+79139857900

Тенденции развития рынка грузовой техники в 2011 году

27 февраля 2012 в 09:37

Экономическое оживление, наступившее в России в 2011 году, придало серьезный импульс рынку грузоперевозок. Этот фактор немедленно сказался на росте отечественного производства грузовиков и объемах ввоза в страну иностранной грузовой автотехники. Каковы итоги прошлого года, какие новые тенденции обозначились на отечественном рынке грузовой техники, разбирался наш корреспондент. 

Сделать подробный срез развития отечественного рынка грузовой техники важно сделать сейчас, поскольку уже в середине 2012 года страна и автомобильный рынок начнут жить по другим правилам – обязательствам, принятым во время переговоров по вступлению РФ во Всемирную торговую организацию.

Еще не прекратили свое действие «антикризисные» нормы, которые были введены три года назад. Введение дополнительных таможенных ставок позволило в некоторой степени защитить внутренний рынок и создать относительно «тепличные» условия для автопроизводителей, занимающихся сборкой грузовой техники в стране. Правительство в прошлом году в дополнение к уже принятым мерам рассматривало также вопрос о запуске программы автоутилизации для грузовой техники. Однако возобладало мнение, что существующих мер достаточно для того, чтобы стимулировать как автопроизводителей, так и потребителей.

В 2011 году рынок грузовой техники показал вполне высокую динамику: вырос как выпуск отечественной техники, так и импорт. Однако в целом докризисного уровня отечественный рынок грузовых автомобилей не достиг.

«Газель» не хочет сдаваться

В течение 2009-2010 гг. Группа ГАЗ и ее основное подразделение – Горьковский автомобильный завод разработали и выпустили автомобиль «Газель-Бизнес», получивший ряд существенных конструкторских изменений. Для того чтобы поднять качество «Газелей» на новый уровень, предприятию пришлось разработать эффективную стратегию развития автокомпонентного производства и закупок. Все это незамедлительно сказалось не только на качестве малотоннажника, но и позволило Группе ГАЗ оставаться лидером отечественного рынка LCV (Light Commercial Vehicle). Показатель прироста продаж «газелей» и «соболей» в 2011 года оставался практически на среднесегментном уровне. 

Начало выпуска «Газель-Бизнес» позволило отечественному производителю удерживать свою рыночную долю. Но отечественный грузоперевозчик все же становится более искушенным, так что качество и потребительские характеристики «газели» уже многих не устраивают. Это стимулирует увеличение объема импорта зарубежных марок LCV. Поэтому, чтобы остаться в лидерах, в 2012 году предприятие начнет полномасштабную работу над новым поколением «Газели» с индексом Next. Новое поколение легких коммерческих автомобилей разрабатывается с использованием уникальных технологий прототипирования, аналогов которым нет в отечественном автопроме. Опытная партия новых автомобилей будет выпущена ГАЗом в середине 2012 года для тестовой эксплуатации у потребителей.

Пока планы по обновлению модельной линейки Ульяновского автомобильного завода (УАЗ), принадлежащего группе Sollers, не озвучены. Видимо, второе место, которое уже много лет подряд занимает коммерческая техника под маркой УАЗ, устраивает владельцев предприятия, а подготовка замены не стоит в повестке дня предприятия. Модернизация уазовской модели, которую водители прозвали «буханкой», касается лишь двигателя, который подстраивают под новые экологические нормы. По всей видимости, разработанная еще несколько десятилетий модель еще долго не покинет конвейер ульяновского завода.

Стремительно занявшая одну из лидирующих позиций на отечественном рынке легких коммерческих грузовиков итальянская компания FIAT в прошедшем 2011 году начала стремительно ее терять. В результате лидерство среди иномарок в классе LCV, которое несколько лет удерживал FIAT, в 2012 году будет поставлено под сомнение. В конце прошлого года в связи с переходом дистрибуции от компании Sollers к Fiat Group фургон Ducato показал отрицательную динамику продаж. Так, в ноябре и декабре прошлого года итальянская марка заняла лишь пятое и шестое места соответственно.

На фоне ситуации с FIAT потребитель все чаще обращает взоры на легкую коммерческую технику Hyundai и Volkswagen. Эти иномарки занимают четвертое и пятое места по объемам продаж в сегменте LCV. Еще один претендент на занятие лидерских позиций в классе легкой грузовой техники – французская компания Peugeot. В сегменте коммерческого транспорта Peugeot увеличила продажи в России в 2011 году на 41%. Лидерская модель – Peugeot Boxer – увеличила продажи на 52%, в основном благодаря адаптированным версиям (грузовик, карета скорой помощи, маршрутный автобус, холодильник и проч.). Модель Boxer также утвердила за Россией статус крупнейшего после Франции рынка по продаже этого автомобиля. Помимо прочего, таких выдающихся результатов удалось достичь благодаря развитию бизнес-центров для реализации коммерческого транспорта в дилерских сетях.

Большие колеса

Во время кризиса самую ощутимую помощь от государства получили производители грузовиков большой грузоподъемности. Прежде всего, это Камский автозавод. Три года назад, были введены дополнительные таможенные ставки: Ђ2,2 за 1 куб. см двигателя для подержанных самосвалов возрастом от трех до пяти лет, Ђ4,4 за 1 куб. см для самосвалов возрастом от пяти до семи лет (по оценкам экспертов, это эквивалентно пошлине в 105%), Наряду с действующей таможенной ставкой в 30%, эти меры должны были существенно затруднить ввоз в страну китайских грузовиков и поддержать продажи продукции отечественного производителя. И хотя в 2009 году был зафиксирован спад производства как на Камском автозаводе, так и на автозаводе «Урал» (г. Миасс), эти меры сыграли определенную роль в поддержке предприятий автопрома. В 2011 году продажи грузовиков этих заводов выросли. Так, в прошлом году с камского конвейера сошло почти 47,9 тысячи готовых автомобилей, шасси, сборочных и ремонтных комплектов – это на 40,9% больше, чем годом ранее (34 тыс. грузовиков).

Планы на 2012 год у камазовцев скромнее. Согласно опубликованному бизнес-плану, Камский автогигант планирует реализовать более 48,5 тысяч грузовых автомобилей – на 9% больше, чем в прошлом году. Из них на российский рынок поступит 42 тысяч автомобилей, остальные – на экспорт.

Низкая динамика связана с главным риском 2012 года – вступлением страны во Всемирную торговую организацию. Уже во второй половине года российский рынок будет жить по правилам этой организации. Что же произойдет с пошлинами на грузовики?

Принятые ранее для поддержки отечественных производителей грузовиков все дополнительные ставки размером Ђ2,2 за куб. см (для автомобилей возрастом 3-5 лет) и Ђ4,4 за куб. см (старше 5 лет) будут отменены. Таким образом, действующие сегодня с учетом специфической ставки эффективные пошлины на подержанные самосвалы, составляющие от 37 до 176%, во второй половине года уйдут в историю. Кроме того, для подержанных самосвалов возрастом от трех до пяти лет будет снижена и обычная пошлина — с 30% до 15%, а через три года — до 10%. Для подержанных машин возрастом от пяти до семи лет так же вводится прямая ставка в размере 15%, которая через три года упадет до 10%.

Резкое снижение таможенных сборов произойдет и в сегменте седельных тягачей, где пошлина на новые машины сразу снизится с нынешних 25% до 15%, а через три года — до 10%.

Как прогнозируют аналитики, импорт подержанных грузовиков в Россию уже с 2012 года начнет расти. Прогнозируется, что по итогам этого года доля подержанных импортных автомобилей на рынке грузовых автомобилей массой 14-40 тонн составит 14% (примерно 13 тыс. единиц) против чуть более 2% (2 тыс. единиц) в прошлом году. Если бы Россия не вступила в ВТО, то до 2020 года эта доля стабильно оставалась бы на уровне 2-3% (2-4 тыс. машин). Рост доли подержанной техники продолжится вплоть до 2015 года, когда она займет уже 26% рынка. Доля новой иностранной грузовой техники на российском рынке (сейчас 32%) после вступления в ВТО почти не изменится.

Второе китайское пришествие

Сейчас в сегменте тяжелых грузовых автомобилей безраздельно господствует Камский автозавод.

[ «В 2011 году рынок грузовиков существенно вырос, в частности, по грузовикам большой «семерки» в сегменте от 16 тонн - почти вдвое с 12 до 20 тысяч машин, - отмечает Алексей Шарапанюк, директор по маркетингу «Рено-Тракс Восток» (г.Москва). - В сегменте самосвалов в целом по России лидирует КАМАЗ (58% рынка), на втором месте - белорусский МАЗ с долей 10%. Третье место по количеству регистраций новых самосвалов принадлежит китайскому SHAANXI (8%). Новой тенденцией рынка строительных самосвалов стал интерес западных производителей кузовов к российскому рынку». ]

Ушедший год показал медленное восстановление сегмента тяжелых самосвалов. Некоторое оживление в строительном комплексе, увеличившиеся объемы дорожного строительства привели к тому, что интерес к строительным самосвалом несколько возрос. Однако сегмент строительных самосвалов еще далек от выхода из кризиса: темпы восстановления его гораздо ниже, чем седельных тягачей.

Не обошлось без сюрпризов. Феноменальное восстановление импорта китайских грузовиков (в кризис он упал фактически до нуля) стало самым заметным событием прошлого года. Пока объемы импорта из Китая не дотягивают до тех, которые были отмечены в 2007/2008 гг. Но, по всей видимости, начался второй этап завоевания отечественного рынка китайской продукцией, с той лишь разницей, что лавры лидера перешли к китайскому производителю SHAANXI. Напомним, что несколько лет назад титул самого популярного китайского самосвала был у марки Howo, которая сейчас занимает вторую строчку.

SHAANXI провела ребрендинг на Shacman, отразив более тесное сотрудничество с немецким автопроизводителем MAN. За три квартала прошлого года было ввезено 1 169 самосвалов этой китайской марки (см. табл. 2). В два раза меньше стал объем импорта прежнего лидера – марки Howo. Сейчас доля китайской техники в импортных поставках самосвалов составляет более 76%.

Чтобы оставаться на плаву перед начинающимся новым приходом китайских производителей на отечественный рынок, Камский завод проводит масштабную модернизацию производства. В частности, модельный ряд самосвалов стал оснащаться более современными двигателями Cummins и коробками передач ZF. В 2011 году 21% выпущенных автомобилей марки КАМАЗ укомплектовывались двигателями Cummins, 40% – коробкой передач Zahnrad Fabrik. Наращивают производство самосвалов и европейские автопроизводители — на собственных сборочных заводах в России.

Европейцам нет замены

В отличие от самосвалов, рост продаж тягачей идет опережающими темпами. [«По объемам импорта и продаж европейские тягачи уже вышли на уровень 2008 года, - отмечает Алексей Шарапанюк из «Рено-Тракс Восток». - Почти все европейские производители (Volvo, Renault, Mercedes-Benz, MAN, IVECO (AMT)) уже имеют или вот-вот начинают производство в России. В связи со спадом производства в Европе Россия снова в фокусе внимания. «Рено Тракс», например, увеличивает в 2012 году объем производства в Калуге до 12 машин день». ]

На фоне очень оптимистичных показателей импорта и производства на территории России европейских автопроизводителей, дела у американских коллег идут совсем неважнецки. Показатели импорта седельных тягачей из США составляют несколько десятков единиц. Пока сложно назвать причину такого положения. Но факт остается фактом – российский грузоперевозчик отвернулся от американской техники. Возможно, когда пошлины будут снижены, возобновится ввоз подержанных и новых американских тягачей в больших объемах.

Сейчас лидером импорта седельных тягачей является немецкая компания MAN. В настоящее время грузовики MAN импортируются на российский рынок с заводов Германии и Польши. В 2011 году MAN подписал меморандум о взаимопонимании с правительством Санкт-Петербурга и начал строительство своего завода в этом регионе. В первую очередь на конвейер встанут грузовики и тягачи серии TGS. Конструктивно они будут точно такими же, как и машины европейской сборки, но в так называемом северном исполнении. На полную мощность предприятие должно выйти в течение трех последующих лет.

Высокий прирост продаж тягачей демонстрирует корейский Hyundai. Сборка тяжелых грузовиков Hyundai HD500 начата на ООО «ТагАЗ» в Таганроге.

По словам Михаила Пака, аналитика финансовой компании «Атон», в сегменте тяжелых седельных тягачей «увеличению доли новых грузовиков-иномарок поспособствует запуск и расширение сборочных проектов в России, например, Scania, Volvo и MAN, которые уже заявили, что не будут переходить на импорт после вступления России в ВТО». 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >