18 января 2019 года во Франкфурте в 10-й раз прошла международная конференция GiPA Day, которую организует компания GiPA Group. В этом году в GiPA Day приняли участие более 150 делегатов из 17 стран мира. Это были представители 102 компаний — топ-менеджеры, директора по маркетингу, по послепродажному обслуживанию, руководители департаментов развития и стратегического планирования, а также аналитики, эксперты и журналисты профильных изданий.
Среди выступивших с докладами на GiPA Day были: президент GiPA Group Эрик Девос, директор «GiPA Мексика» Оскар Балкасар. В работе круглого стола приняли участие Массимилиано Милани, исполнительный директор департамента маркетинга на рынках Европы, Ближнего Востока и Африки компании Tenneco; Энди Гамильтон, коммерческий директор LKQ Europe; Стефан Антильо, глава Parts Holding Europe; Кристоф Мюзи, старший вице-президент по услугам и автокомпонентам PSA; Сильван Шарбоннье, руководитель подразделения по послепродажному маркетингу и продажам Volkswagen Group.
Рынок гибридных автомобилей, особенности его развития, а также его влияние на сферу послепродажного обслуживания стала одной из основных тем прозвучавших докладов.
В своем выступлении Эрик Девос рассказал о развитии рынка гибридных автомобилей в странах Западной Европы. Свою презентацию он основывал на результатах исследования, которые GiPA провела на пяти крупнейших евро-пейских рынках. Девос напомнил, что ранее ряд крупнейших автопроизво-дителей, таких как Volkswagen, Volvo, Nissan, Toyota, заявляли о намерениях полностью остановить производство автомобилей с классическими ДВС и уже в самом ближайшем будущем переориентироваться на выпуск машин как минимум с гибридным приводом. По подсчетам GiPA Group, в случае реализации этих достаточно агрессивных планов, на гибриды к 2025 году будет приходиться больше половины всех продаваемых в Европе новых автомобилей. Однако какое влияние это будет иметь на послепродажное обслуживание? Даже при очень агрессивном прогнозе о количестве продаваемых автомобилей с гибридным приводом, их парк составит лишь 16% от всего европейского парка. Очевидно, что гибриды еще долгое время не смогут вытеснить с рынка послепродажного обслуживания традиционные машины. Но нельзя игнорировать тот факт, что объем парка гибридных авто превысит 25 млн ед. И этим машинам также необходим сервис, который существенно отличается от обслуживания автомобилей с традиционными ДВС.
Это ставит перед сегментом независимых автосервисов новые задачи. По результатам исследования GiPA Group, сейчас около 32% автосервисных станций заявляют, что могут обслуживать автомобили с гибридными силовыми установками. А у остальных СТО остается не так много времени, чтобы полу-чить эти знания. В противном случае они рискуют лишиться значительной части своего клиентского пула, если не смогут обслуживать владельцев гибридных авто. Такие потери, возможно, будут более существенны, если принять во внимание различие в поведении владельцев гибридных машин и владельцев обычных автомобилей.
Исследования GiPA подтверждают ту самую разницу, о чем рассказал Оскар Балкасар. Он отметил, что ценности и поведение водителей поколения миллениалов (родившиеся с 1980 по 2000 гг.) существенно отличаются от привычек автомобилистов более старшего поколения. Миллениалам в большей степени свойственно стремление к разумному потреблению и заботе об окружающей среде. Отметим, что доля автомобилистов поколения миллениалов составляет, например, в Великобритании 27%, а в Китае она достигает 50% от всего числа автовладельцев. Миллениалы — это огромная категория клиентов, а потому игнорировать особенности и потребности этих людей нельзя.
Отметим, что участники круглого стола, в рамках которого рассматрива-лась тема слияния и объединения участников рынка послепродажного обслуживания автомобилей, подтвердили рост спроса на гибридные машины. С учетом этих трендов, как рассказал представитель Parts Holding Europe, руководящий группой дистрибьюторов автокомпонентов AutoDistribution, компания уже разработала серию тренингов по гибридным автомобилям и предлагает это обучение техническим специалистам партнерских СТО.
Схожие тенденции наблюдаются и на российском авторынке. В силу своих конструктивных особенностей гибридные автомобили хорошо функционируют и в холодном климате. «GiPA Россия» считает, что парк гибридных автомобилей будет в дальнейшем только расти. В рамках партнерской программы GiPA ATO компания уже проводит многосторонние исследования, в том числе изучая поведения владельцев машин с гибридным приводом. Уже сейчас «GiPA Россия» имеет возможность предоставить своим партнерам результаты, которые помогут понимать направления развития рынка гибридных авто в России, а также понимать владельцев таких машин и выстраивать долгосрочные и доверительные отношения с ними в контексте сервисного обслуживания.
«Средний возраст автомобиля в автопарке РФ составляет 7-8 лет, а средний возраст гибридных авто – 1-2 года, и на машины в возрасте менее 3 лет приходится 87% от всего парка гибридов, — комментирует Александр Груздев, генеральный директор «GiPA Россия». — Таким образом, владельцы гибридов в нашей стране – это преимущественно клиенты дилерских станций. Именно на сервис дилеров приезжают около 70% владельцев таких машин, остальная их часть посещает шиномонтажные станции. Есть разница и в величине ежегодного пробега: если в год весь автопарк страны проезжает 13 тыс. км, то парк гибридных машин – 19 тыс. км. Сегмент гибридных машин в России – это мужская территория: 76% водителей гибридов – это мужчины, 58% владельцев гибридных машин имеют возраст 3549 лет. Таким образом, понятно, что покупка автомобиля с гибридным приводом в нашей стране – это весьма взвешенное решение, которое принимают достаточно опытные, состоявшиеся автомобилисты».