+79139857900

Каким будет авторынок России?

4 апреля 2013 в 09:44

14 февраля состоялось очередное, уже 88 по счету заседание клуба руководителей, работающих в сегменте автобизнеса – AutoBoss. Выступавших было немало – в основном топ-менеджеры крупных дилерских сетей, которые делились собственным опытом и рассказывали о том, как они преодолевают трудности текущей ситуации.

 

Наиболее запоминающимся стал доклад старшего менеджера практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC (Москва), Сергея Литвиненко. Его выступление было посвящено такому вопросу, как «Управление стоимостью бизнеса». Стратегии развития компании в соответствии с концепцией стратегического планирования, предложенные во второй части доклада, были чрезвычайно интересны, однако мы остановимся на первой части выступления Сергея Литвиненко, в которой он представил довольно объективный и аргументированный прогноз развития автомобильного рынка России на ближайшие несколько лет.

 

Стоит отметить, что впервые данный прогноз был анонсирован на сайте компании PwC ещё за две недели до этого. Уже в конце января эксперты этой организации отметили, что рынок автомобилей в нашей стране наконец-то стал более стабильным и пронозируемым — после нескольких лет сильной волатильности продаж. В 2012 году объемы продаж выросли на 10%. Впервые после 2008 года рост рынка измеряется в двузначных цифрах, а объемы продаж превысили данные 2008 года. На заседании клуба AutoBoss данное исследование рынка было представлено более подробно, поэтому мы и предлагаем его вашему вниманию. Цифры, которые называют эксперты PwC, возможно, позволят вам сформировать правильную стратегию развития вашей компании на ближайшие несколько лет.

 

 

Кризис преодолен

 

Итак, вернемся к объемам продаж автомобилей. Как следует из таблицы №1, в период с января по декабрь 2012 года в России было продано 2,76 млн. легковых автомобилей. Годом ранее было 2,5 млн. В 2012 году российский рынок стал вторым по величине в Европе, уступив лишь Германии (3,1 млн автомобилей), но Германия в прошлом году показала отрицательный рост, а Россия +10%, уступив по темпам прироста только двум странам мира: США (14,5 млн. автомобилей и 13% роста) и Японии (3,36 млн. автомобилей и 26% роста). В денежном выражении рост российского автомобильного рынка более заметен: 71 млрд. долларов в 2012 году, против 58,9 млрд. в 2011-м. Таким образом, рост составил 21%, и он был достигнут, в основном, за счет иномарок российской сборки. Доля этих автомобилей в продажах в прошлом году составила 44%, а продажи в денежном выражении выросли почти на треть. Продажи импортных автомобилей также выросли, а вот объем продаж российских автомобилей снизился на 3%.

 

 Структура отечественного авторынка в 2012 г.

 

Эксперты PwC отмечают замедление темпов роста рынка, что связно с удовлетворением отложенного спроса, возникшего в 2008-2009 годах, в результате мирового финансового кризиса, следствием которого стал кризис на рынке кредитования в России. В 2011 году база рынка была уже намного выше, поэтому темп роста снизился.

 

 Темпы развития авторынка

 

 

Одним из важнейших признаков, указывающих на стабилизацию рынка и на преодоление кризисных явлений, эксперты называют снижение сезонных колебаний продаж. В 2008-2009 годах в течение одного года колебания продаж были весьма сильными и непредсказуемыми. Начиная с 2010 года продажи идут относительно ровно, с небольшими спадами в сезон отпусков и в январе.

 

Сезонность на авторынке

 

 

Прогнозы

 

В оценке перспектив российского авторынка на 2013 год эксперты PwC выражают сдержанный оптимизм. По их мнению, на российском рынке негативные и позитивные тенденции уравновесили друг друга, и это является основой для стабильного роста. Однако темпы роста будут постепенно замедляться по мере насыщения рынка. В 2013 году PwC прогнозирует рост продаж на 5%. При этом наиболее значительную динамику покажет сегмент иномарок российской сборки.

 

Если говорить о долгосрочных перспективах, то российский рынок ожидает дальнейшее замедление темпов роста. Начиная с 2014 года, по оценке PwC, рынок будет прирастать примерно на 3% в год. Начиная с 2018 года – на 2% в год, а после 2023 года – на 1%. В 2025 году эксперты PwC прогнозируют нулевой рост. К этому моменту автомобилизация российского населения достигнет отметки в 400 автомобилей на 1000 населения.

 

Прогноз авторынка РФ

 

 

Вопросы утилизации

 

Продолжение роста автомобильного рынка будет возможно лишь в том случае, если государству и бизнесу в России удастся выстроить работающую систему утилизации автомобилей, вышедших из эксплуатации. Эксперты PwC подсчитали, что реальные расходы на утилизацию автомобилей, которые будут ввозиться в Россию с 2013 года (после введения утилизационного сбора), появятся не ранее 2027 года. Эти расходы будут намного ниже поступлений в российский бюджет. Как известно, утилизационный сбор будут выплачивать только импортеры. Производители, которые организовали сборку автомобилей на территории России, взяли на себя обязательство самостоятельно организовать утилизацию своих автомобилей. Поступления в бюджет от этих сборов  за 20 лет составят 20 млрд. долларов. Реальные расходы  на утилизацию автомобилей, ввезенных после 2013 года, за этот же период составят менее 1 млрд. долларов. Однако на данный момент по-прежнему открыт вопрос, кто будет отвечать за организацию процесса утилизации и создавать необходимую инфраструктуру. С точки зрения аналитиков PwC, оптимальным вариантом было бы сотрудничество  в этих вопросах государства с частными предпринимателями и автопроизводителями.

 

Утилизация на авторынке

 

Государство со своей стороны обязано создать необходимую законодательную базу, требующую от автовладельцев сдавать вышедшие из эксплуатации автомобили в утиль. Возможно также создание государственного агентства по утилизации, которое бы контролировало создание утилизационных предприятий в регионах. Автопроизводители со своей стороны могут организовать прием автомобилей в своих дилерских пунктах либо взять на себя обязательства по обеспечению независимых пунктов приема автомобилями, сдаваемыми в утиль. Наиболее сложная задача стоит перед частными предпринимателями, которые должны фактически сформировать новый сегмент в автомобильном бизнесе. Для того, чтобы утилизационный бизнес был успешным, необходимо очень внимательно изучить спрос в каждом конкретном регионе, чтобы количество пунктов приема было достаточным, но не избыточным. Помимо этого успех утилизационного бизнеса будет зависеть и от того, удастся ли частному бизнесу организовать производство новых автокомпонентов из вторсырья, полученного при утилизации автомобилей.

 

Утилизация на авторынке

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Рынок автосервиса: накануне важных перемен

Как рынок автосервисных услуг реагирует на кризис 2022 года на российском...

15 май 2023 в 09:02

Подробнее >
Photo

Время новых лидеров

Эффективные маркетинговые инструменты от компании БАЗА ГРУПП

25 авг 2022 в 10:31

Подробнее >
Photo

Путь на Autopromtech 2022

Организаторы 29-й международной биеннале автомобильного оборудования и товаров...

26 фев 2022 в 15:27

Подробнее >