+79139857900

Башмачных дел мастера

17 ноября 2009 в 10:47

Гусеничная цепь является одним из наиболее востребованных расходных материалов для тракторов с гусеничной ходовой частью. Если износ гусениц (и ходовой части в целом) на экскаваторах – еще не самая острая проблема, то для бульдозеров и трубоукладчиков, работающих в сложных условиях, наличие в запасе комплектующих для ремонта гусеничной цепи – насущный вопрос. 

 

Эксперты статьи
  ЭКСПЕРТЫ СТАТЬИ   

Сергей Пацко, исполнительный директор ООО «ЧЕТРА – Комплектующие и запасные части» (Чебоксары) 
Денис Демин, менеджер ООО «ТД Южноуральский регион» (Челябинск) 
Олег Столяр, коммерческий директор компании «ГАДЦ» (Челябинск) 

Журнал «Спецтехника и грузовые автомобили» предлагает вам посмотреть, как выглядит рынок этих комплектующих в России сегодня. 

Производителей гусениц и комплектующих к ним, предназначенных для промышленных тракторов и экскаваторов, в России не так уж много. Наиболее широкую номенклатуру производит «Чебоксарский агрегатный завод», входящий в концерн «Тракторные заводы». Еще в 2006 году компания заявила о начале амбициозного проекта по производству запасных частей для импортной техники. Ставка была сделана именно на комплектующие для ходовой части. В частности, ЧАЗ заявил о своем намерении полностью комплектовать ходовые системы импортных гусеничных тракторов своими запасными частями (производство отдельных комплектующих было освоено в Чебоксарах задолго до этого). 

«В настоящее время торговая компания концерна «Тракторные заводы» — «ЧЕТРА – Комплектующие и запасные части» обеспечивает как внутренний, так и внешний спрос на гусеницы для импортной техники,– рассказывает исполнительный директор ООО «ЧЕТРА – Комплектующие и запасные части» (Чебоксары) Сергей Пацко. – Начавшееся еще в 1992 году сотрудничество с итальянской фирмой ALPEM продолжает активно развиваться. В рамках соглашения звенья гусениц сегодня поставляются на конвейеры известных мировых производителей. «ЧЕТРА – КЗЧ» продает на экспорт запасные части и в страны постсоветского пространства: Азербайджан, Армению, Украину, Белоруссию, Казахстан и др., и в страны Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В 2008 году впервые была отгружена партия запасных частей в Австралию. На внешнем рынке компания имеет более 30 дилеров и продает за рубежом гусеницы и прочие запасные части, которые могут быть использованы на технике таких производителей, как Caterpillar, Komatsu, Dressta, Hitachi, Liebherr и других». 

Если говорить исключительно о гусеницах, то предприятием выпускается почти весь размерный ряд для промышленных тракторов с шагом от 125 мм до 280 мм. 

Гусеницы выпускаются с тремя типами шарнирных соединений:

• с сухим шарниром, 
• с закрытым шарниром  
с консистентной смазкой, 
• с закрытым шарниром 
с жидкой смазкой. 

Гусеницы с сухим шарниром и закрытым шарниром с консистентной смазкой хорошо зарекомендовали себя на угольных карьерах и в дорожном строительстве. Закрытое шарнирное соединение с жидкой смазкой – относительно новое направление в производстве гусениц. Благодаря  оригинальному уплотнению из армированного полиуретана и резины в шарнире «звено-втулка» обеспечивается полная герметичность, сохранность смазки между трущимися поверхностями «пальца» и втулки и защита от агрессивных сред – влаги, грязи и песка. 
Помимо ЧАЗа, гусеницы для тракторов производит еще одно предприятие концерна «Тракторные заводы» – «Курганмашзавод». Однако в отличие от своих чебоксарских коллег, «Курганмашзавод» выпускает гусеницы только для российских тракторов Т-11.01. Гусеница выпускается по чертежам ОАО «Промтрактор» и поставляется на конвейер этого завода. Завод производит гусеницу 1101-22-1 СП, сборную с одним грунтозацепом и уплотнением для удержания жидкой смазки в шарнире. 

Прочие отечественные машиностроители подобными успехами пока похвастать не могут.  Челябинский тракторный завод «ЧТЗ-Уралтрак» производит номенклатуру только для своей техники. Кроме того, на сегмент челябинских бульдозеров претендуют многочисленные сторонние производители гусеничных цепей и гусениц, также базирующихся в Челябинске. В настоящее время на рынке присутствуют две стратегии производства неоригинальных гусениц для ЧТЗ. 

«Некоторые предприятия, руководствуясь ГОСТами, изготавливают соответствующие комплектующие и осуществляют сборку гусениц и цепей гусениц на своих производственных мощностях, обеспечивая при этом надлежащее качество, дают те же гарантии, что и заводы-изготовители», – рассказывает менеджер ООО «ТД Южноуральский регион» (Челябинск) Денис Демин. 

Есть и другой метод производства. Российские специалисты разрабатывают технические условия на гусеницы и размещают заказ на зарубежных предприятиях, как правило, китайских. Естественно, этот процесс более дорогостоящий и трудоемкий, но и результат может оказаться намного более высоким. В частности, при условии достижения высокого качества, компания-заказчик имеет все условия для развития собственного бренда. 

«Гусеницы, которые представляем мы, производятся на деньги нашей фирмы, на оборудовании, нами же специально для этого закупленном, и при использовании технической документации, предоставленной нашей компанией. Весь процесс производства проходит под контролем российских специалистов, – поясняет коммерческий директор компании «ГАДЦ» (Челябинск) Олег Столяр. – В настоящее время производимые нами цепи гусеничные 50-22-102 для тракторов Т-130, Т-170, Т-10 (Челябинский тракторный завод) сертифицированы по системе ГОСТ Р». 

По словам Олега Столяра, при условии тщательного контроля за производством в Китае можно добиться от производителя точности всех показателей (например, твердости на различных поверхностях звена, «пальца», втулки, соосности сочленений созвенников при окончательной сборке). Все это позволяет значительно повысить проходимость гусеничной цепи. При этом стоимость продукции, выпущенной в Китае, оказывается весьма конкурентоспособной в сравнении и с оригинальными гусеницами производства ЧТЗ, и с продукцией независимых российских производителей. 

Впрочем, есть еще и третий вариант -  поставка гусениц китайского производства либо сборка в России гусеничных цепей из китайских комплектующих. 

В настоящее время это направление составляет наиболее значительную конкуренцию российским производителям, поскольку китайская продукция намного дешевле, равно как и китайские комплектующие. Однако качество этой продукции вызывает нарекания. 

«Китайская продукция оставляет желать лучшего, поскольку производится без учета российских требований к эксплуатации, – уверен Денис Демин. –  К примеру, наше предприятие руководствуется ГОСТами, а чем руководствуются китайцы при производстве своих деталей, какого качества металл используют при производстве звеньев, соблюдают ли весь техпроцесс изготовления – неизвестно. Тем не менее их продукция пользуется спросом, поскольку она дешевая, а сегодня многие потребители ориентированы на цену». 


В связи с этим, по словам Дениса Демина, в нижнем ценовом сегменте гусеницы в сборе сегодня пользуются не очень высоким спросом. 

«Зато поднялся спрос на цепи гусениц. При проведении ремонта ходовой части мы предлагаем нашим заказчикам удешевить ремонт путем замены не всей гусеницы в сборе, а только ее цепи, то есть предлагаем к цепи и башмачный болт с гайкой, что позволяет в период кризиса сэкономить денежные средства, поскольку цепь изнашивается намного быстрее, чем башмаки (особенно на экскаваторах). Башмак со старой цепи попросту переставляется на новую, и гусеница продолжает эксплуатироваться», – отмечает представитель ООО «ТД Южноуральский регион»

Что же касается более высокого ценового сегмента, то здесь ценовые и технологические преимущества продукции «Четра-КЗЧ» в ближайшем будущем оспорить будет сложно. Комплектующие для зарубежной техники производства «ЧЕТРА – КЗЧ» дешевле импортных на 30–50 процентов. Это связано не столько с низкими производственными затратами, сколько с девальвацией рубля по отношению к европейской и американской валютам. Однако производство гусениц для зарубежной техники сопряжено со многими трудностями. Прежде всего это создание унифицированных с импортными аналогами деталей ходовой части трактора: звеньев, втулок и т. д. Трудоемкий процесс для отечественного машиностроения – получение идентичного зарубежным аналогам химического состава проката на металлургических предприятиях России. На производственных площадках концерна «Тракторные заводы» этот вопрос решается постепенно путем закупки нового, более современного оборудования и внедрения новых технологий. В настоящий момент уже закуплены и работают современные индукционные печи компании ABB, прессы для штамповки, обрабатывающие центры для механической обработки деталей и пр., позволяющие существенно снизить затраты на выпускаемые детали и улучшить качество всей производимой продукции. Возникают трудности с комплектацией гусениц специализированным башмачным профилем различных типоразмеров, который не производится отечественными предприятиями. Этот вопрос решается путем заключения долгосрочных партнерских соглашений с зарубежными производителями. Однако все эти возможности доступны только такому крупному машиностроительному предприятию, как «Тракторные заводы». Мелким же игрокам рынка подобные инвестиции просто не под силу. 

Гусеничная цепь для тракторов 

Виды и типы гусениц

По материалу изготовления:

• металлическая, 
• резинометаллическая, 
• резиновая. 

По типу используемого шарнира:

• с параллельным шарниром, 
• с последовательным шарниром. 

По типу смазки шарнира:

• сухая (или с открытым металлическим шарниром). Достоинствами конструкции являются простота и надежность в эксплуатации. Необходимый ресурс обеспечивается высокими механическими свойствами деталей шарнира; 
• закрытая. Оригинальное уплотнение в шарнире «звено-втулка» обеспечивает сохранность смазки между трущимися поверхностями «пальца» и втулки в течение всего срока службы гусеницы; 
• с жидкой смазкой. Оригинальное уплотнение из армированного полиуретана и резины обеспечивает полную герметичность шарнира, этим достигается наибольший срок службы гусеницы; 
• с резинометаллическим шарниром. Между «пальцем» шарнира и траком используется резиновая втулка, изгиб гусеницы в местах сочленения траков происходит за счет смещения слоев резины, благодаря чему исключается трение стали о сталь и значительно повышается ресурс «пальцев» и траков гусеницы; 
• с игольчато-подшипниковым шарниром. В качестве втулки используется игольчатый подшипник. Ресурс гусеницы увеличивается, но значительно усложняется ее конструкция. 

По типу траков:

• литая, 
• штампованная, 
• сварная. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >