+79139857900

Салонные фильтры. Темпы роста

1 декабря 2011 в 10:25

Салонные фильтры – один самых быстрорастущих сегментов российского рынка автокомпонентов. За те 2 года, что прошли с нашей последней публикации, посвященной салонным фильтрам, здесь произошли кардинальные изменения. Можно выделить сразу несколько трендов, которые прямо или косвенно влияют на рост продаж этой продукции.

 

Сначала о главном. В настоящий момент единственный легковой автомобиль на российском рынке, в котором не предусмотрена установка салонного фильтра – это ВАЗ-2107. Но ему осталось жить на конвейере не более года, а в Lada Granta, которая идет на смену классике, такой фильтр уже имеется Что касается иномарок, то даже самые дешевые модели, такие как Renault Logan оборудованы специальными боксами под фильтр салона. Штатно, с конвейера автомобиль поставляется без фильтра, однако потребитель может самостоятельно установить его. Российские производители автокомпонентов уже предлагают фильтры на Renault Logan, Chevrolet Lanos, Daewoo Nexia и прочие недорогие модели импортных автомобилей. Про средний и бизнес-класс и говорить не приходится. На этих автомобилях «салонники» установлены в качестве базовой опции вот уже лет десять.

 

Самое интересное, что меняется не только отношение автопроизводителей к этой опции. Меняются и настроения потребителей. Ещё в 2009 году многие поставщики салонных фильтров в комментариях высказывали такие мысли: «Салонный фильтр – это, конечно, не тормозные колодки, но многие автовладельцы уже беспокоятся о собственном здоровье и соблюдают регламент замены». Сегодня тон комментариев в корне изменился. Продавцы уверяют, что владельцы даже самых дешевых автомобилей, которые привыкли экономить на обслуживании автомобиля, меняют салонные фильтры не реже 1 раза в год. Впрочем, наиболее востребованными остаются пока что самые дешевые модели фильтров, стоимостью около 300 рублей. Это находит свое отражение и в производственной политике производителей.

 

Отмечается и ещё одна интересная тенденция. Доля отечественных торговых марок в этом сегменте весьма значительна. Это подтвердило и наше исследование, проведенное в 4 сибирских городах. Информация для данного анализа получена из 200 розничных торговых точек Новосибирска, Омска, Барнаула, Кемерово. В рамках исследования мы искали ответы на такие вопросы:

 

  1. Какие марки салонных фильтров лучше всего представлены в розничной сети крупных сибирских городов?
  2. Какие марки салонных фильтров лучше всего представлены в сегменте автомобилей отечественного производства (на примере автомобиля Lada Priora)?
  3. Какие марки салонных фильтров лучше всего представлены в сегменте японских автомобилей (на примере автомобиля Toyota Corolla)?
  4. Какие марки салонных фильтров лучше всего представлены в сегменте европейских автомобилей (на примере автомобиля Volkswagen Passat)?
  5. Какова средняя стоимость простых (не угольных) салонных фильтров на Lada Priora, Toyota Corolla, Volkswagen Passat?

 

Посмотрим на полученные результаты. Один из самых важных моментов, о котором мы уже упомянули выше, - высокая доля присутствия российских производителей салонных фильтров. Обратите внимание на диаграмму №1. В 18% магазинов, которые приняли участие в нашем исследовании, в наличии оказались салонные фильтры концерна «Цитрон». Это на 2% больше, чем у другого известного российского производителя автомобильных фильтров, санкт-петербургской компании BIG Filter. Третье место занимают оригинальные фильтры, которые фактически разделили его с корейским брендом Sakura. В диаграмме же представлено ещё два российских бренда: «Невский фильтр» (4%) и «Салют» (1%). Прочие отечественные марки попали в группу «Другие», поскольку доля их присутствия в сибирских магазинах крайне мала.

 Марки салонных фильтров для Toyota

Ещё один важный фактор, который не нашел отражения в диаграммах. Сегмент салонных фильтров является сегодня зоной острейшей конкуренции. По нашим данным, за кошелек сибирского потребителя в настоящее время борется не менее 35 отечественных и зарубежных брендов. В среднем, в каждой торговой точке представлено более 2 торговых марок салонных фильтров. Некоторые магазины предлагают своим покупателям выбор из 5 и более брэндов. Наиболее острая конкуренция развернулась в ценовом сегменте чуть ниже среднего – от 300 до 400 рублей. В эту ценовую нишу попадают угольные фильтры большинства отечественных производителей, популярные корейские брэнды и некоторые позиции японских производителей.

 

Взглянем более пристальным взглядом на сегмент салонных фильтров для отечественных автомобилей. Вполне логично, что здесь безоговорочно хозяйничают российские производители. Наиболее прочно на сибирском рынке освоился Концерн «Цитрон», салонные фильтры которого, по нашим данным представлены в 42% торговых точек. Около 22% автомагазинов, принявших участие в исследовании, отметили, что у них в ассортименте представлены оригинальные ВАЗовские салонные фильтры (производства компании «Авто-фильтр»). Основной конкурент «Цитрона», компания BIG Filter,  в этом сегменте заметно отстает – 14%. Торговая марка «Невский фильтр» представлена в 8 % торговых точек. Далее идут «варяги»: Mistral, SCT, M2.

марки салонных фильтров для ВАЗ Lada

Ценовая картина ВАЗовского сегмента салонных фильтров выглядит следующим образом. Самые дорогие фильтры для Lada Priora предлагает компания Mistral. Средняя стоимость фильтра для отечественного авто от этого производителя в рознице составляет 450 рублей. Это более чем в 2 раза дороже, чем за фильтр BIG для того же автомобиля. Самые доступные в рознице фильтры для ВАЗовских автомобилей – это «Салют». Что же касается лидера, торговой марки «Цитрон», то эти фильтры отнюдь не дешевые – почти 300 рублей за штуку. Так что по дороговизне продукция «Цитрон» также входит в тройку лидеров.

 Цены салонных фильтров для ВАЗ Lada

В «японском» сегменте рынка – совсем другие игроки. Доля «Цитрона» (точнее марки TSN, под которой концерном выпускаются фильтры для иномарок) крайне мала. Зато второй российский лидер – компания BIG Filter, тут представлена более чем хорошо. Фильтры этого брэнда представлены в 36% магазинов, принявших участие в исследовании. Это безоговорочное 1 место. Российскому производителю удалось опередить таких серьезных конкурентов, как корейскую компанию Sakura, ещё одну корейскую марку M2, оригинальные фильтры Toyota и ещё целый ряд японских и корейских производителей. Как ни странно, но европейские салонные фильтры на автомобили Toyota в Сибири предлагаются крайне редко. Самые дорогие салонные фильтры на Toyota – это «оригинал». Стоимость фильтра Toyota Genuine Parts в рознице составляет в среднем 1057 рублей. Это более чем в 2 раза дороже, чем просят за фильтр японской марки Micro (455,5 рублей). Отметку в 400 рублей также преодолевают GoodWill, Mistral и, как ни странно, Masuma – обычно запчасти этого бренда находятся в самом нижнем ценовом сегменте. «Золотую середину» по цене составляют фильтры BIG, Sakura, M2 и RB-exide. В нижнем ценовом сегменте: SCT, Shinko и Topfils.

 Цены салонных фильтров для Toyota

В «европейском» сегменте рынка лидер, как и положено, европейский. На вопрос, какой салонный фильтр на VW Passat, вы нам можете предложить? Чаще всего в розничных магазинах нам называли Mann Filter. Он представлен в 26% магазинов. Корейские фильтры M2 имеются в 14% торговых точек. 13% магазинов держат в наличие «оригинальные» фильтры для VW. На четвертом месте сразу 3 торговых марки: Knecht, RB-exide и Mistral.

Марки салонных фильтров для Volkswagen

Фильтры на Volkswagen стоят немного дороже, чем на Toyota. Средняя цена оригинального фильтра практически сопоставима с японским, а вот у независимых производителей фильтры на немецкий автомобиль стоят в среднем рублей на 100 дороже, чем на японский. Судите сами – самый дешевый фильтр на VW Passat обойдется покупателю в 325 рублей. Средняя же стоимость салонного фильтра для такого автомобиля составляет от 500 до 550 рублей (в зависимости от марки фильтра и города, в котором вы будете его покупать).

 Средние цены салонных фильтров Volkswagen

Игорь Плотников, представитель компании DENSO в России (Москва):

 

Конкуренция высока. Но здесь важно понимать, почему нужно выбирать высококачественную, а поэтому не самую дешевую продукцию. Дешевый фильтр сделать несложно, можно сэкономить на качестве и свойствах фильтрующего материала, и на его количестве. Однако такой фильтр будет плохо фильтровать, а значит, водитель и пассажиры будут дышать пылью и другими загрязнителями воздуха, фильтр будет быстро засоряться, в результате будут плохо работать печка и кондиционер. В салонных фильтрах DENSO применяются высококачественные материалы и передовые технологии. Пылевой фильтр DENSO имеет три степени очистки, причем самые мелкие частицы задерживаются сеткой из нановолокон. Плюс к этому, запахи и микробы задерживаются в угольных фильтрах DENSO дополнительным угольным слоем.  Емкость фильтров DENSO очень высока, они могут работать длительное время, не теряя фильтрующих свойств, с одной стороны, и обеспечивая хорошее прохождение воздуха с другой.

Отмечу, что DENSO является поставщиком фильтров на конвейеры, поэтому покупая салонные фильтры нашей марки, потребитель получает продукт, который полностью идентичен оригинальному. Разница между оригинальным фильтром и фильтром DENSO заключается только в цене.  Фильтр с маркой DENSO обойдется дешевле оригинального. DENSO выпустила салонные фильтры на рынок запчастей относительно недавно, в 2007 году. До этого продукция  поставлялась только на конвейер и на вторичный рынок не попадала. Теперь клиентам доступен  широкий ассортимент салонных фильтров DENSO, включая угольные фильтры, и он продолжает расширяться. В настоящий момент доступно 287 позиций салонных фильтров, что является одним из лучших предложений на рынке.

 

Денис Бурцев, брэнд-менеджер компании «СибОил» по торговой марке Lynx auto (Новосибирск).

 

Конкуренция в этом сегменте рынка очень высокая. Крупный магазин всегда держит в наличие от 5 до 10 торговых марок салонных фильтров разных ценовых сегментов: Sakura, Bosch, Mann, Corteco и так далее. По нашим наблюдениям в настоящее время повышенным спросом пользуются дешевые салонные фильтры. Потребители пока ещё не понимают, что разница в цене между салонными фильтрами может означать не только дополнительную накрутку «за бренд», но и более высокое качество фильтрации воздуха от пыли и газа. Современные технологии фильтрации стоят недешево, отсюда и такая большая разница между фильтрами эконом-класса и фильтрами класса-премиум. Впрочем, если потребитель покупает недорогие фильтры и чаще производит замену, то такой подход тоже имеет право на существование. В последнее время вырос интерес к угольным фильтрам, поскольку загазованность крупных городов Сибири и большое количество пробок вызывают закономерные опасения водителей за своё здоровье. На спрос также повлияло и то, что разница в цене между обычным и угольным фильтром сократилась буквально до 100 рублей. Эту стоимость российские потребители готовы заплатить за свою экологическую безопасность. Я думаю, что тенденцией ближайших лет станет увеличение доли продаж угольных фильтров, поскольку пока ещё доля продаж таких фильтров невелика и ассортимент расширяется.

Спрос на салонные фильтры растет очень быстрыми темпами. Я бы даже сказал, что салонные фильтры сегодня продаются больше, чем воздушные. Производители довольно быстро реагируют на изменения автопарка. Буквально через полгода, после появления новой модели на рынке, в продаже появляются салонные фильтры. Если модель популярна и пользуется массовым спросом, то расходные материалы для неё появляются намного быстрее.

 

Павел Мезенин, менеджер оптовых продаж компании «Автостарт» (Новосибирск)

 

В любом магазине представлено, как минимум, 2-3 брэнда салонных фильтров. Многие пытаются сегодня продвигать оригинальные фильтры, хотя я считаю, что качество оригинальных фильтров ничуть не лучше фильтров от известных независимых производителей. Более того, из-за того, что независимым производителям не нужно вписываться в жесткие ценовые условия, которые обычно предъявляет автопроизводитель, у них иногда используются и более качественные материалы.

Российский потребитель сегодня ориентируется на средний ценовой уровень. Самые дешевые фильтры покупать опасаются, поскольку есть подозрения в низком качестве. Большой всплеск продаж идет по угольным фильтрам. Видимо многие уже почувствовали насколько улучшается воздух в салоне, после установки такого фильтра. К примеру, у нас в линейке торговой марки SCT не было угольных фильтров. Теперь же такие модели появились. Кроме того, продолжается расширение ассортимента на отечественные автомобили.

 

Сенотрусов Александр, брэнд-менеджер компании MX-group (Владивосток).

 

С нашей точки зрения, наиболее острая конкуренция сегодня развернулась в среднем и нижнем ценовом сегменте. В этом сегменте наша компания поставляет салонные фильтры Shinko. Что же касается фильтров премиум, которые в нашей компании представлены фильтрами VIC, то они продаются достаточно легко и практически не задерживаются на складе. Разница в цене между фильтрами VIC и Shinko может составлять 20-30% и более. Если же мы посмотрим, на угольные фильтры (представленные в нашей компании маркой PMC), то их доля продаж пока ещё не может сравниться с объемами продаж обычных моторов.

 

Александр Вершинин, бренд-менеджер компании ROSSKO по торговой марке Lynx Auto (Новосибирск)

 

Пока ещё на российском рынке господствуют дешевые брэнды салонных фильтров. Их появилось довольно много в последнее время и каждый из них по большому счёту ориентируется преимущественно на владельцев российских автомобилей и иномарок эконом-класса. Однако в последние годы наметился отток потребителей из этого ценового сегмента. Многие потребители, попробовав более качественный салонный фильтр, уже не хотят отказываться от этого качества фильтрации и снова покупать самые дешевые фильтры. В тоже время намечается переход потребителей из верхнего ценового сегмента в средний. Владельцы автомобилей премиум-класса попросту не видят смысла в том, чтобы переплачивать деньги за оригинальный фильтр или премиум-класс. Выяснилось, что недорогие фильтры могут иметь аналогичное качество фильтрации. К примеру в линейке Lynx Auto сегодня все фильтры являются электретными, то есть защищают водителя не только от пыли, но и от пыльцы, которую обычным фильтром задержать невозможно. Кроме того, до 75% всех фильтров Lynx Auto имеют угольные аналоги. Увеличение доли угольных фильтров было продиктовано требованиями рынка. Потребности в угольных фильтрах постоянно растут.

 

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили"

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Обзор рынка радиаторов

Радиаторы называют хладнокровными напарниками моторов, поскольку на них лежит ...

24 дек 2015 в 21:04

Подробнее >
Photo

Диагностика? Дистанционно!

Представляете, автомобиль движется по дороге, а все данные о работе его систем в...

8 окт 2015 в 20:59

Подробнее >
Photo

Мотор для локализации

Существенно повлиять на развитие автокомпонентной отрасли поможет локализация...

8 окт 2015 в 20:34

Подробнее >