Автомобильные лампы – один из важнейших расходных материалов в автомобиле. Даже несмотря на то, что срок службы автолампы намного дольше, чем срок эксплуатации стеклоочистителей, фильтров и тормозных колодок, они время от времени нуждаются в замене. Соответственно, практически любой магазин, торгующий автотоварами, держит в ассортименте, как минимум, набор наиболее востребованных автоламп. В этой статье мы предоставляем вам возможность взглянуть на прилавки сибирских магазинов и увидеть, какие лампы и по какой цене предлагают нам представители розничной торговли.
По данным аналитического агентства «Автостат», весь рынок электрооборудования автомобилей превышает 42,4 млн. штук компонентов различных наименований, в этой цифре 68,8% составляют автолампы. В денежном выражении рынок автомобильного электрооборудования оценивается в 550,6 млн. долларов США. Из них 10% занимают автолампы.
Естественно, ассортимент выпускаемых приборов освещения для автомобилей огромен, и представить вам картину по всем видам автоламп не представляется возможным, тем более, что в последние годы на рынке начали появляться абсолютно новые виды осветительных приборов: ксеноновые и светодиодные лампы. Пока ещё они завоевывают рынок первичный, но в ближайшем будущем скажут своё слово и в сегменте aftermarket. Но даже если рассматривать исключительно галогенные источники света, ассортимент продукции получается довольно большим. Ведь в любом современном автомобиле помимо ламп головного света имеются лампы для сигнальных приборов, лампы салонного освещения и прочая вспомогательная светотехника. Впрочем, они довольно редко выходят из строя — по той причине, что работают намного реже, чем основные лампы. Чтобы не заставлять вас плутать в дебрях технических характеристик всех автоламп, мы провели исследование розничного рынка по наиболее распространенным типам осветительных приборов
На данный момент наиболее востребованными лампами на вторичном рынке, по словам экспертов, являются модели с цоколями: HI, Н4, Н7. Специалисты нашего аналитического отдела провели опрос торговых точек в четырех городах Сибири (Омск, Кемерово, Барнаул, Новосибирск) и выяснили, какие из производителей лучше всего представлены на рынке и сколько в среднем стоит их продукция в каждом сегменте. Помимо этого мы задали участникам опроса ещё один дополнительных вопрос: предлагают ли они светодиодные и ксеноновые источники освещения. Результат по этому вопросу отражен в диаграмме 1. Как вы видите, галогенные лампы пока безоговорочно доминируют на вторичном рынке. Ну а теперь приступим непосредственно к обзору рынка.
Автолампа H1 12 V 55W
Это одна из наиболее популярных однонитевых ламп, применяемых в автомобилях. В свое время лампы такого типа были первыми галогенными лампами, которые начали применять в автомобилях. Сегодня же на рынке уже встречаются светодиодные и ксеноновые аналоги данного типа ламп. Цоколь H1 применяется в большинстве автомобилей с 4-хфарными установками головного света. До появления H7 автолампы H1 активно использовались в приборах как ближнего, так и дальнего света. Сегодня же данные лампы чаще можно встретить в приборах дальнего света и противотуманных фонарях. Нередки комбинации лампы H1 с ксеноновыми лампами ближнего света в рамках одной блок-фары. В легковых автомобилях наибольшее применение получила лампа H1 12V 55 Вт. Большинство крупных производителей изготавливают данную лампу в разных вариантах исполнения: всепогодный, с увеличенным световым потоком, с продленным сроком службы и так далее. Естественно, что мы в рамках данного опроса интересовались у продавцов наличием и стоимостью стандартной лампы H1 12V 55 W. И вот какие результаты мы получили (см. диаграммы 2-3).
Безусловный лидер по присутствию на розничном рынке в Сибири – компания Osram. Продукция этого производителя встречается в 40% всех торговых точек. На втором месте и со значительным отставанием – известная японская марка Koito. Затем идет большая тройка европейских производителей: Narva, Phillips, Bosch. Из российских брендов неплохо представлены на рынке только марки ЛУЧ и Маяк. Также попали в поле зрения наших аналитиков автолампы Wagner (США) и Valeo (Евросоюз). Все остальные производители, а таких на российском рынке около 20, в этом сегменте замечены не были.
Если говорить о ценах на данные автолампы, то можно выделить три ценовых сегмента. В верхний попадают автолампы, стоимость которых превышает 200 рублей за штуку. Сюда попали японские лампы Koito и американские – Wagner. Средний сегмент – самый массовый – включает в себя автолампы стоимостью от 100 до 200 рублей за штуку. Сюда попали все остальные зарубежные производители приборов освещения. И в нижнем ценовом сегменте расположились лампы ЛУЧ и Маяк, которые стоят дешевле 100 рублей за штуку.
Автолампа H4 12 V 55W
Лампа Н4 - двухнитевая. В зависимости от того, какая из нитей под напряжением, лампа работает в режиме либо дальнего, либо ближнего света. Автолампы с цоколем H4 сегодня активно используются в двухфарных системах головного света. Практически все лампы для легковых автомобилей имеют стандартную мощность 55-60 Вт. Использование более мощных автоламп в обычных фарах запрещено, поскольку может привести не только к ослеплению встречного потока машин, но и к повреждению электрооборудования. Как и в описанном выше сегменте, автолампы с цоколем H4 производятся в самых разных вариантах исполнения. Уже сегодня на вторичном рынке можно приобрести не только ксеноновую, но и светодиодную лампу с цоколем H4, однако массовым спросом пользуются по-прежнему галогенные автолампы — как в стандартном, так и в улучшенном вариантах исполнения: всепогодные, с ярко-белым светом и с увеличенным световым потоком на 30%, 50% и даже 70%. Все они представлены в продаже довольно широко.
Лидером по представленности в торговой сети в этом сегменте также остается компания Osram, но нельзя не отметить, что это лидерство в данном случае чисто номинальное. Основной конкурент компании Osram в борьбе за кошельки сибирских автомобилистов — фирма Koito — подобралась очень близко. Каждый из брендов представлен примерно в каждом третьем магазине. В остальном же картина рынка очень похожа на ту, что мы видели в сегменте ламп H1 – три европейских бренда Bosch, Narva и Phillips, представлены примерно одинаково. Российские бренды Луч и Маяк встречаются лишь в 5% торговых точек, причем, как правило, только в качестве второго бренда. Из компаний, попавших в рейтинг, но не занявших заметную позицию можно выделить Valeo, Nord Yada и Lynx Auto. Пусть они не так часто пока встречаются в продаже, но все же их позиции на рынке Сибири более заметны, и это говорит лишь о том, что им есть к чему стремиться.
На ценовой диаграмме (диаграмма 5) картина немного отличается от той, что мы видели в первом сегменте. Верхняя строка и звание ценового лидера по-прежнему у компании Wagner, а вот лампы Koito на этот раз расположились в самой середине среднего ценового сегмента. С чем связана столь высокая средняя стоимость Koito в предыдущей диаграмме, ответить сложно. В сегменте «дешевле 100 рублей» опять расположились российские торговые марки, но в данном случае такое разделение выглядит условным, поскольку лампы «Маяк» по цене практически сопоставимы со стоимостью ламп Valeo. Да и стоимость автоламп LynxAuto не далеко ушла от этого сегмента.
Автолампа H7 12 V 55W
Как уже было отмечено выше, автолампы с цоколем H7 пришли на рынок в качестве аналога ламп H1. Последние были не очень удобны при применении в оптике ближнего света – нередко являлись причиной ослепления встречных водителей. В лампе типа H7 расстояние от спирали до фланца фиксировано, что позволяет обеспечить нахождение точки горения (нити накала) в фокусе отражателей, что очень важно для формирования правильного освещения. Поэтому точная геометрия элементов ламп H7 является одним из главных факторов, по которым можно судить о качестве этих источников света. Лампа H7 почти повсеместно вытеснила лампу H1 из приборов для ближнего освещения в 4-хфарной оптике головного освещения, но при этом, практически не встречается в фарах дальнего света. Стандартные параметры мощности ламп H7 (12V) – 55W, однако некоторые производители выпускают и лампы повышенной мощности, но на рынке встречаются и лампы с мощностью 80-85W. Существует три основных разновидности современных ламп головного света H7: галогенные, металлогалогенные (ксеноновые) и светодиодные лампы. Однако применение ксеноновых и светодиодных ламп рекомендовано лишь в том случае, если лампы такого типа были установлены на конвейере. Установка новомодных LED-ламп в фары, отражатели которых рассчитаны на галогенный источник света, может привести к ухудшению освещения. Дело в том, что обычная оптика рассчитана на «галогенки», которые являются точечным источником света и их спираль накаливания находится в строго определенном месте. Светодиодные лампочки H7 точечным источником света не являются: как правило, они выполняются в форме цилиндра, на котором по кругу закреплены кристаллы светодиодов. Поэтому при установке LED-ламп в обычную автомобильную оптику при регулировке фар весьма сложно добиться правильного светового потока. Помимо стандартных галогенных автоламп H7, сегодня выпускаются следующие модификации:
• лампы с усиленным световым потоком;
• лампы с увеличенным сроком службы;
• всепогодные лампы;
• лампы улучшенного визуального комфорта.
В диаграммах 6-7 указана представленность и стоимость стандартных ламп с цоколем H7. Лидеры по представленности в торговых точках автоламп с цоколем H7 не изменились Это Osram и Koito. Отставание между ними хоть и больше, чем в сегменте ламп H4, но не столь заметное, как отставание других брендов от этого дуэта лидеров. Ближе всего к ним подобрались лишь торговые марки Bosch и Phillips, которые встречаются в каждом 10-м сибирском автомагазине. Ещё один популярный зарубежный бренд, который обычно демонстрировал нам не менее качественную представленность в автомагазинах, компания Narva, в этом сегменте присутствует заметно хуже – 5%. Столько же и у автоламп Маяк. Ухудшились и позиции американских ламп Wagner – всего 1% магазинов предлагают автолампы H7 этой марки. Такие же показатели у ЛУЧ и Nord Yada. Ещё одно заметное отличие от предыдущей диаграммы: вместо Valeo здесь представлены лампы Eagle.
Стоимость автоламп с таким цоколем заметно выше, чем в остальных сегментах. Ценовой лидер неизменен – это компания Wagner. Лампы этой марки стоят около 400 рублей в рознице. Однако нельзя не отметить, что сразу три других бренда предлагают свою продукцию по цене почти 300 рублей за штуку. Это Koito, Narva и как ни странно – Nord Yada, несмотря на то, что бренд не очень хорошо известен на рынке. Автолампы Bosch, Osram, LynxAuto и Phillips можно с определенными натяжками отнести к среднему ценовому сегменту. Ну а в нижнем сегменте все те же ЛУЧ и Маяк, к которым на этот раз присоединилась марка Eagle, которые производятся не то в Корее, не то в Китае. На этот счет интернет-источники расходятся во мнениях, а найти официальных дистрибьюторов данного бренда редакции нашего журнала не удалось.
Выводы
Автолампы – консервативный сегмент рынка. Бренды, которые заняли на нём заметное место ещё в конце 90-х годов, продолжают удерживать пальму первенства. Появление новых торговых марок, конечно, вносит некоторые коррективы, но пока существенно на расстановку сил не повлияло. Наиболее популярными типами автоламп остаются HI (55/12) и Н4 (60/55/12), но постепенно их догоняют и другие типоразмеры. Объем продаж светодиодных и ксеноновых автоламп на вторичном рынке пока остается не значительным.
Комментарии экспертов:
Маштаков Денис, менеджер отдела продаж ООО «Хелла»:
«Рынок автоламп активно развивается в связи с увеличением автопарка, развитием технологий освещения и с возникшим спросом покупателей на качественную продукцию. Если раньше выбирали по цене, то теперь покупатель ищет оптимальное соотношение цена-качество или просто лучшую продукцию. В то же время меняется спрос на типы ламп - на первый план выходят лампы для современных авто (H7, например, хит продаж, а H1, наоборот, становится менее востребованной).
Ксенон развивается, но продается не так активно, как галогенные лампы. Подавляющее большинство автомобилей оснащены именно галогеном, и поэтому доля ксенона значительно меньше, хотя спрос развивается очень быстрыми темпами, опять же по ряду причин, описанных выше. В линейке ламп HELLA тоже есть ксенон, но он присутствует скорее для ассортимента, поэтому ставку делаем пока на галоген. Например, недавно HELLA запустила локальный проект на территории РФ: теперь все основные типы ламп HELLA как для грузового, так и легкового автотранспорта- галогеновые лампы для головной оптики, и стандартные – для задних фонарей и указателей поворота- представлены в удобной блистерной упаковке. До этого момента у нас вообще не было ламп в блистере.
Уже сейчас их можно купить в сети шинных центров нашего партнера- компании VIANOR. У них обширная дистрибуторская сеть по всей России, в том числе и в Сибирском ФО, в котором до этого момента лампы HELLA были представлены в небольшом количестве.
LED–ещё одна перспективнейшая технология, которая рано или поздно должна будет заменить остальные типы освещения. Сегодня она развивается очень активно, большинство новых авто выходят с конвейера, оборудованными LED. Все новые разработки автомобильных осветительных приборов связаны с LED. Вопрос завоевания рынка LED-лампами - это лишь вопрос времени, и российский рынок - не исключение».
Олег Волков, руководитель направления автозапчастей по дивизиону «Сибирь», компания «Юником»:
«Рынок новых автомобилей растёт. Соответственно меняется автопарк. Появляется больше европейских и корейских автомобилей. Соответственно немного скорректируется спрос на лампы головного света и лампы дополнительного освещения. Увеличивается спрос на улучшенные галогенные лампы и ксеноновые лампы. Наш ассортимент ксенона специфичен. Наша компания поставляет только оригинальные лампы под маркой Koito, которые относятся к премиум-сегменту. Таким образом, потребителями наших ламп являются владельцы дорогих автомобилей с штатным ксеноном. Естественно, доля рынка для таких ламп не очень велика. В то же время в ассортименте Koito есть лампы, которые являются отличным недорогим аналогом ксеноновых ламп. Это галогенные автолампы Koito Whitebeam с характеристиками ксенона. Яркость их свечения достигает 4200 кельвинов. Это отличная, демократичная альтернатива ксеноновым лампам. И, по сути, с такими лампами любой владелец обычного автомобиля с оптикой, рассчитанной на галогенные лампы, может ощутить комфорт ксенона».
Алексей Кутенков, менеджер по продукту «Специальные источники света», компания OSRAM:
«На ближайшие 3-5 лет OSRAM оценивает рост рынка примерно в 10 -15% в год. При этом точки роста будут уходить от традиционного освещения в сторону газоразрядных ламп и светодиодных аналогов («ретрофитов»), а также приборов (фар) на основе светодиодов, пример - дневные ходовые огни. Применительно к галогенным лампам, их рост практически остановится и будет происходить за счет увеличения VAP доли (продуктов с улучшенными характеристиками) относительно стандартов примерно на 1% в год.
В России и в целом в мире заметен рост потребления ксеноновых ламп. При этом, мы считаем, что рынок ксеноновых ламп уже не будет претерпевать каких-то больших изменений. Об этом говорит и целый ряд исследований, проведенных различными исследовательскими центрами. Это объясняется и развитием светодиодных технологий и все-таки относительно высокой стоимостью «ксенона». Ведь в России, да и не только у нас, доля рынка бюджетных автомобилей, где применяется галогенная технология, велика и будет оставаться таковой еще достаточно долго. Хотя есть надежда, что существенный прорыв «ксенона» обеспечат лампы нового типа - D8S. По сравнению со стандартными лампами они потребляют еще меньше энергии и обладают чуть меньшим световым потоком. При этом эти лампы не требуют установки на автомобиль столь дорогостоящих систем очистки фар и автоматической коррекции угла светового конуса.
Если говорить о светодиодных лампах, то компания OSRAM, занимая лидирующие позиции на рынке, предлагает потребителю широкий ассортимент LED решений. Дневные ходовые огни OSRAM Light@Day – первые на рынке с неповторимым дизайном сплошной линии. Их стильный дизайн невозможно перепутать с китайскими огнями, наводнившими рынок. Для экономного типа водителей есть второй вариант ДХО, OSRAM LEDriving, обладающий стандартным дизайном точечных светодиодов. Оба комплекта легко устанавливаются на автомобиль. Желающему заменить лампы в автомобиле светодиодными, OSRAM уже сейчас может предложить так называемые «ретрофиты» (от англ. Retrofits), LED аналоги существующим традиционным решениям. Лампы W5W, T4W, C5W, обладающие цветовой температурой 4000 К или 6000 К, идеально подходят как для подсветки салона, так и для сигнального освещения. В ближайших планах: светодиодные аналоги P21W, P21/5W, PY21. Безусловно, рынок светодиодных источников света будет только расти. Но не стоит сильно его переоценивать. И тут все зависит от конкретного применения. Как уже было сказано, бюджетные автомобили с галогенным головным светом очень популярны и не собираются сдавать свои позиции. Поэтому в ближайшем будущем светодиодные фары головного освещения будут оставаться прерогативой люксовых автомобилей с соответствующей долей рынка. А вот сигнальное и внутрисалонное освещение будет все больше и больше становиться светодиодным».
Роман Сысоев, специалист по продукту компании Valeo Service Россия:
«Рынок автоламп в России растет большими темпами. Увеличиваются продажи и традиционных типов ламп с цоколями H4 и H7 и, параллельно с этим, на вторичном рынке начинает формироваться стабильный спрос на лампы с новыми цоколями Н8, Н27, которые используются в новых автомобилях. Самыми популярными типами ламп для головного света остаются пока автолампы H7 и H4. H1 теряет свои позиции.
Используя свой 80-летний опыт в области производства компонентов и систем автомобильного освещения, как поставщик на конвейер мировых производителей, тщательно контролируя качество и соответствие мировым стандартам, компания Valeo предлагает ассортимент автомобильных ламп на вторичный рынок.
Ассортимент включает 43 артикула, которые охватывают 95% потребностей рынка. Стоит отметить, один типоразмер лампы подходит на большое количество автомобилей, и это позволяет нам не только закрывать основные потребности рынка, но и предлагать различные варианты исполнения ламп одного типоразмера, что позволяет потребителям подобрать для себя источник света с оптимальными характеристиками.
Если говорить о компании Valeo, то на вторичном рынке мы предлагаем как галогенные, так и сигнальные лампы. Оценивая растущий спрос на лампы с улучшенными характеристиками, компания Valeo предлагает всепогодные лампы, лампы с увеличенным световым потоком (+50%), лампы улучшенного визуального комфорта (ксеноновый эффект), лампы увеличенного срока службы и т. д.
Кроме того, компания Valeo разработала комплекты (по 2 штуки) ламп с улучшенными характеристиками в инновационной блистерной упаковке, в которой каждая лампа защищена индивидуальной колбой. Такая упаковка имеет повышенную степень защиты ламп, устойчива к вибрации и идеально подходит для взыскательных покупателей.
Что же касается самого нового сегмента – светодиодных ламп, то они поставляются компанией Valeo в комплекте с оптическими приборами. В частности, являясь оригинальным поставщиком, уже сегодня мы можем предложить на вторичный рынок основную и вспомогательную оптику, со светодиодными источниками света (фары головного света, стоп-сигналы, повторители поворотов). Качество этих компонентов, как и всё, что производит Valeo, соответствует оригинальному заводскому исполнению. Я думаю, что продажи светодиодов будут расти в ближайшие годы и в перспективе этот сегмент рынка вытеснит галогенные лампы».
Ирина Кузьминых, продукт-специалист компании Bosch по светотехнике:
«Рынок ламп постепенно увеличивается - сказывается рост автопарка. Кроме того, в России специфические климатические и погодные условия, особенно в зимний период. В городах на дорогах грязь и слякоть, автомобилисты должны ездить с включенным освещением даже в светлое время суток. Поэтому с каждым годом потребитель всё больше интересуется надёжными, качественными изделиями и старается выбрать продукты с лучшими характеристиками, какими в полной мере являются товары Bosch.
Компания Bosch, как один из лидеров в области светотехнического оборудования, ориентируется на современные тенденции по снижению потребления электроэнергии и повышению безопасности на дороге. Ксеноновые (или газоразрядные) лампы как раз относятся к той категории ламп, которые по своим характеристикам отвечают всем современным требованиям российского рынка. На данный момент в ассортиментной линейке Bosch представлено 3 вида ксеноновых ламп – D1S, D2R, D2S с энергопотреблением 35W.
Данные по росту спроса на ксеноновые лампы есть: совокупный среднегодовой темп роста за последние пять лет составляет порядка 38%. Но по объёму продаж ксеноновые лампы всё-таки значительно уступают гораздо более широко распространённым традиционным галогенным лампам. В 2012 году доля продаж ксеноновых ламп от общего объема продаж автомобильных ламп составила лишь 6.5%. Абсолютно очевиден спад продаж в кризисный год, когда покупатели были особенно чувствительны к цене.
Причин, по которым доля продаж ксеноновых ламп пока остаётся относительно скромной, несколько:
• Ксеноновая лампа в несколько раз дороже обычной галогенной лампы и не все покупатели готовы единоразово заплатить около 2000-2500 рублей за лампу.
• Ксеноновую лампу можно устанавливать только в систему фар с газоразрядными лампами. Как правило, автопарк в России состоит из автомобилей с традиционными фарами с галогенными лампами. Установка новой фары достаточно затратный процесс, поэтому водители предпочитают использовать те лампы, которые были установлены в автомобиль на конвейере.
Для тех, кто гонится за «ксеноновым дизайном», но не хочет менять стандартные фары, существуют серии галогенных ламп с улучшенными характеристиками. Например, в ассортименте Bosch есть серии Xenon Blue или Xenon Silver, которые создают эффект ксенонового света.
Светодиодные технологии, безусловно, обладают рядом преимуществ, таких как пониженное энергопотребление или увеличенный срок службы, и со временем они будут получать всё большее применение. Bosch также проявляет интерес к теме LED. Например, в специальной серии новых фар BOSCH Light-Star дополнительно к галогенным лампам применены светодиодные «кольца». Ассортимент LED-продукции будет постепенно расширяться. Но даже в фарах новых моделей серийных автомобилей светодиодные элементы всё ещё не очень популярны. Широкое применение пока получают дополнительные или второстепенные осветительные приборы со светодиодами».
Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Трансервис Автобизнес"