Юбилей — повод не только для того, чтобы вспомнить прошлое, но и чтобы задуматься о будущем. Тем более, что GROUPAUTO Россия во многих своих начинаниях опережает рыночные тенденции, не следует за правилами игры, а сама их формирует. Об этом рассказывает Сергей Королев, вице-президент GROUPAUTO Россия.
Мы видим, что за прошедшие 20 лет GROUPAUTO Россия прошла через несколько этапов своего развития, на каждом из которых ставила перед собой определенные задачи, связанные с формированием развитого рынка автокомпонентов и автомобильного сервиса в России в целом.
20 лет назад собралась группа ведущих дистрибьюторов, которые имели опыт работы и, что очень важно, знания о том, какие передовые формы работы на рынке существуют за рубежом. Для неразвитого и достаточно хаотичного на тот момент российского рынка новые технологии работы, выстроенные в систему, стали открытием. На первом этапе своего развития GROUPAUTO Россия решала задачу объединения компаний-дистрибьюторов с целью достижения эффективного взаимодействия между собой и с поставщиками продукции. Поставщики, в свою очередь, с нашей помощью узнавали, какие у них есть клиенты и где, получали возможность наладить эффективное взаимодействие с ними, решить проблемы с коммуникацией — на тот момент существовали языковые барьеры и культурные различия, взаимное недоверие и недопонимание. Интерес был взаимным: компании-дистрибьюторы были заинтересованы в том, чтобы найти правильных поставщиков — те имена, которые сейчас у всех на слуху, тогда еще не были настолько известны, и не так легко было отличить значимого производителя от небольшой мануфактуры. Поставщикам на новом, развивающемся рынке оказалось важно увидеть, что на рынке происходит, и наладить взаимодействие именно с теми компаниями, которые занимали на этом рынке значимые позиции. Напомню, что тогда даже самые крупные компании-производители были представлены в России представительствами и сами коммерческой деятельности не вели, складов не имели.
Помимо этого, Группа взяла на себя функцию площадки для диалога. Компании-дистрибьюторы и сейчас остаются конкурентами, но тогда встречалась и непримиримая вражда на личном уровне. GROUPAUTO Россия предоставила компаниям возможность коммуникации, выявились общие проблемы и общие интересы. Все были заинтересованы в развитии, в росте, в наращивании объемов - GROUPAUTO Россия помогала этого добиться всем участникам рынка.
Хочу отметить, что на разных этапах мы постоянно взаимодействовали с международной Группой - GROUPAUTO International делилась с нами своим опытом, в частности, с практикой развития сети СТО.
Развитие рынка шло, развивалась и система работы его участников. Поставщики стали гораздо серьезнее относиться к работе в России, стали появляться специалисты именно по нашему рынку, у тех, кто демонстрировал значительные объемы поставок, стали появляться первые склады.
В этих условиях стала меняться и стратегия GROUPAUTO Россия: необходимость налаживания контактов упала, а выросла значимость увеличения портфеля брендов, заключения с ними контрактов как Группой, так и компаниями-дистрибьюторами, наращивания объемов поставок. Соответственно, выросло число компаний-дистрибьюторов, партнеров Группы, что обеспечивало максимальный охват рынка и максимизацию оборота. Новые члены становились ассоциированными партнерами — не входя сразу в число акционеров, они сразу получали возможность пользоваться тем, что Группа способна дать своим участникам, а это информация, контакты, специальные коммерческие условия и так далее.
Сергей Королев,
вице-президент GROUPAUTO Россия
На этом же этапе GROUPAUTO Россия сформировала собственные стратегии развития. Группа — это единое цельное объединение, и в этом ее ценность и для партнеров, и для производителей, поскольку позволяет разрабатывать и реализовывать совместные проекты большого масштаба. Именно к этому периоду относится создание центральной дирекции Группы — коллектива сотрудников, которые ведут работу от лица Группы в области маркетинга, аналитики рынка и других важных для отрасли направлениях. Тогда же мы разработали принципы, по которым Группа работает и сейчас.
GROUPAUTO Россия, являясь сетью предприятий дистрибуции автозапчастей:
• Повышает уровень качества услуг для конечного потребителя.
• Способствует открытой и честной конкуренции поставщиков услуг и запасных частей.
• Обеспечивает потребителю свободу выбора и повышает его информированность.
• Стремится к предоставлению потребителю в любом населенном пункте РФ качественных услуг и запасных частей в день обращения.
• Объединяет независимых участников рынка торговли автозапчастями общей стратегией.
• Учитывает многообразие Участников Сети.
• Уважает свободу предпринимательской деятельности Участников Сети.
• Поощряет самодисциплину Участников Сети.
• Способствует применению оригинального оборудования или запчастей соответствующего качества.
• Развивает лояльность Участников Сети Поставщикам Группы.
Четко сформулированная политика и стратегия, понятные правила игры – это то, что отличает нас от конкурентов, создает ценность Группы для поставщиков и партнеров.
Следующий, третий этап, наступил, когда рынок достиг стадии насыщения и быстрый рост стал невозможен. Все ведущие мировые производители уже представлены на рынке, новых практически не появляется, и конкуренция из количественной стала качественной. Ранее неэффективность бизнеса компенсировалась этим взрывным ростом, но это время прошло — теперь простым увеличением объемов уже не скрыть недостатки в работе компании. Сегодня на перенасыщенном рынке растет конкуренция, что приводит и к такому явлению как «ценовые войны». Мы, как Группа, сформировавшая свою стратегию, стали разрабатывать планы в помощь нашим партнерам.
Мы видим, что на этом этапе происходит смещения спроса в сторону более дешевой продукции, усиление «ценовых войн» и снижение наценок при отсутствии роста парка автомобилей и снижении среднегодового пробега, определяющих общий спрос на запчасти и компоненты для ремонта и обслуживания . Косвенно это может ударить не только по производителю, который предлагает более качественный и потому более дорогой товар, но и по конечному клиенту, использующему менее качественную продукцию, которая влияет на комфорт и безопасность владения автомобилем. Мы сосредоточились на информировании наших партнеров, на выработке совместных конструктивных решений и предложили оптимальное, с нашей точки зрения, решение: развивать сетевые модели обслуживания, повышать набор и качество услуг, создать лояльность в среде клиентов, приучив их к новому стандарту в сегменте независимых СТО обеспечивать качество обслуживания, сравнимое или выше дилерского, но дешевле за счет неоригинальных, но качественных запчастей и материалов.
Большое количество проектов, которые Группа реализует в маркетинговом плане — региональные конференции для независимых автосервисов, воркшопы и тренинги для специалистов СТО, проводимые на базе Академии GROUPAUTO Россия, Национальный конкурс среди независимых автосервисов России — все это тоже служит цели поддержки развития рынка и расширения деятельности в регионах России, распространению информации. Мы видим, что рынок развивается в направлении сотрудничества с СТО и предпринимаем огромные усилия для того, чтобы создать защищенный канал сбыта запчастей именно через станции технического обслуживания. Об этом важнейшем для рынка и Группы направлении мы подробно рассказываем на страницах собственного журнала «GROUPAUTO Россия NEWS» и на сайте groupautorus.ru
Мы глубоко погрузились в понимание бизнеса участников рынка, предлагая партнерам и поставщикам Группы решения для развития, для повышения эффективности бизнеса, для того, чтобы можно было обеспечить себе конкурентные преимущества не за счет низкой цены, а за счет качественного сервиса. И этим мы как Группа защищаем даже не конкретных партнеров и поставщиков, а в первую очередь конечного потребителя — потому что мы способствуем честной конкуренции и информированности, давая возможность выбрать из всего многообразия наиболее современные, технологичные и безопасные продукты.