Сегодня по данным ассоциации РОАД в стране насчитывается 4 463 дилерских центра, находящихся во владении 1 132 собственников. Особенностью данного исторического момента является тот факт, что, несмотря на существенное падение продаж новых автомобилей, число дилерских центров (ДЦ) до последнего времени практически не уменьшалось. Сокращение за первые 9 месяцев 2015 года составило всего 1%. Эта ситуация кардинальным образом отличается от 2009 года, когда число ДЦ сократилось на 8% за год. Приводятся данные в исследовании Ассоциации РОАД и «АвтоБизнесРевю».
С начала года прекратили работу и закрылись 292 автоцентра. В то же самое время было открыто 258 новых автосалонов. Наибольшие потери наблюдаются у дилеров марки Chevrolet. С момента объявления об уходе General Motors из России свою деятельность прекратили 35 автоцентров этой марки. Сокращение сети составило 22% от общего числа. На втором месте по темпам сокращения - автоцентры GM-АвтоВАЗ (-14%). Сократилась представленость на отечественном рынке французского бренда Peugeot – его дилерская сеть сократилась на 21%. Отметим, что топ-менеджмент французской марки не делал никаких резких заявлений, подобно американцам.
На 36 автосалонов сократилась дилерская сеть отечественной марки Lada. Одновременно в разных городах заработали 24 новых автосалонов.
Феноменальные показатели у отечественного бренда UAZ. Число дилерских центров в целом с начала года увеличилось: одновременно с закрытием 15 автоцентров открылись 34 новых. Этот вездеходный автобренд в нынешний кризис не устает удивлять, ведь продажи автомобилей этого бренда практически не падают, а его бестселлер UAZ Patriot уже прочно обосновался в ТОП-25 (по данным АЕБ).
Также в кризис продолжается рост дилерской сети возрожденного японского бренда Datsun. Число автоцентров в этом году увеличилась на 38% (это 23 новых автосалонов). Впрочем, рекордсменом по темпам прироста своей сети стал китайский бренд DongFeng Motor (DFM). Статистика зафиксировала его наибольшую положительную динамику среди всех марок (+72%), или 15 новых автосалонов.
Анализ статистики изменения дилерских сетей с 2008 года по 2015 год показывает большую разницу в уровне стабильности сетей разных брендов. У лидирующих марок – Toyota и Subaru – минимальные единичные потери за семь лет. На третьем месте в рейтинге устойчивости дилерская сеть японского бренда Mazda. У остальных автопроизводителей число закрывшихся дилеров находится на уровне от 20 до 79.
Среди премиальных брендов самыми стабильными оказались сети Lexus, Infiniti и Mercedes-Benz.
Какие же внутренние глубинные процессы, помимо отмеченных статистикой численного изменения автосалонов, происходят в дилерском сегменте автомобильного рынка?
Одна из достаточно четко проявившихся тенденций последнего времени заключается в уплотнении площадок, «подселении» в автосалоны новых брендов. С начала года, когда кризисные явления уже стали очевидными, началась и укрепилась тенденция к преобразованию мономарочных предприятий в мультибрендовые. Дилеры стали бороться за эффективность деятельности за счет оптимизации использования площадей автоцентров.
Второй тренд – рост популярности российских марок у автодилеров. АвтоВАЗ и УАЗ с начала года запустили около 70 новых автоцентров. Дилерские сети отечественных марок пополнились игроками, которые ранее фокусировали свою работу только на иномарках.
Третья тенденция не осталась незамеченной в числе остальных. В расширении портфеля дилерских сетей активно стала использоваться «китайская карта». Четверть новых, открывшихся в 2015 году автосалонов, представляют китайские бренды. Очевидно, что китайский сегмент стал рассматриваться как наиболее перспективный.
И еще один тренд, связанный с оптимизацией производственного процесса дилеров. После резкого скачка валютных курсов и повышения арендных ставок на недвижимость дилеры стали отказываться от работы на арендованных площадях.
Структура выручки дилерской компании в 2015 году (по данным «АвтоБизнесРевю»)
Меньше не всегда лучше
По всей видимости, в сравнении с более благоприятным 2012 годом объем продаж новых автомобилей в 2015 году снизится наполовину. При относительно стабильно сохранившемся количестве автоцентров это приведет к снижению ряда показателей их деятельности. Так, общий спад продаж на автомобильном рынке уже повлиял на уменьшение удельных продаж в расчете на один дилерский центр. Этот показатель составил 350 автомобилей на автоцентр, что на 20% ниже, чем было в 2009 году. Это, в частности, результат роста дилерских сетей за посткризисный период. Следует отметить, что в настоящее время количество проданных автомобилей, приходящихся на один центр, в среднем в два раза ниже, чем в более благоприятные для рынка 2011-2012 гг.
Также в отрасли сохраняется большая разница в объеме продаж дилерских центров, расположенных в крупных городах и в меньших по численности населенных пунктах. В городах-миллионниках, не говоря уже о Москве, уровень продаж, приходящихся на один центр, больше. Но и внутри таких более успешных городов-миллионников половина дилерских центров не дотягивает до уровня среднего показателя продаж (350 авто).
В этих условиях происходят структурные изменения внутри дилерского бизнеса, вызванные влиянием как внешних факторов, так и падением уровня доходности. Прежде всего, проявляется стремление дистрибьюторов повысить эффективность дилерской сети. Некоторые стремятся прекратить работу с неэффективными дилерами и усилить ее за счет более успешных партнеров. В свою очередь, проявляется и другое, противоположное, направление. Дилеры отказываются от сотрудничества с брендами, которые не позволяют эффективно вести бизнес с адекватной доходностью. Как крупные холдинги, так и монобрендовые предприятия стараются получить новые франшизы, чтобы сгладить падение продаж и выручки. Таким образом, дилеры пытаются восполнить потери в продажах за счет расширения портфеля марок.
Однако не всем удается удержать ситуацию, и уже с начала года минимум 20 дилерских компаний вступили в процесс банкротства. Финансовая ситуация у ряда дилеров критическая. По данным ASE, с отрицательной рентабельностью первое полугодие 2015 года завершили 22% дилерских центров. Правда, доля убыточных предприятий сократилась на 9 процентных пунктов в сравнении с итогами 2014 года. Согласно анализу этого же агентства, средний показатель рентабельности российских дилерских центров в первой половине 2015 года снизился до 2,8% (относительно итогов 2014 года). В абсолютном выражении объем прибыли тоже стал меньше в среднем на 40-50%.
Сегодня выручка дилерского центра формируется преимущественно за счет продажи новых легковых автомобилей (см. рисунок). На этот основной вид деятельности приходится практически 70% объема. При этом средняя цена продаваемых автомобилей растет и уже превысила 1 млн руб. На торговлю подержанными автомобилями (трейд-ин) приходится менее десятой части объемов реализации продукции (9,2%). Сегодня средняя цена продажи пробегового автомобиля, реализуемого через дилера, составляет
516 тыс. руб., на сервис и запчасти приходится 18,4% выручки. По статистике 2015 года, доля сервиса в выручке дилерских компаний показала наиболее существенный скачок и достигла самого высокого значения за последние шесть лет. Если в 2011 году доля сервисного обслуживания автомобилей в выручке ДЦ составляла всего 3,9%, то сегодня уверенно приближается к 10%.