+79139857900

Автолампы головного освещения. Обзор розничного рынка

20 февраля 2013 в 09:51

Автомобильные лампы – один из важнейших расходных материалов в автомобиле. Даже несмотря на то, что срок службы автолампы намного дольше, чем срок эксплуатации стеклоочистителей, фильтров и тормозных колодок, они время от времени нуждаются в замене. Соответственно, практически любой магазин, торгующий автотоварами, держит в ассортименте, как минимум, набор наиболее востребованных автоламп. В этой статье мы предоставляем вам возможность взглянуть на прилавки сибирских магазинов и увидеть, какие лампы и по какой цене предлагают нам представители розничной торговли.

 

По данным аналитического агентства «Автостат», весь рынок электрооборудования автомобилей превышает 42,4 млн. штук компонентов различных наименований, в этой цифре 68,8% составляют автолампы. В денежном выражении рынок автомобильного электрооборудования оценивается в 550,6 млн. долларов США. Из них 10% занимают автолампы.

 

Естественно, ассортимент выпускаемых приборов освещения для автомобилей огромен, и представить вам картину по всем видам автоламп не представляется возможным, тем более, что в последние годы на рынке начали появляться абсолютно новые виды осветительных приборов: ксеноновые и светодиодные лампы. Пока ещё они завоевывают рынок первичный, но в ближайшем будущем скажут своё слово и в сегменте aftermarket. Но даже если рассматривать исключительно галогенные источники света, ассортимент продукции получается довольно большим. Ведь в любом современном автомобиле помимо ламп головного света имеются лампы для сигнальных приборов, лампы салонного освещения и прочая вспомогательная светотехника. Впрочем, они довольно редко выходят из строя — по той причине, что работают намного реже, чем основные лампы. Чтобы не заставлять вас плутать в дебрях технических характеристик всех автоламп, мы провели исследование розничного рынка по наиболее распространенным типам осветительных приборов

 

На данный момент наиболее востребованными лампами на вторичном рынке, по словам экспертов, являются модели с цоколями: HI, Н4, Н7. Специалисты нашего аналитического отдела провели опрос торговых точек в четырех городах Сибири (Омск, Кемерово, Барнаул, Новосибирск) и выяснили, какие из производителей лучше всего представлены на рынке и сколько в среднем стоит их продукция в каждом сегменте. Помимо этого мы задали участникам опроса ещё один дополнительных вопрос: предлагают ли они светодиодные и ксеноновые источники освещения. Результат по этому вопросу отражен в диаграмме 1. Как вы видите, галогенные лампы пока безоговорочно доминируют на вторичном рынке. Ну а теперь приступим непосредственно к обзору рынка.

 Структура рынка автоламп

  

 

Автолампа H1 12 V 55W

 

Это одна из наиболее популярных однонитевых ламп, применяемых в автомобилях. В свое время лампы такого типа были первыми галогенными лампами, которые начали применять в автомобилях. Сегодня же на рынке уже встречаются светодиодные и ксеноновые аналоги данного типа ламп. Цоколь H1 применяется в большинстве автомобилей с 4-хфарными установками головного света. До появления H7 автолампы H1 активно использовались в приборах как ближнего, так и дальнего света. Сегодня же данные лампы чаще можно встретить в приборах дальнего света и противотуманных фонарях. Нередки комбинации лампы H1 с ксеноновыми лампами ближнего света в рамках одной блок-фары. В легковых автомобилях наибольшее применение получила лампа H1 12V 55 Вт. Большинство крупных производителей изготавливают данную лампу в разных вариантах исполнения: всепогодный, с увеличенным световым потоком, с продленным сроком службы и так далее. Естественно, что мы в рамках данного опроса интересовались у продавцов наличием и стоимостью стандартной лампы H1 12V 55 W. И вот какие результаты мы получили (см. диаграммы 2-3).

 

Бренды автоламп H1 12V 55W  

 

 

 

Средняя стоимость автоламп H1 12V 55W  

 

Безусловный лидер по присутствию на розничном рынке в Сибири – компания Osram. Продукция этого производителя встречается в 40% всех торговых точек. На втором месте и со значительным отставанием – известная японская марка Koito. Затем идет большая тройка европейских производителей: Narva, Phillips, Bosch. Из российских брендов неплохо представлены на рынке только марки ЛУЧ и Маяк. Также попали в поле зрения наших аналитиков автолампы Wagner (США) и Valeo (Евросоюз). Все остальные производители, а таких на российском рынке около 20, в этом сегменте замечены не были.

 

Если говорить о ценах на данные автолампы, то можно выделить три ценовых сегмента. В верхний попадают автолампы, стоимость которых превышает 200 рублей за штуку. Сюда попали японские лампы Koito и американские – Wagner. Средний сегмент – самый массовый – включает в себя автолампы стоимостью от 100 до 200 рублей за штуку. Сюда попали все остальные зарубежные производители приборов освещения. И в нижнем ценовом сегменте расположились лампы ЛУЧ и Маяк, которые стоят дешевле 100 рублей за штуку.

 

 

Автолампа H4 12 V 55W

 

Лампа Н4 - двухнитевая. В зависимости от того, какая из нитей под напряжением, лампа работает в режиме либо дальнего, либо ближнего света. Автолампы с цоколем H4 сегодня активно используются в двухфарных системах головного света. Практически все лампы для легковых автомобилей имеют стандартную мощность 55-60 Вт. Использование более мощных автоламп в обычных фарах запрещено, поскольку может привести не только к ослеплению встречного потока машин, но и к повреждению электрооборудования. Как и в описанном выше сегменте, автолампы с цоколем H4 производятся в самых разных вариантах исполнения. Уже сегодня на вторичном рынке можно приобрести не только ксеноновую, но и светодиодную лампу с цоколем H4, однако массовым спросом пользуются по-прежнему галогенные автолампы — как в стандартном, так и в улучшенном вариантах исполнения: всепогодные, с ярко-белым светом и с увеличенным световым потоком на 30%, 50% и даже 70%. Все они представлены в продаже довольно широко.

 

Лидером по представленности в торговой сети в этом сегменте также остается компания Osram, но нельзя не отметить, что это лидерство в данном случае чисто номинальное. Основной конкурент компании Osram в борьбе за кошельки сибирских автомобилистов — фирма Koito — подобралась очень близко. Каждый из брендов представлен примерно в каждом третьем магазине. В остальном же картина рынка очень похожа на ту, что мы видели в сегменте ламп H1 – три европейских бренда Bosch, Narva и Phillips, представлены примерно одинаково. Российские бренды Луч и Маяк встречаются лишь в 5% торговых точек, причем, как правило, только в качестве второго бренда. Из компаний, попавших в рейтинг, но не занявших заметную позицию можно выделить Valeo, Nord Yada и Lynx Auto. Пусть они не так часто пока встречаются в продаже, но все же их позиции на рынке Сибири более заметны, и это говорит лишь о том, что им есть к чему стремиться.

 

Бренды автоламп H4 12V 55W  

 

На ценовой диаграмме (диаграмма 5) картина немного отличается от той, что мы видели в первом сегменте. Верхняя строка и звание ценового лидера по-прежнему у компании Wagner, а вот лампы Koito на этот раз расположились в самой середине среднего ценового сегмента. С чем связана столь высокая средняя стоимость Koito в предыдущей диаграмме, ответить сложно. В сегменте «дешевле 100 рублей» опять расположились российские торговые марки, но в данном случае такое разделение выглядит условным, поскольку лампы «Маяк» по цене практически сопоставимы со стоимостью ламп Valeo. Да и стоимость автоламп LynxAuto не далеко ушла от этого сегмента.

 

Средняя стоимость автоламп H4 12V 55W  

 

 

 

Автолампа H7 12 V 55W

 

Как уже было отмечено выше, автолампы с цоколем H7 пришли на рынок в качестве аналога ламп H1. Последние были не очень удобны при применении в оптике ближнего света – нередко являлись причиной ослепления встречных водителей. В лампе типа H7 расстояние от спирали до фланца фиксировано, что позволяет обеспечить нахождение точки горения (нити накала) в фокусе отражателей, что очень важно для формирования правильного освещения. Поэтому точная геометрия элементов ламп H7 является одним из главных факторов, по которым можно судить о качестве этих источников света. Лампа H7 почти повсеместно вытеснила лампу H1 из приборов для ближнего освещения в 4-хфарной оптике головного освещения, но при этом, практически не встречается в фарах дальнего света. Стандартные параметры мощности ламп H7 (12V) – 55W, однако некоторые производители выпускают и лампы повышенной мощности, но на рынке встречаются и лампы с мощностью 80-85W. Существует три основных разновидности современных ламп головного света H7: галогенные, металлогалогенные (ксеноновые) и светодиодные лампы. Однако применение ксеноновых и светодиодных ламп рекомендовано лишь в том случае, если лампы такого типа были установлены на конвейере. Установка новомодных LED-ламп в фары, отражатели которых рассчитаны на галогенный источник света, может привести к ухудшению освещения. Дело в том, что обычная оптика рассчитана на «галогенки», которые являются точечным источником света и их спираль накаливания находится в строго определенном месте. Светодиодные лампочки H7 точечным источником света не являются: как правило, они выполняются в форме цилиндра, на котором по кругу закреплены кристаллы светодиодов. Поэтому при установке LED-ламп в обычную автомобильную оптику при регулировке фар весьма сложно добиться правильного светового потока. Помимо стандартных галогенных автоламп H7, сегодня выпускаются следующие модификации:

 

лампы с усиленным световым потоком;

лампы с увеличенным сроком службы;

всепогодные лампы;

лампы улучшенного визуального комфорта.

 

В диаграммах 6-7 указана представленность и стоимость стандартных ламп с цоколем H7. Лидеры по представленности в торговых точках автоламп с цоколем H7 не изменились Это Osram и Koito. Отставание между ними хоть и больше, чем в сегменте ламп H4, но не столь заметное, как отставание других брендов от этого дуэта лидеров. Ближе всего к ним подобрались лишь торговые марки Bosch и Phillips, которые встречаются в каждом 10-м сибирском автомагазине. Ещё один популярный зарубежный бренд, который обычно демонстрировал нам не менее качественную представленность в автомагазинах, компания Narva, в этом сегменте присутствует заметно хуже – 5%. Столько же и у автоламп Маяк. Ухудшились и позиции американских ламп Wagner – всего 1% магазинов предлагают автолампы H7 этой марки. Такие же показатели у ЛУЧ и Nord Yada. Ещё одно заметное отличие от предыдущей диаграммы: вместо Valeo здесь представлены лампы Eagle.

 

Бренды автоламп H7 12V 55W  

 

 Стоимость автоламп с таким цоколем заметно выше, чем в остальных сегментах. Ценовой лидер неизменен – это компания Wagner. Лампы этой марки стоят около 400 рублей в рознице. Однако нельзя не отметить, что сразу три других бренда предлагают свою продукцию по цене почти 300 рублей за штуку. Это Koito, Narva и как ни странно – Nord Yada, несмотря на то, что бренд не очень хорошо известен на рынке. Автолампы Bosch, Osram, LynxAuto и Phillips можно с определенными натяжками отнести к среднему ценовому сегменту. Ну а в нижнем сегменте все те же ЛУЧ и Маяк, к которым на этот раз присоединилась марка Eagle, которые производятся не то в Корее, не то в Китае. На этот счет интернет-источники расходятся во мнениях, а найти официальных дистрибьюторов данного бренда редакции нашего журнала не удалось. 

 

Средняя стоимость автомламп H7 12V 55W  

 

 

Выводы

 

Автолампы – консервативный сегмент рынка. Бренды, которые заняли на нём заметное место ещё в конце 90-х годов, продолжают удерживать пальму первенства. Появление новых торговых марок, конечно, вносит некоторые коррективы, но пока существенно на расстановку сил не повлияло. Наиболее популярными типами автоламп остаются HI (55/12) и Н4 (60/55/12), но постепенно их догоняют и другие типоразмеры. Объем продаж светодиодных и ксеноновых автоламп на вторичном рынке пока остается не значительным.

 

 

 

Комментарии экспертов:

 

Маштаков Денис, менеджер отдела продаж ООО «Хелла»:

 

«Рынок автоламп активно развивается в связи с увеличением автопарка, развитием технологий освещения и с возникшим спросом покупателей на качественную продукцию. Если раньше выбирали по цене, то теперь покупатель ищет оптимальное соотношение цена-качество или просто лучшую продукцию. В то же время меняется спрос на типы ламп - на первый план выходят лампы для современных авто (H7, например, хит продаж, а H1, наоборот, становится менее востребованной).

 

Ксенон развивается, но продается не так активно, как галогенные лампы. Подавляющее большинство автомобилей оснащены именно галогеном, и поэтому доля ксенона значительно меньше, хотя спрос развивается очень быстрыми темпами, опять же по ряду причин, описанных выше. В линейке ламп HELLA тоже есть ксенон, но он присутствует скорее для ассортимента, поэтому ставку делаем пока на галоген. Например, недавно HELLA запустила локальный проект на территории РФ: теперь все основные типы ламп HELLA как для грузового, так и легкового автотранспорта- галогеновые лампы для головной оптики, и стандартные – для задних фонарей и указателей поворота- представлены в удобной блистерной упаковке. До этого момента у нас вообще не было ламп в блистере.

 

Уже сейчас их можно купить в сети шинных центров нашего партнера- компании VIANOR. У них обширная дистрибуторская сеть по всей России, в том числе и в Сибирском ФО, в котором до этого момента лампы HELLA были представлены в небольшом количестве.

 

LED–ещё одна перспективнейшая технология, которая рано или поздно должна будет заменить остальные типы освещения. Сегодня она развивается очень активно, большинство новых авто выходят с конвейера, оборудованными LED. Все новые разработки автомобильных осветительных приборов связаны с LED. Вопрос завоевания рынка LED-лампами - это лишь вопрос времени, и российский рынок - не исключение».


 

Автолампы Hella  

 

 

Олег Волков, руководитель направления автозапчастей по дивизиону «Сибирь», компания «Юником»:

 

«Рынок новых автомобилей растёт. Соответственно меняется автопарк. Появляется больше европейских и корейских автомобилей. Соответственно немного скорректируется спрос на лампы головного света и лампы дополнительного освещения. Увеличивается спрос на улучшенные галогенные лампы и ксеноновые лампы. Наш ассортимент ксенона специфичен. Наша компания поставляет только оригинальные лампы под маркой Koito, которые относятся к премиум-сегменту. Таким образом, потребителями наших ламп являются владельцы дорогих автомобилей с штатным ксеноном. Естественно, доля рынка для таких ламп не очень велика. В то же время в ассортименте Koito есть лампы, которые являются отличным недорогим аналогом ксеноновых ламп. Это галогенные автолампы Koito Whitebeam с характеристиками ксенона. Яркость их свечения достигает 4200 кельвинов. Это отличная, демократичная альтернатива ксеноновым лампам. И, по сути, с такими лампами любой владелец обычного автомобиля с оптикой, рассчитанной на галогенные лампы, может ощутить комфорт ксенона».

 

Автолампы Koito  

 

 

Алексей Кутенков, менеджер по продукту «Специальные источники света», компания OSRAM:

 

«На ближайшие 3-5 лет OSRAM оценивает рост рынка примерно в 10 -15% в год. При этом точки роста будут уходить от традиционного освещения в сторону газоразрядных ламп и светодиодных аналогов («ретрофитов»), а также приборов (фар) на основе светодиодов, пример - дневные ходовые огни. Применительно к галогенным лампам, их рост практически остановится и будет происходить за счет увеличения VAP доли (продуктов с улучшенными характеристиками) относительно стандартов примерно на 1% в год.

 

В России и в целом в мире заметен рост потребления ксеноновых ламп. При этом, мы считаем, что рынок ксеноновых ламп уже не будет претерпевать каких-то больших изменений. Об этом говорит и целый ряд исследований, проведенных различными исследовательскими центрами. Это объясняется и развитием светодиодных технологий и все-таки относительно высокой стоимостью «ксенона». Ведь в России, да и не только у нас, доля рынка бюджетных автомобилей, где применяется галогенная технология, велика и будет оставаться таковой еще достаточно долго. Хотя есть надежда, что существенный прорыв «ксенона» обеспечат лампы нового типа - D8S. По сравнению со стандартными лампами они потребляют еще меньше энергии и обладают чуть меньшим световым потоком. При этом эти лампы не требуют установки на автомобиль столь дорогостоящих систем очистки фар и автоматической коррекции угла светового конуса.

 

Если говорить о светодиодных лампах, то компания OSRAM, занимая лидирующие позиции на рынке, предлагает потребителю широкий ассортимент LED решений. Дневные ходовые огни OSRAM Light@Day – первые на рынке с неповторимым дизайном сплошной линии. Их стильный дизайн невозможно перепутать с китайскими огнями, наводнившими рынок. Для экономного типа водителей есть второй вариант ДХО, OSRAM LEDriving, обладающий стандартным дизайном точечных светодиодов. Оба комплекта легко устанавливаются на автомобиль. Желающему заменить лампы в автомобиле светодиодными, OSRAM уже сейчас может предложить так называемые «ретрофиты» (от англ. Retrofits), LED аналоги существующим традиционным решениям. Лампы W5W, T4W, C5W, обладающие цветовой температурой 4000 К или 6000 К, идеально подходят как для подсветки салона, так и для сигнального освещения. В ближайших планах: светодиодные аналоги P21W, P21/5W, PY21. Безусловно, рынок светодиодных источников света будет только расти. Но не стоит сильно его переоценивать. И тут все зависит от конкретного применения. Как уже было сказано, бюджетные автомобили с галогенным головным светом очень популярны и не собираются сдавать свои позиции. Поэтому в ближайшем будущем светодиодные фары головного освещения будут оставаться прерогативой люксовых автомобилей с соответствующей долей рынка. А вот сигнальное и внутрисалонное освещение будет все больше и больше становиться светодиодным».

 

Автолапмы OSRAM  


 

 

Роман Сысоев, специалист по продукту компании Valeo Service Россия:

 

«Рынок автоламп в России растет большими темпами. Увеличиваются продажи и традиционных типов ламп с цоколями H4 и H7 и, параллельно с этим, на вторичном рынке начинает формироваться стабильный спрос на лампы с новыми цоколями Н8, Н27, которые используются в новых автомобилях. Самыми популярными типами ламп для головного света остаются пока автолампы H7 и H4. H1 теряет свои позиции.

 

Используя свой 80-летний опыт в области производства компонентов и систем автомобильного освещения, как поставщик на конвейер мировых производителей, тщательно контролируя качество и соответствие мировым стандартам, компания Valeo предлагает ассортимент автомобильных ламп на вторичный рынок.

 

Ассортимент включает 43 артикула, которые охватывают 95% потребностей рынка. Стоит отметить, один типоразмер лампы подходит на большое количество автомобилей, и это позволяет нам не только закрывать основные потребности рынка, но и предлагать различные варианты исполнения ламп одного типоразмера, что позволяет потребителям подобрать для себя источник света с оптимальными характеристиками.

 

Если говорить о компании Valeo, то на вторичном рынке мы предлагаем как галогенные, так и сигнальные лампы. Оценивая растущий спрос на лампы с улучшенными характеристиками, компания Valeo предлагает всепогодные лампы, лампы с увеличенным световым потоком (+50%), лампы улучшенного визуального комфорта (ксеноновый эффект), лампы увеличенного срока службы и т. д.

 

Кроме того, компания Valeo разработала комплекты (по 2 штуки) ламп с улучшенными характеристиками в инновационной блистерной упаковке, в которой каждая лампа защищена индивидуальной колбой. Такая упаковка имеет повышенную степень защиты ламп, устойчива к вибрации и идеально подходит для взыскательных покупателей.

 

Что же касается самого нового сегмента – светодиодных ламп, то они поставляются компанией Valeo в комплекте с оптическими приборами. В частности, являясь оригинальным поставщиком, уже сегодня мы можем предложить на вторичный рынок основную и вспомогательную оптику, со светодиодными источниками света (фары головного света, стоп-сигналы, повторители поворотов). Качество этих компонентов, как и всё, что производит Valeo, соответствует оригинальному заводскому исполнению. Я думаю, что продажи светодиодов будут расти в ближайшие годы и в перспективе этот сегмент рынка вытеснит галогенные лампы».

 

Автолампы Valeo H7 12V 55W  


 

 

Ирина Кузьминых, продукт-специалист компании Bosch по светотехнике:

 

«Рынок ламп постепенно увеличивается - сказывается рост автопарка. Кроме того, в России специфические климатические и погодные условия, особенно в зимний период. В городах на дорогах грязь и слякоть, автомобилисты должны ездить с включенным освещением даже в светлое время суток. Поэтому с каждым годом потребитель всё больше интересуется надёжными, качественными изделиями и старается выбрать продукты с лучшими характеристиками, какими в полной мере являются товары Bosch.

 

Компания Bosch, как один из лидеров в области светотехнического оборудования, ориентируется на современные тенденции по снижению потребления электроэнергии и повышению безопасности на дороге. Ксеноновые (или газоразрядные) лампы как раз относятся к той категории ламп, которые по своим характеристикам отвечают всем современным требованиям российского рынка. На данный момент в ассортиментной линейке Bosch представлено 3 вида ксеноновых ламп – D1S, D2R, D2S с энергопотреблением 35W.

 

Данные по росту спроса на ксеноновые лампы есть: совокупный среднегодовой темп роста за последние пять лет составляет порядка 38%. Но по объёму продаж ксеноновые лампы всё-таки значительно уступают гораздо более широко распространённым традиционным галогенным лампам. В 2012 году доля продаж ксеноновых ламп от общего объема продаж автомобильных ламп составила лишь 6.5%. Абсолютно очевиден спад продаж в кризисный год, когда покупатели были особенно чувствительны к цене.

 

Причин, по которым доля продаж ксеноновых ламп пока остаётся относительно скромной, несколько:

 

Ксеноновая лампа в несколько раз дороже обычной галогенной лампы и не все покупатели готовы единоразово заплатить около 2000-2500 рублей за лампу.

Ксеноновую лампу можно устанавливать только в систему фар с газоразрядными лампами. Как правило, автопарк в России состоит из автомобилей с традиционными фарами с галогенными лампами. Установка новой фары достаточно затратный процесс, поэтому водители предпочитают использовать те лампы, которые были установлены в автомобиль на конвейере.

 

Для тех, кто гонится за «ксеноновым дизайном», но не хочет менять стандартные фары, существуют серии галогенных ламп с улучшенными характеристиками. Например, в ассортименте Bosch есть серии Xenon Blue или Xenon Silver, которые создают эффект ксенонового света.

 

Светодиодные технологии, безусловно, обладают рядом преимуществ, таких как пониженное энергопотребление или увеличенный срок службы, и со временем они будут получать всё большее применение. Bosch также проявляет интерес к теме LED. Например, в специальной серии новых фар BOSCH Light-Star дополнительно к галогенным лампам применены светодиодные «кольца». Ассортимент LED-продукции будет постепенно расширяться. Но даже в фарах новых моделей серийных автомобилей светодиодные элементы всё ещё не очень популярны. Широкое применение пока получают дополнительные или второстепенные осветительные приборы со светодиодами».

 

Ксеноновая лампа Bosch  

 

 

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Трансервис Автобизнес" 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Обзор рынка радиаторов

Радиаторы называют хладнокровными напарниками моторов, поскольку на них лежит ...

24 дек 2015 в 21:04

Подробнее >
Photo

Диагностика? Дистанционно!

Представляете, автомобиль движется по дороге, а все данные о работе его систем в...

8 окт 2015 в 20:59

Подробнее >
Photo

Мотор для локализации

Существенно повлиять на развитие автокомпонентной отрасли поможет локализация...

8 окт 2015 в 20:34

Подробнее >