+79139857900

Лизинг автотранспорта. Состояние и ключевые тенденции

10 октября 2011 в 09:22

 

Лизинг автомобилей – удобный и выгодный способ пополнить корпоративный автопарк или приобрести машину для индивидуального пользования без крупных единовременных затрат.

Текст: Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании

Популярный сегмент

Лизинг как способ приобретения автотранспорта в настоящее время пользуется большой популярностью, так как он наиболее полно учитывает интересы всех сторон сделки: лизингополучателей, лизингодателей и поставщиков транспорта.

Каковы факторы, влияющие на выбор использования услуги лизинга автотранспорта? Корпоративным клиентам лизинг интересен, прежде всего, как возможность приобретения транспортных средств с распределением оплаты по времени. Важным стимулирующим фактором становится также возникающая при лизинге экономия на налоге на прибыль и налоге на имущество. Кроме того, в большинстве случаев не требуется дополнительного залога и обеспечения (так как предмет лизинга на протяжении всего срока лизинга находится в собственности лизингодателя). В отличие от банка, лизинговая компания более лояльно подходит и к финансовым показателям деятельности заемщика. Таким образом, лизинг автотранспорта для корпоративных клиентов чаще всего оказывается более привлекателен, чем кредит на приобретение автомобилей. В результате, в настоящее время компании, работающие на российском рынке, все больше приобретают автотранспорт в лизинг. Это также обусловлено большим количеством услуг, предлагаемых лизингодателями своим клиентам, помимо основной - передачи автомобиля в лизинг. Так, лизинговые компании, помимо финансирования, предоставляют сопутствующие услуги, например, связанные с выкупом автомобиля в конце срока лизинга, прохождением техосмотра, замену резины, ведение учета по приобретаемым транспортным средствам, избавляя таким образом предприятие -лизингополучателя от лишней головной боли.

Для поставщиков и производителей автотранспорта лизинг является важным каналом сбыта. С помощью лизинга поставщик может ощутимо расширить свою клиентскую базу за счет предприятий, которые не имеют возможности отвлекать значительные финансовые ресурсы на покупку автотранспорта. Лизингодатели стараются установить партнерские отношения с крупнейшими производителями автомобильной техники.

Поставщики обычно заинтересованы в долгосрочном плодотворном сотрудничестве с лизинговыми компаниями, поэтому часто предоставляют им скидку при приобретении партии автомобилей.

А каковы интересы лизингодателей на предмет приобретения автотранспорта? Следует отметить, что лизинг автотранспорта является одним из наиболее привлекательных направлений бизнеса для лизинговых компаний. Автомобиль является очень качественным и ликвидным обеспечением с точки зрения лизингодателя. Право собственности на переданный в лизинг автомобиль вместе с авансом, полученным от лизингополучателя, практически полностью страхуют лизинговую компанию от возможных неплатежей. Вторичный рынок автомобилей высоко развит, поэтому в случае неплатежей лизингополучателя лизингодатель может возместить свои убытки путем продажи подержанного автомобиля. Вот почему у лизинговой компании нет необходимости в углубленной оценке надежности лизингополучателей или в дополнительном обеспечении сделки. Это позволяет лизингодателям привлекать широкий круг клиентов и быстро их обслуживать. Как правило, каждая лизинговая компания выбирает для себя приоритетный вид деятельности: лизинг легковых автомобилей, лизинг пассажирского транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы), лизинг дорожной техники, лизинг коммунальной техники, лизинг грузового автотранспорта, лизинг спецтехники.

Динамика рынка автомобильного лизинга в РФ

Развитие рынка лизинга автотранспорта в России

Среди лидеров рынка лизинга автотранспорта выделяются коммерческие компании, которые активно работают в основном в рознице сегмента легкового автотранспорта; лизинговые компании, созданные при производителях транспортных средств, хотя в последнее время их доля на рынке лизинга автотранспорта заметно снижается, и компании с государственным участием.

Если рассматривать сегменты рынка лизинга, то сегментом-лидером в 2010 году по объему заключенных сделок остается железнодорожная техника – 39,1%. Вторым по объему сегментом стала авиатехника, доля которой, правда, несколько сократилась — с 15,3% до 10,5%. Доля сегментов грузового и легкового транспорта в общем объеме лизинга автотранспорта составила 8,4% и 7,1%, соответственно. Если рассмотреть более подробно сегменты рынка лизинга автомобильного транспорта, то можно сказать, что здесь динамика объемов сделок за 2010 год еще далеки от докризисных показателей 2008 года (рис. 1).

По данным Российской Ассоциации лизинговых компаний (http://www.rosleasing.ru/), объем лизинга автотранспорта за 2010 год достиг 82,58 млрд руб. Всего было заключено 36,8 тысяч сделок. За счет увеличения доли бизнеса, приходящегося на более дорогие грузовой транспорт и автобусы, средняя стоимость сделки выросла до 2,24 млн. руб. В целом заметно увеличение доли грузовых автомобилей в структуре автомобильного лизинга: в истекшем году на него пришлось 46,7% от общего числа операций, годом ранее его доля незначительно превышала отметку в 30%.

Сегменты лизинга спецавтотранспорта и тягачей не демонстрировали какой-либо резкой динамики. Значительно сократился объем сделок с прицепами и полуприцепами.

В целом, благодаря преимуществам автотранспорта как объекта лизинга, сегмент лизинга автотранспорта характеризуется наиболее высокой конкуренцией на всем рынке лизинга. Тем не менее, у каждого вида лизинга автотранспорта есть своя специфика, поэтому лизинговые компании часто концентрируются на наиболее приоритетном направлении для себя. Так, например, Государственная транспортная лизинговая компания является лидером в сегменте лизинга дорожной техники: являясь самым крупным поставщиком техники для строительства, ремонта и содержания дорог — лизинг техники через ГТЛК обеспечил 50% от общей плановой потребности в технике дорожно-эксплуатационных предприятий федерального значения.

Растущая конкуренция

Высокая конкуренция в сегменте автолизинга приводит к тому, что ставки платежей, предлагаемые лизинговыми компаниями, находятся практически на одинаковом уровне. Конкурентная борьба смещается в другие сферы.

Одним из самых важных параметров при выборе конкретной лизинговой компании является размер аванса. Наиболее распространенный размер аванса, который лизинговые компании готовы предложить клиенту по автолизингу, – 20%. Таких лизинговых компаний набралось 21 из 30. В 8 из 30 лизинговых компаний имеется возможность заплатить аванс меньше 20%: сделать это можно за счет стабильного финансового состояния.

Что касается срока лизинга, то он колеблется в среднем от 2 до 5 лет. В итоге опроса 30 лизинговый компаний, лизингодателей, которые готовы предоставлять автолизинг до 5 лет, оказалось много – 12 из 30 лизинговых компаний. Представители многих компаний особо акцентировали внимание на финансовом состоянии заемщика, которое позволяет решать многие вопросы в пользу клиента.

Компаний, готовых лизинговать автотранспорт до 4 лет, так же не мало – 7 из 30 лизинговых компаний. Трехлетний автолизинг готовы предложить клиенту 10 из 30 лизинговых компаний.

Другое направление конкурентной борьбы в автолизинге – движение в регионы. Можно отметить, что лидеры рейтинга по автолизингу обладают наиболее обширными филиальными сетями среди всех лизинговых компаний. Присутствие компании в регионе увеличивает скорость заключения сделки, увеличивает комфорт для клиента, а с ростом количества сделок и снижает их стоимость для лизингополучателя.

И наконец, еще одна сфера, в которой проявляется конкурентная борьба между операторами автолизинга, – развитие новых лизинговых продуктов.

Развитие лизинговых продуктов. Оперативный лизинг

Сущность оперативного лизинга состоит в том, что оборудование или транспорт передается лизингополучателю на срок, существенно меньший срока амортизации оборудования. По мнению лизингодателей, наиболее привлекательным для клиентов в этом лизинговом продукте является возможность регулярно обновлять фонды, не заботясь о продаже устаревшего транспорта на вторичном рынке. В перспективе важное преимущество операционного лизинга состоит в том, что он способствует формированию обширного и ликвидного вторичного рынка оборудования и транспорта. Это повышает эффективность финансового лизинга, поскольку, в случае изъятия техники у неплатежеспособного лизингополучателя, лизингодателю легче продать эту технику на вторичном рынке или передать в операционный лизинг другому и таким образом покрыть убытки.

Структура условий лизинга транспорта

Лизинг с полным набором услуг

Обычно оперативный лизинг сочетается с другим продуктом – «full-service leasing», то есть лизинг с полным набором услуг. Этот вид пользуется широкой популярностью в развитых странах. В настоящее время лизинг автотранспорта с полным набором услуг предлагают уже и многие российские операторы.

Лизинг с полным набором услуг предполагает, что лизинговая компания помимо своей основной функции – приобретения транспорта и передачи его лизингополучателю — берет на себя еще ряд задач: 
• уплата всех налогов; 
• страхование и техническое обслуживание автомобиля; 
• подбор автомобиля исходя из производственных задач покупателя, планирование структуры и порядка обновления автопарка клиента; 
• постановка (снятие) транспортных средств на учет в органах ГИБДД и прохождение государственного технического осмотра; 
• прохождение технического обслуживания согласно программам производителей; 
• ремонт транспортных средств; 
• другое.

Лизинг для индивидуальных предпринимателей

По данным исследования компании «Новые маркетинговые решения», ситуация в области автолизинга довольно благоприятна для индивидуальных предпринимателей. Однако лизинговые брокеры отмечают, что в некоторых компаниях формально рассматривают обращения индивидуальных предпринимателей, но почти никогда не финансируют, требуя дополнительные поручительства от более крупных компаний.

Интересно, что обычно не все лизинговые компании готовы финансировать индивидуальных предпринимателей на предмет приобретения оборудования, но у индивидуального предпринимателя все равно остается возможность получить автомобиль в этой лизинговой компании. Например, среди лизингополучателей ГТЛК 83% дорожных предприятий относится к сфере малого бизнеса.

Экспресс-лизинг

В автолизинге отдельный интерес представляют экспресс–продукты. Экспресс–лизинг позволяет взять автомобиль в лизинг по ускоренным срокам с минимальным набором документов. Не все лизингодатели готовы к такой ускоренной работе (рис. 3). В таких компаниях подчеркивают, что все новые клиенты проходят стандартную процедуру рассмотрения, и максимум, что они могут сделать, – это сообщить предварительное решение после первичного изучения отчетности.

В целом, анализируя программы экспресс–лизинга различных ЛК, можно выделить следующие общие черты: срок рассмотрения – 3-4 дня, минимальный пакет документов, которые не требуют заверить у нотариуса, упрощенный финансовый анализ клиента.

Лизинг БОФС и лизинг для физических лиц

Одна из разновидностей экспресс-лизинга - лизинг «Без оценки финансового состояния». В большинстве случаев такое название является скорее рекламным, то есть финансовое состояние все-таки оценивается, только по усеченному пакету документов. Однако есть несколько компаний в сегменте автолизинга, которые действительно основное внимание уделяют ликвидности имущества и готовы финансировать любых заемщиков, даже физических лиц. Такие услуги предлагают компании «Свое дело», «Элемент Лизинг», «Столичный лизинг». Однако подобный вид финансирования является довольно рискованным для лизингодателей, так как наибольшей угрозой является риск неплатежа, риск нарушения платежной дисциплины лизингополучателем.

Под «лизингом для физических лиц» с точки зрения российского законодательства подразумевается аренда с правом последующего выкупа. В России лизинг для физических лиц не получил широкого распространения. Этот продукт интересен, прежде всего, предпринимателям, работающим без образования юридического лица. Общеизвестно, что малый бизнес, особенно в регионах часто не ведет отчетности и не платит налоги. В связи с этим для таких предприятий не очень интересны налоговые преимущества финансового лизинга. Более того, финансовый лизинг может быть для них даже обременительным вследствие необходимости учета предмета лизинга и лизинговых платежей.

Как и в случае финансового лизинга, лизинг для физических лиц обеспечивает более высокую надежность сделки с точки зрения инвестора, поскольку предмет остается в его собственности до окончания срока сделки. Это обуславливает менее строгие требования к кредитоспособности клиентов и к обеспечению сделки.

Однако, несмотря на непрозрачность предприятий малого бизнеса, по мнению большинства лизингодателей, именно они являются наиболее добросовестными заемщиками. Это объясняется тем, что часто для малого бизнеса предмет лизинга, например грузовой автомобиль, – это основной источник дохода. Поэтому заемщик готов даже ограничить себя, насколько возможно, лишь бы погасить очередной лизинговый платеж.

Мотивационный лизинг

Это разновидность лизинга автотранспорта, пока мало освоенная на российском рынке, но весьма перспективная. Предприятие берет автомобиль в лизинг для личных нужд своих сотрудников и зачитывает лизинговые платежи в счет зарплаты этих сотрудников. Это позволяет получить как традиционную при лизинге экономию на налоге на прибыль и на НДС, так и на зарплатных налогах сотрудников. Последнее особенно актуально с учетом повышения ЕСН до 34%. По оценкам, суммарная экономия на налогах может составить до 35% от цены автомобиля. Остается порекомендовать сотрудникам, получающим белую зарплату и желающим приобрести автомобиль, договариваться со своими работодателями об организации подобной процедуры.

 

Рынок лизинга автотранспорта характеризуется высоким уровнем конкуренции. Поэтому при выборе лизинговой компании необходимо сравнить несколько показателей различных лизинговых компаний: величину среднегодового удорожания и процентных ставок, стоимость лизингового имущества (предмета лизинга), выкупная стоимость (если есть обязательство выкупа), срок договора, услуги страхования – их стоимость, условия и наименования страховых контрагентов, условия регистрации транспортного средства, прохождение его технического обслуживания, каковы дополнительные услуги, включенные в договор и их объем, наличие и размер авансового платежа, график самих платежей – равномерные платежи или изменяющиеся.

Не менее важен и выбор самой лизинговой компании – она должна иметь устойчивые позиции на рынке, иметь положительную репутацию и быть надежной

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >