+79139857900

Формула идеального самосвала

15 марта 2013 в 11:46

Рынок строительных самосвалов сейчас на подъеме. Этим он обязан как начавшемуся экономическому росту, так и отложенному спросу строительных компаний в предшествующие годы. Сегодня строительный комплекс предъявляет особые требования к этой технике, и производители, и импортеры откликаются на них. На какие характеристики обращают внимание строители при выборе самосвалов, каковы особенности рынка самосвалов региона, какая техника отвечает их ожиданиям, — на эти и другие вопросы искал ответы наш корреспондент.

 Предварительные итоги прошедшего года показывают, что в стране было продано 102 тыс. машин в сегменте грузовиков полной массой свыше 16 т. Рост составил 17,4%, что в принципе неплохо для года, который характеризовался принятием ряда принципиальных решений, таких как снижение пошлин на импортные грузовики из-за вступления РФ в ВТО и введение утилизационного сбора. Эти показатели прокомментировал Андрей Топтун, начальник отдела аналитики агентства «Автостат»:

«Такому росту сегмента способствовало несколько факторов. Во­первых, старый парк техники и, во­вторых, введение утилизационного сбора. Многие компании постарались обновить свой парк до августа 2012 года».

Лидером сегмента остался отечественный автопроизводитель КАМАЗ, который реализовал 31,5 тыс. тяжелых грузовых автомобилей – на 1,7% больше, чем годом ранее. Продажи белорусского МАЗа выросли на 16,2% до 13,7 тыс. грузовиков. Равные результаты показали MAN (8 тыс. шт., +3,3%) и Volvo (8 тыс. шт., +25,2%). На пятое место вышел китайский производитель Shaanxi, увеличивший реализацию в 2,8 раза до 7,4 тыс. машин. На марочный расклад тяжелых грузовиков повлияли продажи, прежде всего, самосвальной техники.

Самосвалы – самый востребованный продукт автопрома в сегменте от 14 до 40 т, на этот сегмент приходится более половины продаж тяжелой грузовой техники. Одновременно, если отследить по составу марок лидерские позиции сегмента тягачей и сегмента самосвалов, то в топ-списках обнаружатся совершенно разные автопроизводители. Европейских марки - лидеры продаж среди седельных тягачей. В самосвальном сегменте расклад совершенно иной. В списке лидеров рынка отечественные, белорусские, китайские самосвалы, которые доминируют в импортном сегменте и следом, западные марки.

С чем связан такие марочные предпочтения, отразившие выбор самосвалов строителями, дорожниками и коммунальщиками одновременно, а также потребителей из других отраслей хозяйства?

В российских реалиях выбор отечественного или зарубежного самосвала связан с разными подходами к ведению бизнеса. Одна часть предпринимателей не строит долгосрочных планов, при таком подходе важно получить прибыль в кратчайшие сроки. Для них характерен выбор самосвалов из недорогой ценовой линейки. Такая линия поведения имеет свою логику. Если же планирование бизнеса осуществляется на долговременной основе, то здесь отправной точкой служит выбор техники с точки зрения комплекса факторов: экономичность, ремонтопригодность, надежность, высокая остаточная стоимость, то есть учитываются общие расходы в течение всего жизненного цикла автомобиля.

Немаловажный вопрос для строительной организации – простои техники из-за поломок. В строительный сезон самосвал должен работать без простоев. Простои – это прямой экономический ущерб. Антон Бородулин, заместитель коммерческого директора ЗАО «Сибирь-МАЗ-Сервис» (г. Новосибирск), считает:

«Поскольку самосвалы сконструированы для решения конкретных задач и достижения поставленных целей в тяжелых условиях работы, возможность поломки данной техники сведена к минимуму. Понимая, что автотехника – это актив, который в первую очередь должен генерировать доход своему владельцу, простои в разгар строительного сезона должны быть исключены».

Наибольшая доля отечественного рынка самосвалов приходится на отечественную марку КАМАЗ и белорусскую МАЗ.

Белорусский производитель давно присутствует на сибирском рынке. Среди самых востребованных самосвалов МАЗ две модели - 551605 и 6516А9. МАЗ-551605 представляет собой самосвал с задней разгрузкой, грузоподъемность 20 тонн и имеет объем кузова - 12, 5 и 15,4 куб. м. Эта модель востребована среди заказчиков, специализирующихся на добыче и перевозке угля и щебня. МАЗ-6516А9 – 4-осный самосвал, соответствующий жестким требованиям рынка. Кузов объемом 21 куб. м позволяет перевозить свыше 25 т. Двигатель ЯМЗ-650.10 развивает мощность 412 л.с., создан по лицензии Renault и позиционируется как аналог двигателя dCi 11.

«Для работы в условиях сибирского климата данные модели оборудованы подогревом кузова, а модель 6516 оснащена подогревателем двигателя (ПЖД), ­ отмечаетАнтон Бородулин. ­ Кабины нового семейства полностью соответствуют перспективной третьей поправке к 29 Правилу ЕЭК ООН. Она снабжена абсолютно надежным, проверенным в краш­тесте гидрозамком, который изготавливается из оцинкованного железа. Модели имеют усиленную раму (лонжерон в лонжероне), а толщина цельнометаллического кузова 4­8 мм».

Что касается КАМАЗа, то всемерная поддержка его государством не дает производителю самосвалов из набережных Челнов снизить долю рынка. Руководители концерна «КАМАЗ» понимают ситуацию и озвучивают планы - в течение двух лет вывести на рынок конкурентоспособный грузовик со значительно улучшенными техническими характеристиками.

Китайский фактор рынка

Несколько лет посткризисного восстановления показали вновь возросший интерес предприятий строительного комплекса к китайским самосвалам. К перспективам 2013 года поставщики китайской техники относятся с оптимизмом. В отличие от докризисных времен, когда на автомобильном рынке наблюдалась первая «китайская» волна, сейчас китайские автопроизводители провели определенный пласт работ по совершенствованию ведения бизнеса в РФ. Однако на рынке до сих пор работают недобросовестные импортеры, поставляющие контрафактные китайские самосвалы. Низкое качество таких машин, как правило, предназначенных для рынков третьих стран, в сочетании с серыми схемами по ввозу техники в страну, сильно дискредитирует китайскую технику. Поэтому со стороны официальных импортеров постоянно звучат предупреждения о покупках самосвалов производства КНР только у официальных дилеров.

Впервые с китайскими самосвалами отечественные строительные компании познакомились в середине нулевых годов, в так называемые «тучные годы» (2004-2008 гг). Китайская техника привлекла строителей своими оптимальной грузоподъемностью и конкурентной ценой, что подтверждает отличные характеристики самосвалов. Некоторые экземпляры, ввезенные в тот период, благополучно дожили до сегодняшнего дня. Леонид Рымарев, директор компании ООО «МЕХАНИКА»,отмечает:

«Первые машины были проданы в 2008 году и мы нередко встречаем их на дорогах, они ездят и продолжают трудиться на благо своих заказчиков. Особенности конструкции и качество сборки с уверенностью позволяют заявить о надежности грузовиков марки DONGFENG».

Однако у компаний-заказчиков, которые эксплуатировали китайские самосвалы «первой волны», купленную у импортеров-перегонщиков, проблема с ремонтом техники решалась просто. Один автомобиль из партии предназначался для разбора на запчасти. Одной из причин такого положения была недоступность в те годы полной номенклатуры запчастей. Это были издержки становления бизнеса.

Сегодня положение коренным образом изменилось. Появились крупные отечественные дилеры, выстроена система: представительство крупного китайского автопроизводителя в РФ – дистрибьютор – дилерские центры, которые обеспечивают необходимое сервисное сопровождение китайских самосвалов. Практически все дилеры проводят серьезную работу по адаптации техники к эксплуатации в российских условиях. Это повышает конкурентоспособность предложения китайских самосвалов на отечественном рынке.

Несколько лет назад лидерскую позицию среди китайских самосвалов держала марка Howo. Однако в те годы, автопроизводитель не смог построить цивилизованной системы дистрибуции. Это сказалось на имидже марки, поскольку одновременно ввозились самосвалы, предназначенные как для внутреннего рынка КНР, так и третьих стран. Не секрет, что в страну попадал и откровенный контрафакт. Очень скоро владелец такого грузовика сталкивался с проблемой ремонта.

Сегодня лидер в сегменте китайских самосвалов сменился. По данным статистики лидером импорта из КНР стала марка Shaanxi (Shacman). Растут обороты продаж и других марок китайских самосвалов – FAW, DongFeng, JAC, Foton, CAMC и др.

Идеальный с точки зрения технических характеристик самосвал производства КНР можно охарактеризовать как трехосную модель колесной формулой 6х4, доработанный и адаптированный к российским условиям, с кузовом прямоугольного сечения с подогревом.

Юрий Лепеша, директор компании «СИТ-Сибири-Сервис» (г. Красноярск), считает:

«В регионе предпочтительнее китайские самосвалы 6х4 с высокими бортами (объемом кузова 30­35 куб.м.), г/п 20­25 т, со спальным местом в кабине, желательно наличие «горного» тормоза. Особенности эксплуатации в сибирских условиях обуславливают внесение изменений в конструкцию – подогрев кузова, отопители в кабине, разного рода усиления и проч. У заказчиков наших самосвалов на первое место выходит надежность подвески (особенно имеющей пневмоэлементы), коробка передач (при совместной работе с «горным тормозом»), двигатель (продолжительность работы на низких передачах по горным рельефам и бездорожью). Предпусковой обогреватель двигателя, дополнительный сепаратор с дополнительным обогревом топлива, отопитель кабины, тормоза барабанного типа, топливный бак 600 л – также немаловажны. Как решается проблема сервисных ремонтных работ? Покупатели нашего региона выбирают китайские самосвалы либо сверхнадежные, либо не требующие высокого уровня подготовки в процессе обслуживания и ремонта (их аргумент ­ самостоятельно можно разобраться), либо марку производителя, имеющего в регионе налаженный сервис, оперативно выезжающий на место эксплуатации (расстояние до 1000 км)».

Одними из самых динамичных брендов на отечественном рынке в период посткризисного восстановления грузового рынка стали марки FAW, DongFeng, Foton, JAC, CAMC.

Линейка самосвальной техники одного из крупнейших автопроизводителей КНР FAW (First Automobile Works) включает в себя серию J5.

«В прошлом году наибольшей популярностью в Сибирском федеральном округе пользовался самосвал FAW 3252 с колесной формулой 6x4 и объемом кузова 19,3 куб.м. Грузоподъемность автомобиля составляет 22 т. Также компанией FAW на российский рынок поставляются самосвалы FAW 3312 с колесной формулой 8х4, ­ отмечает Алексей Лазарев, менеджер по маркетингу ООО «ФАВ­Восточная Европа» (г. Москва). ­ По техническим характеристикам грузоподъемности самосвалы FAW превосходят множество аналогов (самосвал FAW 3252 с колесной формулой 6х4 ­ допустимая масса до 37,5 т, а у модели FAW 3312 с колесной формулой 8х4 ­ допустимая масса до 47 т)».

Кузова самосвалов имеют подогрев, изготовлены из сварной стали. Дно двухслойное: низ изготовлен из стали толщиной 6 мм, верх – 8 мм, бортовая сталь 6 мм.

Гидравлический механизм подъема кузова HYVA, изначально масло залито под температуру -15С, но каждый из дилеров самостоятельно меняет масло в зависимости от температурного режима в его регионе. Гарантия на гидравлику осуществляется самим производителем, имеющим представительства по всей России.

Важный момент в продвижении техники FAW – адаптация самосвалов к российским условиям. Изменяется конструкция отдельных узлов. Благодаря обратной связи были усовершенствованы мосты, в 2011 году, например, был установлен дополнительный насос для обеспечения смазки дифференциала. Была доработана конструкция ходовой самосвалов FAW с колесной формулой 8х4: на каждой рессоре установлено по дополнительной «серьге», что обеспечивает дополнительный ход подвески. Такая конструкция позволяет самосвалам FAW комфортно чувствовать себя на бездорожье и уменьшает вероятность диагонального вывешивания осей. Двойная рама китайских самосвалов FAW — лонжерон в лонжероне — позволяет значительно увеличить прочность и надежность автомобиля, улучшить технические характеристики, особенно при работе в экстремальных условиях бездорожья и в карьерах.

В результате опыт эксплуатации самосвальной техники китайского производителя показывает высокую экономическую эффективность.

«На общую стоимость эксплуатации грузовой техники влияют затраты на проведение ТО, периодичность ТО, стоимость запасных частей, ремонтопригодность отдельных узлов и агрегатов. Средняя стоимость ТО в фирменных СТО FAW в Сибирском регионе, при пробеге 65 тыс.км составляет порядка 15 000 руб. по производимым работам и около 7­8 тыс. руб. по расходным материалам, ­ говорит Алексей Лазарев. ­ В случае, если специалисты на месте не смогут самостоятельно устранить неисправность, они могут обратиться в официальное представительство FAW и получить консультацию у китайских специалистов, постоянно находящихся на территории России. В случае если же удаленно не удается решить проблему, то китайские специалисты вместе с российскими представителями выезжают на место».

На станциях СТО всегда представлен определенный ассортимент запчастей в достаточном количестве. Центральный склад запчастей расположен в Москве, любой из дилеров, в случае если у него не оказалась необходимой детали, может заказать ее с центрального склада.

Одним из «крепких» китайских самосвалов считают DongFeng с двигателем Cummins 375 л.с. Усиленная рама с вкладышем по всей длине, утепленная кабина с увеличенной шумоизоляцией и отопителем. Дополнительно устанавливаются подогреватели двигателя, автономные, либо от сети 220 в. Ходовая выполнена в усиленном варианте. Кузов сварен с учетом зимних условий эксплуатации с подогревом дна и бортов. В стандартной комплектации этого китайского самосвала присутствует подогрев топливной системы, влагоотделитель, продувка и осушение тормозной системы, все резиновые уплотнения и гофры с увеличенным содержанием графита. Также специально для России были переработаны многие узлы и агрегаты, что значительно улучшило технические характеристики самосвала.

«Компания «МЕХАНИКА» совместно с китайскими партнерами с завода DONGFENG подготовили для российского рынка грузовики отвечающие, особенностям эксплуатации в Сибири. Аналогичные самосвалы для внутреннего рынка Китая комплектуются абсолютно разными запасными частями, ­ отмечает Леонид Рымарев, директор ООО «МЕХАНИКА».­ Сейчас наиболее востребована модель DongFeng колесной формулой 6х4 с объемом кузова 18 куб. м, г/п 25 т, на самосвал установлен двигатель Cummins, один из самых экономичных и неприхотливых в своем классе, отвечающий всем требованиям по экологии».

Самосвальная надстройка изготовлена по лицензии немецкого производителя грузовиков, с доработками под особенности эксплуатации в зимний период времени, есть возможность наращивать борт при необходимости. Ровный пол облегчает процесс разгрузки и исключает налипания. Гидроцилиндр HYVA, установленный на грузовиках, отличается своей надежностью и неприхотливостью.

Проблему простоев техники Леонид Рымарев охарактеризовал таким образом:

«Причины простоев в основной массе это так называемые ошибки эксплуатации, когда к инструкции по эксплуатации грузовика обращаются тогда, когда уже все случилось. Основные поломки самосвалов связаны с перегрузом либо с «пилотами» за рулем. Не редко можно видеть картину, когда по городу мчится огромный грузовик и резко начинает тормозить перед светофором. Эти проблемы скорее всего общего плана и касаются всех без исключения производителей. Если китайский самосвал грамотно эксплуатируется, то проблем с ней не возникает. Для оперативного решения возникших проблем с техникой клиенты обращаются к нам. К их услугам СТО и склад запасных частей, возможен оперативный выезд на объект».
Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >