+79139857900

Автосервисный сегмент. Тенденции и прогнозы

27 февраля 2017 в 14:25

Российский автобизнес живет в дуалистической разнонаправленной реальности. С одной стороны,  продолжается сокращение продаж новых автомобилей, с другой – происходит небольшой, но все-таки рост сегмента автосервисных услуг. К чему это в итоге приведет? Послушаем экспертов.

Эксперты статьи:

Фото Николай Янковский, Йорг Шрайбер, Евгений Гришкевич, Игорь Граф

 

Строго говоря, весь отечественный автобизнес в совокупности включает не два, а три сегмента. Помимо вышеуказанных, это еще и рынок продаж автомобилей с пробегом. Впрочем, для послепродажного обслуживания он принципиальной роли не играет и лишь в весьма опосредованной степени влияет на изменение объема рынка автосервисных услуг. И потому брать его в расчет смысла нет. А вот успехи или неуспехи на поприще реализации новых машин напрямую сказываются на постпродажном сервисе. Причем, если акцентировать внимание на независимом секторе рынка, эти успехи или неуспехи имеют некоторую инерцию, проявляя себя не сразу, а по истечении гарантийного срока – в среднем трех лет.

Итак, что же авторынок показал  в 2016 году? Откровения не произошло, реализация новых автомобилей сократилась. Рынок снизился на 11%, или на 176 319 штук новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по сравнению с 2015 годом (данные Комитета автопроизводителей АЕБ). На первый взгляд – не очень существенное падение. Но если в целом оценить спад за 4х-летний период сокращения рынка, картина будет совсем иная.

Рынок начал сжиматься в 2013 г., потеряв 5%, или 161 342 машины. В дальнейшем темп нарастал: 2014 год - уже минус 286 143 ед., 2015 год – минус 890 187.

Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, считает, что в 2016 г. рынок достиг дна:

Почти достигнутый баланс в продажах декабря к декабрю предыдущего года подводит черту под похожий баланс в рамках 4 квартала (­0.9% против аналогичного периода 2015 года). Сравнивая с двузначными цифрами падения в первые 9 месяцев годаэто хороший результат. Рынок в целом по­прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна.
АЕБ надеется, что в 2017 г. у рынка есть потенциал закончить
4
х­летний период падения и вернуться к умеренному росту.
Ожидается, что общий размер рынка будет равен 1,48 млн автомобилей или, иными словами, на 4% больше, чем в 2016 году.

 Вернется авторынок к росту или нет в 2017 году - неизвестно, да и что это за рост – 4%? Это просто рамки статистической погрешности, когда за четыре года общий парк страны недосчитался около 1,5 млн автомобилей (без учета естественного износа) из-за того, что эти машины просто не были проданы.

Независимый сегмент послепродажного обслуживания еще не сильно ощутил последствия этих потерь, естественно, по причине той самой инерции, о которой шла речь выше, и имеет даже некоторый рост, если верить данным агентства «Автостат». Согласно оценке этого агентства, ежегодно проводящего маркетинговое исследование «Рынок автосервиса в России», ёмкость рынка автосервисных услуг по легковым автомобилям в 2016 году в 69 наиболее крупных регионах РФ, в которых числится более 97% парка легковых автомобилей, составила 524,2 млрд рублей. В 2015 г. (68 наиболее крупных регионов РФ, в которых числится более 96% парка легковых автомобилей) она равнялась 517,4 млрд рублей.

Действительно, пусть небольшое, но все-таки увеличение, и, казалось бы, беспокоиться не о чем. Однако в этом же исследовании есть такой показатель как «потенциал рынка», под которым подразумеваются работы по ремонту и обслуживанию автомобилей, производимых лично автовладельцами или механиками-частниками. Так вот, в 2016 году этот показатель увеличился до 141,9 млрд рублей против 138,2 млрд рублей в предшествующем 2015 году. И вот это уже, на самом деле, очень тревожный «звоночек», потому что этот параметр – одна из самых значимых характеристик рынка.

Судите сами. О чем может говорить такой параметр? Во-первых, – это совершенно на виду – о том, что у людей нет денег на профессиональный официальный сервис, иначе зачем им было бы лезть в машину самостоятельно или надеяться на умения сомнительных персонажей в грязных спецовках в гараже по соседству. В то, что у нас внезапно подросла технологическая, причем автотехнологическая грамотность автовладельцев, верится, согласитесь, с трудом.

Во-вторых, то, что парк стал стареть (а это как раз провалы продаж новых автомобилей). Ведь даже если у тебя нет денег, ты постараешься их найти, очень постараешься, но не поедешь к частнику на относительно свежей машине. А вот ради старой – чего уж стараться? Пока этот показатель изменился не очень существенно, потому что отзвуки падения продаж пока только доходят до рынка автосервиса, это первые сигналы – еще сравнительно слабые, но весьма красноречивые.

Павел Степанов, бизнес-тренер, независимый эксперт автобизнеса:

Спад продаж новых автомобилей, начавшийся в 2013 г., только доходит до автосервисного сегмента. В первый год рынок потерял совсем мало. Этот провал отражается на сервисе спустя 3 года, то есть в 2016 г. Отражается пока слабо, потому что пара сотен тысяч автомобилей в отечественном автопарке – «капля в море». Но вот следующий год ­ это еще плюс три сотни тысяч, а затем и вообще почти 900 тыс. И вот тут­то уже потери независимого автосервиса будут куда ощутимее: когда к тебе не приезжает полтора миллиона автомобилейэто серьезный провал.

То есть ситуация будет раскручиваться, как по спирали, набирая и набирая обороты. Впрочем, есть и другое мнение. Более старый парк – это и более глубокий, а значит, более дорогостоящий ремонт. Евгений Гришкевич, директор департамента по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр»:

На сегодняшний день в России существует более 50 тыс. компаний, занимающихся ремонтом и сервисным обслуживанием автомобилей. На долю официальных дилеров приходится 9% от общего числа автомастерских, 33% принадлежит независимым центрам и 58% – компаниям, оказывающим такие узкоспециализированные услуги как кузовной ремонт, тюнинг, диагностика двигателя и т.п. При этом потребность в автосервисах в 2,5 раза меньше, чем их представлено на рынке. Однако мне кажется, что даже в случае продолжения падения продаж автомобилей спрос на услуги сервисного обслуживания в 2017 году не только сохранится, но и будет увеличиваться. Автопарк в стране расширяется, следовательно, его необходимо обслуживать. К тому же из­за кризиса в России становится все больше подержанных машин, требующих более объемного и частого ремонта.

Тем не менее, для достаточно дорогостоящего ремонта автомобиль должен быть довольно-таки старым. И этого времени еще нужно дождаться, а вот то, что рынок потеряет, как минимум, «полтора миллиона» замен масла и фильтров уже в самой ближайшей перспективе – это очевидно. Туда еще можно прибавить свечи, компоненты тормозной системы и т. д. С другой стороны, выполнять высокотехнологичные работы, связанные с глубоким ремонтом, могут далеко не все СТО. Поэтому логика развития ситуации предполагает усиление специализации и консолидации на рынке. И уже в зависимости от того, как будет развиваться экономика, будут различаться и перспективы различных станций.

Николай Янковский, руководитель сети Бош Авто Сервис в России:

Рынок сервиса сейчас стремительно разделятся на СТО, обслуживающие автомобили, и СТО, ремонтирующие автомобили. Между нимиуглубляющаяся технологическая и ментальная пропасть. Примерно подобное мы видим в медицине между терапевтом в поликлинике и хирургом в больнице.

СТО обслуживающие будут агрегироваться интернет-провайдерами и сетевыми сервисами. Они займут определенную долю рынка и будут конкурировать между собой и так называемыми «гаражниками» за клиента, автомобиль которого вот-вот сойдет с гарантии.

СТО ремонтирующие точно будут получать этого же клиента, но когда будет необходим сложный ремонт.  Статистика обращений и суммы заказ-нарядов в нашей сети говорят
о том, что при пробеге автомобиля более 80 тыс. км доля трат на ремонт значительно превышает траты на обслуживание. Отсюда вытекает и понимание перспективы каждого сегмента: в случае продолжения стагнации экономики,  ремонтирующие СТО более перспективны, а если экономика будет динамично расти, лучшая перспектива у СТО обслуживающих.

Но в любом случае именно сетевые автосервисные структуры – основной вектор развития рынка. Игорь Граф, региональный коммерческий менеджер по странам СНГ «Гейтс СНГ»:

Я думаю, что сети автосервисовэто единственно возможный путь для развития рынка послепродажного обслуживания. В первую очередь это возможность для существующих независимых СТОмелких или среднихполучить информацию, навыки, технологии, техническую поддержку как от компаний, имеющих опыт в развитии этого бизнеса, так и непосредственно от производителя автозапчастей

Сети могут быть различными по своей идеологии и концепции, но в целом, поскольку сетевой сектор в России только зарождается, мы ожидаем его активного развития в самое ближайшее время.

 

Данный фактор, действительно, определяющий. Получить знания, необходимую информацию, профессиональную консультацию можно только
у того, кто ею владеет. А это не кто иной как производители автозапчастей премиального уровня, осуществляющие производство и поставку автокомпонентов не только на конвейеры мировых автомобилестроителей, но и на вторичный рынок. Только им доступны все самые передовые технологии и ноу-хау, поскольку именно они их и создают, апробируют и запускают в жизнь.

Следовательно, для успешного развития СТО необходим максимально близкий контакт, даже можно без преувеличения сказать – прямой контакт непосредственно с производителем - с помощью его компетентного представителя. Иначе станция, оставшись за бортом технологического развития, попросту не сможет предлагать своим клиентам адекватный сервис, она потеряет свою конкурентоспособность на рынке и фактически будет выдавлена из бизнеса своими более расторопными коллегами. Причем в обстановке кризиса все это приобретает дополнительную важность.

Игорь Граф, региональный коммерческий менеджер Gates по СНГ:

Если говорить об общем спросе на автосервисные услуги, то он, конечно, не будет так активно расти, как раньше, в связи со снижением продаж автомобилей, и быстрого его восстановления ожидать не приходится. Я думаю, что борьба за этот рынок будет усиливатьсябудет происходить перераспределение, сегментация рынка, и тут главный вопрос ­ кто выиграет: официальные дилеры, которые серьезно бьются за этот сектор, или независимые СТО. Как мы видим, независимые СТО в последние пару лет уступили свои позиции в части реализации запасных частей рознице как классической, так и онлайн. Только немногие из них предпринимают правильные действия по удержанию и развитию данного направления, начиная от отношения к клиенту  и заканчивая комплексным сервисом, включающим и продажу деталей. Хотя запчастиэто то, что позволяет им развиваться и при правильном подходе составлять существенную долю в выручке и, как следствие, приносить прибыль Тем не менееосновная масса СТО просто теряет в доходности, игнорируя это. Далеко ходить не надо: это не специфическая проблема каких­то небольших населенных пунктовэто относится в том числе и к сервисам в больших городах.

Несмотря на достаточно большое количество автомастерских, рынок все­таки ощущает дефицит качественных услуг, ему не хватает СТО, которым автовладелец мог бы полностью доверять. Потребитель готов платить за качество, за внимание и за сервис, он ищет альтернативу дилерам с точки зрения комфорта обслуживания и не может ее найти. Тот, кто первым ее предложит, тот и выиграет. Кто выработает правильную концепцию, тот и будет доминировать.

 

В выигрыше окажется тот, кто сможет предложить вчерашним клиентам автодилеров сервис, по уровню не уступающий дилерскому. От них автовладельцы ждут комплексного подхода: работу плюс запчасти, профессионализм и гарантии.
И все это без проблем сможет предоставить своим клиентам СТО, тесно взаимодействующая, сотрудничающая с поставщиком запчастей премиального уровня.  

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >