+79139857900

Формула идеального среднетоннажного грузовика

8 апреля 2013 в 11:58
Среднетоннажники – особый класс на рынке коммерческой грузовой техники. За несколько лет здесь произошел существенный передел рынка. Сейчас в лидеры вырываются модели, выпуск которых освоен в рамках промышленной сборки на предприятиях страны. Какие тренды наблюдаются в сегменте среднетоннажников, каковы особенности модельного ряда зарубежных и отечественных производителей, какая техника востребована в регионе разбирался наш корреспондент. 

 

 

Динамичный сегмент

В прошлом году, когда экономика РФ развивалась достаточно успешно, а величина прироста валового внутреннего продукта еще не внушала тревоги, происходил и рост рынка коммерческого транспорта. Продажи автомобилей класса LCV, строительных самосвалов и седельных тягачей ряда марок существенно выросли. Не обошел стороной данный рост и сегмент среднетоннажной техники (полной массой от 6 до 16 тонн). По данным Ассоциации европейского бизнеса, прирост в 2012 году составил +14%. Впрочем, у ряда марок в четвертом квартале наблюдалось замедление и даже некоторый спад продаж, но в целом статистикой зафиксирована положительная динамика.

Среди лидеров роста продаж среднетонажных грузовиков такие марки как Foton (+111% к 2011 г.), Fuso (+86%), Hino (+61%). Тем не менее, давно присутствующие на рынке марки Hyundai и Isuzu не увеличили объемы продаваемой техники. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в топ-списке среди лидерской тройки – корейский Hyundai и две японские марки – Fuso и Hino. Фактически им наступают на пятки китайский бренд Foton. Далее, с трехкратным отрывом, на пятой и шестой позициях японский бренд Isuzu и отечественный Урал. Невелики продажи китайского бренда Baw. Продажи среднетонажных грузовиков европейских моделей также пока не набрали значительных оборотов.

За прошедшие годы произошел кардинальный передел рынка среднетоннажников. Доминирующую позицию на нем заняли азиатские бренды. Впрочем, среди отечественных автопроизводителей Группа ГАЗ имеет прочные позиции, сопоставимые с объемами продаж лидера сегмента. Однако ГАЗ-3310 «Валдай» вряд ли сможет повторить успех «газели», на которую приходится практически половина продаж в классе LCV. В среднетоннажном сегменте сильна конкуренция.

Очень низкие продажи отечественного среднетоннажника «Бычок» завода имени Лихачева (г. Москва). По сообщениям СМИ, на площадке московского предприятия будет развернута сборка коммерческих автомобилей зарубежных марок, правда, имена зарубежных партнеров держатся в секрете.

Минский автомобильный завод тоже заявил о себе в сегменте среднетоннажников. Выпускаемый на предприятии «Зубренок» пока не стал бестселлером рынка и значительно уступает по объемам продаж среднетонажных грузовиков горьковскому «Валдаю».

В сравнении с итогами 2010 года, в целом сегмент вырос вдвое. Быстро нарастающая популярность продаж среднетонажных грузовиков — это компенсация за медленный рост сегмента в прошлые годы.

 

Специализированный сегмент

Развитие и рост рынка среднетоннажной коммерческой грузовой техники тесно связаны с бурным развитием торговых сетей, логистически-складского хозяйства, строительства и ряда других направлений и отраслей деятельности. Малотоннажная коммерческая техника класса LCV для обслуживания таких объектов не подходит – невысокая грузоподъемность, малая вместимость и объем надстроек. Предприятиям этих отраслей для нормального функционирования требуется среднетоннажная коммерческая грузовая техника – развозные грузовики полной массой 7-8 т.

Здесь, как и в сегменте LCV, выбор среднетоннажного коммерческого грузовика связан с разным подходом к ведению бизнеса. Владелец небольшой компании, как правило, часто не строит долгосрочных либо среднесрочных планов. Ему нужно побыстрее окупить вложенные в приобретение автомобиля средства. Поэтому вовремя выбора для него важен автомобиль невысокой ценовой категории. Однако есть и другой подход, скорее характерный для крупных торговых сетей, подход, который можно охарактеризовать таким понятием как общая стоимость владения транспортным средством. При покупке среднетонажных грузовиков бизнесом, который имеет долгосрочную основу сроком на 5–10 лет, выбор делается в пользу качественной зарубежной техники, поскольку она реже ломается, экономичнее, у нее выше процент остаточной стоимости, и, таким образом, общие расходы на автомобиль в процессе эксплуатации оказываются ниже при более высокой первоначальной цене.

«В первую очередь, прежде чем купить стреднетоннажных грузовик, грузоперевозчики обращают внимание на надежность автомобиля. Ведь один день простоя стоит владельцу автомобиля больших денег. А также обращают внимание на склад запчастей, их стоимость и сервисное обслуживание, ­ - отмечает Владимир Козлов, заместитель генерального директора по продажам автотранспортной техники ООО «Сибирский технический центр МАН» (г.Новосибирск).

«Современный клиент умеет считать деньги: и если он желает купить автомобиль, то надёжный, желательно, собранный не в России (речь идёт о шасси, кузов – не в счёт!) Современный клиент ценит удобство и комфорт в автомобиле, ­ - отмечает Владимир Чичков, менеджер по продажам ООО «Комтранс­Сибирь» (Новосибирск), официальный дилер коммерческой техники Hyundai. – В расчет берется топливная экономичность (малый расход топлива), стоимость технического обслуживания, деталей и расходных материалов».

 

Корейский лидер

Лидерские позиции в классе среднетоннажной грузовой техники занимает корейская марка Hyundai. Производственная линейка корейской марки представлена в России множеством моделей, две из которых пользуются наибольшим спросом - HD65 и HD78. Уже несколько лет продажа модельной линейки среднетонажных грузовиков корейской марки выше, чем у конкурентов. Первая имеет полную массу 5,7 т, а вторая – 7,8 т. Эти модели унифицированы по двигателю.

В регионе одной из самых популярных моделей среднетоннажной развозной техники является Hyundai HD78.

«На модель HD­78 (в основном – изотермические автофургоны из сэндвич­панелей, автофургоны­рефрижераторы, мебельные автофургоны, эвакуаторы) устанавливается рядный 4­цилиндровый турбодизель с интеркулером, модель двигателя D4DD, объём 3907 куб. см, 140 л.с. Грузоподъёмность – 4000 – 4500 кг, в зависимости от надстройки, ­ - говорит Владимир Чичков из ООО «Комтранс­Сибирь». ­ - Шасси произведено в Южной Корее, что немаловажно. Только надстройка собирается и монтируется в России (но если речь идёт о самогрузе или эвакуаторе, то комплектующие – зарубежные). Кабина комфортная, в стандартный фургон помещаются 10 европалет».

Все официально поставляемые в Россию автомобили Hyundai HD-78 стандартно оснащены свечами накаливания в двигателе, режимом «прогревочные обороты», электрообогревом боковых зеркал, подогреваемым топливным фильтром-влагоотделителем. В качестве дополнительных опций устанавливаются: электроподогрев двигателя от сети 220 вольт или автономный немецкий отопитель Eberspacher Hydronic; в кабине, несмотря на наличие стандартной печки, можно установить автономный воздушный отопитель (он же – «фен») Eberspacher Airtronic.

«Наиболее популярными надстройками являются изотермические фургоны. Это универсальный кузов, который предназначен для перевозок самых разнообразных товаров. Кроме того при продаже корейского среднетонажного грузовика, можно оформить заказ на нестандартный вариант: с боковой дверью фургона, с гидробортом, со спойлером, с изменёнными габаритными размерами надстроек, с разным напольным покрытием изотермических фургонов», ­ - говорит Владимир Чичков.


Японское наступление

Суммарно объем продаж большой «японской тройки» (Fuso, Hino, Isuzu) сравнялся с результатами корейской Hyundai. Наиболее распространенными являются модели Fuso Canter, Hino300, Isuzu NPR75.

Fuso Canter - долгожитель на наших дорогах. С этой моделью среднетоннажника грузоперевозчики познакомились в 90-х годах прошлого века, когда ее покупать как б/у автомобили с правым рулем в основном в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Правда, конструктивно те Fuso не слишком похожи на модели, выпуск которых организован на мощностях совместного предприятия в Набережных Челнах «Фузо Камаз Тракс Рус». Впрочем, марка оказалась довольно «раскрученной»: Fuso по объемам продаж среди среднетоннажных грузовиков по итогам прошлого года заняли почетную вторую строку рейтинга.

В январе 2013 года начат выпуск обновленной версии Mitsubishi Fuso Canter, отвечающий стандарту Euro-4. Грузоподъемность автомобиля теперь составляет 5300 кг, при полной массе 8,5 т, вместо прежних 7,5 т. Двигатель прибавил дополнительно 30 л.с. и теперь развивает мощность 180 л.с. Рама осталась прежней, поскольку была рассчитана с запасом. У дилеров представлены шасси с колесной базой четырех вариантов: 3410, 3870, 4170 и 4470 мм. Порядка 90% выпускаемых в Набережных Челнах среднетоннажников Fuso Canter поступают к заказчикам с установленными надстройками российского производства, среди которых бортовая платформа, рефрижератор, мультилифт, эвакуатор, панельный фургон, мусоровоз и т.д.

Еще один среднетоннажный россиянин – Isuzu, выпуск которого освоен на мощностях компании Sollers. Среднетоннажник нового поколения Isuzu NPR75 имеет полную массу 7,6 т, оснащается новой кабиной, имеет три варианта колесной базы – 3815, 4175 и 4475 мм.

«Марки Isuzu и Fuso являются японскими брендами, что является синонимом высокого качества. В регионе востребованы обе марки автомобилей. Различие в автомобилях можно увидеть только в опциях. Isuzu отличается более богатой комплектацией: кондиционер, ASR, горный тормоз, функция поддержания рабочей температуры двигателя; рама, мост и КПП», ­ - отмечает Владимир Козлов, заместитель генерального директора по продажам автотранспортной техники ООО «Сибирский технический центр МАН» (г. Новосибирск).

У покупателей среднетонажных грузовиков востребованы самые различные надстройки - для перевозки промышленных товаров, мебельные фургоны, изотермические из сэндвич-панелей.

«Все автомобили Isuzu и Fuso произведены с учетом эксплуатации в отечественных условиях, в том числе и в Сибири. На них установлены: дополнительный топливный фильтр СЕПАР (подогреваемый), функция быстрого прогрева двигателя и поддержания рабочей температуры двигателя, более прочная рама шасси (с расчетным запасом более 2 т). На сервисной станции можно установить любую опцию по желанию клиента. Например, автономный подогреватель охлаждающей жидкости, рефрижератор в фургон, отопитель и т.д.», ­ - говорит Владимир Козлов.

Официально японская марка Hino была представлена в Российской Федерации три года назад. Сегодня на территории страны сформирована весьма широкая дилерская сеть. Теперь японская марка входит в тройку самых популярных в среднетоннажном сегменте. Официальные дилеры предлагают модельную линейку Hino серий 300 и 500. Hino500 в меньшей степени подходит для функций развозного грузовика для работы в городских условиях. Перевозчики оценили модель Hino300, которая предлагается в двух вариантах - полной массой 5,5 и 7,5 т, с двумя вариантами колесной базы. Модель адаптирована к эксплуатации в российских условиях. Продажи японских среднетоннажных грузовиков Hino не слишком отстают от марки Fuso и опережают китайские Foton.

 

Китайский средний

Как показывает статистика АЕБ, в России растут продажи китайских среднетоннажных грузовиков Foton. Сейчас самым современным в линейке «фотонов» является Foton BJ 1061 Aumark. Семейство Aumark – новое поколение грузовиков, которое заменит на российском рынке семейство Ollin, которое в свою очередь познакомило россиян с этим китайским брендом. Aurmak выпускают на современном заводе, который был открыт в 2011 году. Важно отметить, что завод сборочный и ориентирован на применение при сборке агрегатов других китайских производителей. Собственно «фотоновские» в автомобиле кабина и рама. Остальное – от сторонних производителей КНР. Такая схема характерна для многих автопроизводителей: не удовлетворяет качество какой-то детали – всегда можно найти ей замену.

Foton Ollin и Aumark – два семейства коммерческих грузовиков полной массой 3,5-8,0 тонн. Еще несколько лет назад на поставляемых к нам автомобилях китайской марки были установлены дизельные двигатели Isuzu и даже Perkins. А сегодня, стараясь оптимизировать комплектацию гаммы грузовиков, поставляемых в Россию, отдается предпочтение моторам Cummins. На Foton 1061 применена аналогичная настройка мощности, что и на отечественном среднетоннажнике ГАЗ-33106 «Валдай»: 154 л. с. и 491 Н.м. Двигатель Cummins ISF 3.8 с более слабой настройкой мощности в 102 кВт (138 л.с.) используют на модели Foton BJ1051, у которого полная масса составляет 6500 кг.

Ведущий мост — от китайского производителя Hefei Automobile Axle Co., Ltd, который специализируется именно на осях. Важный момент для грузовика – применение сварной стальной балки ведущего моста, она легкая, при этом должна выдерживать и перегруз. Рама среднетоннажника имеет высоту профиля 190 мм, полка 65 мм, толщина 6 мм. Напомним, что у наших «газонов» применяются лонжероны высотой 210 миллиметров. У Foton 1061 всего один вариант колесной базы – 3800 мм. Надстройки на Foton делают российские производители. Среди них кузов шириной 2300-2400 мм. Интересно, что российские дилеры Foton Motor уже приноровились удлинять базу «Фотонам» под длинные кузова. Это те дилеры, которым оказалось по плечу проводить такие технологически сложные изменения. В их числе давний лидер по растягиванию колесной базы практически у любых среднетоннажных грузовиков – нижегородская компания «Чайка-Сервис». Способ удлинения – ставшая уже классической в России вставка в виде швеллера на заклепках в разрезанные лонжероны, изготовление нового карданного вала. Благодаря такой доработке можно получить бортовую платформу или фургон длиной около 7 метров, а то и более.

Отметим, что сегодня и другие китайские производители намерены занять свое место под солнцем в среднем классе грузовой техники. Достаточно полистать страницы специализированных СМИ, где на рекламных страницах предлагается купить стреднетоннажный грузовик китайского производства. Они намерены отобрать потребителей у газовского среднетоннажника «Валдай». Но он не намерен сдаваться без боя.

 

Отечественный средний класс

В противоположность московскому «бычку» среднетоннажник «Валдай» (ГАЗ-3310) оказался автомобилем с более удачной рыночной судьбой. Сравните: в 2011 году в стране было куплено 4050 среднетоннажных грузовиков группы ГАЗ, что сопоставимо с лидером продаж сегмента.

Проект «Валдай» имеет достаточно долгую историю, которая началась в самом конце 90-х, когда воодушевленные успехом «газели» руководители ГАЗ решили выйти в традиционный для себя сегмент среднего тоннажа. Если у «газели» полная масса 3,5 т и она вписывается в класс LCV, то «Валдай» имеет уже 7,4 т. Впрочем, «второе дыхание» проекту придала установка на «Валдай» вместо минского мотора нового американо-китайского дизеля Cummins ISF 3.8. Эта модификация имеет обозначение ГАЗ-33106. Объем двигателя Cummins составляет 3,8 л, а развиваемая им мощность 154 л.с., что вполне достаточно для городского развозного автомобиля полной массой свыше семи тонн. Эти двигатели производятся в Китае на совместном предприятии. Это одна из современных разработок, которая встала на конвейер три года назад. В целом же семейство дизелей Cummins ISF состоит из двух двигателей - объемом 2,8 л, которые устанавливают на «газель», и объемом 3,8 л, которые прописались в моторном отсеке «Валдая». При этом двигатели унифицированы, число общих деталей достигает 70%. Такая унификация пойдет на пользу тем грузоперевозчикам, чей автопарк состоит из дизельных версий «Газелей» и «Валдаев». Заявленный ресурс двигателей Cummins более 500 тыс. км.

Для российских условий двигатель оборудуют устройствами облегчения пуска: электрическая спираль во впускном коллекторе для подогрева воздуха, возможна установка подогревателя на 220 В в «рубашке» системы охлаждения и в масляном поддоне, топливный фильтр тоже снабжен электроподогревом.

Поскольку модернизированный «Валдай» является многоцелевым грузовиком, его выпускают с тремя вариантами базы (3,3; 4,2 и 4,7 м), чтобы устанавливать различные надстройки. Нижегородское предприятие «Чайка-Сервис» на базовом шасси «Валдая» ГАЗ-33106 освоило выпуск широкой номенклатуры спецавтомобилей – устанавливаются краны-манипуляторы Amko Veba (Италия), тросовые КМУ Tadano (Япония).

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >