+79139857900

Каким будет рынок грузовиков? Прогноз развития рынка на период до 2020 г.

26 августа 2008 в 11:08

Объединение автопроизводителей России разработало свой прогнозразвития российского парка коммерческих автомобилей на ближайшие 12 лет. При его составлении использовались материалы Научного центра комплексных транспортных проблем (НЦ КТП) Минтранса России. Базой для прогноза транспортных услуг стала Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Минэкономразвития России. Документ наверняка заинтересует руководителей автопарков, поэтому мы публикуем его практически без изменений.

На формирование рыночного (платежеспособного) спроса оказывает влияние ценовая и маркетинговая политика автомобилестроительных фирм в зависимости от потребительских свойств грузовых автомобилей, их жизненного цикла, установления ценовой эластичности спроса, общих объемов продаж за прошедший период, величины лизинговых сделок и др. Согласно выполненному прогнозу, к 2010 г. общий грузооборот всех видов транспорта (без учета трубопроводного) возрастет до 2,4-2,5 трлн. ткм., к 2015 г. до 2,6-2,8 трлн. ткм., а к 2020 г. -до 3,0-3,2 трлн. ткм. Вместе с тем из-за относительно медленного подъема экономики страны темпы развития автомобильного транспорта и его доли в общем грузообороте транспортного комплекса на период до 2020 г. сохранятся на уровне 8,6-8,9 % по сравнению с 2005 г. (8,7 %), а собственно грузооборот автомобильного транспорта возрастет в 1,2-1,5 раза и составит в 2010 г. – 210-220 млрд. ткм., к 2015 г. – 230-250 млрд. ткм., а в 2020 г. – 260-285 млрд. ткм. 

Для выполнения такого грузооборота общий парк грузовых автомобилей должен увеличиться с 5,2 млн. шт. в 2007 г. до 5,3-5,5 млн. шт. в 2010 г., до 5,8-6,0 млн. шт. в 2015 г. и до 6,2-6,5 млн. шт. в 2020 г. На период 2015-2020 гг. возможно некоторое сокращение парка в связи с необходимостью существенного (1,2 -1,5 млн. шт.) списания автомобилей, не предъявляемых к техническому осмотру или не прошедших его. При условии выполнения всех перспективных прогнозных макроэкономических показателей, учитывающих динамику рынка транспортных услуг, рыночный спрос на грузовые автомобили увеличится с 415,8 тыс. шт. в 2007 г. до 430-450 тыс. шт. в 2010 г., до 480-500 тыс. шт. в 2015 г. и до 520-550 тыс. шт. в 2020 г., а потенциальный спрос с учетом выбывающих и списываемых транспортных средств сроком службы 8-10 лет составит, соответственно, 530-550 тыс. шт., 580-600 тыс. шт. и 620-650 тыс. шт.Сегментация прогноза продаж грузовых автомобилей на внутреннем рынке России по категориям полной массы приведена в таблице 1 и на рисунке 1. Структура грузового рынка РФ до 2020 г.

Мониторинг партионности перевозок грузов автомобильным транспортом показал, что по мере развития рыночных отношений структура продаж и парка автомобилей по категориям полной массы будет постоянно меняться в сторону малых и больших значений полной массы и грузоподъемности. Наибольшим рыночным спросом пользуются грузовые автомобили полной массой до 3,5 т (грузоподъемностью до 1,5 т), что объясняется развитием малого и среднего бизнеса и, как следствие, развитие перевозок в данном секторе экономики. Автомобили этой группы обеспечивают мелкую торговлю, сервис, малый строительный бизнес и др. Объем продаж может составить в 2015 г. до 240-250 тыс. шт. и до 265-280 тыс. шт. в 2020 г. и увеличится по сравнению с 2007 г. (219,7 тыс. шт.) соответственно в 1,1 и 1,3 раза. Рационализация структуры спроса приведет к некоторому сокращению структуры продаж автомобилей категории до 3,5 т. с 52,8% в 2007 г. до 51% в 2020 г. Продажи автомобилей категории 3,51-9,0 т (грузоподъемностью до 4,5 т) возрастут наиболее существенными темпами - с 33,2 тыс. шт. в 2007 г. до 56-62 тыс. шт. в 2020 г., что вызвано существенным развитием (восстановлением) агропромышленного комплекса, а также коммунальных служб, сервиса, торговли и сельского строительства. В общей структуре продаж автомобили категории 3,51-9,0 т. возрастут с 8,0% в 2007 г. до 11% в 2020 г. Сектор автомобилей категории 9,1-12,0 т (грузоподъемностью до 6,0 т) получит развитие в основном за счет восстановления коммунальных служб в городской, пригородной и сельской местности, а также поставок в агропромышленный комплекс. Продажи автомобилей данного сектора могут возрасти с 11,7 тыс. шт. в 2007 г. до 16-18 тыс. шт. в 2020 г., в общей структуре их доля изменится соответственно с 2,8% до 3,3%. Развитие строительства, междугородних и международных перевозок, а также расширение поставок в силовые структуры существенно (в 1,3-1,4 раза) увеличат спрос на автомобили категории 12,1-18,0 т (грузоподъемностью до 10,0 т) с 53,5 тыс. шт. в 2007 г. до 70-72 тыс. шт. в 2020 г., а категории 18,1-26,0 т (грузоподъемностью до 15,0 т) соответственно с 84,3 тыс. шт. до 96-100 тыс. шт. Большегрузные автомобили категории 26,1 т и более (грузоподъемностью более 15 т) и далее будут обеспечивать крупные строительные объекты и добывающие отрасли промышленности, спрос на которые может возрасти с 13,4 тыс. шт. в 2007 г. до 17-18 тыс. шт. в 2020 г. Таким образом, структурные сдвиги, происходящие в российской экономике, определяют спрос на грузовые автомобили как в количественном, так и в качественном отношении. В период 2015-2020 гг. указанные процессы приведут к рационализации парка грузовых автомобилей по категориям полной массы и грузоподъемности. В период 2003-2007г.г. доля продаж грузовых автомобилей, направляемых на восстановление парка, составляла 72-78%. Предполагается, что на период 2010-2020 г.г. доля продаж на восстановление парка будет составлять в среднем не менее 80%, на пополнение парка – 20%.

Развитие парка грузовых автомобилей в России по категориям полной массы за период до 2020 г. приведено в таблицах 2 и рисунке 2.

Развитие парка грузовых автомобилей по категориям полной массы будет формироваться за счет следующих параметров.

Категория до 3,5 т. (1790,6 тыс. шт. в 2007 г. и 2700 тыс. шт. в 2020 г.)– наиболее полного обеспечения перевозок в малом и среднем бизнесе. Категория представлена отечественными автомобилями типа ВАЗ, ИжАвто, УАЗ, новыми моделями подготавливаемыми к производству на предприятиях с иностранным участием и импортом – Ford, Fiat, IVECO, Mercedes Benz, Renault, Toyota и др. Доля иномарок в категории в настоящее время составляет 19,3%.

Категория 3,51-9,0 т. (1808,6 тыс. шт. в 2007 г. и 1500 тыс. шт. в 2020 г.) – значительным обновлением парка за счет увеличения рыночного спроса на автомобили типа ГАЗ-3308, 3307, 3309 и ЗИЛ -5301, а также развитием поставок с российских предприятий с иностранным участием – «Автотор» (NJ 1041 и 1080), «АМУР» (ТАТА LPT 613), УАЗ (ISUZU NQR 71). Ожидается активное выбытие из парка автомобилей типа ГАЗ-52 и ЗИЛ-157. Доля иномарок в категории –1,3%.

Категория 9,1-12,0 т. (389,9 тыс. шт. в 2007 г. и 405 тыс. шт. в 2020 г.) - восполнение парка за счет автомобилей типа ЗИЛ-4333,4334 (6х6), КамАЗ-4308, 4326 (4х4) и МАЗ-4370. Доля иномарок в категории – 0,5%.

Категория 12,1-18,0 т. (484,1 тыс. шт. в 2007 г. и 764 тыс. шт. в 2020 г.) – развитием рыночного спроса и увеличения парка за счет автомобилей типа Урал-4320 (6х6), Урал-6367 (4х2), КамАЗ-5360 (4х2), 53205 (6х4), 43114 (6х6) и МАЗ-5336. Категория существенно пополняется автомобилями Ростовского завода грузовых автомобилей (РЗГА) Hyundai HD 450. Импорт представлен автомобилями типа DAF, Ford, Mercedes Benz, MAN, Scania и др. Доля иномарок в категории - 31,2%.

Категория 18,1-26,0 т. (652,6 тыс. шт. в 2007 г. и 1046 тыс. шт. в 2020 г.) - значительным развитием рыночного спроса и увеличением парка за счет автомобилей типа Урал-4320-0919 (6х6), а также организацией производства и развитием поставок автомобилей с российских предприятий с иностранным участием Volvo и Renault. Импорт представлен автомобилями Mercedes Benz, MAN, Scania, Renault, Freightliner и др. Доля импорта в категории 14,4%.

Категория свыше 26,0 т. (42,0 тыс. шт. в 2007 г. и 85 тыс. шт. в 2020 г.) – обеспечение добывающей промышленности, строительства. Категория представлена отечественными и автомобилями предприятий с иностранным участием: КамАЗ, Урал-Ивеко, Volvo, «Яровит», Белорусской техникой — МЗКТ, МоАЗ и БелАЗ. Импорт в основном состоит из автомобилей DAF, IVECO, Kenworth, Mack, MAN, Volvo и карьерными самосвалами. Доля иномарок в категории – 30%.

Динамика изменения парка грузовых автомобилей по происхождению и возрасту за период 2005-2007 г.г. и оценка на 2008, 2010, 2015 и 2020 г.г. приведена в таблице 3.

Из анализа приведенных данных исходит следующее:

- парк грузовых автомобилей отечественного производства достигнет своего максимума к 2010 г. и в дальнейшей перспективе начнет сокращаться. Доля в общем парке в 2007 г. составила 83,3%, в 2015 г. ожидается до 73,7% и в 2020 до 65,0%;

- парк автомобилей российской сборки увеличится с 30,2 тыс. шт. (0,6%) в 2007 г. до 640 тыс. шт. (10,7%) в 2015 г. и до 1270 тыс. шт. (19,6%) в 2020 г.;

- за период 2005-2020 г.г. парк белорусских автомобилей практически не претерпит изменений и составит от 220 до 250 тыс. шт. (3,8- 4,0%);

- парк иномарок к 2007 г. вырос по сравнению с 2005 г. в 1,4 раза, далее его доля стабилизируется на уровне 12-13% (710 – 775 тыс. шт.).При инновационном сценарии развития экономики России выпуск грузовых автомобилей к 2020 г. должен составить не менее 680 тыс. шт.. При этом прирост выпуска отечественных марок автомобилей в сравнении с 2008 г. (порядка 300 тыс. шт.) может составить 180 тыс. шт. в основном за счет развития производства в группе «ГАЗ» - Горьковский и Уральский автомобильные заводы, а также на Камском автомобильном заводе.

Материалы для сатьи предоставлены НП «Объединение автопроизводителейРоссии» (Авторы Гонтарь М.М., Порошин А.С., Сереженкин А.М.)

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >