+79139857900

Тормозная жидкость. Безопасность клиента и ваша прибыль в одном флаконе

16 апреля 2013 в 10:13

Как часто вы предлагаете своим клиентам заменить тормозную жидкость? Уверен, что не слишком часто. Доля данной услуги в сегменте регламентных работ сегодня очень невелика. Несмотря на то, что упоминание о периодической замене тормозной жидкости и промывке тормозной системы имеются в том или ином виде практически в каждом руководстве по техническому обслуживанию, автовладельцы очень часто забывают об этом виде сервиса.

 

 

Менеджеры СТО жалуются на то, что убедить клиентов в её необходимости сложно. Исключение из этого правила составляют, пожалуй, только европейские автомобилисты. На то есть две причины. Во-первых, в Европе доля дилерских сервисов на рынке авторемонта намного выше, чем в США, России, Японии, а дилеры, как известно более скрупулезно относятся к вопросу регламентного обслуживания. Да и сами автовладельцы в Европе более привередливы в вопросе качества и полноты техобслуживания.

 

Что же касается автосервисного рынка США, который похож во многом на российский, то на нём замена тормозной жидкости и промывка тормозной системы выполняются далеко не всеми автовладельцами и без соблюдения регламента, заложенного производителем. Вы сами как часто выполняли данный сервис на собственных автомобилях? Можно, конечно, отмахнуться от этого вопроса и сказать, что несвоевременная замена тормозной жидкости и отсутствие промывки редко приводят к каким-либо негативным последствиям. Это так. Гидравлическая система тормозов в современных автомобилях выполнена довольно надежно. Вероятность сбоя в работе тормозов, по причине несвоевременной смены жидкости, при условии, что в автомобиле используется качественный расходный материал, очень невелика. Однако именно загрязнение жидкости может стать причиной повреждения рабочих механизмов тормозной системы. И если рабочие цилиндры тормозной системы стоят недорого, то компоненты системы ABS уж точно нельзя отнести к дешевым. Любые загрязнения, попадающие в модулятор ABS, приводят к серьезным повреждениям последнего. Таким образом, если мы сможем донести до клиента информацию о том, что экономия в 1500 рублей на замене и промывке тормозной жидкости может привести к ремонту, который будет стоить в 10 раз дороже, то есть высокая вероятность, что он таки поменяет свое мнение и согласится выполнить данную работу. Добиться такого результата можно только в том случае, если вы будете внимательно реагировать на все возражения клиента. Давайте рассмотрим небольшой пример.

 

 

Работа с возражениями

 

Любой разговор о необходимости замены тормозной жидкости мастер-приемщик начинает с того, что говорит о её гигроскопичности (свойство впитывать влагу). По этой самой причине техническая жидкость уже через 2 года эксплуатации набирает в себя большое количество воды, что приводит к коррозии внутренних поверхностей рабочих элементов тормозной системы (суппортов, цилиндров и т. д.).

 

Возражение клиента: Откуда возьмется вода, если гидравлическая система тормозов в автомобиле герметична?

 

Ваш ответ: Действительно, тормозная система является замкнутой. Доступ воздуха к тормозной жидкости возможен только в процессе замены тормозной жидкости. Однако вода в жидкость легко может попасть именно из воздуха, через микроскопические поры резиновых шлангов и через пробку бачка тормозной жидкости.

 

Возражение клиента: В составе тормозной жидкости содержатся присадки, которые защищают детали тормозной системы от коррозии.

 

Ваш ответ: Это действительно так, но 90% всех ингибиторов коррозии вырабатывают свой срок уже по истечении 3 лет эксплуатации тормозной жидкости. Через 3 года даже небольшое количество влаги в тормозной жидкости приводит к коррозии внутренних поверхностей тормозных механизмов.

 

 

Периодичность замены

 

Большинство производителей рекомендует заменять тормозную жидкость 1 раз в 2 года. Однако на практике срок эксплуатации может быть как продлен, так и сокращен. В засушливом климате тормозная жидкость может прослужить дольше. В условиях российского климата с резкими перепадами температур и высокой влажностью даже 2 года эксплуатации – это уже критический срок. Эксперты утверждают, что в нашей климатической зоне тормозная жидкость способна за 18 месяцев накопить в себе не менее 3% воды (естественно, многое зависит и от состояния тормозных шлангов). Что такое 3% воды в составе тормозной жидкости? Это снижение температуры кипения более чем на 50 градусов Цельсия. Если новая жидкость DOT-3 закипает при 205 градусах, то жидкость с 3%-ным содержанием воды – уже при 1450 C. Так что двухлетняя тормозная жидкость – это мина замедленного действия.

 

 

Диагностика

 

Диагностирование тормозной жидкости на содержание воды — процесс несложный. В идеале, конечно, следует иметь рефрактометр. Современные электронные приборы выполняют данную работу легко и без особых трудозатрат. К тому же они дают наиболее информативную картину. Если такого прибора у вас пока нет, то можете использовать и самый обычный мультиметр. Бросаете минусовой провод на минусовую клемму аккумулятора и берете пробу из бачка главного цилиндра тормозной жидкости. Любое значение выше 0.30 В будет означать повышенное содержание воды.

 

 

Почему бачок зеленеет?

 

Не лишним будет также заглянуть в бачок с тормозной жидкостью. Если он позеленел, значит, автомобиль клиента нуждается в замене тормозной жидкости. Зелень в бачке свидетельствует о том, что ингибиторы коррозии в жидкости уже на нуле и медь начинает иммигрировать из тормозных магистралей. Если клиент вам не верит на слово, купите специальные тест-полоски, предназначенные для тестирования тормозных систем. Если жидкость насыщена ионами меди, полоска окрасится в фиолетовый цвет. Эта цветовая индикация проблемы, как правило, очень удачно влияет на сознание клиента в маркетинговом плане, поскольку наглядно демонстрирует ему, что его тормоза больше не являются залогом безопасности.

 

 

Чем опасно кипение?

 

Почему точка кипения тормозной жидкости имеет такое большое значение? Как вы знаете, энергию нельзя  уничтожить. Энергию можно лишь передать другому телу. В ситуации с тормозной системой кинетическая энергия автомобиля переходит в тепловую энергию тормозных колодок и диска (или барабана). Впоследствии это тепло рассеивается в воздухе. Однако при длительном и интенсивном торможении возникает избыток тепла, который поглощается тормозной жидкостью. И если в жидкости в этот момент присутствует вода, она закипает, что приводит к образованию пара и падению давления в гидравлической системе, а следовательно - к отказу тормозов. Отказ будет кратковременный, но иногда и доли секунд достаточно, чтобы потерять управление.

 

 

Больше внимания – меньше возвратов

 

К сожалению, культура обслуживания тормозных дисков во многих странах остается ещё довольно низкой. И хотя привычка истирать тормозных колодки до металла у нас постепенно изживается, практика качественного обслуживания тормозной системы при замене колодок всё ещё встречается крайне редко. Так, к примеру, практически не встретишь в России шиномонтажных участков, которые затягивают колеса с правильным моментом. Между тем, неравномерная затяжка колеса или затяжка с чрезмерным усилием как раз и приводят к тому, что тормозной диск изнашивается неравномерно. Это и приводит к конусности тормозного диска, которая, в свою очередь, является причиной слишком большого свободного хода педали тормоза, а также причиной бокового биения. К сожалению, в погоне за снижением веса производители тормозных систем превратили тормозной диск практически в необслуживаемую деталь автомобиля. Они свели к минимуму запас диска по толщине металла. Проточка дисков сегодня возможна лишь при незначительной конусности. Большинство серьезных проблем требуют замены дисков.

 

 

Обкатка вместо проточки

 

Пульсирующее биение на тормозной педали – жалоба №1 при обращении на автосервис. На втором месте – шум. Причины возникновения шума в тормозной системе могут быть самыми разными – от колебаний между диском и колодкой и до отсутствия смазки в некоторых точках рабочей тормозной системы. Но чаще всего возврат автомобиля на СТО с жалобами на шум и ухудшение эффективности торможение вызвано банальным отсутствием обкатки новых колодок. Некоторые автосервисы решают данную проблему путем профилактической проточки дисков, что позволяет выровнять его поверхность, сняв микроскопические борозды. Но для этого нужно иметь в распоряжении специальный стенд, который позволяет протачивать диск без снятия его со ступицы. Не менее эффективным будет самый обычный процесс обкатки новых колодок в дорожных условиях. Просто выезжайте на дорогу и сделайте около 20 торможений на новых колодках со скорости 70-80 км/ч до полной остановки. В результате этого новые колодки притрутся к небольшим неровностям диска, исчезнет повышенный шум и вибрация и восстановится нормальное качество торможения. Торможение в ходе обкатки надо выполнять с умеренным и равномерным давлением на педаль тормоза, делая 1-2 минутные перерывы между остановкой и следующим разгоном, чтобы колодки и диск успевали остыть.

 

 

Инструментарий

 

Итак, как мы видим, качественное обслуживание тормозной системы возможно и без покупки дорогостоящего инструмента и оборудования. Для диагностики состояния тормозной жидкости можно использовать самый обычный мультиметр, который есть на любой станции, и тест-полоски, стоимость которых минимальна. Для притирания колодок к диску вовсе не обязательно выполнять профилактическую проточку. В то же время есть обязательные инструменты, наличие которых позволит вам гарантировать высокое качество обслуживания тормозной системы. К их числу относится динамометрический ключ, который позволит вам равномерно и с правильным усилием затянуть колесные гайки. Ещё один инструмент, о котором мы забыли упомянуть – бесконтактный инфракрасный термометр, с помощью которого можно определить температуру диска и колодок после торможения. Он выполнен в виде специального пистолета. Стоит такой инструмент не дорого, и с его помощью легко можно выявить проблему заклинивания в суппорте, поскольку не полностью отведенный поршень суппорта будет чрезмерно нагревать колодку и тормозной диск. С помощью дорожного теста – несколько циклов разгона до 100 км/ч и полной остановки — вы легко сможете выяснить, насколько качественно колодки отводятся назад, после того как водитель отпускает педаль тормоза.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Код ошибки на «Мерседесе»? Не спешите менять запчасти

В нашей школе диагностов «Инжекторкар» мы всегда учим студентов не...

2 фев 2021 в 07:59

Подробнее >
Photo

Трофи-сервис вдали от дома

Ралли-марафон «Шелковый путь-2019» завершился. Позади осталось более...

23 авг 2019 в 18:41

Подробнее >
Photo

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

«Errare humanum est – Человеку свойственно ошибаться!» –...

16 авг 2018 в 07:42

Подробнее >