+79139857900

Комплектовать по полной

26 февраля 2012 в 09:44

 

 

Парки спецтехники производственных компаний являются многобрендовыми. Это типичная ситуация для строительных, дорожных и горнодобывающих предприятий и коммунальных служб. Какую техническую политику следует проводить компаниям из разных отраслей при обновлении парка специальной техники, и как при этом не допустить увеличения затрат и падения эффективности? 

 

 

Вопрос комплектования парка спецтехникой всегда находится в повестке дня. Фактически, каждая крупная строительная или дорожная компания имеет в наличии собственную спецтехнику, а также парк грузовых автомобилей. По данным исследования, проведенного редакцией журнала «Спецтехника и грузовые автомобили», в парках строительных компаний крупнейших сибирских городов представлены следующие виды специальной техники: строительные самосвалы, погрузчики, рыхлительная и землеройная техника, строительная мини-техника. Ряд компаний, работающих на строительном рынке, не имеют в собственности спецтехнику, а привлекают к проведению строительно-монтажных работ арендованную технику либо субподрядчиков со своей техникой. 

Эксперты отмечают, что строительные компании стремятся приобретать ту технику, которая будет загружена на объектах максимально. Такой подход позволяет соблюдать экономический баланс. 

 Аналогичные схемы используют дорожно-строительные компании, у которых в собственном парке чаще всего землеройная, бульдозерная и асфальтоукладочная техника, а самосвалы привлекаются от сторонних организаций. На кошельке заказчика такая схема практически не сказывается. Ему приходится либо нести полные затраты на содержание парка грузовых автомобилей, которые круглогодично не используются, либо в строительный сезон ограничиться их арендой. Как правило, привлеченная техника обходится дешевле. 

Небольшие компании, занимающиеся грузоперевозками, как правило, имеют собственный транспорт. Это могут быть бортовые грузовики малого и среднего тоннажа, изотермические фургоны для перевозки продуктов, грузовые автомобили, оснащенные КМУ. Парки крупных транспортных компаний, занимающихся междугородными и международными перевозками, комплектуются, как правило, однотипными тягачами. Ряд предпринимателей, из-за ограниченности средств, приобретают технику на вторичном рынке. 

Несколько иная ситуация в парках горнодобывающих компаний. Экскаваторная техника и карьерные самосвалы, как правило, находится в собственности предприятия. Таким образом, делать однозначные выводы по поводу принципов комплектования парка спецтехники в столь разных сегментах было бы неправомерно. Поэтому остановимся на некоторых общих моментах политики обновления парка спецтехники. 

Что такое фуллайнер? 

Это слово недавно вошло в наш лексикон. Фуллайнер – это производитель техники, выпускающий полную модельную линию машин. Производители спецтехники включают это слово в рекламные проспекты, сигнализируя о том, что это важнейшее их достижение. Заказчик спецтехники может подобрать самые разные модели из единой брендовой линейки. Итогом такого выбора станет снижение производственных затрат, повышение эффективности капитальных вложений в технику, получение скидок и бонусов за лояльность бренду. Использование и применение спецтехники одного производителя имеет свои большие плюсы. Эта техника создана и спроектирована на основе единого инженерного подхода, унифицирована по основным агрегатам, поддерживается единой системой ремонта, сервиса, обучения заказчиков и др. Чтобы принять решение о комплектации парка спецтехникой одного бренда, достаточно оценить полноту линейки выпускаемой техники производителя. Отечественные производители выпускают неполную линейку спецтехники. Так исторически сложилось, что российские заводы специализировались на одном-двух видах спецтехники. После приватизации отечественные предприятия стали частью вертикально-интегрированных холдингов. Тем не менее, говорить о появлении отечественных фуллайнеров преждевременно. Модельные линейки спецтехники, выпускаемые в дивизионе Группы ГАЗ, промышленных группах«Ивановская марка»SOLLERSКАМАЗ«Тракторные заводы», пока сильно усечены. О полноте как модельного ряда, так и типов производимой спецтехники говорить преждевременно. Попытку создать отечественный фуллайнер предпринимает ФГУП «Уралвагонзавод», который формирует довольно серьезный пул производителей. 

Зарубежные компании, которые имеют огромный стаж работы на рынке, тоже имеют разную степень «фуллайнерства». Пока эксперты не придумали, как измерять степень полноты модельного ряда. Можно самостоятельно изучить состав выпускаемой техники одного зарубежного бренда и затем сравнить его с модельной линейкой другой компании. В модельной линейке даже крупнейших зарубежных производителей имеются пробелы. Они не выпускают тот или иной вид спецтехники. Наиболее яркий пример - отсутствие у ведущих мировых производителей модельной линейки автогрейдеров. У таких гигантов как HitachiLiebherrDoosanHyundai и других, ее нет. Анализ модельных рядов крупнейших зарубежных производителей показывает, что степень «фуллайнерства» часто не зависит от величины и валовых показателей деятельности. По данным СТТ, среди ведущих зарубежных компаний наиболее полную модельную линейку спецтехники выпускают (в порядке убывания):TerexXCMGCaterpillarCNHKomatsuJCBLiebherrDoosanJohn DeerVolvo CM. Китайские производители SanyLiuGong не вошли в мировую десятку. Однако демонстрируемый динамизм развития компаний из КНР позволяет предположить, что в самой ближайшей перспективе они могут пополнить ряды мировых фуллайнеров. Эти два производителя проводят агрессивную политику по скупке зарубежных активов и расширению внутреннего производства. Китайский производитель строительного оборудования Sany Heavy Industry расширил свой модельный ряд и присутствие в Европе за счет покупки немецкой фирмы Putzmeister, которая является одним из лидеров по выпуску бетононасосов. Еще в 2008 году другая китайская компания Zoomlion выкупила итальянского производителя бетононасосов Cifa. В начале 2011 года китайский производитель LiuGong завершил сделку по покупке польского производителя бульдозеров Huta Stalewa Wola и его дочерней компании Dressta (бульдозеры, фронтальные погрузчики). 

Принцип модуля 

Опыт комплектования парка спецтехники зарубежных фирм, которые ведут строительство дорожных, а также крупных гражданских и жилых объектов, как правило, основан на принципе модулей. Если у фирмы длительные и постоянные контракты, то способ обновления парка прост. Под выполнение специализированных задач выбираются наиболее оптимальные и высокоэффективные модели спецтехники с высокими технико-экономическими характеристиками, как правило, от ведущих мировых производителей. Другой путь обновления парка характерен для фирм и компаний, которые выполняют контракты в строительстве на рассредоточенных объектах. Для таких компаний характерен определенный динамизм парка. Его состав не постоянен и часто зависит от сроков выполнения контракта, масштаба объекта. Крупные отечественные и зарубежные строительно-дорожные компании, которые ведут работы на масштабных объектах, как правило, комплектуют парк спецтехники по так называемому модульному принципу. Условно весь машинный парк делится на несколько модулей, в которых определен оптимальный состав техники. Например, для устройства земляного полотна под строящуюся дорогу выбирается определенный типоразмерный ряд экскаваторной, бульдозерной, грейдерной техники и грунтовых катков. Мощность такого модуля позволяет выполнять заданный объем подготовительных дорожных работ в сжатые сроки. 

Применение модульного принципа улучшает эффективность типоразмерного и технологического состава парка. Главное, чтобы было достигнуто соответствие техники объемам работ на каждом участке. Модульный принцип практически исключает простои техники, позволяет оперативно ее заменять в непредвиденных случаях и т.п. Такой принцип применялся на крупнейшей отечественной стройке века – Байкало-Амурской магистрали, и он позволил сдать ее в кратчайшие сроки, благодаря высокой скорости строительства. На этой стройке очень быстро проводилось выполнение специализированных работ, таких как устройство земляного полотна, укладка верхнего строения дороги и др. Под эту задачу был сформирован соответствующий парк техники. В результате теоретическая концепция объединения машин по модульному принципу показала высокую эффективность и высокие производственные результаты. 

Сейчас в строительно-дорожном комплексе данный принцип формирования и использования парка техники находит применение на масштабных стройках спортивных объектов в различных регионах страны. По всей видимости, крупные предприятия строительного комплекса в регионах самостоятельно придут к данному принципу. Для малых компаний он пока неактуален. 

Особый рынок спецуслуг
Вотчина малого бизнеса - рынок услуг спецтехники. В регионах Сибири он достаточно разнообразен. Заказчиками таких услуг являются различные предприятия: от государственных и муниципальных структур до крупных строительных холдингов и небольших компаний. Исполнителями чаще всего являются индивидуальные предприниматели, которые имеют собственную спецтехнику. В этом сегменте рынка сложились особые условия. Как правило, официально работающие компании проигрывают индивидуалам в плане налогооблагаемой базы, зато у официального бизнеса потенциально заказов больше.  

Ряд заказчиков, по понятным причинам, ориентированы на партнерство только с индивидуальными предпринимателями. Одним из главных требований к ним является выполнение работ только брендированной спецтехникой. У таких «частников» есть свои неоспоримые преимущества: они более мобильны, их высокопроизводительная спецтехника способна выполнить работу в установленный срок, они могут снизить первоначально заявленную цену и в целом сделать работу более качественно, поскольку от этого зависит их репутация. 

У таких индивидуальных предпринимателей обычно спецтехника зарубежного производителя. Заказчик, объявляющий конкурс или предоставляющий определенный фронт работ, выдвигает, как правило, одно требование, а именном выполнять ее только спецтехникой одной из ведущих зарубежных марок. Поэтому в сегменте услуг мини-погрузчиков, экскаваторов-погрузчиков и грузовой техники с КМУ индивидуальные предприниматели подстраивается под это требование, отказываясь от комплектации своего парка отечественными машинами. 

Карьерный парк 

Современный парк карьеров и разрезов формируется на основе других подходов. Поскольку добыча полезных ископаемых связана, прежде всего, с отгрузкой продукции горнодобывающих компаний, которая довольно часто ведется в круглосуточном режиме, то одними из важнейших критериев выбора спецтехники является производительность, высокая надежность, большая наработка по количеству мото-часов, экономичность, скорость. При комплектовании парка в горнодобывающих компаниях при обоснованном подходе к выбору моделей учитываются грузоподъемность, объем ковша, мощность двигателя и ряд других технико-экономических характеристик, которые определяются исходя из конкретных условий горного участка: виды работ, характеристики отработки и перегрузки материалов и пород, требуемая производительность, интенсивность работы. В зависимости от планируемых объемов добычи выбирается тип и грузоподъемность карьерных автосамосвалов. 

Степень «многобрендовости» парков разрезов сильно выросла, после того как на отечественном рынке оказались представлены практически все ведущие зарубежные производители тяжелой карьерной техники. Часто руководители горнодобывающих предприятий не ставят цели формирования «монобрендового» парка. Их выбор чаще зависит от ряда факторов, иногда чисто случайных. Впоследствии это приводит к увеличению различного рода издержек при довольно интенсивной эксплуатации экскаваторов, фронтальных погрузчиков, грейдеров, бульдозеров, карьерных самосвалов. Такая «разнобрендовость», соответственно, требует применения различных расходных материалов, поскольку ведущие производители рекомендуют использовать только фирменные расходники, узлы и детали. Наиболее разумным является пополнение парка техникой ведущих мировых производителей. Следует обратить внимание на компании-фуллайнеры, которые имеют в своей модельной линейке наиболее полный типоразмерный ряд карьерной спецтехники. 
Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >