Авторизация

Малярно-кузовной ремонт: новая реальность

20 января 2017 в 22:27 admin

Реформы в области автострахования, затяжной экономический кризис, падение курса национальной валюты – все это приводит к тому, что рынок малярно-кузовного ремонта претерпевает серьезные изменения.

Эксперты единодушны – происходящие сегодня трансформации на рынке малярно-кузовного ремонта, вызванные совокупностью различных макроэкономических и законодательных факторов, способны коренным образом изменить его лицо. Среди этих факторов принципиально важные поправки в Закон об ОСАГО, которые вступят в силу в 2017 г., подорожание расходных материалов и ЛКМ, обусловленное курсовой разницей, а также снижение общего спроса на малярно-кузовной ремонт в связи с экономическим кризисом.

Вот что говорит по этому поводу Наталья Любешкина, руководитель отдела материалов для авторемонта компании 3М:

Я думаю, что мы входим в новую эпоху: эпоху тотальных преобразований, главной характеристикой которой станет то, что это будет эпоха вообще без КАСКО. Задавать правила игры будет ОСАГО, которое оживит рынок. По нашим исследованиям, рынок использования расходных материалов для авторемонта за последние три года упал более чем на 55%. При этом наша статистика показывает, что количество станций кузовного ремонта сократилось всего на 9%. Это значит, что станции стоят, что они недозагружены, а значит, снизилась их прибыль. Во многом сокращение объемов ремонтных работ связано со значительным снижением продаж полисов КАСКО. Но мы считаем, что изменения в ОСАГО оживят рынок.
И для того, чтобы обеспечить рост показателей, центрам по ремонту автомобилей необходимо будет использовать современные, качественные решения, которые обеспечат отличный результат и позволят снизить издержки.

 

С Натальей согласен Евгений Мальцев, директор по продажам «Аудатэкс
Россия»
. Он приводит такие цифры:

Ремонт по ОСАГОэто, по сути, будущее. За прошлый год зафиксировано где­то 2,6 млн страховых случаев по ОСАГО. По КАСКОтолько 1,5 млн. Мы ожидаем, что количество страховых случаев по
КАСКО в течение ближайшего года упадет еще на 30%.

 

Собственная статистика «Аудатэкс Россия» показывает, что независимыми экспертами на платформе «Аудатэкс»в период с 1 сентября 2015 г. по 31 августа 2016 г. было обработано убытков к возмещению по ОСАГО на сумму чуть более
73,6 млрд рублей. Из них оборот СТО по ОСАГО составил всего 2,7 млрд руб.
То есть на ремонт – в отрасль – пошло лишь около 3% насчитанных денег.

Это означает, что судьба 70 млрд рублей абсолютно не известна. Они запросто могли вообще уйти из рынка. Возможно, они каким-то образом приходят в автосервисы, но чаще всего нет – мы все видим, что по улицам ездит гораздо больше машин с повреждениями. И это не потому, что стало так много аварий, нет, автомобили просто перестали чинить. Но это не значит, что их владельцы не получают деньги по ОСАГО, напротив – полностью получают, однако не ремонтируют свои машины. Или еще хуже – ремонтируют, но в полулегальных мастерских, неспособных обеспечить надлежащее качество ремонта и, следовательно, безопасность эксплуатации транспортного средства.

То есть, по факту, речь идет о формировании колоссального по своим размерам теневого рынка, выпадающего и из отрасли, и из-под контроля государства.

Евгений Мальцев:

И это только то, что посчитали на нашей платформе, а представляете, какая сумма в целом по рынку? Наша общая цельи поставщиков информационных продуктов, и автосервисов, и страховых компаний, и поставщиков расходных материалов и ЛКМсократить этот сегмент, вернуть деньги в автосервис и начать ремонтировать. Здесь интересы всех участников процесса абсолютно совпадают.

Вроде все на виду: известно, сколько страховых случаев, известны совокупные выплаты, но вот куда ушли выплаченные деньги по этим случаямнепонятно. Вносимые изменения в Закон об ОСАГО позволят сделать процедуру более прозрачной. Очень хорошо, что наши законодатели обратили внимание на этот сегмент, на целую по сути отрасль, которая долгое время фактически остается в сером секторе экономики.

И еще один аспект, связанный с КАСКО: мало того, что теперь автовладельцы страхуются существенно меньше, так еще и все основные страховые компании вывели продукты с франшизой. Банально мелких убытков стало в разы меньше. А выплат в районе 1000 долларов всегда было в районе 70% от количества выплат.  Лишившись части собираемых взносов, страховой рынок сжался.

Так что итог однозначен: альтернативы ОСАГО в ближайшее время, к сожалению, нет. С этой реальностью всем специалистам малярно-кузовного ремонта надо смириться
и начать работать по-новому.  

Некоторые могут возразить: какой смысл в этих деньгах рядовым автосервисам, ведь ОСАГО – продукт социальный и не ориентирован на получение прибыли. Это действительно во многом справедливо. В отличие от ремонта по КАСКО, ремонт по ОСАГО не рассчитан на заработок. Тем не менее, привлечение в сервисы дополнительных клиентов даже с ОСАГО в сегодняшней сложной экономической ситуации в любом случае позволит загрузить сервисы. Их сотрудники хотя бы не будут сидеть без дела и начнут получать зарплату – кузовным цехам будет за что им платить, станциям не придется закрываться, они сохранят свой бизнес, свой квалифицированный персонал. А это очень важный фактор.

Пока не ясно, как в итоге будет выглядеть Закон об ОСАГО и какие изменения в него будут внесены. Законодателям предложено рассмотреть четыре проекта, из которых они должны выбрать один. Но какой бы они ни выбрали, направление этих реформ очевидно – направить поток ОСАГО в автосервисы, превратив денежные выплаты в натуральное возмещение, то есть в реальный ремонт.

При самом оптимистическом прогнозе, если страховщикам дадут право принудительно отправлять автовладельцев на ремонт, по мнению экспертов, примерно 70% исчезнувших денег легализуется через кузовные цеха. Почему не все 100%? Потому что около 30% – это непременно имеющий место в сегменте ОСАГО ущерб здоровью и прочие опции, плюс полная гибель. Без них ОСАГО невозможно, но до 70% вернуть все-таки можно! Запущенный механизм где-то в течение трех лет, опять же по оценке экспертов, нормализует ситуацию.

Однако уже и сейчас сервисам не стоит сидеть и ждать окончательного решения. Их прибыль в их руках. Специализированным центрам, производящим ремонтные работы по ОСАГО, надо стремиться минимизировать стоимость ремонтных работ, однако желание сократить расходы не должно приводить к плохим, некачественным результатам.  Для эффективной работы в новых реалиях необходимо в первую очередь проанализировать, как оптимизировать деятельность, какие используются материалы, какие современные технологии для ремонта существуют на рынке, какие новые решения можно внедрить для сокращения расходов.

Многие сегодня делают неправильные выводы, считая, что основной путь повышения прибыльности малярно-кузовного производства лежит лишь в плоскости выбора более дешевых ЛКМ и расходных материалов. К тому же специалисты сетуют, что стоимость необходимых ЛКМ по Единой методике на 10%-15% ниже рыночной.

Представители РСА объясняют данное обстоятельство тем, что во-первых, расширился список поставщиков ЛКМ, предоставляющих в РСА свои прайс-листы(раньше было только 6 поставщиков ЛКМ, теперь их 19). Во-вторых,  добавились поставщики красок и расходных материалов среднего и эконом сегмента (Autolux, KansaiPaint, Brulex, ProfiLine, Mobihel и др.).

Но как бы то ни было, это не должно смущать сервисников. Просто взгляните на структуру стоимости ремонта по ОСАГО (как, впрочем, и любого другого малярно-кузовного ремонта) и проанализируйте ее. Основную часть в этой структуре составляет цена запчастей – 50-60%.  На трудозатраты приходится 30-40% и только около 15-20% – это ЛКМ и расходные материалы.

Николай Платонов, начальник кузовного цеха, «СТС-Мотор»:

То есть, сколько бы кузовные цеха ни оптимизировали, ни сокращали свои расходы на лакокраску, шпатлевку, грунты, лаки и проч., существенного выигрыша им не получить. Они могут брать самые дешевые ЛКМ, терять в качестве, получать претензии клиентов, спорить и судиться, но никаких ощутимых преференций они от этого не получат, только лишь потому, что доля расходов на ЛКМ и расходку в общем «пироге» расходов на ремонтные работы крайне низка. Считайте сами. При этом с другой стороны, «трехкопеечная» экономия на абразиве, на полировальных материалах и т. д. может обернуться для них браком, переделками, рекламациями и в конечном итоге потерей репутации. С ними просто уже никто никогда не захочет работать ни по ОСАГО, ни как­то иначе. И им уже не переубедить своих партнеров или клиентов в том, что «не очень хорошо» они делают только по ОСАГО потому, что сильно урезаны в бюджете. Они раз и навсегда потеряют доверие и свое место на рынке.

 

Так где же выход из положения? Как обернуть ОСАГО себе если не в прибыль в прямом смысле слова (уж коль это социальный продукт, прибыли не подразумевающей), то хотя бы в выгодное направление деятельности, как уже было сказано выше, позволяющее станции оставаться на плаву, загружая коллектив оплачиваемой работой.
Ответ прост. Надо обратить самое пристальное внимание на остальные составляющие стоимости ремонтных работ: запчасти и трудозатраты.

По сути, рассказ о том, как проводить оптимизацию на запчастях и трудозатратах может занять отдельную и скорее всего не одну статью. Причем даже в обстановке, когда опять же в соответствии с Единой методикой цена запчастей в среднем меньше РРЦ на 57% и тренд направлен в сторону еще большего разрыва. Но на рынке появилось много разных поставщиков, внедрены самые современные технологии восстановления, поэтому «творить чудеса» можно и при довольно скромном бюджете, предлагаемом ОСАГО.

Николай Платонов:

Вообще, сейчас ситуация такова, что способность перестроиться, найти эффективные способы оптимизации определяет перспективы автосервисного предприятия. Что я имею в виду? Оптимизация рабочих процессов, повышение производительности, снижение трудовых издержек и повышение эффективности работы с запчастями могут дать кузовному цеху существенную экономию и значит, прирост доходов. Выигрыш моим коллегам надо искать не в сегменте ЛКМ, а в двух других сегментах.  

 

Не уверены в том, что игра стоит свеч? Опыт тех, кто уже активно занялся ОСАГО и в верном русле подкорректировал свои внутренние процесы, свидетельствует о том, что все-таки стоит. Дмитрий Щербухин, руководитель отдела автотехнической экспертизы МРЦ ОАО «АльфаСтрахование», находится на прямой связи с автосервисами:

Ежегодно растет количество обращений по ОСАГО, прослеживается увеличение стоимости среднего убытка по ОСАГО, компания «АльфаСтрахование» направляет усилия, чтобы клиенты по ОСАГО проходили ремонт в сервисных центрах ­ как дилерских, так и не дилерских. Направление в конкретный центр зависит от желания клиента, рассматриваются организации, которые производят качественный ремонт, оперативно решают вопросы с предоставлением запчастей, согласования скрытых повреждений. Все это в комплексе приводит к удовлетворенности клиента данной услугой страховой компании. Сервисные центры, которые уже работают со страховыми компаниями по ОСАГО, ощутили, что данное направление может быть прибыльным, заинтересованы в поступлении к ним на ремонт транспортных средств от страховых компаний по программе ОСАГО.

И в доказательство цифры. Количество отремонтированных автомобилей по направлениям по ОСАГО в первом полугодии 2016 г. увеличилось на 3%, по сравнению АППГ, и достигло 13%. Значит, это так или иначе выгодно сервисам. 

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.