+79139857900

«Гордиев узел» ФАС

6 апреля 2012 в 14:44

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила разделить сферы продаж и обслуживания автомобилей, обеспечив доступ независимых сервисов к приобретению оригинальных запчастей, а также техрегламентам, которые позволяют выполнять  гарантийное обслуживание автомобилей. У дилеров и у представителей независимых СТО инициатива ФАС вызвала различные оценки.    

  

 

Осенью прошлого года российские автодилеры через Ассоциацию «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) обратились в ФАС по поводу дискриминации дилерского сообщества со стороны автопроизводителей. Речь шла об устранении пунктов договоров, ущемляющих права дилеров, и защите их инвестиций в  дорогостоящие дилерские центры.  К этому обращению присоединились и члены Сибирской ассоциации автомобильных дилеров (СААД), вступившие в состав общероссийской ассоциации.

 

Согласно данным последнего протокола заседания общероссийской ассоциации дилеров, членам Совета предлагалось выработать позицию РОАД по вопросам взаимодействия с ФАС и возможного разделения рынков продаж и обслуживания между дилерскими сервисами и независимыми СТО.

 

Такая позиция необходима для того, чтобы члены Совета придерживались единого мнения по одним и тем же вопросам, не противоречили друг другу и по возможности озвучивали его в кабинетах власти. Некоторые члены РОАД  предложили подготовить для ФАС свое видение разделения рынков продаж и сервиса. К примеру, предложить антимонопольной службе ввести переходный период – пять лет. Это необходимо для того, чтобы не разрушить бизнес дилеров.

 

Позиция ФАС

 

Чиновники антимонопольной службы полагают, что налицо фактическая монополизация гарантийного рынка, от чего страдают не только рядовые автомобилисты, но и официальные дилеры, а также независимые техцентры.  В списке нарушений законодательства несколько пунктов. Первый и самый главный – то, что дилерам приходится совмещать функции продавца и ремонтной организации.

 

По мнению руководства ФАС, заниматься реализацией автомобилей должны одни компании, а обслуживанием и ремонтом – уже другие. В частности, такое разделение приведет к снижению цен на ТО, а также позволит выйти на рынок независимым автосервисам.

 

Вторая претензия ФАС к автоконцернам заключается в том, что они диктуют продавцам любые условия – например, ограничить срок действия дилерского соглашения или в одностороннем порядке расторгнуть договор на поставку запчастей.

 

Антимонопольные органы предлагают установить новые правила работы на российском рынке. Основополагающих позиций – две. Первая: разделение функций продавца и сервисного центра,  вторая: обеспечение свободного доступа на гарантийный рынок независимым техцентрам.

 

Пока что до взаимопонимания дилеров и независимых автосервисов, судя по всему, далеко. «Никаких прозрачных требований к дилерам нет, ясных процедур – тоже. Все это создает отсутствие прозрачности и нездоровую деловую среду в этом секторе», – утверждает Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС. Есть вопросы и к самим дилерам.

 

«Дилеры считают свой бизнес клиентоориентированным, однако, приходя в любой авторизованный сервис и изучив цены на запчасти и обслуживание, начинаешь в этом сомневаться», – говорит он.

 

Но и у дилеров есть вполне обоснованные возражения. Производители выдвигают им требование соблюдения стандартов, которые касаются используемых площадей, оборудования, персонала. И чтобы соответствовать им, приходится держать определенную ценовую планку.

 

Точка зрения дилеров

 

Михаил Невмовенко, исполнительный директор СААД, напоминает, что сейчас у каждого дилерского центра существует два договора – продаж автомобилей и дилерское соглашение о сервисном обслуживании. В теории возможно получение дилерского соглашения так называемым независимым автосервисом. Но это в теории. А на практике все это достаточно сложно.  

 

Валерий Ткачев, заместитель директора по производству ТСК «Автомир Новосибирск», говорит, что ему пока не ясно, как независимые СТО будут осуществлять гарантийный сервис, не подписав дилерского соглашения о сервисном обслуживании.

 

«Как найти всю информацию по той или иной модели автомобиля, как ее обслуживать без такого договора? – спрашивает Валерий Ткачев. – Ведь без него нельзя получить доступ к  самому актуальному дилерскому каталогу запасных частей, к необходимому  спецоборудованию и программному обеспечению. Как без этого осуществлять гарантийное обслуживание? Например, для ремонта Renault Logan как минимум (повторяю: как минимум!) нужно 20 видов специнструмента (не считая сканера). И как даже такой автомобиль будут  обслуживать в независимой СТО?»

 

«Ситуация непростая,  – подытоживает Михаил Невмовенко. – Не случайно члены совета РОАД предлагают пятилетний период для того, чтобы решить все проблемы, связанные  с нормативами и лицензиями. Есть и другие вопросы – например, на какой срок независимый автосервис будет заключать договор с дилером? Этот  вопрос тоже пока не решен».

 

Независимый автосервис 

 

У самих независимых СТО в отношении инициатив ФАС пока что больше вопросов, нежели ответов. Например, еще осенью прошлого года на одной из встреч с корреспондентом группы изданий «АВТО МЕДИА» тему возможности гарантийного обслуживания дилерских автомобилей затронул Евгений Сулимов, директор по сервису компании «Экспосервис», ассоциированного члена СААД. Он пояснил, что если независимые  автосервисы возьмутся за такой вид услуг, то им придется обзавестись дорогостоящим дилерским спецоборудованием, что в итоге не сможет не отразиться на цене услуг.

 

Есть и несколько иные взгляды на возможное развитие событий.

 

«Не секрет, что на обслуживание  в независимые СТО, приезжают гарантийные автомобили, – рассказывает Игорь Соколов, управляющий Автокомплекса «Лайм».   Это происходит потому, что сейчас каждый автовладелец считает свои деньги. А цены в дилерском сервисе завышены. Например, разница в цене на одно и то же масло в дилерском и независимом автосервисах может достигать 100%. Такая же картина и по многим другим расходным материалам и запчастям. На независимом рынке эти товары стоят намного дешевле. На мой взгляд, дилеры зарабатывают не столько на продажах машин, сколько на их гарантийном обслуживании. Вот поэтому клиенты и думают, зачем три года платить такие большие деньги дилеру, если не все запчасти идут по гарантии и поставить их можно на независимой СТО?».

 

Предполагается, что высокая стоимость работ в дилерском сервисе обусловлена строгим  соблюдением всей технологической цепочки ремонта плюс высокая квалификация специалистов, прошедших специальное обучение. На самом же деле, не последнюю роль в этом играет отсутствие конкуренции на рынке гарантийного обслуживания.

 

«Если решение ФАС будет принято, то у независимого автосервиса будет больше возможностей привлечь клиентов за счет более доступной стоимости работ», – считает Игорь Соколов. Но добавляет, что даже если независимым СТО официально разрешат осуществлять гарантийное обслуживание, то конечно же, будут и те автомобилисты, которые  все равно останутся на обслуживании у дилеров.

 

«Пока не ясно, каковы будут условия заключения дилерского соглашения о сервисном обслуживании, – вполне резонно заключает Соколов. –  Насколько равными их сделают автопроизводители для дилеров и независимых СТО? Только после решения этих вопросов можно будет говорить о настоящей конкуренции между дилерскими и независимыми автосервисами».

 

В свою очередь, Дмитрий Буянов, директор компании «Барклай Холдинг» (г. Москва),  считает решение ФАС абсолютно правильным.

 

«Дилеры, конечно, будут защищать этот бизнес, но это вряд ли им поможет, - говорит  Буянов. – Правда, и расходы на комплектацию СТО согласно требованиям автопроизводителей таковы, что не каждый независимый автосервис подпишется на их выполнение. С моей точки зрения ситуация с передачей прав гарантийного ремонта независимым автоцентрам будет такой же, как и с техосмотром. Когда правительство объявило, что он переходит в частные руки, многие тоже начали говорить, что сейчас количество пунктов ГТО резко вырастет и все станут предлагать эти услуги? А по факту стоимость ТО сделали такой, что автосервису для того, чтоб окупить расходы на приобретение диагностической линии надо работать лет 10. Поэтому и количество желающих организовать пункт техосмотра тут же поубавилось».

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Рынок автосервиса: накануне важных перемен

Как рынок автосервисных услуг реагирует на кризис 2022 года на российском...

15 май 2023 в 09:02

Подробнее >
Photo

Время новых лидеров

Эффективные маркетинговые инструменты от компании БАЗА ГРУПП

25 авг 2022 в 10:31

Подробнее >
Photo

Путь на Autopromtech 2022

Организаторы 29-й международной биеннале автомобильного оборудования и товаров...

26 фев 2022 в 15:27

Подробнее >