+79139857900

Рынок свечей зажигания

30 апреля 2015 в 08:08

Интересный факт – свечи зажигания, обязательный элемент конструкции любого двигателя внутреннего сгорания, появились раньше, чем сам автомобиль. Первый патент на свечу зажигания был выдан еще в 1860 году, правда, предназначены эти свечи были для газового двигателя. Современные свечи зажигания работают в условиях колоссальных нагрузок, поэтому производители постоянно совершенствуют свой ассортимент, предлагая все новые, более надежные и долговечные модели, что неизбежно сказывается на состоянии рынка свечей зажигания. 

 

Несмотря на то, что сегодня рынок свечей зажигания насыщен множеством современных высокотехнологичных решений, базовая конструкция самой свечи не претерпела практически никаких изменений с прошлого века. Катушка зажигания генерирует высоковольтное напряжение, которое через входной терминал свечи подается на ее центральный электрод. Он заключен в изолятор из огнеупорного диэлектрика, отделяющий электрод от «массы». Главная задача изолятора – доставить разряд высокого напряжения к искровому промежутку без утечек. Изолятор вставлен в корпус свечи, сделанный из металла и ввернутый в резьбовое отверстие головки блока. Разряд с центрального электрода бьет в боковой электрод, который приварен к корпусу свечи. Именно с электродами связаны все значимые изменения, которые претерпели свечи зажигания за последние годы, и касаются они материалов, используемых для производства электродов, а также их количества.

 

Конструктивные находки

 

Давайте коротко вспомним основные этапы эволюции свечей зажигания. Традиционные свечи имеют один центральный и один боковой электрод. Для производства боковых электродов используется высокотемпературная сталь, причем к корпусу электрод приваривается при помощи контактной сварки. Во время работы свечи боковой электрод сильно нагревается, что может привести к возникновению калильного зажигания. Чтобы этого избежать, многие производители стали вводить в конструкцию современных свечей зажигания дополнительные боковые электроды.  Одни работают не одновременно – в  создании электрической дуги участвуют центральный электрод и только один из боковых. Никакой особой очередности при этом не существует, потому что предсказать, в какой из боковых электродов искра ударит в следующий раз, невозможно. Несмотря на это, конструкция успешно решает проблему с перегревом – электроды задействуются по одному и их средняя температура намного ниже, чем в обычных свечах с одним электродом. Это значительно увеличивает срок службы свечи.

 

Еще одна интересная находка последних лет – раздвоенный боковой электрод. Его острые концы улучшают условия ионизации горючей смеси, обрабатывая гораздо больший ее объем, и ускоряют начало ее горения. В некоторых моделях роль бокового электрода выполняет резьбовая часть свечи: на изолятор наносятся две кольцевые токопроводящие дорожки, и в результате в момент подачи напряжения на свечу возникают сразу три искры – между центральным электродом и нижней токопроводящей дорожкой, между корпусом и верхней дорожкой и между самими дорожками. В результате одна свеча поджигает горючую смесь сразу в трех местах, повышая мощность двигателя и снижая расход топлива.

 

Наиболее заметные изменения, как известно, произошли с центральным электродом.  В традиционной конструкции для его изготовления используется никель, а современные высокотехнологичные свечи производятся с использованием сплавов с примесями платины, иридия, иттрия и других редких металлов. Они являются великолепными проводниками и используются для изготовления наконечников электродов очень малых диаметров без снижения срока службы свечи. Тонкий диаметр концентрирует заряд, ускоряя зажигание топливной смеси.  Важными достоинствами таких свечей являются их относительно небольшие размеры, позволяющие использовать их в небольших, но мощных двигателях, и длительный срок их службы.  Кроме того, «драгоценные» свечи достаточно толерантны к качеству топлива.

 

Описание исследования

 

Главной задачей аналитического отдела в этот раз был сбор информации о представленности брендов, предлагающих классические свечи зажигания с медно-никелевым центральным электродом.  Данные были получены с помощью телефонного опроса розничных торговых точек, а также сбора информации из открытых источников – розничных магазинов и прайс-листов оптовых компаний, выложенных в интернете. Мы выделили наиболее хорошо представленные на российском рынке торговые марки свечей зажигания, а также рассчитали их среднюю стоимость. В качестве основы были взяты наиболее популярные в России модели автомобилей – Lada Priora, седан Ford Focus II и корейский Hyundai Solaris IV, произведенные в 2010 году. В результате была получена следующая картина.

Бренды и средние цены на свечи зажигания для автомобиля Lada Priora седан

 

Lada Priora

 

Система зажигания Lada Priora проста и достаточно эффективна – индивидуальные катушки зажигания и отсутствие каких-либо подвижных деталей позволяют свести к минимуму обслуживание системы и исключают необходимость различных регулировок.  Представленность брендов, предлагающих свечи зажигания для отечественной «Приоры», оказалась достаточно большой. В общей сложности на рынке представлено около полутора десятков различных торговых марок свечей накаливания. Впрочем, в  наш отчет вошли только 11 из них – доля остальных брендов на рынке оказалась ничтожно мала. Выделить явных лидеров по представленности в розничной торговой сети не удалось – показатели большинства брендов практически одинаковы. Верхнюю строчку в этом своеобразном рейтинге торговых марок заняли сразу два бренда – Champion и Denso, представленные в 15% всех опрошенных нами торговых точек. С отрывом всего в 1% идет немецкий бренд Bosh, сразу следом за ним – японская NGK с 13%. Свечи зажигания, произведенные под «материнским» брендом Lada, представлены только в 4% всех торговых точек.Разброс цен на свечи зажигания для Lada Priora также нельзя назвать очень большим. Свечи Lada оказались самыми недорогими – в среднем всего около 85 рублей.  Свечи почти всех остальных представленных в нашем исследовании производителей оказались в среднем ценовом сегменте. Ценовое лидерство принадлежит бренду Ween – свечи зажигания этого производителя стоят в среднем около 275 рублей. Вторым номером идут свечи, выпущенные под маркой Champion, – чуть менее 210 рублей. Все остальные представленные в диаграмме производители предлагают свою продукцию по цене от 145 до 200 рублей. Средняя стоимость свечей зажигания для «Приоры» составила 167 рублей.

 

Бренды и средние цены на свечи зажигания для автомобиля Ford Focus II седан

Ford Focus II

 

Ford Focus второго поколения так же оснащается простыми и надежными системами зажигания, состоящими из высоковольтной катушки, проводов и свечей. Катушка управляется электроникой, а сама система не требует регулировки и обслуживания. 

 

Представленность различных торговых марок свечей зажигания для второго «Фокуса» так же оказалась достаточно обширной, причем и здесь выделить одного безусловного лидера не получилось – рынок поделен между производителями почти равномерно. Сразу пять торговых марок в нашем исследовании – Ford, Beru, Bosch, Champion и NGK – оказались представлены в 12% торговых точек. Всего на один процент их опередили свечи зажигания под брендом Denso, которые обнаружились в 13% всех опрошенных нами магазинов. Ненамного отстает от «золотой» пятерки швейцарская торговая марка Finwhale, представленная в 11% магазинов. 

 

А вот разброс цен на свечи зажигания для Ford Focus второго поколения  оказался совсем не таким равномерным – цены колеблются от  вполне демократичных 118 рублей за никелевые свечи Bosch до почти 290 рублей за свечи торговой марки Valeo. Через отметку в 200 рублей «перевалили» также свечи Febi bilstein. Все остальные представленные в исследовании производители предлагают свою продукцию в сегменте от 130 до 170 рублей. Средняя стоимость никелевых свечей зажигания для Ford Focus II составила 168 рублей – почти столько же, сколько и для «Приоры».


Бренды и средние цены свечей зажигания для автомобиля Hyndai Solaris

Hyundai Solaris IV

 

Система зажигания Hyundai Solaris, как и ранее рассмотренные нами, также не имеет каких-либо отличительных особенностей – все те же катушки и свечи зажигания, управляемые микропроцессором. Свечи для этого популярного «корейца» представлены на рынке 7 брендами, причем и здесь результаты разделились между ними достаточно равномерно – разница в большинстве случаев составляет всего один процент. Условно лидирующие  позиции занимает торговая марка Bosh, продукция которой представлена почти в каждом шестом магазине. С минимальным отрывом идет бренд Champion, разделивший свою позицию со свечами, произведенными под маркой Hyundai. Еще  одной ступенькой ниже оказался японский бренд NGK с 15%, следом – свечи торговой марки Denso. Впервые в нашем сегодняшнем исследовании «засветился» финский бренд Grand Prix, на долю которого пришлось 10%.

 

Разброс цен на свечи зажигания для Hyndai Solaris тоже нельзя назвать сильно большим – почти все бренды предлагают свою продукцию в сегменте от 135 до 210 рублей. Из этой категории выпадают свечи Grand Prix, оказавшиеся самыми недорогими – средняя цена на них в большинстве торговых точек составила всего 84 рубля. Верхнюю строчку ценового рейтинга заняли свечи Bosch – они стоят в среднем 240 рублей. Свечи, произведенные на собственных заводах Hyundai, обойдутся владельцу Solaris в 205 рублей. Средняя же стоимость свечей зажигания для автомобилей этой марки составила приблизительно 165 рублей.

 

В заключение хочется сказать, что результаты немного удивили даже нас самих – средние цены на свечи зажигания для всех трех автомобилей оказались примерно одинаковыми. Впрочем, в нашем исследовании рассматривались только классические никелевые свечи, доля которых на рынке, по мнению специалистов, в ближайшие годы будет постепенно снижаться, и скоро они окажутся вытеснены более дорогими, но при этом более долговечными и эффективными моделями.

 

Комментарии специалиста: 

 

Илья Мигушин, технический эксперт NGK Spark Plug (Eurasia):

 
- Основная тенденция последних двух лет – снижение доли недорогих свечей на вторичном рынке и перераспределение спроса в пользу дорогостоящих высокотехнологичных свечей и свечей, содержащих драгоценные металлы, с увеличенным интервалом замены.

 

В числе технологических новинок NGK – свечи с игольчатыми напайками на тонких направленных боковых электродах, выполненных из иридия и платины для предотвращения износа. Такие свечи позволяют увеличить мощность мотора благодаря генерации более мощной искры и обеспечивают надежное воспламенение при любых режимах эксплуатации двигателя. Технология применяется, в частности, в свечах ILZKFR8A7S, специально разработанных для новых двигателей M270 концерна Mercedes-Benz.

 

Для современных бензиновых двигателей с непосредственным впрыском предназначены свечи зажигания с ориентированным боковым электродом. Электрод приварен к металлическому корпусу, будучи ориентированным по направлению резьбы. Подобная конструкция свечей применяется в частности, для всех двигателей Mercedes, в 1,2- и 1,4-литровых моторах семейства TSI от Volkswagen.

 

Кроме того, в ассортименте NGK есть свечи для автомобилей, оснащённых газовым оборудованием. Иридиевый центральный электрод свечи LPG диаметром всего 0,6 мм и уменьшенный межэлектродный зазор позволяют снизить нагрузку на катушку зажигания, а использование специально сконструированного керамического изолятора с широким калильным числом, а также наличие дополнительного медного сердечника в боковом электроде позволяют поддерживать оптимальный теплоотвод при работе как на бензине, так и на газе.

 

Структура  поставок свечей зажигания на заводы ведущих автопроизводителей (иридиевые свечи превалируют)

Виталий Гисич, старший специалист товарной категории российского подразделения Denso:

 
- За последние годы всё больше автопроизводителей стали устанавливать на своих конвейерах высокоэффективные свечи зажигания с увеличенным сроком службы. И для этого есть немало объективных причин. 

 

Первая из них - это ужесточение экологических норм. Только высокоэффективные иридиевые и платиновые свечи могут обеспечить оптимальные  параметры сгорания топливной смеси при одновременном снижении энергопотребления за счет уменьшения эффективной площади разряда. 

 

Лучшее сгорание ведет к снижению содержания вредных выбросов и экономии топлива, которое является второй причиной перехода автопроизводителей на новые типы свечей зажигания. 

 

Третья причина в том, что процесс замены свечей стал более трудоемким, так как производители стремятся сделать двигатели более компактными и функционально более сложными. Все это ведет к усложнению операций и повышенным требованиям к исполнителю, который будет производить замену, а следовательно, и к росту стоимости замены свечей. Логично предположить, что автовладелец предпочтет свечи зажигания, интервал замены которых больше. 

 

Обратите внимание на диаграмму, наглядно показывающую, какую долю в поставках на конвейер занимают иридиевые, платиновые и свечи суперзажигания (SIP). Доля  обычных никелевых свечей на рынке постепенно будет сокращаться по мере старения автопарка либо заменяться линейками универсальных свечей типа DENSO TT(Twin Tip).

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Обзор рынка радиаторов

Радиаторы называют хладнокровными напарниками моторов, поскольку на них лежит ...

24 дек 2015 в 21:04

Подробнее >
Photo

Диагностика? Дистанционно!

Представляете, автомобиль движется по дороге, а все данные о работе его систем в...

8 окт 2015 в 20:59

Подробнее >
Photo

Мотор для локализации

Существенно повлиять на развитие автокомпонентной отрасли поможет локализация...

8 окт 2015 в 20:34

Подробнее >