+79139857900

Моторное масло. Зачем автоконцернам свои спецификации?

23 апреля 2013 в 13:04

Автопроизводители с каждым годом становятся все более придирчивыми. Были времена, когда применялся один тип антифриза. Было всего два вида АКПП и такое же количество используемых ATF. И было всего несколько общих классов моторного масла, которое можно было заливать в двигатели различных марок автомобилей. Но времена изменились.

 

 

Если сегодня кто-то заявляет, что использование неправильного масла в двигателе «не имеет большого значения», он, либо недостаточно хорошо владеет информацией, либо лукавит.  Неправильный выбор моторного масла может привести не только к преждевременному износу внутренних компонентов двигателя, но стать причиной серьезных проблем при управляемости автомобиля. Конечно, мы все прекрасно знаем, что использование неправильного масла не приводит к моментальному выходу двигателя из строя. Вероятность того, что двигатель заклинит сразу же после добавления неправильного масла, на самом деле, мала.  Но если этого не произошло, успокаиваться не нужно. Через некоторое время проблема проявит себя и будет, скорее всего, только развиваться.

 

 

Куда приводят ошибки?

 

Ведущий инженер отдела исследований и разработок компании Pennzoil Марк Фернер (Mark Ferner)  утверждает, что даже небольшие ошибки могут привести к значительным повреждениям двигателя.

 

«Правильное масло имеет правильный баланс базового масла и присадок для конкретного двигателя. Если необходимые добавки отсутствуют, вы можете получить контакт «металл­-металл» в клапанах. Если моторное масло не имеет в своем составе  определенных антиоксидантов, может произойти тепловое повреждение двигателя из­-за того, что в некоторых точках двигателя возникнет локальный перегрев до 200­300 градусов Цельсия. Это приводит к образованию лаковых отложений в точках перегрева, которые не позволяют движущимся частям двигателя работать должным образом».

 

Именно поэтому, после того, как автопроизводители перешли на применение специализированных антифризов и специализированных ATF, теперь они начинают требовать для своих двигателей специализированных моторных масел. Лозунг «Каждому двигателю – свое масло» впервые начали претворять в жизнь европейские автоконцерны. Ещё в 1990 году оно отошли от традиционной концепции, кода одна универсальная спецификация масла подходила для всего модельного ряда автомобилей.

 

 

От спецификаций до собственных брендов масел

 

Например, BMW с введением в 1999 году 3-й серии (которую внутри самого концерна называют серией E46) объявила о том, что теперь моторное масло можно менять не через 8 – 9 тыс. км, как было ранее, а через 15000 (либо не реже 1 раза в год, если годовой пробег автомобиля составляет менее 15 000 км).Вместе с этим BMW представила новый смазочный материал для таких двигателей: BMW High Performance Synthetic Oil SAE 5W-30.

 

Начиная с этого момента, моторное масло перестало быть просто материалом, который обеспечивает смазку трущихся деталей двигателя и их охлаждение. Как заявляют в компании Liqui Moly:

«Современное моторное масло – это не только смазочный материал. Это продукт, который обязан функционировать в условиях повышенных температур и давления. Он обязан очищать двигатель от продуктов сгорания, кислоты, частиц топлива, воды, а также защищать двигатель от коррозии. Современные моторные масла превратились в высокотехнологичную жидкость, которая соответствует требованиям лишь одной или нескольких моделей автомобилей. Это такой же специализированный расходный материал, как, к примеру, свечи зажигания».

 

Посмотрим, что случилось с Audi около 10 лет назад. Двигатели Audi и Volkswagen 1.8 L турбо сильно страдали от повышенного лакообразования. Масло в этом двигателе со временем становилось густым, как деготь, что приводило к серьезным повреждениям двигателя. Автопроизводитель сумел решить проблему, разработав специализированное масло для данного двигателя. Это позволило VAG увеличить гарантию до 10 лет или 120 000 километров пробега. Причем речь в данном случае не идет о каком-то оригинальном масле, которое стоит намного дороже, чем масло независимых брендов. Производителям масел всего лишь нужно было подтвердить соответствие своего продукта спецификации VW502.00. А автовладельцы, которые применяют данное масло, получили закономерное увеличение гарантии.

 

Не так давно General Motors также установил собственный стандарт моторного масла, dexos1 (начинается, именно со строчной «d»). GM производит легковые и грузовые автомобили в 34 странах и продает их более чем в 140 странах. Всего компания использует 20 различных типоразмеров двигателя. Чтобы обеспечить надежную работу двигателей в течение длительного времени, компания должна была обеспечить своих потребителей смазочными материалами одинаковых характеристик в любой точке мира, где осуществляются продажи GM. Спецификация  GM dexos является фирменной глобальной спецификацией моторных  масел, разработанной в соответствии с требованиями транспортных средств GM по всему миру.

 

По данным информационного центра dexos, спецификация dexos прошла через многочисленные этапы тестирования. Многие фирменные тесты GM, которые применяются при проверке масел на соответствие стандарту dexos, не включены в текущие отраслевые стандарты. Таким образом, масла, прошедшие данное испытание, превышают многие современные стандарты, что позволяет утверждать, что спецификация dexos обеспечивает значительную защиту двигателя от износа, повышение чистоты поршней, снижение расхода масла на угар, меньшую окисляемость масла. «Бренд dexos является эксклюзивной торговой маркой компании General Motors, и только те масла, на этикетке которых используется данный знак, считаются сертифицированными и лицензированными GM, как отвечающие требованиям и строгим стандартам  качества спецификации dexos. Помимо самого значка, производитель масла обязан отображать на этикетке номер своей лицензии, чтобы потребитель мог проверить реальное наличие данной спецификации у масла. (Список лицензированных моторных масел можно проверить в Интернете на www.gmdexos.com / licensedbrands.html).

 

GM рекомендует dexos1 для всех своих автомобилей с бензиновым двигателем и dexos2 для легковых дизелей. Кстати, новые смазочные материалы dexos имеют и обратную совместимость, то есть могут применяться в автомобилях, выпущенных ранее. Это указано в руководстве по эксплуатации для всех автомобилей, произведенных в 2011 году и последующие годы. Впрочем, при этом GM весьма осторожен в своих рекомендациях. Ни в одном из руководств по эксплуатации не пишется, что автовладелец обязан использовать масло dexos. Есть лишь пометка о том, что «Использование моторных масел, не лицензированных dexos ™, может привести к снижению производительности двигателя». Даже упоминания о возможных поломках двигателя отсутствуют. Есть лишь мелкое предупреждение о том, что применение низкокачественного масла может стать причиной аннулирования гарантии на автомобиль. Это сделано не случайно. Если бы автопроизводитель заявил, что для данного двигателя требуется только определенная марка фирменного масла, то по американским законам он должен предоставить этот продукт пользователю бесплатно (согласно Magnuson-Moss Warranty Act).

 

 

Масло эпохи aftermarket

 

Движение в сторону создания фирменных систем сертификации моторных масел вызывает озабоченность независимых участников рынка автосервисных услуг. Они полагают, что тем самым автоконцерны хотят привязать автовладельцев к дилерским центрам даже при выполнении такой банальной и рутинной услуги, как замена масла.

 

«Все это похоже на попытку автопроизводителей захватить ещё большую долю на рынке автосервисного обслуживания  и вытеснить с него франчайзи независимых масляных брендов», - ­ заявляет директор по связям с правительством американской Automotive Aftermarket Industries Association (AAIA).

 

В 2009 году организация SAE распространила документ, озаглавленный «Спецификации моторных масел для бензинового двигателя. Прошлое, настоящее и глобальное». Статья написана Эриком Р. Джонсоном в соавторстве с GM. В статье, в частности, говорилось:

 

«... В связи с ужесточением требований и увеличением числа индивидуальных характеристик OEM, услуги по смене масел могут вернуться обратно в сферу влияния автодилеров. Для европейского рынка обслуживания автомобилей такая практика является нормальной, в отличие от рынка Северной Америки и некоторых других стран. Опасность заключается в том, что независимые пункты экспресс­замены масел (ПЭЗМ) не смогут поддерживать складские запасы смазочных материалов, имеющих OEM­спецификацию для широкого перечня автомобилей. Основное конкурентное преимущество данных пунктов заключается в том, что они закупают единую марку масла для широкого перечня автомобилей. За счет этого они могут предложить потребителю услуги по конкурентоспособной цене. Если же заставить независимые ПЭЗМ закупать отдельные смазочные материалы для каждого отдельного автомобиля, то их логистические расходы вырастут очень сильно. Кроме того, есть опасность, что независимые участники рынка вовсе не смогут приобрести материалы (соответствующей спецификации) в необходимом количестве и по конкурентоспособной цене».

 

Сертифицирование масел может также стать причиной недобросовестной конкуренции среди дилеров, поскольку автопроизводители требуют оплаты за получение соответствующего сертификата.

 

К примеру, компания Valvoline отказалась получать сертификат dexos от GM именно по этой причине. Пресс-секретарь технологического департамента Valvoline заявил, что компания сегодня не предлагает продукты, сертифицированные по системе dexos из-за высоких финансовых требований со стороны GM.

 

«Мы должны были бы платить роялти за каждый галлон масла, сертифицированный в системе dexos, независимо от того, продается ли он в автомобили компании General Motors или нет», ­ сказал он, добавив, что ValvolineDuraBlend 5W­30 и SynPower 5W­30 ILSAC имеют категорию GL­5, что полностью совместимо с требованиями dexos.

 

Многие другие производители на американском рынке (Royal Purple, Amsoil и другие) тоже отказались получать данный сертификат, поскольку увидели в нем лишь желание GM получить лицензионный сбор.

 

 

Что будет с гарантией?

 

Этот вопрос нередко задают автовладельцы. Действительно, имеет ли дилер право снимать автомобиль с гарантии в том случае, если вы не приехали к нему на замену масла? Вопрос очень важный для всего рынка. Ведь любая независимая станция техобслуживания будет рада работать с клиентами, имеющими новые дорогие автомобили. Если следовать букве закона, то дилер не имеет права снять автомобиль с гарантии на одном лишь основании, что её владелец не подписал договор на ТО в его сервисном центре. График ТО, как и перечень допустимых к обслуживанию расходных материалов, прописаны в руководстве по эксплуатации. Так что любая СТО, в принципе, может работать с дилерскими машинами. У дилера есть право лишить владельца продленных сроков гарантии (3-5 лет и более), но гарантийные обязательства, которые положены по закону (2 года), он обязан соблюсти.  Единственной причиной, по которой автодилер может отказаться возмещать убытки при поломке в течение гарантийного срока, может быть использование некачественных запасных частей и материалов. Однако доказать это он может только с помощью независимой экспертизы. И даже если в течение гарантийного срока будет выявлена поломка какого-либо узла автомобиля, причиной которой стал водитель или использование некачественного расходного материала, это не освобождает дилера от ответственности за другие узлы автомобиля, которые не могли пострадать в результате данной поломки. Грубо говоря, если автомеханик установил на автомобиль неоригинальные тормозные колодки, и это привело к порче тормозного диска, то это вовсе не означает, что весь автомобиль теряет гарантию. В случае поломки других агреатов и узлов, дилеру опять же придется доказывать, что они произошли не по вине автопроизводителя, а по причине некачественного обслуживания.

 

Если вы хотите работать с клиентами, которые являются владельцами гарантийных автомобилей, вам придется тщательно изучить ст. 19 «Закона о защите прав потребителей», в котором прописаны условия гарантии. Поговорите с вашими клиентами, убедите их в том, что закон на их стороне. Следуйте требованиям «Руководства по эксплуатации». Будьте в курсе их гарантийного срока и постарайтесь выполнить ТО незадолго до его окончания, чтобы убедиться в исправности всех узлов автомобиля до того, как истечет гарантия. Очень тщательно ведите бухгалтерию и учет выполненных работ. Есть вероятность, что клиент, как его ни предупреждай, не сохранит копии заказ-нарядов, в которых указаны применяемые материалы и запасные части. В таком случае у вас должна быть возможность предоставить ему полноценную доказательную базу, подтверждающую качественное обслуживание автомобиля. Всё это позволит вашим клиентам избежать каких-либо вопросов со стороны автодилера в случае обращения по гарантии. Ну а остальное уже находится исключительно в вашей компетенции и в руках ваших сотрудников.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Рынок автосервиса: накануне важных перемен

Как рынок автосервисных услуг реагирует на кризис 2022 года на российском...

15 май 2023 в 09:02

Подробнее >
Photo

Время новых лидеров

Эффективные маркетинговые инструменты от компании БАЗА ГРУПП

25 авг 2022 в 10:31

Подробнее >
Photo

Путь на Autopromtech 2022

Организаторы 29-й международной биеннале автомобильного оборудования и товаров...

26 фев 2022 в 15:27

Подробнее >