+79139857900

Бульдозер на стройке

8 августа 2013 в 14:00

Постоянная модернизация выпускаемой землеройной техники позволяет производителям бульдозеров все более усовершенствовать этот класс строительно-дорожной спецтехники. Отечественные производители бульдозерной техники стремится приблизить свои модели к лучшим мировым образцам: обновляют дизайн, оснащают тракторы современными системами управления, мониторинга, автоматической смазки. Однако поставки зарубежной бульдозерной техники растут быстрее, чем продукции отечественных заводов. Какие новые модели бульдозеров предлагают строителям, разбирался наш корреспондент.

 

 

Парадоксально, но факт. Как свидетельствует статистика, на мировом рынке землеройной и горной техники третье место по объемам закупок занимает бульдозерная техника. Она уступает лишь одноковшовым гидравлическим экскаваторам и фронтальным погрузчикам. Впрочем, если обратиться к ТОП-50 то станет ясно, что, несмотря на обширный и емкий рынок, число производителей бульдозеров насчитывается немногим более одного десятка. Это в большинстве своем компании-фуллайнеры (фулл-лайн - полная линейка), те, кто имеют полную номенклатуру выпускаемой строительной техники. Этот интересный факт лишь свидетельствует о том, что бульдозеростроение – высококонцентрированная отрасль, что позиции основных игроков здесь стабильны, и каких-либо неожиданностей вряд ли стоит ожидать. Пока в этом мировом рейтинге российские производители бульдозерной техники отсутствуют.

Сегодня структура рынка бульдозерной техники в разрезе ассортиментной сегментации преобладает техника с мощностью от 100 до 250 л.с., на который приходится 67,2% продаж спецтехники. Сегмент бульдозеров с мощностью двигателя от 250 до 400 л.с. составляет в общей структуре рынка около 27%, а на самый мощный (свыше 400 л.с.) сегмент приходится всего порядка 5% (по данным «Рестко-Холдинг»).

По оценкам экспертов, в 2013 г. ожидается рост объема рынка бульдозеров не более чем на 5-10%. Данному росту будут способствовать увеличение объемов производственного сектора — базовых, добывающих и инфраструктурных отраслей экономики. В стране в последние годы расклад в «бульдозерном сегменте» рынка спецтехники не изменился. Главными «действующими лицами» здесь являются челябинский ЧТЗ-Уралтрак, чебоксарский «Промтрактор» и волгоградский ВгТЗ. Была предпринята попытка войти в число тракторостроителей орловским производителем «Дормаш», челябинским ЧСДМ, Уральским машзаводом. Но их вклад в развитие отрасли оказался мизерным.

Наиболее динамичен импортный сегмент. За последние десять лет в нем произошли кардинальные перемены, как в количественном отношении, так и в марочной структуре. Если десять лет назад в страну было ввезено всего лишь 259 новых единиц бульдозерной техники, то в 2011 году объем импорта составил 2 422 ед., т.е. практически десятикратный рост. Соответственно, рынок новых бульдозеров в РФ теперь фактически поделен пополам между отечественной и импортной техникой.

Что касается марочной структуры, то и здесь произошли кардинальные перемены. Если в начале прошлого десятилетия на долю Caterpillar и Komatsu приходился практически весь объем импорта, то теперь в структуре импорта обозначился новый лидер – китайский бренд Shantui. На другие бренды из КНР - Shehwa и Zoomlion — приходится лишь несколько процентов. Но по-прежнему в сегменте так называемой «белой сборки» лидирует бульдозерная техника Caterpillar и Komatsu. Стремительно на отечественный рынок делает попытку ворваться американский производитель John Deere. Стабильно невысоки доли в импорте Liebherr и Dressta.

Объем ввоза бульдозеров Caterpillar превысил докризисный уровень. Ряд компаний, таких как Dressta, Case, New Holland пока не достигли докризисного уровня поставок. С точки зрения широты модельной линейки вне конкуренции Caterpillar. В предложении этого крупнейшего американского производителя строительной техники более 20 моделей и модификаций бульдозерной техники эксплуатационной массой от 7,8 до 113 тонн. В предложении Komatsu всего 13 моделей, но и они закрывают фактически весь спектр спроса на отечественном рынке. Новичок среди западных производителей бульдозеров, компания John Deere пока имеет ограниченное предложение, состоящее из трех моделей массой 16, 22 и 35 т.

У китайского Shantui, как одного из самых мощных предприятий отрасли, также широкая типоразмерная линейка, однако больше всего ввозятся модели среднего класса SD16, SD22, SD23. В производственной линейке китайской компании имеются модели малого класса эксплуатационной массой 7,6 10,5 и 14 т, но они не пользуются спросом в России.

Пока же в целом по стране структура импорта бульдозерной техники выглядит следующим образом: более половины (53%) приходится на класс бульдозеров массой 17-22т. Второй по численности ввезенных бульдозеров класс техники — 35-40 т (16%), чуть более 10% приходится на технику от 23 до 34 т. А вот малый класс бульдозеров (менее 10 т) не популярен на рынке — на нее приходится лишь 2% импорта.

Максим Можейкин, технический эксперт по строительной технике компании «Восточная Техника» (Новосибирск), официального дилера Caterpillar, отмечает:

«Приоритет при выборе бульдозерной техники зависит от проектов, в которых планирует участвовать заказчик, и текущих потребностей по технологии производства. В зависимости от этого одни и те же заказчики могут приобретать как лёгкие бульдозеры для строительных работ и финишной планировки (D3­D6), так и машины для производства массовых земляных и вскрышных работ (D8­D11). Наибольшим спросом пользуются модели D6 и D9».

На спрос все же наибольшим образом влияет ценовая сегментация на рынке строительной техники. Как правило, условное деление (world-class, отечественная техника и китайская техника) с некоторыми нюансами применимо к классификации бульдозерной техники по ценовым категориям. Условно сегментировать рынок бульдозеров по категории «цена» можно следующим образом. Премиум-сегмент – Caterpillar и Komatsu, их берут под долгосрочные строительные программы, для работы в разрезах и карьерах. Средний сегмент – ЧЕТРА, Dressta, ЧТЗ-Уралтрак. И наконец, эконом-сегмент — китайская техника. Это условное деление, но в принципе находящее подтверждение у строителей и продавцов бульдозерной техники.

Евгений Кулешов, директор ООО ПКП «ЧТЗ Сервис» (Омск), отмечает:

«Бульдозеры ЧТЗ­Уралтрак скорее относятся к среднему ценовому сегменту. На отечественном рынке по ценовой категории выделяют «премиум­класс» ­ это техника Komatsu, Caterpillar, «средний класс», к которому можно отнести отечественные бульдозеры ЧЕТРА, и «эконом­сегмент» — как правило, это китайские бульдозеры Shantui и Shehwa».

При выборе бульдозерной техники на предприятиях разных отраслей экономики приоритеты различаются. Если в горнодобывающей промышленности при круглосуточной работе разрезов и карьеров на первый план выступает надежность, качество бульдозерной техники, то на предприятиях строительно-дорожного комплекса имеет место несколько иной подход.

«Одними из основных критериев при выборе машины на нашем рынке можно назвать надёжность, эксплуатационную массу и наличие необходимых машин на складе поставщика. Также немаловажным фактором для заказчика является возможность установки на машины дополнительного оборудования для обеспечения технологии работ. Но прежде всего – надёжность и ремонтопригодность, т.к. зачастую бульдозеры работают там, куда кроме как на бульдозере не добраться. Далее, высокая производительность; комфортные условия работы оператора, т.к. зачастую он проводит в машине большую часть суток. Важны низкий расход топлива и продолжительные интервалы замены рабочих жидкостей», ­ - отмечает Максим М. Можейкин из компании «Восточной Техники».

«В условиях выбора цена/качество потребители и заказчики делают упор на ценовую составляющую. Поэтому на рынке наиболее востребована продукция эконом­класса, а также среднего класса, -­ добавляет Евгений Кулешов. ­ - И пока в омском регионе сильны позиции ЧТЗ , во многом благодаря наличию в регионе дилера ООО ПКП «ЧТЗ­Сервис», но давление со стороны эконом­класса техники достаточно сильное. Хотя важно отметить, что сервисное обслуживание китайских бульдозеров обходится дороже, чем отечественной техники, и сроки доставки запчастей увеличены, чего не скажешь об обслуживании отечественной техники. Самой распространенной и популярной моделью челябинских тракторостроителей является, конечно же, модель Б­10».

 

 

Отечественные перемены

Среди отечественных производителей наиболее полный модельный ряд бульдозеров имеет чебоксарский «Промтрактор», который выпускает технику под брендом ЧЕТРА.

Основную продуктовую линейку – промышленные тракторы – предприятие стремится приблизить к лучшим мировым образцам: обновляет дизайн, оснащает тракторы современными системами управления, мониторинга, автоматической смазки, освещения, пожаротушения.

Самая младшая модель – ЧЕТРА Т9. Его выпуск начался относительно недавно. Есть модификация с пониженным давлением на грунт – ЧЕТРА-Т9М. На модель устанавливаются двигатели ЯМЗ-236 НБ-2 или Cummins QSB6,7 мощностью 150 л.с. Общая масса бульдозеров с разными двигателями — 17920 кг и 16740 кг, соответственно. Давление на грунт – 0,607 кг/кв. см.

Однако самой массовой моделью в линейке чебоксарского производителя является ЧЕТРА Т11: выпускается с двумя типами трансмиссий — гидромеханической и гидростатической (ЧЕТРА Т11С). Машина, благодаря свой универсальности, используется во многих отраслях экономики. Одним из преимуществ ЧЕТРА Т11С является меньшее число элементов привода, отсутствие резкопеременных динамических нагрузок, возможность плавного и резкого торможения, плавность поворотов на скорости и при нагрузке, увеличенный ресурс двигателя.

Выпускается с двигателями ЯМЗ и Cummins, а также есть возможность установки лицензионного двигателя Sisu. Общая масса ЧЕТРА Т11 с двигателем ЯМЗ – 20 875 кг, с двигателем Cummins – 20400 кг. Давление на грунт – 0,43 кг/кв. см.

Отметим, что чебоксарское предприятие занимает второе место по объемам закупок двигателей Cummins после белорусского автопроизводителя БелАЗ.

Машина среднего тягового класса Т15 выпускается в трех модификациях: ЧЕТРА Т15, ЧЕТРА Т15Л (с тяговой лебедкой) и ЧЕТРА Т15М (С пониженным удельным давлением на грунт). Емкость отвала Т15 – 8,5 куб.м.

На выставке СТТ-2012 был презентован модифицированный бульдозер ЧЕТРА Т20.02. Емкость отвала бульдозера, который широко применяется как в строительно-дорожной отрасли, так и в горно-, нефте-, газодобывающей отраслях, при прокладке трубопроводов, составляет 11,7 куб.м. На рыхлитель могут быть установлены один-три зуба. На него устанавливается новый двигатель Cummins QSM11 или ярославский ЯМЗ-238.

Машина тяжелого тягового класса ЧЕТРА Т25 выпускается и в варианте с пониженным удельным давлением на грунт. На модель устанавливаются двигатели ЯМЗ-8501.10 и Cummins QSX15-C440. Емкость отвала 13,1 и 11,9 куб.м, соответственно. Общая масса ЧЕТРА Т25 – 46650 кг (45700 кг).

Еще один представитель тяжелого тягового класса — ЧЕТРА Т35.02, это модифицированный вариант Т35. При создании модифицированной модели были учтены все замечания и пожелания пользователей техники. На бульдозер устанавливается двигатель Cummins QSK 19-C525 и ЯМЗ. Емкость сферического отвала – 20, 3 куб.м, полусферического – 18,5. Масса бульдозера – 61,5 т.

Самая старшая модель – ЧЕТРА Т40. Сейчас работа над модификациями 02 продолжается, но на подходе еще более совершенная техника, которая будет иметь индекс 03. На модификациях бульдозеров серии 02 применяются усовершенствованные трансмиссии с электрогидравлическим управлением и бортовыми микропроцессорами. Усовершенствована ходовая часть: литые мосты и сварнолитые балансирные балки, безраскосные тележки, кареточная эластичная подвеска.

 

 

Уральские инновации

Флагман отечественного тракторостроения — Челябинский тракторный завод ООО «ЧТЗ-Уралтрак» — тем не менее, имеет вторую позицию по числу типоразмерных базовых гусеничных промышленных тракторов. В производственной линейке шесть типоразмеров бульдозеров — мощностью от 110 до 370 л.с. и массой от 12 до 45 т.

Однако предприятие не стоит на месте. Согласно долгосрочной стратегии, производственные мощности ЧТЗ-Уралтрак будут увеличены до объема выпуска 5000 тракторов в год. Напомним, что в самый благоприятный 2008 год предприятие смогло выпустить 2,5 тыс. единиц техники. Общие затраты по инвестиционной программе перевооружения предприятия составят порядка 13,5 млрд руб. - 60% этой суммы тракторостроители рассчитывают получить из федеральной казны, а 40% - внебюджетные средства, которые также инвестирует корпорация УВЗ (в состав которой входит челябиская компания). Инвестпрограмма, которая рассчитана до 2020 года, позволит существенно модернизировать модельную линейку бульдозерной техники и увеличить ее производство. Сейчас завершается выполнение другой инвестиционной программы - организация и запуск производства дизельных двигателей серии «Т».

Когда-то флагман отечественного тракторостроения ЧТЗ строился с ориентиром на жесткое поточное производство, выпуск однотипных, серийных изделий бульдозерной техники в больших количествах. Сегодня его предстоит перевести на гибкие производственные системы, позволяющие быстро перестраивать механообработку с одной детали на другую, сокращая за счет этого станочный парк.

«Сейчас ЧТЗ­Уралтрак входит в структуру Уралвагонзавода, где принята и реализуется большая инвестиционная программа. Это коренным образом сказалось на обновлении поставляемой техники. Обновлены и поступают к нам модели бульдозеров Б­11, Б­12, Б­14. В сравнении с предыдущими версиями, у них улучшена управляемость, есть вариант с джойстиковым управлением, качественно по­новому оборудовано рабочее место оператора­водителя, улучшен дизайн кабины, увеличен обзор, степень остекления, установлено кресло Pilot. На заказ принимается установка двигателя Cummins, новых гусениц с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Всех изменений не перечислишь. Большим плюсом в пользу выбора марки ЧТЗ играет еще то, что по всем вопросам связанных с эксплуатацией обслуживанием и ремонтом техники ЧТЗ, можно обратиться к надежному дилеру ЧТЗ­Уралтрак ­ ООО ПКП «ЧТЗ­Сервис». Начиная с 2007 года, данное предприятие зарекомендовало себя как ответственный и надежный поставщик запасных частей и спецтехники производства «ЧТЗ­УРАЛТРАК», а также сервисных услуг для дорожно­строительной техники. В целом ЧТЗ­Уралтрак только в самом начале перехода на принципиально иной уровень отечественной техники», ­ - рассказываетЕвгений Кулешов.

На протяжении многих лет лидером продаж ЧТЗ является модель Б10М, массой 18-21 т. Оснащается двигателем Д-180 и собственного производства. Поскольку эта модель занимает львиную долю продаж в сегменте отечественных производителей, завод постоянно проводит модернизацию и усовершенствование бульдозеров. В каталоге предприятия на 2013 год представлены модели Б10М, Б10МБ, Б10М2. Ресурс ходовой увеличен благодаря применению опорных катков с подшипниками скольжения; уплотнений Duo Conе в опорных и поддерживающих катках, в направляющих колёсах; ведущих колёс со сменными зубчатыми сегментами; гусениц с уплотнёнными шарнирами и башмаком из стали с высокими физико-механическими свойствами и креплением специальными болтами.

Обновленные серийные бульдозеры Б11 имеют гидромеханическую трансмиссию с модульными планетарными бортовыми редукторами и вынесенной осью прокачки тележек гусениц – это позволяет увеличить ресурс трансмиссии, повысить ремонтопригодность. Новая шестигранная кабина с улучшенными условиями труда оператора обеспечивает комфорт на рабочем месте. Оригинальный дизайн выполнен с применением высокопрочного пластика для облицовки кабины и капота трактора.

На модель устанавливается как двигатель Cummins QSB6,7, так и ЯМЗ-236Н-3 либо серии 4Т371, мощностью 190 л.с. Тележки имеют по 6 опорных катков и направляющие колеса на подшипниках скольжения, с уплотнениями типа Duo Cone, а также по два консольных поддерживающих катка.

На бульдозер Б14 устанавливаются двигатели 4Т371 либо 6-цилиндровые двигатели 6Т370 мощностью 215 л.с. Возможна установка V-образных 6-цилиндровых движков ЯМЗ-236Б-4. Учитывая характер использования бульдозера Б14, в его конструкции использованы как технические решения, апробированные на тракторах предыдущих поколений ЧТЗ, так и оригинальные разработки по важнейшим системам бульдозера.

Реализация высоких тяговых усилий обеспечивается существенными изменениями в конструкции ходовой системы трактора. Колея трактора увеличена на 200 мм (2080 мм), что позволяет устанавливать башмаки гусеницы шириной 560 или 690 мм. Длина опорной поверхности на грунт увеличена до 3182 мм за счет установки тележек гусениц с семью опорными катками на подшипниках скольжения. При увеличении колеи до 2280 мм на этой же базе может изготавливаться модель высокой проходимости (болотоходная) с башмаками до 900 мм. Кабина выполнена со съемной крышей из стеклопластика и вклеенными стеклопакетами, улучшенными шумо-тепло-вибро-изоляционными свойствами. Два стеклоочистителя пантографного типа на дверях и два на переднем и заднем стеклах. Место для установки радиофона с динамиками и встроенными ящиками для укладки личных вещей оператора. Щиток приборов выполнен в виде герметичной монопанели со стрелочными указателями и лампочными сигнализаторами. Имеется штатное место для установки кондиционера. В верхней части расположен вентиляционно-эвакуационный люк. На прошедшей недавно в Москве выставке СТТ-2013 компания ЧТЗ-Уралтрак представил модели бульдозеров Б11 и Б14 с джойстиковым управлением.

 

 

Американский подход

Американский производитель Caterpillar предлагает российским строительным и горнодобывающим компаниям самый широкий модельный ряд бульдозеров. Бульдозеры малой мощности (менее 78,33 кВт) включают три компактные машины последней серии «К» – D3K (7795 кг, 55,2 кВт), D4K (8147 кг, 62,6 кВт) и D5K (9408 кг, 71,6 кВт). Бульдозеры в диапазоне средней мощности – модели D6K (12 886 кг, 93 кВт, овальная гусеница), D6N (16 555 кг, 112 кВт, треугольная гусеница), D6G Deries 2 (16 880 кг, 119 кВт), D7G Series 2 (20 580 кг, 150 кг, овальная гусеница), D6R Series 3 (18 669 кг, 138 кВт, треугольная гусеница), D7R Series 2 (25 304 кг, 179 кВт, треугольная гусеница) и D7R (24 962 кг, 194 кВт, треугольная гусеница). Масса бульдозера варьируется в зависимости от выбранного варианта ходовой части, башмаков и конфигурации рабочего оборудования.

По словам Максима Можейкина компании из «Восточной Техники», новинками на отечественном рынке являются следующие модели Caterpillar:

«Бульдозер D5R ­ новая машина, созданная специально для заказчиков, работающих в строительной индустрии. Ходовая с поднятой бортовой, два варианта длины ходовой части, 3 варианта отвалов (прямой, полу­универсальный, поворотный). Конструкция бульдозера D5K для борьбы с лесными пожарами включает: огнеупорные гидролинии на всей машине, стальные топливные магистрали, ручной отсекатель подачи топлива в кабине, глушитель с искрогасителем, улучшенную систему фильтрации воздуха, поступающего в кабину, усиленную защиту днища машины, защиту у стёкол кабины.

Бульдозер D7E – бульдозер с дизель­электрической силовой установкой. Здесь снижен расход топлива, снижена стоимость владения и обслуживания, увеличена производительность, улучшена маневренность».

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >