Авторизация

Исследования рынка замены масла

25 февраля 2014 в 10:00 admin

Для владельца автомобиля не секрет, что необходимость замены масла в двигателе наступает каждые 10-15 тыс. км пробега. Это нужно для того, чтобы мотор служил долго и не подвел в нужную минуту. Именно поэтому замена масла – одна из самых распространённых услуг. В том, как обстоят дела на российском рынке замены масел, разбирался корреспондент журнала «Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили».


Как продают у нас?

Рынок моторных масел в России развивался в несколько этапов. Первоначально, в 90е, годы масло распространялось среди автолюбителей исключительно в фасованной таре. Только с начала 2000-х начали появляться  специализированные пункты экспресс-замены масла.  Однако даже сейчас на нашем рынке не более 25% автомасел реализуется через СТО, в то время как большинство потребителей приобретают масло через пункты розничной продажи. Причем, как показывает практика, качество и дизайн упаковки являются очень важными критериями при выборе того или иного масла. Кстати, в Европе картина выглядит с точностью до наоборот:  около трех четвертей смазочных материалов реализуется через станции техобслуживания автомобилей, где масла заливают в автомобили из бочек, а канистры покупаются преимущественно литровые – только на доливку.


Выгодно ли?

Мировой спрос на смазочные материалы в 2012 г. составил порядка 40 млн. тонн и демонстрирует тенденцию к дальнейшему росту. Доля нашей страны составляла здесь около 10% (4 млн. тонн). Ежегодный рост только рынка масел оценивается  в 5%. На транспортные масла (включая моторные и трансмиссионные) сегодня приходится порядка 30% рынка всех смазочных материалов. Производство смазочных масел в нашей стране в последние годы постепенно сокращается. Все это происходит на фоне роста объема рынка, что говорит о сокращении потребления отечественных смазочных материалов и смещении спроса в сторону импорта.

Российский рынок моторных масел выглядит куда привлекательнее европейского. В то время как европейский авторынок уже давно достиг пика насыщения, Россия показывает уверенный рост автомобилизации населения. Кроме того, само техническое развитие грузовых и легковых автомобилей в России также делает шаги вперед. Соответственно, растет и сопутствующий рынок моторных масел, который все становится более и более привлекательным для производителей. Хотя темпы здесь, конечно же, совершенно иные. Во-первых, потому что некоторые ныне существующие автомобили будут выведены из эксплуатации, во-вторых, потому что новые автомобили расходуют меньше смазочных материалов. Тем не менее, согласно прогнозам специалистов компании Kline & Co, потребление моторных масел в России вырастет на 14 процентов к 2021 году и достигнет отметки 548,000 тонн в год.

Российский рынок моторных масел обладает и особой структурой. Новым российским и иностранным автомобилям требуется иной тип масел, нежели автомобилям «с длинной историей».  Между тем, половина российских машин «в возрасте» - пробег составляет 10 и более лет. Тяжело-нагруженные грузовики, число которых в 2012 году перевалило за 3.6 миллионов штук - еще более старые: 80% грузовиков старше десяти лет и еще 10% - более двадцати лет. Тем не менее, еще 10 лет назад российский автопарк взял курс  на «омоложение», а вместе с этим начала расти потребность в высококачественных смазочных материалах. В настоящее время 30-40% потребляемых моторных масел для легкового транспорта эквивалентно Категориям API SF или SG, однако эта доля рынка понижается. Масла, эквивалентные Категории SL составляют 40-50 % спроса, и эта доля растет. 10-15% рынка занимают масла категории SJ, и 10% - SM.

К 2021 году, по оценкам экспертов, доля сезонных масел по оценкам снизится до 32 процентов, а доли масел 15W-40 и 10W-40 повысятся до 51 и 16 процентов соответственно.

 

По городам и весям

Особенно динамично в последние годы развиваются специализированные пункты замены масла. Автомобилисты постепенно отходят от покупки масла на «розлив» к более цивилизованным формам обслуживания.

Однако в разных городах России  этот рынок развивается неравномерно. Так, если в Ростове-на-Дону, с населением, превышающим 1 млн. 100 тыс. человек, расположилось всего 239 пунктов замены масла, то в Красноярске (численность населения 1 миллион человек) таких пунктов уже 761. Разница более чем в три раза! 

Новосибирск обслуживает 1251 пункт замены масла, а на Петербург, который в три раза превышает его по численности, приходится всего 1363 пункта замены масла.

Тем не менее, количество пунктов экспресс-замены масла не дает развернутой картины без привязки к автомобилизации города. А результаты здесь выходят довольно интересные. Выходит, что Новосибирск, на который приходится 1251 пункт экспресс-замены масла, при автомобильном парке в 550 тыс. единиц наиболее насыщен этим видом услуг: на каждые 439 автомобилей здесь приходится 1 пункт замены масла. На втором месте среди российских городов-миллионников находится Омск: на 492 автомобиля приходится 1 пункт экспресс-замены масла. А на последнем месте расположилась российская столица. В Москве на 1 пункт экспресс-замены масла приходится аж 2600 автомобилей. Московский рынок еще далек от насыщения. Здесь можно смело открывать свой бизнес. Большие перспективы у услуги замены масла существуют и в Ростове-на-Дону. На 1 экспресс-пункт в уральской столице приходится 1841 автомобиль   


Зарубежные производители моторных масел используют для обозначения характеристик масел и областей их применения одни и те же стандарты, принятые в классификациях:

 

• SAE – Общество автомобильных инженеров;

• API – Американский институт нефти;

• ACEA – Ассоциация европейских производителей автомобилей;

• ILSAC – Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов.

 

Отечественные производители используют классификацию по ГОСТу 17.479.1-85.

 

В соответствии с данной классификацией стандартная марка масла включает следующие знаки:

 

• буква М (моторное);

• цифра или дробь, указывающая класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел);

• одна или две из первых шести букв алфавита, обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла.

 

Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс «1» присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс «2» – дизельным маслам.

 

Заводы-изготовители моторных масел при производстве своей продукции ориентируются на вышеуказанные классификации. Моторные масла, имеющие одинаковый класс вязкости и уровень эксплуатационных свойств, но производимые на разных заводах, могут отличаться по физико-химическим свойствам.

 

 

Эльдар Губайдуллин, руководитель отдела развития NGN:

 

— У нас нет четких разграничений между «фасовкой» и «сервисной тарой». Существует несколько  емкостей - 1 литр, 4 литра, 20 литров и 200 литров. Считается, что именно в таких объемах реализуется фасованная продукция.

На сегодняшний день мы отмечаем, что лучше всего продается масло небольшой фасовки. К примеру, в нашей компании наибольшим спросом пользуется масло в 4х- литровой таре. При этом большую часть оборота составляют легкомоторные масла. Однако в последнее время нашими клиентами все чаще становятся СТО, автопарки, парки коммерческого транспорта, которые покупают масло преимущественно в 20-литровых и 200-литровых бочках.

Сегодня мы даже разработали специальную программу «станция продажи масла» для СТО и розничных магазинов. Не каждое СТО имеет возможность завезти себе 200-литровые бочки, тем более в ассортименте. Мы создали специальный стенд, который вмещает в себя 16 наименований продукта в 20-литровой таре. Это не обычная 20-литровая пластиковая канистра, а уникальная для России упаковка Bag-in-Box, которая представляет собой картонную коробку со специальным краном (дозатором), который может дозировать порцию масла вплоть до грамма. Станция продажи масла имеет компактные размеры (метр ширина, 40 сантиметров глубина и около двух метров высота), но в то же время она дает покупателю большой ассортимент продукции. Данная станция и упаковка Bag-in-Box будет доступна покупателям примерно в середине 2014 года. Все чаще в Москве и в других регионах компании покупают масло в 20-литровой или 200-литровой таре, в зависимости от того, что позволяет площадь магазина, и предлагают покупателям масло на розлив. За счет того, что стоимость одного литра в большой упаковке обходится дешевле -  выходит экономия. Небольшая, конечно, но для автолюбителей, которые считают деньги - это приятный бонус.

Уровень автомобилизации прямо коррелируют с развитием спроса. Естественно, что чем больше людей – тем больше спрос. Если говорить о динамике, то сейчас рост идет равномерно по рынку. Нельзя сказать, что города-миллионники и средние города имеют разную динамику. Если в миллиониках спрос растет или падает, то то же самое происходит и в средних городах. Хотя, конечно, многое зависит от активности конкретного дистрибьютора, от его возможностей, от мероприятий по продвижению. У нашей компании есть клиент в Хабаровском крае, который реализует товар в куда больших объемах, нежели его коллеги из более населенных и автомобилизированных регионов.


Родион Сабитов, директор компании «АВТОСТАРТ НСК»,

официальный дистрибьютор масла NESTE по Сибирскому Федеральному округу

 

— За последние 5 лет обнаруживается уверенный тренд к увеличению продажи масла в сервисной таре. Как правило, у нас приобретают масло в большой таре, чтобы удешевить стоимость одного литра продукта.  Масло в более мелкой фасовке стали покупать реже, независимо от того, идет ли речь о магазине или об СТО. Последние три года наблюдается тенденция роста потребления более качественного масла. Люди постепенно отказываются от минеральных масел, и все чаще переходят на полусинтетическое и синтетическое масло.

Рынок растет равномерно по городам-миллионикам и менее крупным городам. Если положительная динамика зафиксирована в крупном мегаполисе, то схожие темпы роста будет демонстрировать и город поменьше.

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.