+79139857900

Авторынок России. Ставка на производителей.

14 декабря 2011 в 13:13

Российский автомобильный рынок выздоравливает после кризиса намного быстрее, чем рынки всех прочих крупных стран мира. Об этом на втором международном форуме «Автомобилестроение и развитие рынка автокомпонентов в России» рассказал партнер компании Pricewaterhouse в России, Стенли Рут. В своем докладе он также отметил, что катализаторами роста российского авторынка являются иномарки российской сборки. Доля же исконно российских брендов снижается и довольно быстро.

 

Самая важная новость, прозвучавшая в докладе Стенли Рута - за первые семь месяцев продажи новых легковых автомобилей выросли на 50% в количественном выражении и на 79% –в денежном по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Наши темпы роста в три раза превышают динамику продаж в Индии, в четыре раза – статистику США и в пять раз – данные по Германии. Естественно, в количественном выражении российский рынок пока ещё в разы отстает от американского и китайского. Зато мы опережаем Индию и наступаем на пятки крупнейшему в Европе, немецкому рынку автомобилей. Если динамика роста российского рынка сохранится, то уже в следующем году мы сможем побороться с немцами за звание крупнейшего автомобильного рынка Европы. Чем же обусловлен столь резки рост продаж автомобилей в России в 2011 году. Аналитики PwC называют несколько причин. В их числе и программы утилизации и субсидирования кредитов, и доступное кредитование, и рост экономики и снижение безработицы. В то же время, нельзя не признать, что столь значительный рост, по сравнению с другими странами мира, частично объясняется эффектом «низкой базы»1-ого квартала 2010 года. Как вы помните, в 2008-2009 годах российский автомобильный бизнес сжался намного сильнее, чем тот же немецкий, подтвердив, тем самым, утверждение, что развивающиеся экономики реагируют на любые изменения конъюнктуры намного сильнее, чем страны с относительно стабильной экономикой.

 

Аналитики PwC разделили российский рынок на три крупных сегмента: российские автомобили, иномарки российского производства и иномарки. Наиболее, высокий рост, показали иномарки, собранные внутри нашей страны. Рост составил 71% в количественном выражении и 98% - в денежном. Хуже всего росли российские автомобили. Основной предпосылкой роста в этом сегменте стали программы государственной поддержки, в первую очередь программа утилизации. В количественном выражении, иномарки российской сборки выросли на 26%. Это в 2 раза меньше, чем показал сегмент импортированных иномарок почти  в 3 раза меньше, чем сегмент иномарок, собранных в России. Так что рыночная доля российских автомобилей довольно быстро сокращается.

 

 

В денежном выражении рост сегмента российских автомобилей составил 46%, что также намного меньше среднерыночных показателей. Объем продаж новых импортируемых иномарок вырос на 53% в количественном выражении и на 76% в денежном.

 2 dinamika prodag

2.1 ob'em rinka legkovih avto

Хронология выхода российского автомобильного рынка из кризиса показана в диаграмме ниже. После первой волны кризиса, которая пришлась на конец 2008 года, российский рынок сократился более чем на 50%. Падение продаж отчасти было компенсировано с помощью различных дисконтных продаж. К концу 2009 года стали сокращаться и дисконтные продажи. В целом, 2009 год привел к формированию мощного отложенного спроса на автомобили в России, поэтому, как только в стране была запущена государственная программа утилизации автомобилей и субсидирования автокредитов, оживление продаж пошло очень быстрыми темпами. Уже через 3 месяца после запуска программы утилизации ежемесячные темпы роста продаж превышали 50% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Однако данные 2-го квартала 2011 года и, в особенности, данные за июль, свидетельствуют о замедлении темпов роста, что во многом связано с исчерпанием эффекта «низкой базы».

 1prodagi avto v rossii

Рынок грузовиков.

 

Сегмент грузовых автомобилей показал ещё более высокие темпы восстановления. За 2010 год продано около 213 тыс. грузовиков, что на 79% больше, чем в 2009 году. По итогам первого полугодия 2011 г. прирост продаж составил 86%. Однако даже такого роста оказалось недостаточно, чтобы выйти на докризисные объемы продаж. В 2010 году в России было продано на 50% грузовиков меньше, чем в докризисном 2008 году (430 тыс. автомобилей). В текущем году объем продаж грузовиков на 31% отстает от показателей аналогичного периода 2008 года. Наибольший рост продаж показал сегмент легких коммерческих автомобилей. По итогам первого полугодия 2011 года он занял 5-ое место в Европе, показав самые высокие темпы роста.

 3 prodaji gruzovih avto

Производство и импорт.

 

Уже сегодня объем производства автомобилей внутри страны превышает докризисный уровень. В 2010-2011 годах в России было введено в строй сразу несколько новых конвейеров. Это позволило существенно нарастить объемы производства. По итогам первых семи месяцев 2011 года было произведено 947 тыс. легковых автомобилей, что на 64% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Динамика прироста производства иностранных брендов существенно выше динамики традиционных российских брендов. На данный момент доля таких автомобилей на российском рынке составляет 39%, что практически в 2 раза больше, чем в докризисном 2008 году. Многие новые заводы ещё не вышли на максимальную нагрузку, поэтому в ближайшие годы эксперты ожидают дальнейшего увеличения доли автомобилей иностранных брендов, собираемых в России. 2011 год может стать рекордным годом по объему производства легковых автомобилей за всю историю российского автопрома – объем производства может приблизиться к 1,7 млн. автомобилей в год. В случае стабильности мировой экономики к 2016 году производство может превысить отметку в 3 млн. штук, как результат общего роста рынка и увеличения доли автомобилей российской сборки.

 

Вместе с этим, аналитики отмечают и рост импорта иностранных автомобилей, который начался в последние месяцы и приостановил увеличение рыночной доли автомобилей, произведенных в России (как традиционных российских брендов, так и иностранных). Это свидетельствует о том, что объемы производства автомобилей внутри страны сегодня не в состоянии удовлетворить внутренний спрос ни по объему продаж, ни по ассортименту.

 4 proizvodstvo legk avto

Экспортные возможности.

 

Очевидно, что с точки зрения экспорта, для российских автопроизводителей наиболее интересны страны СНГ. В 2010 году рост продаж в этих странах был минимальным. В 2011 году ситуация изменилась. Сегодня рост продаж автомобилей в СНГ составил 38%, по сравнению с первым полугодием 2010 года (по данным с трёх стран: Украина, Казахстан, Белоруссия). Внутренняя конкуренция на этих рынках присутствует. Она наиболее высока на Украине, где высокие темпы производства демонстрирует Запорожский автомобильный завод, а также производители грузовиков: «Богдан» и «Еврокар». Автомобильный рынок Белоруссии, в силу серьезных экономических проблем внутри страны, переживает не самые лучшие времена, поэтому рассчитывать на увеличение продаж в этой стране в ближайшее время не приходится. Наиболее интересен для российских автопроизводителей Казахстан, который, обладая высоким потенциалом роста, имеет наименьший уровень внутренней конкуренции. Таможенные соглашения между нашими странами открывают для автомобилей российской сборки новые возможности на этом рынке.

 

В первом полугодии 2011 года Россия поставила за рубеж около 27 тыс. легковых автомобилей, из которых 25 тыс. приходится на страны СНГ. Доля экспорта в первом полугодии 2011 года в Украину, Беларусь и Казахстан составила 20, 5 тыс. легковых автомобилей. Основной маркой в экспорте продолжает оставаться Lada. Доля иномарок в российском экспорте за отчетный период составила 17% от общего количества экспортированных новых легковых автомобилей и 25% от их суммарной таможенной стоимости.

 5 prodaji

Подведем итоги.

 

За первые семь месяцев 2011 года рынок легковых автомобилей показал значительный рост в количественном выражении благодаря росту потребительской уверенности, программам государственной поддержки, увеличению доступности кредитования, укреплению рубля. В ближайшие месяцы рост замедлится. По итогам 2011 года объем продаж новых легковых автомобилей в России, по прогнозу PwC, не превысит 2,5 млн штук.  Благодаря вводу новых мощностей и увеличению использования существующих 2011 год может стать рекордным годом по объему производства легковых автомобилей. В России может быть выпущено около 1,7 млн. легковых автомобилей. Из негативных тенденций последних лет можно выделить то, что кризис 2008 года ярко продемонтрировал, насколько Россия зависима от общемировых экономических процессов. В случае развития мировой экономической ситуации по негативному сценарию, динамика российского автомобильного рынка может кардинально измениться.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Рынок автосервиса: накануне важных перемен

Как рынок автосервисных услуг реагирует на кризис 2022 года на российском...

15 май 2023 в 09:02

Подробнее >
Photo

Время новых лидеров

Эффективные маркетинговые инструменты от компании БАЗА ГРУПП

25 авг 2022 в 10:31

Подробнее >
Photo

Путь на Autopromtech 2022

Организаторы 29-й международной биеннале автомобильного оборудования и товаров...

26 фев 2022 в 15:27

Подробнее >