняет значительный моторесурс. «Более «молодая» техника, конечно, тоже продается, но и стоит она довольно много, не каждая компания может себе это позволить. Можно найти кран в хорошем состоянии, выпущенный и ранее 1996 года, но под такую модель практически невозможно заключить договор лизинга. Поэтому они и не популярны» - говоритменеджер дальневосточной компании.

Цена на подержанные краны из Японии формируется исходя из состояния машины. Год выпуска не имеет особого значения, поскольку краны одной и той же модели при эксплуатации с разной интенсивностью через 5-7 лет эксплуатации будут находиться в принципиально различном состоянии. Что касается вопроса об остаточном ресурсе, то на дальневосточном рынке работают японские краны 1985-87 годов выпуска. Работают по-прежнему достаточно успешно, так что покупая технику, выпущенную в 97-98 годах можно рассчитывать на долгие годы стабильной эксплуатации, за которые кран себя окупит несколько раз. С техническим обслуживанием шасси также проблем не возникнет, поскольку на краны устанавливаются агрегаты и узлы от популярных грузовых автомобилей японского производства. Они уже хорошо знакомы сибирским механикам. Любую деталь без труда можно найти на «разборах» и у поставщиков «контрактных» запчастей.

Новые разработки

Несмотря на спад продаж автокранов, этот год был очень богат на новые модели, как зарубежного, так и отечественного производства. Особенно порадовали российские производители, которые на прошедшей недавно выставке СТТ продемонстрировали целую серию новых кранов. О многих из них мы уже писали в предыдущем номере, в отчете о выставке. Тем не менее их стоит упомянуть. У «Ивановской марки» в наиболее массовом сегменте грузоподъемностью 25 тонн появилась модель «ИВАНОВЕЦ» KC-54712 на специальном шасси Брянского автомобильного завода БАЗ-80311 (6х4). Кран оснащен 4-х- секционной стрелой многогранного профиля длиной 30,1м и гуськом длиной 7,0м. Также в этом сегменте компания представила модель «ИВАНОВЕЦ» KC-54711Б, у которой ходовая рама шасси совмещена с опорной рамой крановой установки. За счет этого модель получилась более легкой и устойчивой во время работы. Также к числу новинок текущего года следует отнести автомобильный кран «ИВАНОВЕЦ» KC-59712 грузоподъемностью 32 тонны на двухосном шасси Брянского автомобильного завода БАЗ-8027 (4х4) и автомобильный кран «ИВАНОВЕЦ» KC-6973БМ-У1 грузоподъемностью 50 тонн на специальном шасси БАЗ-69098 (8х8). Галичский автокрановый завод освоил новую модель 32-тонного крана «Галичанин» КС-55729-5В на шасси высокой проходимости (8х8) КАМАЗ-63501 «Мустанг». Это шасси ранее применялось исключительно в военно-промышленном комплексе, сегодня оно стало доступно и в гражданском строительстве. Клинцовский завод в этом году собрал первую 40-тонную модель «КЛИНЦЫ» КС-65719-1К, которая ещё только проходит испытания. Стрела крана изготавливается из гнутого профиля, что одновременно способствует снижению веса и повышению прочности рабочего оборудования. Вторая новинка Клинцовского завода – 25-ти-тонная установка КС 55713-1К так же со стрелой из гнутого профиля. Главной новинкой текущего года от Челябинского механического завода является усовершенствованная 25-ти-тонная модель «Челябинец». Кран монтируется на вездеходное шасси 6Х6. Дрогобычский автокрановый завод в этом году сертифицировал 32-тонную модель на шасси КАМАЗ и МАЗ. Ранее этот кран поставлялся только в страны СНГ, теперь же его можно приобрести и в России. Также на выставке СТТ-2008 был представлен 40-тонный «СИЛАЧ». В серийное производство эта модель пойдет в следующем году.

Ну а тем временем, китайские производители осваивают запредельный вес. Компания Zoomlion в 2007 году провела испытания 160-тонного крана серии V. Самый же тяжелый кран, выпускаемый компанией Zoomlion в настоящее время, имеет номинальную грузоподъемность 220 тонн. Он базируется на вездеходном 8-осном шасси. Купить такую технику российские компании могут, но модель придется заказывать за несколько месяцев.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >