+79139857900

Формула идеального тягача

27 декабря 2012 в 11:38
Сегодня грузовые автомобили европейских марок стали главной техникой в парках транспортных компаний, осуществляющих межрегиональные и международные перевозки. За прошедшее десятилетие благодаря проводимой стратегии проникновения на отечественный рынок, европейские седельные тягачи потеснили конкурентов. Наш корреспондент разбирался в вопросе, почему техника из Старого света стала доминировать на российских трассах. 

 

 

Текст и фото: Александр Колпаков 

Спасение во благо?

Сначала о знаковом событии. Рыночная экспансия европейских автопроизводителей и рост продаж китайской грузовой техники внушают большую тревогу у отечественного автопроизводителя — Камского автозавода, который, прежде всего, понес существенные потери в сегменте тяжелых тягачей. Разворот интереса отечественных грузоперевозчиков к европейской технике поставил КАМАЗ в затруднительное положение. Директор по маркетингу и рекламе ОАО «КАМАЗ» Ашот Арутюнян уже озвучил данное опасение: «Если в ближайшие 3-4 года мы не выведем на рынок новый грузовик, всем нам будет плохо. Ситуация складывается довольно жестко».  

В условиях усиления рыночной конкуренции отечественный производитель ищет пути улучшения имиджа и увеличения надежности своих тягачей путем более тесного сотрудничества со стратегическим партнером – Daimler AG. Стало известно, что КАМАЗ подписали контракт на поставку немецких двигателей и мостов для грузовых автомобилей. В результате соглашения он получит дизельные двигатели ОМ 457 для своих грузовиков. Контракт также включает поставку передних и задних мостов для грузовых автомобилей. Полностью собранные компоненты будут поставляться в Россию заводами Mercedes-Benz в Мангейме (двигатели), Касселе и Гаггенау (мосты). Партнеры ожидают, что объём поставок превысит 7 000 двигателей и 15 000 мостов для грузовых автомобилей и автобусов в год. Дизельные двигатели, удовлетворяющие нормам Euro-5, мощностью от 260 кВт (354 л.с.) до 335 кВт (456 л.с.), дополнят в будущем линейку двигателей КАМАЗа. Преимущества вышеупомянутого партнёрского проекта позволят КАМАЗу без больших вложений устанавливать на своей продукции современные двигатели. Немцы считают, что модульная компонентная система обеспечивает правильные решения для российского партнёра. Что касается поставок мостов российскому партнёру, то контракт на поставку – это промежуточный этап. В будущем две компании планируют совместно производить мосты в России в рамках совместного предприятия. Тесное сотрудничество двух компаний постоянно укрепляется. В июне этого года Daimler и КАМАЗ объявили о подписании лицензионного соглашения, которое предусматривает поставку и поэтапную локализацию кабин Axor от Mercedes-Benz для нового поколения грузовых автомобилей КАМАЗ, которое будет выведено на российский рынок в следующем году. Насколько успешен будет проект? На этот вопрос сложно дать ответ. Но вряд ли он повлияет на рыночный расклад в сегменте дальнобойных тягачей.

 

Вначале были цифры  

Пока на отечественном автомобильном рынке наблюдается рост продаж по итогам 2012 года. Некоторый сбой в размеренный рыночный ход внесло известие о введение утилизационного сбора. По данным АСМ-холдинг, импорт грузовиков в августе уменьшился по отношению к июлю. Однако сейчас рынок оправился от потрясений, вызванных организационными процессами вступления России в ВТО.  

Как и прежде, первую строчку заняли тяжелые грузовики немецкой компании MAN. Затем тесным строем, с небольшими количественными разрывами следуют другие производители «большой европейской семерки». В топ-списке отсутствует два европейских производителя автотехники, но в конце года, когда статистики таможенного комитета обнародуют данные по импорту голландской компании DAF и итальянского IVECO, будет получена наиболее полная картина рынка грузовой техники страны.

На отечественном грузовом рынке продолжается рост, о чем свидетельствуют цифры увеличения продаж. По крайней мере, до конца года в России европейский кризисный сценарий вряд ли возможен.  

С очень большим отставанием от большой европейской семерки продаются корейские, японские и китайские тягачи. Впрочем, почувствовав потенциал отечественного рынка грузоперевозок, крупнейшие европейские зарубежные концерны намерены инвестировать серьезные средства в развитие производства в РФ. Уже сейчас полнокровно функционирует завод «Вольво Восток» в Калуге. В ближайшие три года Scania инвестирует в российские проекты около 70 млн евро. Средства будут вложены в удвоение мощности завода в Санкт-Петербурге, производственная мощность которого возрастет до 7000 грузовиков в год. Шведский автопроизводитель будет продолжать развивать дилерскую сеть — в планах открытие 10 новых дилерских центров ежегодно.  

За 9 месяцев 2012 г., по данным «АСМ-холдинга», завод «Скания-Питер» отгрузил 646 грузовиков (рост на 20,7%). Сейчас в общем объеме продаж Scania в России на выпущенные здесь грузовики приходится около 20%, но в перспективе их доля может достичь 80%. Один из вариантов снижения издержек – локализация производства кабин. Scania уже инвестировала в России более 200 млн евро.  

Вскоре свое предприятие по сборке грузовиков запустит немецкий концерн MAN. Мощность предприятия, расположенного на площадке в Санкт-Петербурге, составит от 6000 ед. в год, а инвестиции - 25 млн евро. Производство кабин для грузовиков может освободить автопроизводителей от взимания утилизационного сбора. О создании производства кабин в России уже заявила Volvo Group - предприятие мощностью 15000 ед. в год откроется в 2014 г. рядом с калужским заводом «Вольво Восток», выпускающим грузовики Renault и Volvo (производственная мощность - 15000 ед. в год). Понятно, что после таких вливаний в экономику автопроизводителей из числа «евросемерки» вряд ли КАМАЗ в видимой перспективе сможет потеснить тягачи европейских марок на отечественном рынке грузоперевозок.

 

Идеальная схема евротягача

Тем не менее, пока отечественный производитель рассматривает свои прогнозы на будущее и реализует проекты с немецким партнером, отечественные грузоперевозчики определили для себя идеальный вариант седельного тягача для магистральных межрегиональных и международных перевозок. Модели тяжелой техники от европейских производителей показали высокую приспособленность к решению конкретных транспортных задач. Заочный спор между американскими капотниками и европейскими тягачами на территории нашей страны решился в пользу тягачей Старого Света. Такой набор качеств автомобилей как надежность, маневренность, удобство управления, комфортность рабочего места водителя стал одним из основных факторов успешной экспансии техники от европейских автопроизводителей на российском рынке. Но все же главным фактором, который перевесил все остальные, является проверенная временем и дорогами экономичная эксплуатация и в целом экономика владения транспортными средствами. Немаловажным является и факт взвешенной политики продвижения европейских концернов, которые создают разветвленную дилерскую и сервисную сеть. И как квинтэссенция – развитие локального производства.

Отечественные грузоперевозчики определили и оптимальный вариант тягача, который ими наиболее востребован. Это магистральный тягач с колесной формулой 4х2, двигателем мощностью 380-450 л.с., просторной кабиной с двумя спальными местами и другими опциями.

Редакция нашего журнала провела опрос ведущих дилеров европейских марок сибирского региона: «Какие модели и комплектации тягачей пользуются наибольшим спросом, каковы критерии экономичного владения грузовиком, какова роль сервисного обслуживания?»

На основе этих данных оказалось возможно составить портрет современного тягача, предпочтительного для магистральных перевозок. 

 

Максим Балесный, коммерческий директор ООО «СибТракСкан» (г. Новосибирск): 

Тягачи Scania – это экономичная, безотказная техника, с оптимальными характеристиками и хорошей управляемостью. Более 70% продаж грузовой техники Scaniaприходится на седельные тягачи G400 со среднеразмерной, двуспальной кабиной, колесной формулой 4х2, с механической коробкой. Данная модель является одной из модификаций семейства Griffin, созданное специально для российского рынка в 2001 году, и прошедшая неоднократную модернизацию, для большего удовлетворения транспортных задач транспортных компаний, в результате чего модель зарекомендовала себя у отечественных транспортников с хорошей стороны.  

Для любой транспортной компании очень важным аспектом эксплуатации является стоимость полного владения грузовой техникой. В нее входит и уменьшение расхода топлива, снижение стоимости запасных частей и обслуживания, сокращение времени простоя техники. Обучение водителей является одним из способов снижения стоимости владения грузовой техники марки Scania. Разница в расходе топлива у более квалифицированных в сравнении с менее подготовленными водителями может достигать 20%. Курсы подготовки водителей – одна из составляющих системы подготовки и поддержки транспортных компаний.  

Межсервисный пробег автомобилей Scania составляет 45 тыс. км. География сервисной сети включает 45 центров по всей территории России от Калининграда до Хабаровска, и авторизованные сервисные станции оказывают полный комплекс услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, в соответствии со стандартами Scania.  

Еще один момент экономного владения автомобилями Scania – их высокий ресурс, в том числе остаточный, и, соответственно, высокая остаточная стоимость б/у автомобилей. Система trade-in в центрах Scania позволяет найти автомобиль с пробегом в хорошем техническом состоянии с прозрачной историей. База данных включает в себя только автомобили от авторизованных дилеров Scania.

 

Максим Красильников, торговый представитель ЗАО «Вольво Восток» (г.Омск):

«В модельном ряду Volvo FH наиболее востребованным является седельный тягач c колесной формулой 4х2. Эта модель у нас имеет внутреннее наименование«Ураган». Данная модель наиболее адаптирована к эксплуатации в российских условиях: два топливных бака, задняя пневмоподвеска, механическая коробка, в кабине Globetrotter – две спальные полки, холодильник объемом 27 л, аудиосистема. В качестве дополнительных опций обычно заказывается отопитель Webasto– «мокрый подогрев» двигателя и кабины.  

Особое отношение у отечественных транспортных компаний к седельным тягачам Volvo обусловлено низкими расходами на эксплуатацию. Этот показатель имеет несколько составляющих, включающих в себя, в том числе, низкий расход топлива благодаря экономичному режиму вождения. Компания ЗАО «Вольво Восток»при продаже нового автомобиля бесплатно обучает двух водителей навыкам экономичной езды. В течение года после покупки автомобиля предлагаются дополнительные курсы. Это лишь укрепляет доверие как к технике Volvo, так и к компании.  

Низкие затраты при эксплуатации седельных тягачей Volvo поддерживаются системой DYNAFLEET для оптимального скоростного режима. Система позволяет на расстоянии отследить расход топлива, местоположение тягача, вывести данные о скоростном режиме движения грузовика, в том числе и экономичном.  

Компания «Вольво Восток» предлагает клиентам заключить и сервисный контракт, что позволяет грузоперевозчику прогнозировать последующие затраты при эксплуатации грузовой техники. Взамен компания берет на себя обязательство по ремонту автомобиля вне зависимости от сложности на 53 сервисных станциях, расположенных на всей территории РФ. Еще один аспект экономичного владения седельными тягачами Volvo - система Trade up. Грузовики имеют высокий остаточный ресурс, и эта стоимость идет в зачет при приобретении нового автомобиля. Все подержанные грузовики Volvo проходят тщательную предпродажную проверку. Но главное, на них распространяются те же условия технического обслуживания, как и на новые модели. Это гарантия высокого качества».

 

Алексей Машинский, руководитель отдела продаж техники MAN/NEOPLAN ООО «М-Тракс» (г.Омск), официальный дилер «MAN Truck & Bus RUS»: 

«Грузовики MAN несколько лет подряд становятся лидерами отечественного рынка и занимают первое место среди европейских производителей коммерческой техники в сегменте грузовиков массой свыше 16 тонн. Самые востребованные модели, предназначенные для дальних перевозок – MAN TGS WWTGSTGX. Эти тягачи уже хорошо зарекомендовали себя на трассах страны, и транспортные компании относятся к ним без предубеждений.

Для грузоперевозчиков важна цена владения транспортным средством. У компании MAN девиз: Consistently Efficient/Ставка на эффективность. Модельный ряд тягачей позволяет эффективно и экономично эксплуатировать их в транспортных компаниях. Экономичная эксплуатация седельных тягачей MAN 4х2 мощностью 400-480 л.с. позволяет транспортным компаниям экономить дизельное топливо при перевозках на дальние расстояния. Затраты на тонно-километр у MAN одни из самых низких в сегменте европейских грузовиков. Частью пакетного предложения MAN являются курсы по максимально экономичной эксплуатации техники. Низкие расходы на топливо, низкие затраты на эксплуатацию, низкая стоимость обслуживания, межсервисный пробег, составляющий 50 тыс. км. Все это в целом составляет систему высокоэкономичной эксплуатации тягачей MAN. Большое внимание уделяется сервисному обслуживанию тягачей. Сервисная сеть MAN включает 56 точек и 2 филиала. География партнерской сети покрывает основные направления движения по территории России».  

 

Дмитрий Шалагин, руководитель отдела продаж ООО «АСМ-Авто»:

«Наибольшим спросом пользуются две модели тягачей марки DAF. Это - DAF FT XF105.410 - 410 л.с., КПП 16-ступ. механика ZF, 4х2, средней высоты кабина Space Cab, 2 спальника, русскоязычное меню, отопитель кабины, кондиционер, электропакет, обогреваемый топливный сепаратор, 2 топливных бака 850+430 л, датчик нагрузки на ось, MX-тормоз, тахограф, магнитола, холодильник на 42 л. Вторая популярная модель - DAF FT XF105.460 — 460 л.с. в аналогичной комплектации. Показатели, которые характеризуют низкие эксплуатационные затраты грузовиков голландской марки: межсервисный пробег - 45 000 км, стоимость ТО около 35 тыс. руб. В Новосибирске ООО «АСМ-Авто» осуществляет полный набор услуг по обслуживанию техники DAF. Сервисные станции расположены практически на всей территории России, включая г. Владивосток. Количество сервисных станций активно увеличивается. Систему trade-in планируется запустить в 2013 г. Остаточная стоимость техники DAF достаточно высока. Для примера: новый тягач DAF FT XF105.410 стоит 3 600 тыс. руб., в то же время на рынке есть масса предложений 3-х-летних машин по цене 2 700 - 2 900 тыс. руб., что составляет 75-80% от цены новой машины».     

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >