+79139857900

Гибридный автобизнес

29 сентября 2011 в 12:55
13 декабря в Москве прошла премьера прототипов «ё-мобилей». Это те самые спасители отечественного автопрома, созданные под чутким руководством олигарха Михаила Прохорова. Для тех, кто ещё не в курсе, напомним, что глава группы «Онэксим» уже не первый год грозится заполонить страну недорогими городскими бензо-электрическими и газо-электрическими гибридными автомобилями. 

Если верить пресс-релизам, то стоимость «ё-мобилей» действительно будет весьма конкурентоспособной для нашего рынка – от 7 000 долларов и выше. Для автомобиля с полным приводом и расходом топлива в городе около 4 л на 100 км это просто сказочное предложение. Впрочем, до коммерческого запуска автомобилей есть ещё как минимум полтора года, ну а мы пока решили выяснить, готовы ли российские автосервисы заниматься ремонтом и обслуживанием большого количества гибридных автомобилей.

Эксперты статьи:
Павел Распопин, начальник отдела продаж компании «Техноэкспорт» 
Вячеслав Афанасьев, генеральный директор компании «АДЭКС-Сервис» 

Вначале позволим себе небольшое лирическое отступление. Многие убеждены, что гибридизация городского автомобильного парка в ближайшие годы практически неизбежна. На самом же деле нельзя говорить об этом со 100%-й уверенностью. Действительно, в режиме передвижения «старт-стоп» у гибридного автомобиля очень хорошее преимущество перед любым другим мотором, то же и по экономии топлива, и по объемам вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Но ведь никто из нас не использует автомобиль исключительно в черте города. А уже в смешанном режиме расход топлива на гибридном автомобиле вырастает с 3-4 литров до 6-7, а вместе с этим и вредные выбросы. Не случайно, к примеру, гибриды сегодня наиболее популярны в скученной и тесной Японии. Ну и ещё в США, где принято иметь как минимум два автомобиля для разных целей: один – для города, другой – для дальних поездок. В экономной Европе, где всё любят считать на несколько ходов вперед, уже сегодня звучит критика в адрес гибридов. Дескать, на производство и утилизацию высоковольтных батарей тратится такое количество энергоносителей, что вся экономия в процессе эксплуатации сводится на нет. Mercedes, VAG и Audi, конечно, разработали свои гибридные автомобили, но сделали это скорее из рекламно-маркетинговых побуждений. Объемы продаж гибридных «немцев» крайне невелики, зато практически на любой марке автомобиля, производимого в Европе, включая совсем миниатюрные, сегодня можно встретить современный дизель, который и по расходу топлива, и по экологичности выхлопа практически не уступает гибриду. Так что ставка российских бизнесменов на гибридизацию не выглядит такой уж бесспорной. 

Сегодня доля автомобилей с гибридными силовыми установками на российском рынке пока ещё мала. Официальные продажи таких автомобилей в России пока решились начать только японские автопроизводители Toyota и Honda, которые собственно и являются пионерами данной технологии. Однако новые гибриды Toyota, Lexus, Honda стоят у наших дилеров очень дорого, так что львиная доля автомобилей с гибридными агрегатами приходится на японские автомобили с правым рулем: Toyota Prius, Toyota Estima, Honda Insight, Toyota Alphard, Lexus RX400h и ещё несколько моделей. Количество этих автомобилей в крупных городах Сибири уже достигло той отметки, при которой услуги по ремонту гибридов и поставках запасных частей могут приносить небольшой автомастерской стабильный доход. Именно поэтому мы и решили выяснить, какие сложности могут возникнуть у предпринимателей, решившихся на такой рискованный шаг. 

Есть человек – нет проблемы

«Главная проблема, безусловно, будет кадровая. Мастерские и небольшие автосервисы, которые сегодня позиционируют себя как станции по ремонту гибридных автомобилей, как правило, формировались на клубной основе. Владельцы первых «Приусов» объединялись, обменивались опытом, накапливали информацию о технологиях ремонта, собирали техническую литературу и со временем начали понимать, что теперь они могут зарабатывать на имеющихся у них навыках и информации, – отмечает начальник отдела продаж компании «Техноэкспорт» Павел Распопин.  – Найти свободного автомеханика, который хорошо знаком с технологиями ремонта гибридных автомобилей, на мой взгляд, сегодня нереально, поэтому у тех, кто сегодня решит осваивать эту нишу, есть только один выбор – изучать самостоятельно все нюансы». 

Кстати, нюансов наберется не мало. Наличие высоковольтной батареи, тягового электрического мотора, мотор-генератора и муфты, которая их всех объединяет, заставят автомеханика довольно сильно расширить свой кругозор. Впрочем, сегодня в свободном доступе уже есть и технические описания гибридного силового агрегата, и рекомендации по его обслуживанию. Так что начинать осваивать «гибридную тематику» сегодня намного легче, чем 3-4 года назад.

Инвесторам, которые сильно заинтересованы в том, чтобы открыть независимую мастерскую по ремонту гибридов, стоит также рассмотреть возможность поиска специалистов на дилерских станциях Toyota и Honda. Не секрет, что заработная плата работников у дилеров далеко не такая высокая, как стоимость обучения технического персонала, и многие начинающие автомеханики как раз и воспринимают свою работу на дилерском сервис-центре как возможность получить современные знания в области авторемонта.

Оборудование

Больших вложений в оборудование не потребуется. Единственный острый вопрос, который вам предстоит решить, – это диагностика. Электронная система гибридного автомобиля довольно сложна, и «не зная броду», какое-либо вмешательство категорически противопоказано. Инструментов для диагностики гибридных автомобилей на рынке автосервисного оборудования не так уж и много.

«Некоторые независимые производители автосканеров заявили о том, что они теперь могут диагностировать, в том числе, и блоки управления гибридных автомобилей. Однако у нас пока нет информации о том, насколько качественно они это делают. Опыт использования мультимарочных сканеров в этой плоскости пока практически отсутствует, – делится своими наблюдениями генеральный директор компании «АДЭКС-Сервис» Вячеслав Афанасьев. - Я полагаю, что автосервисам, которые стремятся осваивать ремонт «гибридов», следует искать возможность приобретения дилерских системных сканеров». 
«Если серьезно подходить к решению проблемы, то следует выбирать «дилерские» сканеры. У нас есть возможность поставить такие сканеры под заказ и предоставить возможность регулярного обновления баз данных. Возможность диагностики гибридных моделей имеется в штатной комплектации дилерских сканеров Toyota (TIT II), Honda (GNA 600), GM (TEC II), – добавляет Павел Распопин. - Дилерский сканер снимает максимум информации с блоков управления бензиновым двигателем. В то же время мы сразу предупреждаем клиентов, что обучение диагностов на дилерском сканере мы не производим. Следует сказать, что хотя большинство дилерских сканеров русифицированы, принципы выполнения диагностики там сильно отличаются от того, что предлагают производители мультимарочных моделей». 

Если вас все же не оставляет идея найти более доступное по цене оборудование для диагностики гибридных силовых установок, которое к тому же будет полезно и для диагностики всех прочих автомобилей, то вам стоит обратить внимание на продукцию Bosch и Nextech. Из независимых производителей диагностического оборудования об освоении направления гибридных автомобилей широко успели заявить о себе только они. Причем Bosch сделал это совсем недавно на выставке Automechanika 2010, которая прошла во Франкфурте в сентябре. Обслуживание гибридов было ключевой темой в экспозиции Bosch в этом году. Глобальный производитель автокомпонентов не случайно сделал ставку на это направление. Компания Bosch сегодня производит все основные компоненты для гибридных систем, и разработка инструментария для их обслуживания  стало логичным продолжением данного бизнеса. На выставке был представлен новый портативный тестер Bosch FSA 050, разработанный специально для диагностики систем высокого напряжения и оснащенный функцией беспроводной связи с системными анализаторами FSA 7-й серии. Это аккумуляторный модуль, который может использоваться как автономно, так и в сочетании со стационарными системными анализаторами Bosch.

Nextech заявила о возможности диагностировать гибридные системы японских автомобилей чуть раньше, чем Bosch. В феврале 2010 компания выпустила очередной релиз нового программного обеспечения для сканеров Carman Scan, в которых много внимания было уделено диагностике Toyota Prius в 30-м кузове 2009-2010 годов выпуска, а также появилась возможность диагностировать ЭБУ гибридной системы, блоки ABS, EMPS, MASTER SWITCH(CAN) и другие. 

В завершение хотелось бы в двух словах поговорить о целесообразности освоения направления ремонта гибридных автомобилей. Если в вашем городе насчитывается не менее 50 автомобилей с гибридными моторами и нет ни одной станции по обслуживанию таких автомобилей, то смысл открыть такую сто есть. Это направление интересно ещё и тем, что владельцы гибридных автомобилей охотно заказывают оригинальные комплектующие и расходные материалы для своих автомобилей, которых в свободном доступе на рынке нет. Таким образом, у вас будет возможность заработать не только на услугах, но и на продаже запчастей.
Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Шок прошел, пора возвращаться к рекламе

Рекламное предложение от проавтобизнес

21 фев 2022 в 13:48

Подробнее >
Photo

Преимущества стандартизации линейки кислородных датчиков NTK

Спустя 24 года после выпуска первого датчика под брендом NTK, объявлено о...

8 авг 2021 в 10:04

Подробнее >
Photo

Дизельные центры Delphi для вторичного рынка

Компания Delphi Technologies -  одна из немногих, кто...

11 мар 2021 в 15:24

Подробнее >