Авторизация

Правила специального инструмента

2 марта 2016 в 17:54 admin
Наши эксперты:

Антон Володин, 
менеджер отдела ОЕМ,
«Эквинет»

Михаил Панькин, 
инженер Торгового дома СОРОКИН®

Соберем комплект

 Вопрос специнструмента на различных предприятиях отрасли решается по-разному. В дилерском сообществе все достаточно просто. Для соответствия стандартам автопроизводителя дилер должен иметь установленный брендом перечень специнструмента. Это в принципе не обсуждается: есть требование, которое авторизованный сервис обязан выполнять. В противном случае он просто не пройдет очередной аудит и лишится бонусов. Этот комплект зависит от уровня технической оснащенности обслуживания автомобилей, от их технической сложности и отличается по маркам к марке.  
В независимом сервисе картина абсолютно иная, поскольку жестко регламентировать состав инструментальной базы предприятия некому. Поэтому в большинстве случаев комплект специнструмента формируется со временем, исходя из опыта и практики СТО. Однако подобный путь вряд ли можно назвать оптимальным, как любой путь проб и ошибок. Ведь подчас простая работа может занять значительное время и потребует больших усилий, если не иметь под рукой необходимый набор приспособлений. То есть к работе желательно быть готовым изначально, нежели уже в ее процессе с неприятным для себя удивлением понимать, что без определенного инструмента ее выполнить либо вообще невозможно, либо чрезвычайно трудно. Антон Володин, менеджер отдела ОЕМ, «Эквинет», считает, что независимая СТО может определиться с перечнем автопроизводителей, авто которых хочет обслуживать, и найти список инструмента для той или иной операции – сейчас достаточно много такой информации в открытых источниках.

Михаил Панькин, инженер Торгового дома СОРОКИН®, также уверен, что набор специнструмента для предприятия независимого сегмента зависит от того, какими работами будет заниматься сервис. Михаил Панькин:
– Но совершенно очевидно, что необходимо иметь универсальный комплект который, скорее всего, будет состоять из постоянно используемого инструмента. А это прежде всего: универсальные и специальные съемники, пресс с комплектом оправок для установки подшипников и сальников, различный ручной инструмент для демонтажа обшивок и клипс, инструмент для замены тормозных колодок, инструмент для обжимки и демонтажа клемм (для электриков), рассухариватель клапанов и оправки для установки цилиндров и поршневых колец (для мотористов) и конечно, динамометрические ключи. Также желателен комплект крючков для демонтажа сальников и уплотнителей, обратные молотки с комплектом насадок, стяжки пружин стоек амортизаторов и т.д.
А для мотосервисов, например, обязательно съемники подшипников рулевых колонок, ключи для спиц и инструмент для замены приводной цепи главной передачи. Вот приблизительный и минимальный  набор универсального специнструмента, который необходим для повседневной работы независимого сервиса.

Кроме того, по мнению Михаила Панькова, определенную роль играет целесообразность приобретения того или иного инструмента для работ, которые будут выполняться один раз – в некоторых случаях инструмент для таких работ можно изготовить из подручных средств. Дело в том, что рассуждать о возможности использования того или иного инструмента можно только в каждом конкретном случае. Специфика работ, узкая специализация и личные предпочтения мастера делают возможным частое использование достаточно редкого инструмента, и рассуждать о целесообразности его покупки вряд ли придется.
Если и говорить о таковом, то это, скорее всего, фирменный инструмент для выполнения одной единственной операции. Стоит задуматься, есть ли возможность заменить его более универсальным комплектом. Или же попробовать такой вариант. Николай Самородов, директор СТО «ПИТ Стоп», практикует совместное использование редких видов специнструмента несколькими станциями:
– Существует целый ряд специфических съемников, оправок и т. д., которые могут быть применимы только для определенной модели автомобиля. У нас с соседями как-то сначала сам собой начал складываться обмен необходимыми инструментами, потом мы решили упорядочить этот процесс. Сейчас у меня на станции содержится достаточно приличный комплект специнструмента по различным маркам и моделям транспортерных средств, которым могут пользоваться все мастерские округи, с которыми у нас есть договоренность. При этом круг таких партнерских сервисов постоянно расширяется. Информация распространяется быстро – ко мне часто приезжают ребята из других сервисов, привозят то, что есть у них в обмен на то, что им нужно в данный конкретный момент.

 Но это опять же специфика независимого сервиса. На дилерской станции все четко регламентировано. Антон Володин:
– Есть специнструмент, который действительно используется редко (редкий двигатель, необычный автомобиль, скажем, кабриолет), и дилер безусловно сделает всё, чтобы осуществить ремонт или диагностику автомобиля в кратчайшие сроки, поэтому, как правило имеет данный специнструмент у себя на СТО.

Но вне зависимости от того, идет ли речь о дилерском сервисе или независимом, вопрос контроля и учета специнструмента заслуживает самого пристального внимания.


Контроль и учет
Эксперты не сомневаются – учет специнструмента обязательно должен проводиться, поскольку это инструмент, во-первых, довольно дорогой, а во-вторых, как правило, им пользуется обычно несколько человек из разных смен, поэтому как такового единоличного хозяина, следящего за ним, у него нет. Михаил Панькин:
– Спецнструмент предполагает использование при выполнении различных операций в разных узлах, агрегатах. Логистика, учет и хранение должны обеспечивать оперативный и своевременный  доступ к инструменту, а так же знание и учет возможных применений. Осуществляя выдачу инструмента. Кладовщик, наряду с запасными частями для ремонта должен осуществлять выдачу необходимого инструмента для проведения тех или иных работ.
А если это небольшое предприятие, то спец. инструмент должен храниться «навиду» (например, висеть на перфорации), чтобы, выполняя те или иные работы, мастер визуально мог оценить возможность применения того или иного инструмента, и не пользовался при случае кувалдой.

Антон Володин считает, что каждый руководитель СТО должен осуществлять учёт, на своё усмотрение. Есть примеры, где специнструмент закрепляется за сменой работающих мастеров, и как показала практика, сломанного или пропавшего инструмента стало на порядок меньше.
Разработчик программы для автосервиса «ТурбоСервис», Павел Меньков приводит такие цифры. По состоянию на январь 2016 стоимость полноценного комплекта инструмента в расчете на одного механика составляет 80 000– 250 000 рублей. Если в сервисе работает 10 механиков, то цена инструмента может составлять более 1 миллиона рублей. В некоторых системах пытаются организовать учет инструмента через новые склады, через перемещения. В результате получается путаница, ненужное усложнение процесса учета. Некоторые СТО, попытавшись внедрить такой учет через склады, терпят фиаско. Некоторые даже доходят до того, что предлагают механикам самим закупать себе инструмент. При этом получают проблемы качества услуг.

Павел Меньков:
– Если не организовать правильным образом учет инструмента, то возможны проблемы: пропажи; ускоренный износ при неправильном использовании и хранении; отсутствие требуемого инструмента.
Кроме решения означенных задач учет инструмента в программе «ТурбоСервис» позволит увидеть эффективность расхода материалов разными механиками на единицу стоимости работ в разрезе различных механиков. За счет того, что в «ТурбоСервис» инструменты выделены в отдельные специальные объекты можно легко понять, сколько денег в складе, сколько в инструментах и увидеть зоны финансовой ответственности каждого сотрудника. В результате такого подхода полностью снимается головная боль руководителя СТО по учету инструмента.

«Народное творчество»


Еще одним серьёзным вопросом в контексте специального инструмента является самостоятельное изготовление сервисменами необходимых им приспособлений для проведения различного рода работ. В отношении этого действительно «народного творчества» мнения экспертов разделились.

Антон Володин:
– Весь специнструмент, как и сами автомобили, разрабатываются целой командой инженеров, которые подготавливают описание и методику работ, поэтому любое такое «творчество» не безопасно и может привести к поломке автомобиля, что в последующем приведет к ещё более дорогостоящему ремонту.

Впрочем, Антон Володин признает, что в определенных случаях, когда речь не идет о выполнении работ на сложных агрегатах, для которых могут быть нужны и моментные ключи, а все действия и операции четко регламентированы, некоторые самостоятельные разработки могут иметь место. Например, самодельный клинышек для того, чтобы отжать панель при работе по интерьеру-экстерьеру.
Михаил Панькин в свою очередь  уверен в том, что самостоятельное «творчество» очень часто бывает необходимо в реальной работе и при этом совершенно оправдано. Любой стандартный инструмент превращается в специальный путем нехитрых манипуляций, и все даже крупные предприятия занимаются его изготовлением. Это всевозможные ключи, стопоры, кондукторы. Бывает, что при ремонте, который производятся способом, отличающимся от традиционных,  необходим такой же нетрадиционный специнструмент, и затраты на поиски такового могут многократно превысить все возможные рамки, в то время как производство такового не займет и получаса. Это конечно не касается стандартного универсального инструмента.
Также некоторые мастерские выполняют разовые работы (реставрация, кастом, тютинг, опытные производства), и им необходим инструмент, который (может, пока) не производится.
Например, при замене ремня ГРМ могут пригодиться особые приспособления, которые можно купить, но можно изготовить самостоятельно. К примеру, есть отверстия, в которые  нужно вставить штифты и некий сектор, который фиксирует зубчатые колеса в определенном положении. Это простой комплект, его сложно чем-то заменить. Но штифты можно нарезать из прутка, а сектор собрать, сварив несколько обрезков. То есть сделать аналог инструмента.

Михаил Панькин:
– Как правило, такие приспособления узкоспециализированы, на каждый двигатель, на каждый автомобиль нужен свой комплект. Для разовой операции бывает много  проще его изготовить, а не покупать несколько комплектов инструмента.
Или можно изготовить дополнительную оснастку к тому инструменту, который уже есть. Например, у меня есть какой-то сектор. Мы дополнительно привариваем к нему одно ушко, чтоб он встал на другое место, и сверлим отверстие другого диаметра. Вот так из одного инструмента получается нужный мне, и он становится универсальным.
Есть ряд специализированных мастерских, которые занимаются индивидуальными заказами. Им подобрать и найти специнструмент под свои нужды крайне тяжело. Они выходят из положения только тем, что сами его изготавливают. Любой штифт вырезать из металлического прутка, чтобы зафиксировать шестеренку на своем месте можно быстро, просто и  безболезненно. Также из пластины можно запросто сделать съемник для шестеренки, нарезав в нем резьбу и просверлив пару отверстий. И сделать его можно не менее качественно, чем фирменные аналоги.
Не стоит забывать, что  ремонтные мастерские это не всегда дилерские центры, специализирующиеся на конкретной марке и имеющие весь набор специнструмента и технологические карты (которые, кстати, они далеко не всегда используют).

К сожалению, в большинстве сервисов слесари, приступая к работе, не имеют сразу четкого представления о том, в том числе инструмент, какой специальный инструмент им может потребоваться. В итоге в процессе работ вдруг выясняется, что необходим определенный съемник или какая-либо оправка. Слесарь начинает судорожно искать их по всему цеху. Это потеря времени, причем серьезная. Хорошо, если он в итоге найдет то, что ему нужно. А если нет, и время уже поджимает? Он кое-как выполнит работу, а что потом произойдет с машиной - остается только гадать. Нередко последствия подобного разгильдяйства могут быть самыми трагичными.
Но всегда ли стоит винить в этом слесаря? Специалист пришел на работу. Он получил инструментаж, его не обучили конкретным операциям, он остался фактически один на один с поставленной задачей и решил ее в меру своего разумения. Это уже оплошность не слесаря, это оплошность его руководства - мастера или директора СТО. Такие вещи надо решать системно, а не от случая к случаю, организовав необходимую подготовку механиков на предприятии в зависимости от типов и видов выполняемых ими работ.
Другая проблема, по мнению экспертов, чрезвычайно остро стоящая в российском авторемонте, – игнорирование динамометрических ключей. Это вообще бич. Поголовно в мастерских затягивают, например, ступичные подшипники просто гайковертом, на глазок. И совершенно не задумываются о том, что перетяжка, как минимум, сокращает ресурс подшипника, а как максимум, приводит к его заклиниванию, потому что деформируется обойма, дорожки повреждаются. Это кратно сокращает ресурс узла, последствия опять же могут быть самыми печальными.
Тут также нужна целевая образовательная деятельность, поскольку во многих случаях слесари банально не знают, что целый ряд деталей и узлов – те же самые ступичные подшипники, – надо затягивать с определенным моментом и определенным образом.

 


Оригинальный специнструмент

Существует отдельный пласт специнструмента - это так называемый «фирменный» или «оригинальный» специнструмент, который предлагает производитель автотехники. Стоит он довольно дорого. Автодилеры в обязательном порядке обязаны его иметь, а вот стоит ли независимым станциям стремиться приобретать такой инструмент? Михаил Панькин указывает на то, что фирменный оригинальный специнструмент, как правило, имеет очень ограниченный функционал и его применение целесообразно если сервис имеет узкую специализацию и (или) когда заменить его универсальным нет возможности. Он разрабатывается автопроизводителями под выполнение конкретных операций на конкретном автомобиле и потому практически не может быть использован для других операций или на других марках/моделях автомобилей. При этом в силу инженерных и конструктивных решений, бывает что иначе чем специнструментом эту операцию не выполнить.
Неоригинальный инструмент, как правило, более универсален и потому не всегда применим. Редко найдется такой производитель инструмента, который не для автопроизводителя, а для независимого рынка послепродажного обслуживания будет выпускать узкоспециализированный инструмент. Например, какой-нибудь рассухариватель, скажем для, «Хонды», хитро изогнутой формы. Тем не менее, они конечно есть, но…
 
Михаил Панькин:
– Надо понимать, что автопроизводители далеко не всегда сами производят специнструмент, так же как и комплектующие своих автомобилей. Они пользуются услугами специализированных узкопрофильных  компаний-производителей. И бывает, что один и тот же производитель выпускает инструмент для разных брендов. Поэтому разницы в качестве и надежности между оригинальным и неоригинальным инструментом, если он изготовлен авторитетным производителем, нет никакой.

То есть в большинстве случаев универсальный специнструмент справляется с особыми операциями. Есть технологический процесс, набор операций, для которых нужен определенный специнструмент. Но можно выполнить работу альтернативным способом, например, снять воздушные фильтры не из-под капота, а из салона. Или демонтаж ступицы. Мы можем ее разобрать специальным съемником, можем снять всю стойку, положить в пресс и спокойно вручную с помощью оправок для пресса разобрать. То есть можно выбрать разную технологию ремонта и, как правило, убрать операцию данным инструментом. Поэтому оригинальный специнструмент в 90-95% случаев может быть спокойно заменен универсальным.
Впрочем, всегда существует 5-10% ситуаций, когда без оригинального инструмента не обойтись. Антон Володин:
– Оригинальный специнструмент, гарантированно выполнен из высококачественных материалов, которые были специально разработаны для тех или иных операций. Выполнение работ, по сути, самодельным инструментом, не безопасно,  не гарантирует качественное выполнение работ (может не соответствовать размер, зазор), что в последствии может привести к выводу из строя всего агрегата целиком.
Например, новые сцепления, новые моторы… Туда  без оригинального специнструмента вообще лучше не соваться в силу того, что инструмент стронних поставщиков может не соответствовать нормам по размерам, по меткам и проч. Во многих серьезных операциях по замене неправильно выставленные метки приводят к очень нехорошим последствиям. Например, при замене ремня ГРМ это приведет  к проворачиванию вкладышей и как следствие поломке агрегата.
Резюмируя все вышеизложенное, можно вполне определенно сказать следующее. Главный плюс оригинального специнструмента – он точно справится с поставленной задачей. Как правило – качественно изготовлен. Из минусов – высокая стоимость и узкий диапазон применения.

Михаил Панькин:
– Конечно, не всегда можно заменить оригинальный инструмент. Фирменный инструмент зачастую упрощает задачу, делая технологический процесс более понятным (описанным)  и простым. И это незаменимо для потока дилерского ремонта. Но можно избрать другую технологию, и набор инструмента может потребоваться другой. Также можно заменить набором универсальных приспособлений, и (или) изготовить простейшую оснастку, но это немного удлинит процесс, и  потребует творческого подхода, который не каждому по плечу. Конечно, для потока такой метод вряд ли применим, но в некоторых  случаях – он более чем оправдан, а порой единственно возможный.
Но не надо забывать, что есть риск выполнения работы с причинением вреда препарируемому агрегату и это должно быть определяющим условием в выборе специнструмента и технологии ремонта.
Качество, скорость и удовлетворенность мастера и клиента на всех этапах работ – то к чему надо стремиться.

Володин Антон:
– Часть инструмента действительно можно подобрать у известных брендов-производителей инструмента, но для выполнения сложных работ, например по двигателю и АККП, это будет невозможно. Тут нужно использовать только оригинальный специнструмент.

В заключении хочется привести рекомендации экспертов по выбору специнструмента. Михаил Панькин в этом деле советует доверять проверенным производителям и (или) опираться на сторонний опыт. А  если персонал станции обладает достаточным опытом, то без труда определит качество инструмента, просто подержав его в руках и взглянув на него.
Также необходимо опираться на технологическую карту процесса ремонта и выбирать инструмент, который обеспечит выбранную технологию процесса и высокое качество работ. Кроме того, важно помнить, что универсальность – это  не всегда хороший товарищ.

Антон Володин:
– У каждого автомобиля, есть своя методика ремонта, рекомендации, технологические карты. В соответствии с ними и нужно подбирать специнструмент.
А что-бы он служил долго, необходимо четко следовать этим инструкциям. Это в свою очередь будет и самым надежным залогом качества проведенного ремонта, а значит удовлетворит клиента.

Эксперты единодушны. Всегда лучше работать с помощью специального инструмента - не важно оригинального или неоригинального, чем пытаться как-то выполнить операцию обычным инструментом, как зачастую это происходит. Хороший инструмент определяет качество проведения работ и затраченное на них время. Потратив на комплектацию нужным специнструментом немного времени и средств, станция в итоге получит более качественный результат своей деятельности.

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.