Высоковольтные провода зажигания пока ещё остаются весьма востребованными на рынке запасных частей. Несмотря на повсеместное распространение системы зажигания, типа Coil-on-Plug, доля автомобилей оборудованных одной катушкой и высоковольтными проводами остается весьма значительной. И ежегодно в начале зимы спрос на них резко возрастает.
В обзоре приведены результаты мониторинга московского розничного рынка высоковольтных проводов зажигания за период: с 15 ноября по 5 декабря 2010 года. Анализ рыночной ситуации осуществлялся на основе данных, полученных из каталогов и прайс-листов ведущих российских интернет-магазинов и крупных оптово-розничных компаний. Основными особенностями данного рынка являются небольшое число предлагаемых неоригинальных брэндов и умеренные объемы продаж.
В качестве конкретных объектов исследования были рассмотрены комплекты высоковольтных проводов зажигания для трех популярных моделей подержанных иномарок (табл.1). В процессе анализа рассматривались все предложения по аналогам и неоригинальным заменам, а также продукция с улучшенными потребительскими характеристиками. При сравнении поставщиков учитывались розничные предложения с максимальным сроком поставки заказа не более 5 дней.
Как выяснилось, для рынка высоковольтных проводов зажигания характерно присутствие небольшого числа участников. Применительно к рассмотренным моделям автомобилей число предлагаемых брэндов колебалось в пределах от 12 до 15.
Как и многие другие, рынок высоковольтных проводов отличается наличием унификации проводов для разных марок и моделей, как правило, в рамках автоконцернов и автомобильных групп. Так, в автоконцерне Ford одинаковые комплекты проводов применялись, кроме Focus, в определенных модификациях моделей Fiesta, Mondeo и Fusion. Автоконцерн Toyota устанавливал одинаковые провода в модели Corolla, Avensis и Karina. В автомобильной группе VAG одинаковые провода устанавливались не только в моделях марки Volkswagen, но и в моделях марок Audi, Skoda и Seat. Понятно, что указанная унификация высоковольтных проводов была связана, прежде всего, с комплектацией их унифицированными двигателями.
Анализ розничного предложения проводов для автомобиля Ford Focus показал, что здесь лидировало предложение польского производителя Janmor, которое заняло около 20% и немного опередило предложение известного немецкого концерна Bosch с долей в 17,4% (рис.1). Ближайшими конкурентными предложениями выступали одинаковые по размерам предложения немецкого производителя Bremi и брэнда Grand Prix. Кроме этого, стоит отметить, что пятое по размерам предложение для Ford Focus относилось к отечественной продукции компании Цитрон, действующей под брэндом TSN – около 10%. В структуре спроса провода Janmor уступили лидерство продукции своего именитого конкурента – Bosch, но с совершенно минимальным отрывом – менее процента .
В целом же картина рынка проводов для Ford Focus получилась такова: на долю двух лидирующих производителей пришлось практически 2/3 спроса, а приличная доля более 17% «досталась» хорошо известной японской компании NGK. Отечественный брэнд TSN тоже занял вполне заметную долю около 6%. Интересно, что при сборе данных мы почти не нашли предложений по оригинальной продукции Ford. Стоит также отметить, что цена лидера Bosch примерно на 40% выше конкурента Janmor. Судя по всему, здесь тот самый случай, когда имидж брэнда стоит денег.
В товарной группе проводов для автомобиля Toyota Corolla присутствовало три явных лидирующих предложения: от двух японских производителей Seiwa и NGK и польского Janmor. Их суммарное предложение составило более 50% общего. Доля оригинальной продукции оказалась здесь достаточно весомой – более 8%. Заметным было и предложение отечественного брэнда TSN- 6,6%.
Однако картина спроса оказалась резко отличающейся от картины предложения . Бесспорным лидером рынка комплектов проводов для Toyota Corolla выступила компания NGK, на долю которой пришлось более 55% спроса. Стоит отметить, что продукция NGK относится к среднему ценовому диапазону, что является одним из факторов успеха . Несмотря на существенно меньшую цену (в 1,5 раза ниже NGK) брэнд Seiwa получил лишь небольшую долю спроса – 6,5%. Примечательно, что «оригинал» Toyota занял второе место в спросе с солидной долей около 15%. Причина столь высокого уровня спроса очевидна: цена оригинальной продукции не «захватывает дух», а превышает цену лидера спроса NGK всего лишь на 40%.
Кстати, если суммировать доли всех японских брэндов, то получается, что приверженность потребителей к японской продукции составляет более 80%, что вполне логично для владельцев автомобиля японского происхождения.
Соответственно, в структурах предложения и спроса проводов для немецкого автомобиля VW Golf лидировала продукция немецкого производителя Beru, относящего к числу поставщиков концерна Volkswagen .
Причем, если в структуре предложения присутствовала большая доля японской компании NGK (24%), то в структуре спроса немецкие производители просто доминировали, а компания Beru являлась бесспорным лидером. Два немецких производителя Beru и Bremi обеспечивают более 65% спроса проводов для VW Golf. Помимо немецкой продукции заметным спросом пользовалась испанская - Fae (10,4%) и, как ни странно, отечественная – Tsitron - 8,6%.
В данном случае, конечно, привлекает цена отечественной продукции: она одна из самых низких на рынке , но, известно, что спрос определяется критерием «цена-качество». Следовательно, брэнд TSN уже смог «заработать» хорошую репутацию. Оригинальная продукция VAG для VW Golf спросом совсем не пользуется, что опять же объясняется уровнем ее цены, в среднем превышающей цены брэндов Beru и Bremi в 2 раза.
В заключение обзора мы как всегда обобщили результаты анализа позиций ведущих рыночных брэндов относительно «оригинала» (табл.2). Сводные показатели явно свидетельствуют о том, что из рассмотренных моделей автомобилей лишь владельцы Toyota Corolla проявляют заметную лояльность к «оригиналу», а остальные его просто игнорируют. Причина старая: чрезмерно высокая цена по сравнению с «неоригиналами».
Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили"