+79139857900

Дорого, а не блестит

28 сентября 2011 в 12:21

Отгадали загадку? Речь идет о матовых покрытиях. Матовое лакокрасочное покрытие автомобиля стало своеобразным признаком стиля среди любителей тюнинга. Матовый лак сегодня считается одним из обязательных признаков дорогого тюнинга автомобиля, причем не только спортивного. Матовые покрытия можно встретить и на дорогих внедорожниках, которые к автоспорту не имеют никакого отношения. Вот мы и решили поговорить с техническими специалистами о том, какими средствами можно создать качественное матовое покрытие автомобиля и каковы технические особенности нанесения такого покрытия.

 

  Эксперт ы статьи:  

Виктор Кузьминых,техник-технолог компании «Сибирская Альтернатива» (Новосибирск) .

Дмитрий Равдугин, менеджер по продажам компании «Европроект-Новосибирск» (Новосибирск).

Иван Никитин, заместитель начальника отдела рекламы и маркетинга компании «Рефиниш-Автолак» (Москва) .

 

Спрос на матовые покрытия докатился до регионов совсем недавно. Ещё год назад просьба придать автомобилю матовый цвет вызывала бы в большинстве станций кузовного ремонта недоуменный взгляд. Сегодня же такую услугу предлагают многие автоцентры. Как это обычно бывает с новой услугой, сначала она появляется у лидеров рынка, а затем шагает в массы. Сейчас на рынке автомалярных услуг в сибирском регионе настал как раз тот период, когда интерес к матовым покрытиям стал стабильным и очень востребованным.

 

Продавцы лакокрасочных материалов отмечают, что в первом квартале 2010 года количество обращений за матовыми добавками и матовыми лаками было особенно высоким. Связано это, по всей видимости, с тем, что многочисленные любители автомобильного тюнинга как раз вышли на финальную стадию подготовки своих работ к предстоящему летнему сезону. Впрочем было бы не верным утверждать, что матовый блеск вызывает интерес только у представителей золотой молодежи, любителей нелегальных гонок и прочих представителей околоспортивной тусовки. Матовые покрытия вышли за рамки тюнинга, и сегодня лак различной степени матовости можно встретить и на спорткаре, и на мощном кроссовере, и на полноценном внедорожнике. Не предлагать услуги по нанесению матовых покрытий – это всё равно, что своими руками отнимать у себя очень толстый кусок пирога. Ведь любой заказ на матовое покрытие – это серьезные деньги. Матовое покрытие наносится на весь кузов и зачастую требует полного перекраса кузова. Есть конечно способы нанесения матового лака без перекраски кузова, но о них – чуть позже.

 

На рынке сегодня представлено два материала, с помощью которых можно добиться матовости покрытия. Это готовые матовые лаки, а также специальные матовые добавки в лаки либо в краску. Разберем основные плюсы и минусы этих материалов.

 

 

 

Матовый лак или матирующая добавка?

Основное преимущество матового лака заключается в том, что это уже готовый состав, в который необходимо добавить разбавитель и отвердитель в традиционной пропорции и можно наносить его на кузов. В ассортименте известных производителей ЛКМ есть матовые лаки, которые дают покрытию различную степень матовости – от 30 до 60%, что значительно облегчает подбор лака. К тому же в основе матовых лаков, как правило, лежат либо керамолаки, либо лаки HS, которые оптимально подходят для создания однослойных матовых покрытий. Таким образом, если у ваших маляров нет навыка смешивания матовых добавок, то использование матового лака позволит им избежать ошибок на подготовительной стадии. Матовые добавки в акрил и лак необходимо добавлять, строго соблюдая пропорции.

 

 «Для того чтобы получить полностью матовое покрытие, матовую добавку следует смешивать с основным продуктом (лаком или эмалью) в пропорции 1:1. Затем в получившуюся смесь добавляется отвердитель, в количестве 50% от полученного объема и с помощью разбавителя (10%) смесь доводится до нужной консистенции. Для малоопытного маляра приготовление такого состава – это не самая простая задача, - отмечает техник-технолог компании «Сибирская Альтернатива» Виктор Кузьминых. – Опытный маляр, который хорошо понимает, как правильно смешивать краску в нужных пропорциях, чтобы получить готовую смесь, сможет без особых проблем добиться качественного матового покрытия».

 

Применение матовых добавок к эмали интересно ещё и тем, что оно позволяет придать матовость не только верхнему лаковому слою, а всему лакокрасочному покрытию. Кроме того, только при помощи матовых добавок можно добиться 100% матовости. Комментирует Дмитрий Равдугин, менеджер по продажам компании «Европроект-Новосибирск»:

 

 «Матовое покрытие может быть разным по степени «матовости». К примеру, для создания покрытия, матового на 60%, можно использовать лак R-M Selikatop. Если использовать такой лак, то вы получите оригинальное матовое лакокрасочное покрытие, идентичное заводскому. Есть в ассортименте компании R-M ещё «полуматовый» лак Satintop, который имеет 30% глянца и 30% матовости. Для того чтобы получить 100% матовое покрытие, в матовый лак Selikatop следует добавлять ещё матовую добавку Special Mat 09. Данный способ создания глубоких матовых покрытий активно используется различными тюнинг-ателье».

 

Отметим, что использование матовой добавки в обычный лак позволяет снизить расходы на покупку материалов, поскольку готовый матовый лак стоит дороже, чем обычный лак HS и матовая добавка.

 

Технология нанесения матовых  лаков

По словам Дмитрия Равдугина, технология работы с матовыми лаками несущественно отличается от традиционной.

 

 «Если использовать специальный «матовый» лак R-M, то наносить его надо в два «мокрых» слоя. Это означает, что первый слой лака выдерживается до матовости, после чего наносится второй слой лака, – отмечает представитель компании «Европроект-Новосибирск». – Одна из главных проблем при нанесении матовых покрытий заключается в том, что полировать их нельзя. Соответственно, автомобиль должен быть покрашен без «сора». Именно в этом и заключается основная проблема для большинства сибирских станций кузовного ремонта, не имеющих в своём распоряжении профессиональной (или хотя бы самодельной) окрасочной камеры».

 

Таким образом, создание качественного матового лакокрасочного покрытия в гаражных условиях становится довольно проблематичной задачей.

В компании «Рефиниш-Автолак» нас заверили, что для опытного маляра освоить процесс работы с матовым лаком не составит большого труда.  Кстати, как отметил заместитель начальника отдела рекламы и маркетинга компании «Рефиниш-Автолак» Иван Никитин, с помощью матового лака можно создать матовое покрытие, даже не перекрашивая кузов. Вот как выглядит данная технология по опыту технологов компании «Рефиниш-автолак»:

 

• Идеально отмыть автомобиль от накопившихся на нем силиконовых и солевых включений.

• Разобрать автомобиль под наружную окраску (снять ручки, молдинги, катафоты, повторители поворота  и другие детали, которые возможно снять).

• Обезжирить все детали антисиликоновым обезжиривателем.

• Обезжирить все детали водно-спиртовым обезжиривателем.

• Отремонтировать детали с повреждениями на лакокрасочном покрытии, вплоть до сколов.

• Полностью удалить глянец со всех деталей, подлежащих окраске.

• Глянец можно удалять как вручную с водой, так и с применением шлифовальных эксцентриковых машинок. С водой использовать градацию абразива Р1000 и серый скотч-брайт вместе с матирующей пастой или матирующим гелем.

 

С шлифовальной машинкой следует использовать абразивный круг Р500. После обработки поверхности желательно на сухую пройти всю поверхность серым скотч-брайт с водой и с добавлением матирующей пасты или матирующего геля. После вышеуказанной операции необходимо тщательно промыть весь автомобиль водой, идеально протереть его насухо и просушить немного в ОСК. После сушки автомобиля и продувки можно приступать к процессу оклейки и маскировки. Этот процесс необходимо проводить непосредственно в окрасочной камере. Обязательно проверьте все оклеенные детали на прочность, обезжирьте и обеспыльте все детали. После этого автомобиль готов к частичной покраске отремонтированных деталей базовым цветом и покрытию всей поверхности матовым лаком.

 

Матовый лак разводится 2:1 с отвердителями  1500 (быстрый), 1100 (нормальный), 1300 (медленный), 8800 (нормальный) и добавлением 20% разбавителя 2500 (быстрый), 2100  (нормальный) и 2300 (медленный). Вязкость разведенного, готового к работе лака должна составлять 17-19 сек. при 20°С. Лак наносится  в 2 слоя с промежуточной выдержкой  10-15 минут, перед сушкой. Сушка при 60°С - 40±45 минут, сушка в естественных условиях при 20°С – 16 часов.

 

Нюансы: не пытайтесь наносить каждый слой жирно. Наносите нормальные глянцевые слои. Более толстые слои матового лака приводят к падению матовости. Толщина высушенных 2 слоев лака должна составлять 50-60 мкм. Наличие вкрапления частичек пыли в лакокрасочное покрытие обуславливается аккуратностью маляра, чистотой и порядком в окрасочном помещении. Очень важный момент: перед наливанием матового лака из оригинальной банки его необходимо тщательно перемешать до однородного состояния.

 

Нанесение лака или эмали с матовой добавкой 

 

Как уже было описано выше, для создания матовых покрытий с применением обычного лака и матовой добавки следует использовать лак типа HS.

 

 «Связано это с тем, что матовый лак должен наноситься в один слой. Двухслойные лаки все же могут местами давать глянец, - поясняет Виктор Кузьминых. – После нанесения лак оставляется на сушку, в процессе которой покрытие и становится матовым».

 

Как отмечает технолог компании «Сибирская Альтернатива», добиться качественного матового покрытия можно не только в условиях окрасочно-сушильной камеры. Если работать аккуратно, то и в гаражных условиях можно покрасить кузов без сора. Главное – это грамотно нанести один хороший слой лака, чтобы не было ни подтеков, ни других дефектов. И естественно, ни в коем случае нельзя полировать матовый лак.

Что касается эмали с матовой добавкой, то готовится она так же как и лак. Перед окрашиванием в готовую акриловую эмаль вводят добавку для матирования в размере 100% на полный объем эмали, затем на весь этот объем добавляют 50% отвердителя и 10% разбавителя. После вышеуказанного разведения автоэмаль готова к нанесению в 2 слоя, выдержка между слоями и перед сушкой и сушка – такие же, как и при работе с матовым лаком. Вязкость краски вместе с матовой добавкой должна составлять18-20 сек при 20°С.

 

Цвета под базовый лак

 

В принципе, матовый лак можно нанести на краску любого цвета. Традиционно наиболее популярными цветами для этого считаются черный и серый (стальной), хотя в последнее время все чаще стали встречаться синие и зеленые кузова с матовыми покрытиями. Жестких ограничений, кроме чисто эстетических, нет, но есть рекомендации производителей. А производители ЛКМ настоятельно не рекомендуют использовать матовые добавки в эмалях с оттенками низкой укрывистости, поскольку при добавлении матовой добавки и без того уже небольшая укрывистость материала снижается.

 

Эксплуатационные характеристики матовых покрытий

 

Царапины на матовом лаке не менее заметны, чем на глянцевом покрытии. Правда, если вы используете готовый матовый лак, то поцарапать его не так уж и просто.

 

 «К примеру, матовые лаки в ассортименте бренда R-M относятся к керамолакам, - отмечает Дмитрий Равдугин, – поцарапать их не так уж легко. Учитывая тот факт, что матовый лак не нужно полировать, такое решение производителя вполне оправдано. Ещё одним плюсом матовых лаков R-M является наличие пластификаторов, соответственно, при нагревании небольшие царапины по лаку попросту самоустраняются. Не случайно именно лак Selikatop был выбран компанией Mercedes в качестве оригинального для создания матового покрытия на ограниченной серии своих автомобилей под брендом Armani».

 

Если же вы наносите обычный лак с матовой добавкой, то царапаться он будет ничуть не меньше любого другого лака HS.

 

 «Если проехать на машине по каким-нибудь кустам, то царапины на лаке будут видны, – заявляет Виктор Кузьминых. - Так что, если вы хотите защитить матовое покрытие от царапин, то стоит подумать о нанесении дополнительного защитного слоя нанолака. На матовость покрытия это никак не влияет. Наоборот, покрытие становится более глубоким. Единственный минус – довольно высокая цена».

 

Перекрасить автомобиль, да ещё покрыть его нанолаком могут позволить себе далеко не все потребители. Услуга сейчас востребована среди обеспеченной молодёжи, которая тяготеет к самовыражению. Впрочем, и довольно взрослые люди сегодня нередко меняют заводские глянцевые покрытия на матовые. Для любой станции кузовного ремонта освоение этой услуги сулит неплохую прибавку дохода, поскольку средняя стоимость такого заказа в Новосибирске сегодня составляет сумму, сопоставимую с полной перекраской кузова. Научитесь делать матовые покрытия, пока это не сделали ваши конкуренты, и у вас не будет простоев даже в летние месяцы.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Малярно-кузовной ремонт: новая реальность

Реформы в области автострахования, затяжной экономический кризис, падение курса...

20 янв 2017 в 22:27

Подробнее >
Photo

Бизнес из баллончика

Сегодня основное внимание профессионального сообщества по понятным причинам...

4 апр 2016 в 16:49

Подробнее >
Photo

АВТОЦЕНТР КУЗОВНОГО РЕМОНТА «МАСТЕР»

Профессиональный кузовной...

13 окт 2015 в 10:25

Подробнее >