Шарниры рычагов подвески на автомобилях ВАЗ одно из наиболее ходовых резинотехнических изделий в подвеске популярного отечественного автомобиля. Шарниры (чаще их все же называют сайлент-блоками) изнашиваются довольно быстро. На разбитых российских дорогах, под воздействием дорожных реагентов и перепадов температур резина растрескивается, становится менее гибкой и разрушается. В подвеске появляется характерный стук и расхлябанность.
Информация собрана маркетинговым отделом нашего журнала.
Все исследования можно посмотреть на портале проавтобизнес.рф в разделе автобизнес/исследования рынка
Из-за того, что состояние дорог в различных российских регионах сильно отличается друг от друга, говорить о каком-либо усредненном сроке эксплуатации шарниров подвески не приходится. При бережной эксплуатации по городским дорогам они могут выдержать и 100 000 километров пробега, а при езде по грунтовке и гравийной дороге могут изнашиваться один раз в три месяца. Не последнюю роль играет и качество сайлент-блоков, которое у всех производителей различается.
В настоящий момент официальные дилеры АвтоВАЗа поставляют на вторичный рынок два комплекта шарниров рычагов передней подвески с оригинальными каталожными номерами: 21010-2904004-04 (для всех автомобилей «Классики») и 21010-2904004-05 (Lada 4x4, Нива). В каждом комплекте по 8 сайлент-блоков. Именно эти два комплекта мы и взяли в качестве примера, на основе которого мы будем анализировать структуру рынка сайлент-блоков ВАЗа.
«Классика»
Несмотря на то, что в продаже автомобили «Классического» семейства АвтоВАЗа уже отсутствуют, на дорогах России их по-прежнему очень много. Есть даже регионы, в которых ВАЗовская «Классика» по-прежнему составляет чуть ли не половину всего легкового парка. Так что нет ничего странного в том, что запасные части на ВАЗ 2101-2107 производятся многими заводами-изготовителями не только на территории России, но и за пределами нашей страны. Что касается сайлент-блоков, то данную продукцию на российском рынке представляет чуть менее 20 торговых марок. Однако заметную долю присутствия на рынке имеют, по нашей оценке, 14 брендов. Именно столько торговых марок попало в поле зрения наших аналитиков. Наиболее широко представлены на рынке комплекты производства компании «Балаковорезинотехника» (БРТ). Продукция этого известного производителя РТИ на автомобили Lada присутствует почти в каждом третьем автомагазине, который опросили наши аналитики. В каждом десятом магазине можно встретить комплекты сайлент-блоков «Трек». Так же довольно неплохо представлена на рынке продукция компаний СЭВИ, КААЗ и бренда «За рулем». Их сайлент-блоки представлены в 8% торговых точек. Обращает на себя внимание слабая доля присутствия зарубежных брендов, таких как Mannol и Schnieder Autotech. Несмотря на то, что владельцы российских автомобилей в целом охотно устанавливают на свои машины импортные компоненты, в данном сегменте зарубежным поставщикам не удалось как следует охватить рынок. Также хотелось бы обратить ваше внимание на то, что активно раскручиваемые в последние годы сайлент-блоки из полиуретана также большого распространения не получили. В диаграмме 1, которая отражает структуру рынка, представлен только один производитель данных изделий - CS-20, и доля его присутствия на рынке не велика.
Что касается цен на данную продукцию, то ценовым лидером является как раз комплект сайлент-блоков из полиуретана CS-20. Комплект стоит почти 500 рублей. Чуть дешевле комплект сайлент-блоков «Трек». Наиболее распространенная на рынке марка БРТ находится в среднем ценовом сегменте. Что же касается зарубежных брендов, то наиболее известный из них – Mannol — предлагает свою продукцию по той же цене, что и поставщики «оригинальных» сайлент-блоков. А второй участник рынка с англоязычным именем Schnieder Autotech и вовсе находится в нижнем ценовом сегменте, что вызывает некоторые подозрения относительно страны производства данных изделий.
Lada 4x4
Количество участников рынка в этом сегменте практически такое же, как и в предыдущем, а вот структура рынка, как это ни странно, очень заметно отличается. Начнем с того, что из зарубежных брендов здесь нет ни Mannol, ни Schnieder Autotech. Зато есть другая западная торговая марка – итальянская Trialli. Представленность бренда на рынке не дотягивает до показателей первой тройки, но выше, чем у некоторых известных в этом сегменте рынка российских производителей. Лидируют всё те же: БРТ и Трек, но здесь они поменялись местами. Балаковские сайлент-блоки для ВАЗовского внедорожника представлены в 17% автомагазинов, а Трек – в каждом третьем. Значительно шире, чем в предыдущем сегменте, здесь представлена продукция компании Белмаг. Более заметная доля «оригинальных» комплектов. А вот такие бренды как СЭВИ, «За рулем» и Ситек, наоборот, ухудшили показатели.
Стоимость комплектов сайлент-блоков на Lada 4x4 в среднем на 20% выше, чем на обычную «Классику». Самые дорогие комплекты поставляются под брендом «АвтоВАЗ», и за них придется выложить более 600 рублей. За 500-рублевую отметку также перевалили комплекты сайлент-блоков Ситек, ДААЗ, Трек, Trialli, БЗАК. В среднем ценовом сегменте представлено не так много брендов: БРТ, За рулем, Белмаг, Анвис-Групп.
Кирилл Шипота, директор по маркетингу TRIALLI:
- Под брендом TRIALLI выпускаются два типа сайлентблоков: резинометаллические (linea Qualita) и полиуретановые (linea Superiore). В сайлентблоках TRIALLI Linea Qualita используется резина нового поколения – эластомер HNBR (гидрированный акрилонитрил-бутадиен-каучук). HNBR получают из нормальных NBR полимеров путем полного или частичного гидрирования двойных связей бутадиеновой части. Пероксидные поперечные связки по этим двойным связям повышают термостойкость и устойчивость к окислению. Материалы на его основе отличаются большой механической прочностью и повышенным сопротивлением к истиранию. Температурный диапазон применения: от - 550С до + 1500 С.
Сайлентблоки TRIALLI Linea Superiore изготавливаются из современного полиуретанового эластомера. Полиуретановые сайлентблоки отвечают самым высоким требованиям в отношении надежности и долговечности, обладают исключительной механической прочностью, долговечностью, устойчивостью к воздействиям внешней среды.