+79139857900

Каким катком ударить по плохим дорогам?

12 августа 2011 в 12:30

 

Комплектование парка дорожной компании, работающей на рынке строительства новых и дорожно-ремонтных работ требует соблюдение ряда принципов. Сезонность ведения работ, при котором необходима высочайшая степень готовности техники, требует покупки надежной, универсальной и экономичной техники. вся ли предлагаемая дорожно-строительная спецтехника удовлетворяет этим критериям? На какую технику делают ставку региональные компании – разбирался наш корреспондент.

 

2010 год для дорожного хозяйства крупных городов Сибири стал переломным. Из федерального бюджета в отрасль были инвестированы беспрецедентные даже для предкризисных лет деньги. Объемы дорожного строительства и ремонта резко возросли. На фоне обещаний исправить положение с дорогами в регионе, в 2011 году расходы на дорожное строительство увеличились в Красноярске, Иркутске, Кемерове. На ремонт и строительство дорог в региональных бюджетах закладываются все увеличивающиеся суммы. Это означает одно – дорожная отрасль в Сибири будет развиваться. А значит не остановится развитие рынка дорожно-строительной техники. Сейчас на рынке представлены как отечественные, так и ведущие зарубежные производители. Для дорожно-строительных компаний региона это означает, что подбор оптимальной линейки современной, надежной и экономичной спецтехники для строительства и ремонта встает во главу угла. Дорожный сезон в Сибири короток, и именно в этот временной период из техники выжимается максимум. Она должна работать практически в круглосуточном режиме. Простои не должны мешать освоению средств. Поэтому все чаще на дорожных объектах Сибири встречается техника зарубежных производителей. За прошедшее десятилетие в регионе накоплен определенный опыт по ее эксплуатации. Экзамен она выдержала и теперь дорожники все чаще обращаются к дилерам и ее поставщикам. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и отечественную технику нового поколения, прогресс которой идет не столь быстро, как хотелось бы.

 

Каток плюс каток

Одной из главных проблем для строительно-дорожных компаний остается выбор надежных асфальтовых катков, ведь экономика организации складывается прежде всего из расходов на ремонт и потерь при простоях. Учитывая очень короткий дорожный сезон такие потери и вовсе нежелательны. Кроме того, порой с укладкой асфальтобетона ситуация складывается сложнее, чем в ходе устройства дорожного основания. Хорошо известно, что слои основания, особенно содержащие щебень, зачастую оказываются недоуплотненными. По своей структуре асфальтобетон более сложен и от того «капризнее», чем грунт или щебень. При укладке в покрытие после уплотнения катками асфальтобетон может оказаться и недоуплотненным, и неравномерно или неправильно уплотненным (разуплотненным), и даже переуплотненным. Все ошибки ведут к нарушению структуры материала и, как следствие, его разрушению. Во многом эта проблема связана с подбором отрядов катков и режимов их работы. Безусловно, важна и квалификация персонала. «В нашем регионе у многих подрядчиков, ведущих дорожные работы, как правило, техника «разношерстная». А это - дополнительные затраты на ее обслуживание. Резко повышаются издержки, поскольку для каждого типа машин нужно держать отдельный перечень запчастей и расходных материалов, - говорит Федор Дорофеев, торговый представитель ООО «Ферронордик Машины» (г. Новосибирск). - При использовании техники одного производителя – есть возможность использовать взаимозаменяемость тех или иных деталей или расходников, чем удаётся уменьшить складские запасы до оптимального минимума, без увеличения степени риска вынужденного простоя. Встречалось и такое, что в одной компании работают порядка 20 механиков обеспечивающих бесперебойность поставок. В результате - увеличенный штат, плюс лишние затраты на закупку запчастей, что приводит к низкой оборачиваемости склада и что парадоксально – к банальному вынужденному простою из за какой нибудь прокладки, отсутствующей на складе».

Сейчас одна из часто используемых строительно-дорожными компаниями в регионе схем является применение как отечественных катков предыдущих поколений, таких как ДУ-84 (комбинированный, причем уплотняющие колеса расположены сзади) и ДУ-98 (гладковальцовый тандем) рыбинского завода «Раскат» c импортными катками, как правило, это средние (массой 7-8 тонн) и тяжелые виброкатки (массой 10-13 тонн). Организации с менее устойчивым финансовым положением, как правило, позволяют себе только один или два импортных виброкатка. На «прикатке-подкатке», при первом проходе и далее, «номером первым» – за асфальтоукладчиком – нередко можно увидеть каток ДУ-47БГ (масса 7 т, есть режим вибрации) или статический трехвальцовый ДУ-48Б (масса 9 т, с балластом –12 т). А сзади ставят тяжелый виброкаток, скажем, Bomag BW202AD, или BW203AD, либо Hamm HD110, или HD130 – машины массой более 10 т.

Обычно таким отрядом катков уплотняют асфальтобетонные смеси нескольких основных видов. Несмотря на «разноформатность» подрядчиков и различия преференций при выборе асфальтовых катков, вопрос надежности техники для всех дорожно-строительных компаний актуален одинаково. Дорожники в регионах обычно предпочитают универсальные катки зарубежного производства.

Безусловным лидером по «универсальности» окажутся с отдельными модели тяжелых машин фирмы Volvo СЕ. «У нас в регионе уже накоплен опыт успешной эксплуатации дорожной техники Volvo, в частности: асфальтоукладчиков и катков, - говорит Федор Дорофеев. - Отдельно хочется отметить DD138HF - это шарнирно-сочленённый тандемный вибрационный гладковальцовый каток, который (при необходимости) может быть использован как для трамбовки грунта, так и асфальтобетонной смеси. DD138HF в режиме вибрации способен уплотнять асфальтобетонное покрытие до класса «А». С помощью бандежей и максимальной линейной статической нагрузкой равной 52 кг на 1 кв. м. Каток DD138HF не имеет мировых аналогов. Помимо высокой производительности - его отличает футуристический дизайн кабины». .Отметим, что оптимальный слой уплотнения для катка Volvo DD138 составляет от 6 до 14 см, с вибрацией – на разных проходах – от 5,5 до 14,5 см.

Среди других фирм-производителей, предлагающие широкую линейку катков, а к таковым традиционно относятся в России бренды Hamm, Bomag, Dynapac и Ammann. Их предложение позволяют подобрать эффективный, а следовательно, экономически выгодный набор уплотняющей техники для работы с асфальтобетоном.

У европейских изготовителей Bomag и Dynapac, также можно обнаружить три-четыре, иногда пять «универсальных» моделей. У Bomag это катки BW141AD-4AM (масса 8,7 т), BW190AD-4AM (масса 11,55 т), BW202AD-4 (масса 11,5 т), BW203AD-4 (масса 13 т) и BW203AD-4AM (масса 13,4 т). У Dynapac – модели CC384HF массой 9,5 тонн с вальцом шириной 173 см. Оптимальное сочетание частоты вибрации и амплитуды делает эту машину одинаково эффективной для применения как на тонких, так и на толстых слоях асфальта. Стоит отметить постоянный спрос на каток CС222HF. Популярны и другие модели тандемных асфальтовых катков – CC224HF, CC234HF, CC424HF, CC524HF и CC624HF.

Одну из наиболее широких линеек дорожных катков представляет европейский производитель Ammann. «Спецтехнику Ammann мы продвигаем в районах Центральной и Восточной Сибири – Красноярском крае, Иркутской области, регионах Севера, - говорит Иван Зыбанов, инженер компании «Энергострой», дилера Ammann по Красноярскому краю.  Популярностью среди дорожников региона пользуются вибрационные катки моделей AV-23, AV-26, AV-32. Из более тяжелого класса оказалась востребована в регионе модель AV-85, AV-95. Сейчас в разгар дорожного сезона спрос несколько снизился, но  к концу года, когда наступит время закупки техники, интерес дорожников к нашей технике возрастет»   

Катки Ammann выпускаются на трех заводах в Чехии, Германии и Швейцарии. Тротуарных тандемных и комбинированных сочлененных катков насчитывается 13 моделей массой от 1,5 до 3,8 т. Тандемных и комбинированных катков с жесткой рамой выпускается 8 моделей массой от 7 до 11,5 т. Сочлененных тандемных виброкатков – 5 моделей от 7,3 до 13 т. Для машин своего производства компания Ammann разработала и предлагает систему ACE (Ammann Compaction Expert), которая обеспечивает полный контроль производимых работ и автоматически устанавливает оптимальные параметры для уплотнения  поверхности. Система АСЕ практически полностью исключает «человеческий фактор» в производстве работ, фиксирует любые нарушения технологий, сохраняет информацию о проведенных работах на неограниченное время в электронном формате и, может быть поэтому, дорожно-строительные организации опасаются приобретать такую систему, так как она может лишить их «творчества» во время дорожных работ.

Пока в регионе слабо представлен такой бренд как JCB-Vibromax. Среди универсальных катков есть довольно интересная новая модель, выпускаемая с 2010 года VMT860H (масса 11,34 т). У другого известного производителя Caterpillar в модельной линейке есть универсалы - CB-534D (масса 10,5 т) и CB-634D (масса 12,8 т).

 

Как асфальт уложишь

Асфальтоукладчики в парке дорожно-строительной компании – одно из самых важных технических средств. Поэтому к выбору данной спецтехники подход особый. В дорожный сезон, когда каждый день на счету простои такой техники исключены.

Любому дорожнику известно, что асфальтоукладчики бывают гусеничными и колесными. Гусеничный асфальтоукладчик предпочтителен при работе на менее прочных основаниях дорожной одежды, большой ширине укладываемого слоя, укладке «холодных» и крупнозернистых смесей. Гусеницами оборудованы обычно и асфальтоукладчики большой производительности, оснащенные тяжелым рабочим оборудованием и занятые на больших объемах работ. В силу этого гусеничные асфальтоукладчики чаще применяют при укладке трасс за пределами городов, а также взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек аэродромов. Скорость гусеничных машин обычно не превышает 5 км/час.

Однако в городах, где выполняется основной объем дорожных работ, наиболее распространены колесные варианты этой спецтехники. Колесный движитель, напротив, чаще устанавливается на асфальтоукладчики малой и средней производительности, работающие в городских условиях, где частые перебазировки требуют от асфальтоукладчика больших транспортных скоростей, а передвигается асфальтоукладчик, в основном, по твердым покрытиям. Транспортная скорость машины на колесном движителе достигает 20 км/ч и более.

Распределение смеси по ширине укладки производится правым и левым шнеками, скорость которых регулируется в зависимости от количества смеси в камере. Длина шнеков должна соответствовать ширине укладываемой полосы.

Шнеки – это последний агрегат, закрепленный непосредственно на шасси асфальтоукладчика. Основные рабочие органы машины: трамбующий брус и выглаживающая плита, объединенные в один блок, крепятся на боковых несущих рычагах, шарнирно соединенных с рамой и фиксируемых гидроцилиндрами.

Трамбующий брус уплотняет слой смеси, придавая ей необходимую для последующей укатки прочность, а выглаживающая плита выравнивает поверхность покрытия, еще более его уплотняя. Эффективность работы плиты повышается, во-первых, благодаря ее вибрации, во-вторых, благодаря нагреву ее рабочей поверхности. Большинство изготовителей используют для нагрева плиты газовые горелки, работающие на пропане, оснащая специальными баллонами свои машины. Лишь у асфальтоукладчиков Vogele несколько иной конструкторский подход.

Сейчас в сибирском регионе большая часть асфальтоукладочной техники представлена зарубежной техникой. Старые отечественные модели еще изредка встречаются в малых городах региона. Однако в дорожном строительстве пришло время глобальных игроков.  Поэтому среди дорожных компаний стабильно высок интерес к асфальтоукладчикам  немецкого производителя Joseph Vоgele AG, чья линейка наиболее полно представлена в парках дорожно-строительных компаний.региона. Ее модельная линейка укалдчиков состоит из 9 гусеничных моделей и 4 колесных серии Super. Наиболее многочисленны в регионах России, и в Сибири, в частности модели Super 1303-2, 1600-2. Гусеничный укладчик Super 1300-2 и колесный Super 1303-2 имеют одну ведущую ось, оснащены двигателем Deutz (75 кВт), который позволяет увеличить рабочую ширину у модели 1300-2 до 5 метров, у моедли 1303-2 – до 4,5 м, а толщину укладки – до 250 мм, здесь применена версия рабочего органа АВ 340 TV с виброплитой и трамбующим брусом.

Гусеничный укладчик Super 1600-2 комплектуют плитами АВ 500-2 и АВ 600-2 в любом исполнении. Максимальная рабочая ширина с уширителями – 8 метров, толщина укладки  – 300 мм. Его колесный вариант Super 1603-2 с одной ведущей осью оснащают плитой АВ 500-2 в исполнениях TV и ТР1. Рабочая ширина – до 7 метров, толщина укладки – до 300 мм. На укладчики установлены двигатель Perkins мощностью 100 кВт и бункер вместимостью 13 т.

Volvo CE, принявшая под крыло немецкую компанию ABG, сохранила торговые марки асфальтоукладочной техники ABG и Titan.

Фирмой Volvo  накоплен огромный опыт по теории и практике уплотнения. Виброплита асфальтоукладчиков - это наиболее важная и ответственная часть.

Конструкторы и инженеры Volvo создали уникальную плиту с высокоуплотняющим гидравлически раздвигаемым брусом VDT-V 78 ЕTC, степень уплотнения превосходит все имеющиеся аналоги, при этом технические параметры соответствуют мировым требованиям,

Все это вместе позволяет достигать уплотнения 99.9% без применения дополнительной вибропланки и без ограничения по минимальной толщине слоя.

«В нашем регионе в парке дорожно-строительных компаний имеется техника производства Volvo CE, - отмечает Федор Дорофеев, из «Ферронордик Машины». – Назову работающую в нашем регионе технику – асфальтоукладчики марки Titan и ABG8820. Модель ABG8820 одно из уникальных предложений на рынке не имеющих аналогов своем классе, имея производительность до 16 метров, данный асфальтоукладчик в совокупности с Vario плитой VDT-V c 2-мя трамбующими брусами,  достигает максимального уплотнения. Данный асфальтоукладчик применяется в укладке покрытий аэродромов, и на слоях асфальтобетона привыщающие показатели 500 мм». Volvo CE имеет весьма широкую линейку не только в классе гусеничных асфальтоукладчиков, так же спросом на рынке пользуется и колесные модели укладчиков, являющиеся мобильно-компактными и позволяющие выполнять полный перечень работ, по обустройству придворовых территорий, стоянок, гаражей и т.д. «На примере колесного асфальтоукладчики ABG6870 мы имеем возможность, с помощью дополнительных уширителей укладывать асфаль на ширину 9,0 метров, так же данным укладчиком можно производить работы за чертой города», - добавляет Дорофеев.  

На гусеничных и колесных асфальтоукладчиках фирмыVolvo использованы раздвижные плиты Variomatic – собственной разработки. Выглаживающие плиты Volvo Variomatic являются комбинированными, для уплотнения покрытия в них применяются как трамбующие брусья, так и вибрация. По желанию заказчика они могут выпускаться как с одинарным трамбующим брусом, так и с двойным. Нагрев также осуществляется в зависимости требований Заказчика и условий работы, либо газовый, либо секционно электрический имеющий несколько степеней защиты.

Жесткие выглаживающие плиты компании Volvo, предназначенные для установки на асфальтоукладчики серии ABG, являются комбинированными: для уплотнения покрытия в них применяются как трамбующие брусья, так и вибрация; при  этом их базовая ширина составляет 2,50 или 3,00 м

Все модели жестких выглаживающих плит также выпускаются в модификации Vario, которая оснащена концевыми секциями с гидравлическим уширением. Максимальная ширина укладки жестких выглаживающих плит Volvo достигает 16 м.  «Комплектация асфальтоукладчиков трамбующими брусьями позволяет увеличить степень трамбовки с 65 до 98%. Плюс же состоит в том, что уменьшается количество проходов катком, что снижает расход горючего и рабочего времени и повышается качество покрытия, - говорит Федор Дорофеев. – При укладке асфальта на удаленных объектах, при укладке в холодную погоду, когда  асфальтовая смесь остывает при транспортировке, это позволяет добиться высокого качества и высоких показателей ровности».

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >