Авторизация

Автомойки: какую поставить?

11 апреля 2014 в 08:05 admin

При правильной организации бизнеса автомойка может стать прибыльным делом. Возможно, именно поэтому с последнее время  открывается всё больше и больше автомоечных комплексов. Однако, не всем удается долго продержаться в условиях жесткой конкуренции. В том, как развивается российский рынок автомоек, и что его ждет, разбирался корреспондент журнала «Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили».

 

Автомоечный бизнес характеризуется сезонностью: весной и осенью спрос на услуги возрастает, а летом и зимой - падает. В периоды пикового спроса иногда даже возле портальных автомоек, чья производительность позволяет обслужить 25 автомобилей за час, выстраиваются очереди, в то время как другие автомойки могут подолгу простаивать без клиентов. В последнее время все острее и острее встает вопрос, какой тип автомоек будет пользоваться наибольшей популярностью у автолюбителей и в конечном счёте принесет наибольшую прибыль?

 

Из истории: Бум на создание высокопроизводительных автомоек при АЗС в США пришелся на начало 1970-х. Американские нефтяные компании поняли, что бесплатная помывка автомобиля при заправке до полного бака может значительно увеличить продажи бензина на станции. В результате НК вложили миллионы долларов в создание пристанционных моек, т.н. Drive-Thru, когда машина не тянулась по конвейеру, а проезжала через автомойку своим ходом (тоннель). В результате такой политики на американских автомойках стали мыться миллионы автомобилей. Эмбарго на арабскую нефть (в середине 1970-х) затормозило развитие независимых или финансируемых нефтяными компаниями бесплатных автомоек, но «халява» уже приучила американцев к цивилизованному мытью авто, и многие из них оказались готовы платить за данный сервис. Из США конвейеры и туннели распространились по всему миру, успешно конкурируя с портальным и ручным оборудованием.

 

Ручные мойки

 

На данный момент именно автомойки ручного типа составляют подавляющее большинство в российских городах. Ручные автомойки отличаются традиционной чисткой автомобиля губкой с применением пенного раствора. Такой способ помывки автомобиля знаком практически каждому автолюбителю со стажем. При высокой квалификации работников ручная автомойка гораздо качественней и бережнее автоматической. Однако, у автомоек ручного типа есть один существенный недостаток. Для качественной помывки автомобиля на подобной мойке потребуется значительно больше времени, чем для помывки аналогичной машины на мойках других типов.

 

Портальные автомойки   

 

Портальная мойка представляет из себя автоматическую установку, которая внешне напоминает арку, движущуюся вдоль автомобиля. Передвигаясь, эта арка удаляет с него грязь. Различают контактные и бесконтактные портальные мойки. В бесконтактных портальных автомойках не применяются вращающиеся щетки, вместо них, используются аппараты высокого давления.

 

moykiu2

 

Портальная автомойка имеет очевидные преимущества. Один портал обрабатывает паром чистую, высушенную отполированную машину каждые 3-5 минут, в среднем он справляется с 12-20 машинами в час. Если имеется постоянный транспортный поток (большая магистраль, парковка супермаркета) период окупаемости такого портала - менее одного года. Максимальные размеры портальной мойки 270см в ширину и 290см в высоту  дают возможность мыть даже маленькие автобусы. Однако, при значительных плюсах, в России портальные автомойки не занимают большого сегмента рынка (20- 30%), что, впрочем, странно: эта услуга довольно привлекательна для клиентов и, кроме того, высокорентабельна. Мойщики полагают, что все дело в том, что водители считают будто «порталки» повреждают, царапают автомобиль.

 

Конвейерные и туннельные автомойки

 

Значительная часть наших соотечественников, как и сами продавцы автоматического моющего оборудования не видят разницы между тоннелями и конвейерами. Путаница порождена тем, что европейцы называют высокопроизводительные мойки - тоннельными, в то время, как американцы - конвейерными. Однако, конвейеры и тоннели - это абсолютно разные установки, которые используют разные концепции мытья и ориентированы, соответственно, на разные типы автомобилей. В тоннельной автомойке машина сама движется вдоль щеток. В конвейерной же автомойке машина проходит через арки на конвейере: передняя шина ставится в специальный пояс конвейера, устанавливается нейтральная скорость, и конвейер везет автомобиль через моечные узлы.

 

moykiu3

 

Конвейерная и тоннельная автомойки – это по сути абсолютно разные комплексы разнесенных механизмов, выполняющих определенную, но различную функцию. Обслуживание одновременно несколько автомобилей дает возможность данным видам автомоек показывать производительность до 160 машин в час. При этом, чем длиннее конвейер (тоннель) - тем лучше его производительность.

 

Туннельные и конвейерные автомойки стоят в два-три раза дороже порталов, однако при этом они показывают производитель в пять-шесть раз выше. Однако, установка высокопроизводительного оборудования, которое способно обслуживать до 60-80 машин за час, является оправданной лишь в случае плотного транспортного потока. Неплохим показателем для АЗС принято считать заправку 5-7% проходящих мимо автомобилей, в вопросе с мойкой эта доля значительно меньше. Поэтому нет ничего удивительного в том, что получить полную загрузку производительного оборудования очень непросто. Стоит отметить, что преимущества высокопроизводительного оборудования превышают их недостатки лишь тогда, когда обслуживается от 100 машин в сутки. Чем чаще эксплуатируется конвейер (тоннель), тем лучше, и дело не только в доходе владельца, но и в плане эксплуатации техники. Высокопроизводительная автомойка конструировалась для работы в условиях максимально возможной загрузки. Поэтому главное для тех, кто владеет таким оборудованием - обеспечить использование мощностей.

 

География автомоек


Автомойки размещены по карте российских мегаполисов очень неравномерно. Так, согласно статистике справочники 2gis  очевидным лидером по числу автомоек является российская столица. Москва располагает 1520 автомойками. Однако, для мегаполиса, автопарк которого превышает 5 млн. зарегистрированных транспортных средств, в этом нет ничего удивительного. Куда интересней сравнить между собой другие российские города-миллионники. Так, в сопоставимых между собой по численности населения Екатеринбурге и Ростове-на-Дону, разброс очень велик. Так, в Ростове, чья численность населения превышает 1,1 млн человек всего 153 автомойки, в то время как Екатеринбург с 1,4 млн человек имеет автомоек почти в два раза больше – 362. Однако, не исключено, что в российских мегаполисах существует большое количество "серых" автомоек, наличие которых не учитывается официальными справочниками. Вполне возможно, что наличие этих данных, могло бы несколько видоизменить имеющуюся статистику.   

 

mo1

 

Однако, в любом случае без учета уровня автомобилизации имеющиеся данные о количестве автомоек ни о чем не говорят. Сопоставляя численность автомоек с уровнем автомобилизации, мы увидим, что более других услугами в данном сегменте рынка насыщен город Санкт-Петербург. Здесь на 1 автомойку приходится 1 456 машин. За ним сразу же следует город Омск (1 автомойка на 1477 машин). По сравнению с двумя этими городами насыщенность московского рынка выглядит весьма блекло. Несмотря на то, что в абсолютном значении количество автомоек в столице больше, чем в других городах, на 1 автомойку здесь приходится аж 3 421 автомобиль. По уровню насыщенности услуг Москва уступает всем остальным городам-миллионикам. На предпоследнем месте находится Ростов-на-Дону, где на 1 автомойку приходится 2 875 автомобилей.  

 

mo2

 

Столица нашей страны также отличается от других российских городов практически полным отсутствием автомоек в центре города. Зато очень много автомоек расположилось в Юго-Западном и Северо-Восточном административных округах. В других российских городах-миллиониках автомоечные комплексы примерно  равномерно распределены по территории мегаполиса. 


Игорь Степанов, директор продаж новосибирского отделение компании «Kristofer».

Под словом «автомойка» я понимаю предприятие, которое указывает услуги по мойке автотранспорта. 90% автомоек Новосибирска – это мойки ручного типа. Автоматические мойки в нашем городе можно пересчитать по пальцам.

На создание автоматической мойки нужны неимоверные затраты. Если Вы решитесь покупать три поста ручной мойки – это обойдётся максимум в 500 тыс. рублей. Если же приобретать хорошую портальную мойку, то вам придется потратить порядка 6 миллионов рублей. К тому же под такое оборудование практически невозможно найти помещение нужной конфигурации, скорей всего придется строить новое здание. Окупаемость  портальной установки зависит от многих факторов. Если говорить о слагаемых успеха, то, во-первых, должно быть хорошее оборудование. Во-вторых, важно соблюдение технологии помывки автомобиля. В-третьих, должна использоваться качественная автохимия. В-четвертых, работать должен только обученный персонал. В-пятых, большое значение имеет интерьер автомойки. Автомойка должна быть уютной и располагать к себе. Обязательно должны быть в наличии комфортная комната для клиентов и качественный санузел. Все выше перечисленные факторы работают комплексно.

В автомоечном бизнесе существует большой разброс цен. На дешевых ручных автомойках могут помыть машину и за 300-350 рублей. На хорошей автомойке эта же услуга, но выполненная качественно, обойдется в 1000 рублей. Сразу важно определиться для себя, что Вам более важно: качественная услуга или низкая цена? На ряде дешевых автомоек часто халтурят, экономят на автохимии. Качественная услуга предполагает, что под каждый тип загрязнения побирается определенный вид автохимии. На недорогих автомойках часто пренебрегают этим и используют самую дешевую автохимию. Иногда не брезгуют даже «Fairy». На дешевых автомойках порой обслуживают исключительно в режиме бесконтактной мойки. Но безконтактная мойка подходит далеко не каждому автомобилю. Она может быть полезна только в том случае, когда автомобиль моется не реже, чем один раз в четыре дне. В противном случае, пленка грязи становится достаточно толстой и бесконтактная мойка здесь уже не поможет. Ведь не зря все порталы в обязательном порядке обеспечивают контакт щетки с поверхностью автомобиля. Иногда без прямого контакта просто не обойтись.

Нельзя сказать, что наш рынок переполнен услугами автомоек. Автомойка – это очень серьезный бизнес. Чтобы этот бизнес процветал им нужно заниматься серьезно, с утра и до утра, 24 часа в сутки. Большинство же работают по принципу: поставил мойку, нанял людей, и стригу деньги. И не важно, какой уровень услуг ты обеспечиваешь. Нам остро не хватает качественных услуг. И очереди на хороших автомойках это лишний раз подтверждают. 

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.