+79139857900

Эволюция моторных масел. Что год грядущий нам готовит?

17 ноября 2014 в 14:09

Рынок автомобильных моторных масел идет вперед семимильными шагами, каждый новый сезон предлагая инновационные решения и интересные находки. Всего каких-то пару десятков лет назад выбор моторного масла сводился к трем вариантам – органика, синтетика или полусинтетика, плюс подходящий класс вязкости – чаще всего 10W-40.  Сегодня под воздействием множества факторов ситуация на рынке моторных масел изменилась кардинально. О том, чем живет и дышит рынок автомобильных масел, наш сегодняшний материал.

 

Вслед за новыми тенденциями

 

Одним из важнейших факторов, повлиявших на эволюцию моторных  масел, стали повышенные требования к современным двигателям. В первую очередь это законодательство по выбросам загрязняющих веществ. Самый строгий стандарт  – EURO-5 – действует на территории ЕС с 2008 года, а с января 2014 он был введен и в России. Кроме того, постоянно пересматриваются и классификации моторных масел API, ACEA и JASO.  Двигатели современных автомобилей отличаются более высокими максимальными оборотами и большей степенью форсирования, и при этом они обладают меньшей массой и большей удельной мощностью. Кроме того, сегодня невозможно представить себе технически продвинутый автомобиль без турбокомпрессоров и систем прямого впрыска. Разумеется, требования, выдвигаемые к качеству моторных масел, сегодня высоки как никогда, и производители вынуждены адаптировать свои смазочные материалы под двигатели, соответствующие самым высоким стандартам.  

 

«Наиболее прогрессивными всегда, а не только сейчас, являются масла, максимально отвечающие требованиям, предъявляемым к современным двигателям, и позволяющие в полной мере раскрыть заложенный в них конструкторами потенциал, - рассказывает Сергей Бунин, директор Филиала ООО «Акира Оил ДВ» в Новосибирске. - Научно-исследовательские институты и лаборатории при крупных нефтехимических заводах работают в тесной связке с производителями автомобилей, и новые прогрессивные разработки в моторных маслах, смазках, технических жидкостях – это плод их совместных усилий. Работа начинается ещё на стадии прототипа, и к тому времени, когда новый двигатель запускается в серию, уже готово и новое масло для него. Главной тенденцией сегодня является направление на снижение расхода топлива и уменьшение токсичности выхлопных газов. Как следствие – наиболее прогрессивным типом моторного масла становятся масла энергосберегающие, обладающие меньшей вязкостью, при сохранении требуемых рабочих характеристик. В этом и заключается «высший пилотаж» мировых лидеров масляного рынка – с одной стороны достичь энергосберегающих свойств за счёт современной рецептуры, а с другой – обеспечить надежную защиту двигателя от износа. Что же касается самой современной классификации японского моторного масла для легкового транспорта, то в бензиновом сегменте на данный момент это масло, пришедшее на замену SM/GF-4 – SN/GF-5 (по API/ILSAC), а в дизельном – это масла классификации DL-1 (по JASO).»  

 

Замена масла

 

 

«Говоря о современных моторных маслах, мы наблюдаем несколько тенденций, - добавляет Андрей Лаушкин, супервайзер региональных технических менеджеров OOO «ТекЛюб», эксклюзивного импортера продукции Motul. -  Во-первых, это переход на синтетическую базу. Изначально ее добавлялось всего несколько процентов, чтобы улучшить вязкостно-температурные характеристики масла. Но если количество синтетических компонентов в базе велико, индекс вязкости становится практически неизменным. Соответственно, для многих компаний дальнейшее увеличение синтетики в базе считается невыгодным. Выпуская 100% синтетические масла, компания Motul решает проблемы угара масла в термически нагруженных современных двигателях. И тогда, когда даже небольшое количество минеральных компонентов будет окисляться и образовывать отложения в двигателе, 100% синтетика работает значительно лучше.В области вязкости произошел сдвиг к энергосберегающим маслам. Действительно, современные автопроизводители постоянно повышают мощность своих автомобилей. Но часть этой мощности уходит на прокручивание масла. Motul применяет современные антифрикционные присадочные комплексы, чтобы уменьшить потери энергии. Кроме того, наблюдается общее смещение всей линейки продуктов в маловязкие классы 5W-30 и 0W-30, по сравнению с нашими же маслами Technosynthese®, рассчитанными для автомобилей предыдущего поколения и имеющих классы вязкости 10W-40 и 15W-50.Энергосбережение - это еще и уменьшение удельных выбросов. И в области экологии мы наблюдаем тенденцию изменения присадочного комплекса масел. Масла должны соответствовать современным системам доочистки отработавших газов. Это значит, что наша компания выпускает целую серию масел, соответствующих новым классам ACEA C1, C2, C3 и C4. Такие масла называются малозольными, они обладают сниженным содержанием фосфора, серы и некоторых других веществ».

 

Автомобильное масло MOTUL Specific 5W30

 

«Самые совершенные масла – это, конечно же,  синтетические, - соглашается Эльдар Губайдуллин, руководитель отдела развития NGN. -  Они,  в свою очередь,  делятся на три подкатегории по своим основам базовых масел: гидрокрекинговые (HC), эстеровые и ПАО. Каждая из этих основ имеет как свои преимущества, так и недостатки. Зачастую, в зависимости от назначения, моторное масло – это коктейль из разных основ. Каждый тип базового масла все время совершенствуется. Так, гидрокрекинговые масла по своим свойствам приблизились к ПАО. Таким образом, самое прогрессивное масло – это грамотно сбалансированная смесь из различных основ и богатого пакета присадок. В ассортименте NGN, конечно, есть такие продукты. Например, NGN NORD –  масло с лучшими свойствами по защите от износа и температурой застывания -54 градуса».

 

Надо отметить, что, несмотря на появление множества новых требований к моторным маслам, тенденции прошлых лет все еще не теряют свою актуальность – просто время и прогресс добавляет к ним все новые задачи. Простой холодный пуск – главная задача моторного масла пару десятилетий назад – со временем дополнился снижением токсичности двигателей, необходимостью экономии топлива и так далее. Однако холодный пуск не стал от этого менее актуальной задачей, более того – теперь ее приходится решать на новом техническом и технологическом уровне, требующем серьезной работы инженеров и разработчиков. 

 

 

Моторное масло NGN

Локомотив прогресса

 

Основной движущей силой эволюции моторных масел является постоянная конкуренция как между автопроизводителями, так и  между производителями масел.  Стремясь создать идеальный во всех отношениях автомобиль, автоконцерны постоянно совершенствуют свои технологии, а каждая марка масла так или иначе должна быть сертифицирована и одобрена для использования в новых двигателях. Другими словами, вместе с развитием двигателей развиваются и моторные масла. 

 

«В условиях жесткой конкуренции автопроизводители постоянно совершенствуют свою технику, - комментирует Андрей Лаушкин. - Каждая новая конструкция может иметь уникальные режимы трения и потребовать применения специфических масел. Компания Motul уже более 160 лет предлагает на рынке свои моторные масла. И любое, даже самое маленькое изменение не проходит без нашего участия. Таким образом, мы выпустили очень широкую линейку, в которой присутствуют достаточно специфические масла.»

 

«На российском рынке присутствует как минимум два десятка компаний-игроков, - добавляет Сергей Бунин. - Это и всем известные мировые монстры, занимающие значительную долю, и уверенные середнячки, и мелкие компании, о которых мало кто знает и слышал. Ключевая разница между ними в том, что крупные компании производят продукцию полного цикла, начиная от нефтедобычи и лабораторных исследований (на которые тратятся десятки миллионов долларов) и заканчивая блендингом базовых масел и присадок на собственных заводах по всему миру. А мелкие малоизвестные компании, как правило, не имеют за душой ничего, кроме зарегистрированной торговой марки, офиса и заказа на выпуск партии масла, размещенного на чужом производстве. Хорошее масло – это сфера высоких технологий. А, например, установка по производству гидрокрекинговой базы по сложности и стоимости - это ядерный реактор. При этом масла гидрокрекинговой  группы  наиболее востребованы рынком, т.к. предполагают оптимальное соотношение потребительских качеств масла и его цены. Производителям, не имеющим высокоразвитой технической и исследовательской инфраструктуры, остается только производить и продавать устаревшие классы бюджетных минеральных масел или закупать за рубежом гидрокрекинговую базу и присадки, а это непременно сказывается и на цене, и на стабильности качества продукции.

 

Рекомендованные автопроизводителями ОЕМ (оригинальные) масла для японских автомобилей в основной своей массе производятся на заводах компаний Idemitsu Cosan Co., LTD и Nippon Oil Corporation. Компания Idemitsu поставляет в Россию премиальные моторные масла под торговой маркой Idemitsu Zepro. Эти продукты произведены в Японии и до недавнего времени были предназначены исключительно для внутреннего рынка Японии,  распространяясь через собственную сеть заправок Idemitsu. Теперь продукты Idemitsu Zepro доступны в России, и любой желающий может приобрести их в одном из розничных магазинов Новосибирска.»

 


Впрочем, появление новых масел в линейке производителя не всегда может быть связано с серьезным изменением рецептуры. Нередко в этот процесс вмешиваются маркетологи, которые «прячут» под новыми привлекательными названиями старые, всем привычные марки масел с неизменными характеристиками.

 

«Приведу интересный пример на этот счет, - делится Сергей Бунин. - По типу своей основы моторные масла подразделяются на следующие группы: минеральные и минеральные улучшенные (I-II группы),  гидрокрекинговые (III группа) и  синтетические (IV-V группы). Синтетические масла имеют синтезированную базу в виде полиальфаолефинов (PAO) или эстеров. По ряду показателей они обладают лучшими характеристиками, чем масла других групп, но отличаются высокой ценой (более 20$ за литр в рознице). Гидрокрекинговые масла  по своим характеристикам максимально приблизились к маслам синтетическим, но при этом стоят дешевле. Это и есть та самая «золотая середина». Сейчас на рынке наметилась тенденция, о которой мало кто из потребителей, приобретающих моторные масла, знает. Хитрые маркетологи из США достаточно давно получили через суд официальное разрешение называть масла III группы  синтетическими – не по способу производства, а по их характеристикам, которые приближены к свойствам синтетических масел. И теперь, покупая банку недорогой 100% синтетики, вы можете быть уверены, что это –  масло на гидрокрекинговой базе. И всё бы ничего, но некоторые производители пошли еще дальше и смесь масел II-ой и III-ей групп у них теперь называется полусинтетикой! Вот такое «совершенствование» рецептуры, а значит, и цены, случилось путём простого изменения надписи на банке.»

 

А что диктует рынок?

 

Рынок моторных масел напрямую зависит от того, что происходит с автопарком страны. Развитие системы автокредитования, программы утилизации и trade-in уже начинают приносить свои ощутимые плоды – автопарк России молодеет.  Конечно, нам еще далеко до уровня Европы, где уже почти не осталось старых автомобилей, однако количество относительно недавно сошедших с конвейера машин на дорогах России растет – медленно, но верно. Соответственно, растет и спрос на масла низких классов вязкости, обеспечивающих топливную экономичность автомобилей и совместимость с устройствами, контролирующими выбросы вредных веществ. Впрочем, сбрасывать со счетов масла более низких ГОСТов пока рано – на них все еще есть стабильный спрос, и он будет поддерживаться, пока российский автопарк совсем не избавится от «великовозрастных» автомобилей. А это произойдет еще совсем не скоро. 

 

«Предложение вызывает спрос, - считает Андрей Лаушкин. - И когда с 2005 года в РФ стали как грибы расти дилерские центры, предлагающие современные, мощные, экологичные автомобили, большинство компаний тут же выбросили на наш рынок соответствующие масла. Однако из-за несоответствия топлива европейским стандартам у многих возникли проблемы. Компания Motul успешно конкурирует на рынке с современными экологичными маслами. При этом одновременно мы поставляем масла предыдущего поколения, спортивные продукты, перекрывая потребности достаточно большой части населения. И здесь заметно, что многие производители масел, глядя на нас, сделали шаг назад, вспомнив, например, о маслах класса ACEA A3/B4.2»

 

«На сегодняшний день еще велика доля розничных продаж через магазины, - добавляет Эльдар Губайдуллин. - Но в целом сегмент моторных масел вместе с рынком движется к продажам через станции технического обслуживания, что является более правильным и цивилизованным подходом при обслуживании автомобиля. Что касается конкуренции, то в автомобильных маслах она традиционно высокая – различные производители представлены во всех нишах в избыточном количестве. Но у продукции NGN есть неоспоримое преимущество - максимально возможное качество при умеренной стоимости.»

 

Новинки сезона

 

Все производители моторных масел в настоящее время стремятся соответствовать всем требованиям, выдвигаемым современным автомобильным рынком. Однако широкий ассортимент масел объясняется не только конструктивными особенностями различных двигателей, но  и разнообразием условий их эксплуатации – климат, нагрузка, интенсивность движения, качество используемого топлива и так далее. Что же приготовили нам производители моторных масел на этот сезон?

 

«Мы, конечно, смотрим в будущее, – говорит Андрей Лаушкин. - Последние продукты, вышедшие на арену – это энергосберегающие масла Eco-lite классов вязкости 0W-20 и 5W-30, разработанные для бензиновых двигателей азиатских автопроизводителей, и продукт, отвечающий экологическим требованиям Euro VI – Specific 229.52 – моторное масло, разработанное для дизельных двигателей Mercedes, оснащенных селективно-восстановительной системой (SCR). В этом направлении и будет идти развитие: удовлетворение самых специфических требований каждого клиента.С

 

«В преддверии зимнего сезона не могу не сказать пару слов про одно из уникальных масел на рынке России – IDEMITSU ZEPRO ECO MEDALIST 0W20 SN/GF-5, – рассказывает Сергей Бунин. - Это энергосберегающее моторное масло для бензиновых двигателей со сверхвысоким индексом вязкости и присадками на основе атомарного органического молибдена. Оно сохраняет текучесть при предельно низких температурах (до -50 градусов С), обеспечивая мгновенное поступление масла к наиболее ответственным деталям двигателя, значительно снижая степень износа двигателя и вероятность его поломки при пуске в суровых климатических условиях, что особенно актуально для нашей сибирской зимы.

 

Наиболее ожидаемые и яркие новинки этой осени – это IDEMITSU ZEPRO EURO SPEC 5W40 SN/CF, (ACEA A3/B4, MB 229.5, VW 502.00/505.00, BMW LL-01, PORSCHE) - синтетическое универсальное моторное масло для форсированных бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей японского, европейского, американского, корейского и российского производства. А в ряду дизельных масел стоит отметить новинку IDEMITSU ZEPRO DIESEL DL-1 5W30 ACEA C2-08 - энергосберегающее полусинтетическое масло для дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков, в том числе с турбонаддувом, оснащенных сажевыми фильтрами DPF.М

 

"При этом не стоит лить в двигатель маловязкие масла, если это не рекомендовано производителем Вашего автомобиля.- Ассортимент моторной группы NGN уже сегодня способен удовлетворить любой спрос и предлагает широкий ряд продуктов – уникальное масло NGN FUTURE 0W-20 на ПАО-основе, 6 наименований масел самой популярной вязкости 5W-30, масла для высокофорсированных двигателей NGN EXTRA 5W-50 и NGN FORMULA 10W-60. И, тем не менее, в среднесрочной перспективе в ассортименте NGN обязательно появятся новые позиции специфических энергосберегающих моторных масел, - делится планами компании Эльдар Губайдуллин. - Недавно мы привезли в Россию новый тип упаковки Bag-In-Box – по сути, это пластиковый пакет в картонной коробке, очень удобный вид тары. Это компактная, легкая, устойчивая коробка, оснащенная  дозатором для регулируемой подачи масла. Кроме того,  в ближайшие недели мы вводим новую товарную группу – «автохимия». В нее  войдут различные присадки в моторные и трансмиссионные масла, а также промывки для топливных систем, в том числе и для профессионального использования.»

 

Японское автомобильное масло IDEMITSU ZEPRO

 

Можно сколько угодно рассуждать о будущем моторных масел. Совершенно точно можно сказать лишь одно – без строго соответствующего самым современным и высокотехнологичным двигателям масла не будет и самих двигателей. Именно поэтому сегмент моторных масел является одним из наиболее перспективных направлений рынка с точки зрения объемов и доходности. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Размышления о будущем

Приближающееся семимильными шагами будущее ставит перед участниками отрасли целый...

2 ноя 2017 в 14:01

Подробнее >
Photo

Новый образ авторынка

За прошедшие полтора десятилетия отечественный автомобильный рынок проделал огромный...

18 июл 2016 в 21:22

Подробнее >
Photo

Тренды сервисного рынка

На автомобильном рынке в условиях экономического кризиса роль предприятий по...

7 апр 2016 в 13:36

Подробнее >